Главная / Математика / разработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс).

разработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс).

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №14 г. Азова.

Учителя: Бойко Е.А., Панасюк Е. В.

Предмет: математика и физика

Класс: 9

Тема урока: “Стой! Подумай! Подожди!”.

Цель урока

Учебная:

На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить применять их для определения:

-модуля и направления сил, действующих на движущиеся тела в реальных ситуациях;

-безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.

Развивающая

- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).

- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).

- Развить навыки публичного выступления.

Воспитательная

- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика, математика) с реальной жизнью нашего общества.

- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.

hello_html_m4e11e9e0.png

  1. Вступление

Культура поведения на дорогах – одна из насущнейших тем современности т.к. ежедневно в мире погибает около 3,5 тысяч человек. В год потери составляют более 1,2 миллиона человек погибшими и 50 миллионов ранеными. Чаще всего жертвами ДТП становятся люди от 25 до 40 лет, а это самая работоспособная часть населения, самое страшное, что у них уже никогда не родятся дети и население Земли понесет дополнительную утрату.

Наша страна не является исключением в этой печальной статистике. Трагедии на Российских дорогах чаще всего происходят из-за водителей – неумех, которых в народе окрестили “чайниками”, нетрезвых водителей и пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Жертвами ДТП становятся совершенно невинные люди: случайные прохожие, дети…

Вот почему пропаганда высоконравственного поведения людей на дорогах – одно из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса.

(Демонстрация Слайдов №2, 3, 4)

hello_html_36f2a806.pnghello_html_m4ccccc7b.pnghello_html_60943643.png

  1. Математическая разминка «Дорожная грамота – наука быть живым»

Работа в группах с использованием физических понятий (Демонстрация Слайдов №5-7)

hello_html_1b329bfb.pnghello_html_m1c6ae5a0.pnghello_html_m26cbc7df.png

Класс разбивается на три экипажа для выполнения следующей работы – заполнение путевых листов (смотри приложение №1) (Слайды №8- 9)

hello_html_3e6f33a0.pnghello_html_m39dd3ceb.png

Пока экипажи заполняют путевые листы, ученики-кон­сультанты на доске запишут свои заранее подготовленные домашние задачи с решениями.

  1. Выводы разминки (Слайды № 10 – 17)

  2. Решение задач

Учащиеся-консультанты объясняют решения своих задач. Класс задает вопросы; записывают решения в тетради.



1. На участке дороги установлен знак допустимой скорости 50 км/ч, водитель применил аварийное торможение. Инспектор обнаружил по следам колес, что тормозной путь 12м. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, если коэффициент трения равен 0,6?



Дhello_html_m2fb83a6a.gifано: СИ Решение:

Vmax = 50км/час 14м/с по 2 закону Ньютона: ma = F-Fтр , при F=0

Shello_html_m2fb83a6a.gif= 12м Fтр= ma, µN= ma, µmg =ma (1)

µhello_html_m2f4cac47.gif=0,6 из s=v2-v02/2a => s= v02/2a ,т.к. v=0

найти: vо=? s= v02/2 µg => v=√ 2sgµ=12м/с=43,2км/час

v0< Vmax

hello_html_5073de46.gifhello_html_m6bd3db12.gifhello_html_a176b60.gifF Fтр

2 способ: из s=mvо2 /2Fтр => vо= √ 2sFтр/m ,где Fтр= µN= µmg

vо=12м/с

Ответ. Скорость была 43,2 км/ч, т.е. меньше разрешенной (не нарушил). hello_html_37cb2dfb.gif



2hello_html_7e0a5019.gif. Водитель грузовика, едущего со скоростью 72км/ч, заметил на дороге знак. Сhello_html_m5ee0d1.gifможет ли он, не сбавляя скорости, проехать поворот, если радиус поворота равен 25м, а коэффициент трения µ=0,4?



Дано: Решение: При равномерном движении

равнодействующая сил R =Fтр , по 2 закону Ньютона.

V=20м/с т.к. R= maцс, a FтрN= µmg , то

rhello_html_438e1b6b.gif=25м maцс= µmg

µ=0,4 aцс= Vmax2/r => µg =Vmax2/r, тогда

hello_html_m75498e95.gifhello_html_m36d2df2a.gifVmax=√ µg r=10м/с=36км/ч



найти:

Vmax=?

Ответ. Безопасная скорость на таком повороте 36 км/ч, так что грузовик должен притормозить, иначе его вынесет.

3. Аhello_html_37cb2dfb.gifhello_html_m72f173fa.gifвтомобиль массой 2,5т движется со скоростью 20м/с по участку дороги, перед которым установлен знак. Радиус кривизны дороги 20м. Определите вес автомобиля в средней точке выпуклого и вогнутого участков.

Дhello_html_m262ea49d.gifано: Решение:

m=2,5т а)Р=m(g-a) => Р=m(g- v2/r)= -25кН

vhello_html_m75498e95.gif=20м/с a=v2/r

r=20м

нhello_html_m9534073.gifайти: б)Р= m(g+a) => Р=m(g+ v2/r)=75кН

Рhello_html_m262ea49d.gif=? a=v2/r



Ответ. При движении по вогнутому участку вес 75 кН, по выпуклому -25 кН.



  1. Рефлексия

  • При нахождении скорости движения V=Vo + at большое значение имеет трение. Например: на мокрой дороге сцепляемость протекторов колес с покрытием дороги мала, значит, в целях безопасности надо снизить скорость движения.

  • в ходе решения задачи выяснили, что максимальное значение скорости при повороте зависит от коэффициента трения и радиуса дуги поворота.

Vmax = √ μ g r

  • каждый участник движения должен помнить, что при увеличении скорости в 2 раза, тормозной путь увеличится в 4 раза, т.е. тормозной путь зависит от квадрата скорости Sторм =m Vo2 / 2Fтр

  • ускорение –это изменение скорости в единицу времени а = ∆V/ t по 2 закону Ньютона при торможении а = Fтр /m


  1. Домашнее задание (на выбор)

  • Математические задачки по ПДД

Задача № 1.

Ширина улицы 15 м. Успеют ли пешеходы перейти ее, если зеленый сигнал светофора горит 26 сек, а скорость пешеходов не менее 3,6 км/час?

Задача № 2.

Успеет ли пешеход, скорость которого 5,4 км/час перейти дорогу шириной 12 м, если автомобиль, находящийся от него на расстоянии в 100 м, движется со скоростью 90 км/час.

  • Подготовить стихи, песни, загадки, связанные с правилами дорожного движения.

Примеры творческих работ: (те, которые были придуманы самими ребятами) (слайды №20-22)















разработка урока: “Стой! Подумай! Подожди!” (9 класс).
  • Математика
Описание:

Интегрированный урок

Предмет:  математика и физика

 

Цель урока

Учебная:

     На основе полученных знаний о силе трения, второго закона Ньютона научить  применять их  для определения:

      безопасной скорости при разгоне и повороте транспортных средств и тормозного пути при остановке.

Развивающая

- Развить навыки аналитической деятельности (поставить цель, обозначить задачу, сделать выводы из полученных результатов).

- Развить навыки практической научной работы (произведение замеров, построение графиков, проведение социологических опросов, обработка результатов).

- Развить навыки публичного выступления.

Воспитательная

- Показать взаимосвязь учебной дисциплины (физика, математика) с реальной жизнью нашего общества.

 

- Воспитать чувство ответственности за человеческую жизнь: свою и окружающих.

Автор Панасюк Елена Витальевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 44135
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓