Главная / Обществознание / РАЗРАБОТКА УРОКА по обществознанию "Политическое поведение" 11 класс

РАЗРАБОТКА УРОКА по обществознанию "Политическое поведение" 11 класс

11 класс

Тема: Политическое поведение (1 час)


Цели:

продолжать формирование правовой культуры и активной гражданской позиции; способствовать заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.

Задачи:

  • продолжать формирование правовой культуры и активной

гражданской позиции;

  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

  • развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Словарь урока:

Абсентеизм, выборы, избиратель, кандидат, депутат.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Оборудование: ноутбук, медиапроектор,























Ход урока

Объяснение учителя.


Мозговой штурм

Как вы понимаете эти высказывания?

- Неучастие в политике не освободит вас от её результатов. (О. Ф. Бисмарк)

Правильно речь идет о политическом поведении.

И тема нашего урока: политическое поведение.


Так что же такое политическое поведение, попробуем определить понятие?


Политическое поведение – это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействия с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

«Человек есть мера всех вещей»- изрёк древнегреческий философ Протагор. «Человек есть мера политики»- можем сказать вслед за ним и мы. И это действительно так. Политика как сфера деятельности возникает и существует только потому, что у обычного рядового человека есть потребность в ней.


А вот отношение людей к политике противоречиво, хотя в обществе существует объективная потребность в политическом лидерстве, и она не может не реализоваться. Сейчас мы проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопрос: "Интересуетесь ли вы политикой?".  Ответы односложны: "да" или "нет", (перед вами стикеры красного и синего цвета, на одном из них вы ставите свое резюме: красный - "ДА", синий - "НЕТ" и крепите на доску), по которым будет виден результат. Наглядно увидим, что вы политикой (не) интересуетесь!

Данные обрабатываются сразу на уроке, используется доска, где выводится процентное соотношение. (учащиеся прикрепляют на доску разного цвета стикеры "ДА" и "НЕТ") 

Как бы мы не относились к политике, но именно человек, и никто иной нуждается в регулировании общественных интересов. Он, и только он, приходит к мысли, о необходимости управлять общественными делами. Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, тем самым мы говорим о политическом поведении.



Объяснение учителя

Рассуждая о том, что и как движет человеком в его политическом поведении, подводят нас к вопросу о том, каковы его формы? Формы политического поведения многообразны. Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действие и бездействие. С точки зрения публичности существуют открытые и закрытые формы политического поведения, с точки зрения преемственности – традиционные и инновационные. По своей целевой направленности политическое поведение бывает конструктивным и деструктивным. Политическое поведение может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поскольку наиболее важной массовой формой политического поведения являются выборы важно говорить об электоральном поведении граждан.


А какие типичные формы политического поведения вы можете назвать?

Что по этому поводу говорят специалисты:

1. Реакция (положительная, отрицательная, нейтральная) на события, происходящие в политической жизни общества. Реакция-это простейшая форма политического поведения.

2. Участие в выборах в представительные органы власти. Эта форма поведения требует от человека сознательной политической активности.

3. Участие в конференциях и плебисцитах - связано с непосредственным принятием политических решений.

4. Форма прямого действия. Обращение к властям с требованиями улучшения своего положения и т. д., митинги, демонстрации, пикеты, бойкоты.

5. Членство в партиях, движениях. Требует не только активности, но и знаний.

6. Профессиональная политическая деятельность. Форма политического поведения тех, кого мы называем политиками. (презентация)


Мы с вами вели разговор об одном из субъектов избирательного права – избирателе, а есть еще один субъект – избираемый. Речь пойдет о наших депутатах.


Депутат (от лат. deputatus-посланный) - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).

уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом.

.

Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, - это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут.

Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год.

Третье требование - наличие активного избирательного права. Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Давайте попробуем назвать формы деятельности депутата Государственной Думы.

Внимание на экран:

  • участие в заседаниях Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

  • участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой;

  • участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;

  • участие в парламентских слушаниях;

  • внесение законопроектов в Государственную Думу;

  • внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

  • обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;

  • обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

  • работа с избирателями.


А что мы ждем от депутатов?

Всегда ли наши ожидания оправдываются?

Ответ на данный вопрос попробует дать Крючкова Софья, ей слово.


Достойное ли поведение народных избирателей?

И вновь обратимся к законодательству, рассмотрим обязанности депутатов. Весьма скромно выглядят обязанности депутатов Государственной Думы депутат обязан информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы. Но отсутствует, например, закрепление главной обязанности депутата: присутствовать на заседаниях своей палаты, чем многие из них часто пользуются. Ничего в Законе не говорится о дисциплинарных взысканиях, хотя во многих странах это признается необходимым.

.

Но не так все плохо как нам кажется, в настоящее время в Государственную Думу внесено несколько проектов Федеральных законов, предусматривающих возможность отзыва депутата ГД.

Например,

  • проект федерального закона N 140421-3 "Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранного по одномандатному избирательному округу" (по вопросу введения права на отзыв депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, избирателями и установления порядка его отзыва), внесенный депутатами ГД И.В.Лебедевым, Е.Ю.Соломатиным;

  • проект федерального закона N 85357-3 "Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу отзыва депутата Государственной Думы в связи с утратой доверия избирателей или утратой связи с ними).


Завершить урок я хочу цитатой: "Голосование - это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности".


На выборы обязательно нужно идти!


Домашнее задание

Проанализировать документ с. 180, п.15, написать эссе на тему: «Роль СМИ в политической жизни».














Абсентеизм (от лат. Absentia - отсутствие) - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п.

Блок политический - объединение государств, партий, общественно-политических организаций, имеющих общие цели, форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) “реле”, которая занята пропагандой идей блока.

Парламент (англ. parliament от фр. parler-говорить) - высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами представляющий их интересы. Первый парламент возник в Англии еще в XIV в., хотя лишь в 1689г. после принятия Билля о правах были окончательно признаны его законодательные компетенции; родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Впервые образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.

Плебисцит (от лат. Plebs-простой народ и scitum-решение, постановления) - всенародное голосование или опрос, призванный принять решение или выразить важное для государства мнение.

Референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - волеизъявление (голосование) всех граждан государства (или членов другого объединения, организации) по важному для него вопросу, важнейший институт непосредственной демократии.

Фракционность (от лат. fractio размалывание, раздробление) - выделение внутри политической партии или другой организации обособленной, организованной части или же организация родственных по своим идеологическим позициям групп в парламенте. Для партийной фракции характерно наличие идейно-политической платформы, значительно отличающейся от общепартийной программы, групповая дисциплина. Парламентские фракции обычно объединяют депутатов, представляющих одну партию.

Электорат - избирательный корпус, граждане данной страны, обладающие правом голоса (активным избирательным правом), круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Активное избирательное право – право отдавать свой голос за того или иного кандидата на выборную должность.

Пассивное избирательное право – право выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную должность.

Избирательный ценз – ограничение участия в выборах. Делятся на демократические (оседлости, возраста, психического здоровья, законопослушности) и недемократические (расовые, имущественные, сословные, национальные, образовательные и др.)












Глава II. Основания для отзыва депутата Государственной Думы

Статья 8. Перечень оснований для отзыва депутата Государственной Думы
Депутат Государственной Думы может быть отозван в случаях:
а) невыполнения депутатских полномочий;
б) утраты доверия избирателей;
в) совершения действий, порочащих звание депутата и наносящих ущерб престижу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума);
г) выбытия из состава фракции Государственной Думы.

Статья 9. Невыполнение депутатских полномочий
1. Под невыполнением депутатских полномочий как основанием для отзыва депутата Государственной Думы понимается систематическое, без уважительных причин уклонение депутата от осуществления своих прав и обязанностей, предусмотренных федеральными законами, регламентом Государственной Думы, в том числе неучастие в заседаниях Государственной Думы, работе ее комитетов и комиссий, в работе депутатского объединения (в случае, если депутат является членом такого объединения), отказ от выполнения или невыполнение их поручений.
2. Факт систематического, без уважительных причин уклонения депутата от осуществления своих прав и обязанностей подтверждается заключением соответствующего комитета (комиссии) Государственной Думы, определяемого регламентом Государственной Думы.

Статья 10. Утрата доверия избирателей
1. Под утратой доверия избирателей как основанием отзыва понимается неудовлетворенность избирателей деятельностью депутата, связанная, совокупно или по отдельности, с такими причинами, как невыполнение депутатом предвыборной программы, наказов избирателей, официально объявленное депутатом изменение своей политической ориентации, при условии, что она была одним из определяющих факторов при его избрании, отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, систематическое нарушение сроков рассмотрения, отказ в рассмотрении законных и обоснованных просьб, жалоб, обращений и заявлений избирателей.
2. Утрата доверия не может быть использована в качестве основания для отзыва депутата Государственной Думы, если невыполнение предвыборной программы и пожеланий избирателей, прекращение контактов с ними имели место по объективным, не зависящим от депутата причинам.
3. Утрата доверия не может служить основанием для отзыва депутата Государственной Думы, если вопрос об отзыве возбуждается исключительно по причине несогласия с его политическими взглядами (за исключением случаев изменения политической ориентации депутата).
4. Наличие оснований для постановки вопроса об утрате доверия избирателей подтверждается заключением соответствующего комитета (комиссии) Государственной Думы, определяемого регламентом Государственной Думы.

Статья 11. Совершение действий, порочащих звание депутата и наносящих ущерб престижу Государственной Думы
1. Под совершением действий, порочащих звание депутата и наносящих ущерб престижу Государственной Думы, как основанием для отзыва депутата Государственной Думы понимается совершение им проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и (или) депутатской этики.
2. Факт совершения действий, порочащих звание депутата и наносящих ущерб престижу Государственной Думы, подтверждается заключением соответствующего комитета (комиссии) Государственной Думы, определяемого регламентом Государственной Думы.

Статья 12. Выбытие из состава фракции Государственной Думы
1. Под выбытием депутата Государственной Думы как основанием для лишения его мандата понимается выход депутата из состава фракции Государственной Думы в случае подачи им письменного заявления о выходе из фракции или письменного заявления о переходе в другое зарегистрированное депутатское объединение либо на основании решения большинства от общего числа членов фракции об исключении депутата из своего состава.
2. Выбытие депутата из состава фракции Государственной Думы может служить основанием для возбуждения процедуры его отзыва только в том случае, если этот депутат был выдвинут на выборах избирательным объединением, избирательным блоком, создавшим указанную фракцию Государственной Думы. При этом инициирование процедуры отзыва депутата Государственной Думы допускается только со стороны выдвинувшей его на выборах политической партии.



Основные этапы урока:

Этапы урока

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация.

3мин.

Мозговой штурм.

Учащиеся выделяют основную проблему, высказывают собственные взгляды по поставленным вопросам.

Активность участия в работе.

2. Постановка проблемы.

5 мин.

Анализ политической речи. Сравнение документов. Работа в малых группах.

Ставится проблема соотношения политического лидерства и ситуации политических выборов.

Широта мышления, умение находить общее и различия.

3. Работа с понятиями.

10 мин.

Анализ понятийного аппарата.

Учащиеся определяют основные понятия темы

Точность формулировок. Навыки устного выступления.

4. Обсуждение основной проблемы.

10 мин.

Работа в группах. Дискуссия. Работа с текстом учебника.

Учащиеся знакомятся с избирательными цензами и определяют принципы демократических выборов.

Умение работать с текстом, выделение главного, точность аргументации, соответствие примеров выдвинутым положениям.

5. Работа с документом.

13 мин.

Анализ текста, ответы на поставленные вопросы, общее обсуждение.

Учащиеся знакомятся с различными подходами к избирательному процессу, анализируют документы, отвечают на поставленные вопросы.

Умение анализировать документ, точность ответов на вопросы.

6. Виды избирательных систем.

10 мин.

Лекция преподавателя. Дискуссия.

Учащиеся знакомятся с различными видами избирательных систем и обсуждают сложные вопросы, связанные с выборами.

Умение аргументировать свой ответ и приводить яркие примеры.

7. Причины абсентеизма.

7 мин.

Ролевая игра с элементами дискуссии.

Учащиеся определяют возможные причины неучастия граждан в выборах

Навыки устного выступления, анализ ситуации

8. Применение полученных знаний.

10 мин.

Анализ ситуаций

Учащиеся на основе ситуаций высказывают собственное мнение и отношение к выборам и их организации

Умение анализировать и аргументировать собственную позицию

9. Ролевая игра «Выборы».

10 мин.

Ролевая игра

Учащиеся на практике знакомятся с ходом избирательного процесса и основными процедурами.

Умение применить полученные знания в практической деятельности.

10.Рефлексия.

2 мин.






РАЗРАБОТКА УРОКА по обществознанию "Политическое поведение" 11 класс
  • Обществознание
Описание:

Тема:  Политическое поведение  (1 час)  11 класс  

 

Урок комбинированный.

Цели:

продолжать формирование правовой культуры и активной гражданской позиции; способствовать заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.

Задачи:

        продолжать формирование правовой культуры и активной

гражданской позиции;

        сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

        развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

 

     

Автор Орлова Светлана Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 2075
Номер материала 52117
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓