Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы» ( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)

Разработка урока по русскому языку 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы» ( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)

Документы в архиве:

16.23 МБ Ханина С.Н..rar
Разработка урока по русскому языку 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы» ( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)
  • Начальные классы
Описание:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода

МОУ «СОШ п.Заволжский Пугачёвского района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

Разработка  урока  по русскому языку

3 класс, УМК «Перспектива»

Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»

( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)

 

 

 

                                                                                                           Урок разработала: Ханина Светлана Николаевна,

                                                                                                                                     учитель начальных классов  МОУ «СОШ п.Заволжский»

 1 категории

                                                                              

 

 

 

 

 

п. Заволжский 2014г.

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода

Тема

Слово и его значение. Антонимы.

 

Цель  темы

• Актуализировать умения:

- определять и подбирать антонимы;

- строить предложения, используя антонимы.

Научить:                                                                                                                                                                              

-   раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение;                                                                  

 -  подбирать и писать антонимы к словам;                                                                                                                     

 -  распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы;                                                                                                  

 -  развивать устную и письменную речь, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный    запас;                                                                                                                                                                        -  писать пословицы, используя антонимы;                                                                                                                   

  -   заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании;                                                                                   

-   адекватно воспринимать оценку своих действий;                                                                                                     

 -   договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;                                                                        

-  создавать эмоционально положительную основу для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

 

Основное содержание темы, термины и понятия

Представление  об антонимах.

Термины: антонимы, противоположны.

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

 

— подбирать и писать антонимы к словам;

— писать пословицы, используя антонимы;

— заменять антонимами выделенные слова в тексте-описании.

Личностные:                                                                                             

- формирование личного эмоционального отношения к родному языку.                                                                         Регулятивные:                                                                                                       - выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.                                                                     - адекватно воспринимать оценку своих действий.

Познавательные:                                                                                      

 - раскрывать смысл понятия «антонимы» и обосновывать своё мнение.                                                                                   Коммуникативные:                                                                         

 -договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

Литературное чтение

Технология

Музыка

ОБЖ

фронтальная

в парах

индивидуальная работа

 

-Уч. Русский язык 3 класс,  ч.1,  стр.76,

-Рабочая тетрадь по русскому языку, ч.1,  стр.64     

 Методическое пособие «Русский язык с поурочными разработками», 3 класс. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, «Просвещение» М., 2012.

- Интернет-ресурсы (музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова), «Матросский танец «Яблочко»;

- компьютер, проектор, демонстрационный экран;                                                                                       - информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента урока в формате программы PowerPoint),                                                                                                    - раздаточный материал, карточки со словами, пословицами (приложение).                                                          

 

 

             

 

Этап урока

Содержание урока

Характеристика

деятельности учащихся и учителя

УУД

I этап. 6 минут Мотивация к деятельности 

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

 « Слово и его значение. Антонимы»

 

Организационный момент

                  Прозвенел звонок весёлый

                  Мы начать урок готовы.

                  Приглашаю я вас путешествовать

                  Знания приобретать и совершенствовать.

-Сегодня мы продолжим познавательную игру - виртуальное путешествие по океану «Слово и его значение» на парусной яхте «Мечта» и посетим один остров, а как он называется,  вы узнаете чуть позже.  

- Что нам понадобится для нашего круиза? (Навигационная карта, учебник - путеводитель,  тетрадь для наблюдений, форма и, конечно же, наши знания.)

- Итак, юнги, надеть бескозырки! Вы - моя команда, я - ваш капитан.

- А чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этого проверим  посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.

Пальчиковая гимнастика                                                    

Волны -   Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе, 
Вы узнали? Это — море.

Чайки -  Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте и опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

Чайка над волной взмывает, 
Чайка чайку догоняет.

Бинокль - Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

Подзорная труба - Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

Встал на мостик капитан, 
Смотрит здесь, смотрит там. 
То в бинокль, то в трубу — 
Влево, вправо, за корму.                                                                         

Согрейте свои ладошки. Поделитесь теплом с соседом. (Желают друг другу успехов. Попутного ветра)                                                

 -Я вам желаю с хорошим настроением приняться за работу.

Настроение каково? 

Во!

Кто за приключения? 

Все без исключения!

Главное умение – определять различные значения слов и правильно их употреблять. Ему должны мы научиться. 

Обещаем на уроке креативно потрудиться!

 

Погода отличная, море спокойное. Дыхание в норме. Настроение замечательное. Отправляемся в путь. Наша яхта берёт курс на север. Входим в пролив «Чистописание»  

Минутка чистописания.

Откройте свои тетради для наблюдений и красиво запишите дату нашего отплытия.

У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.

-Напишите одну строку. Те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут  прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно.

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.

Проверка д/з и повторение ранее изученного.

Наше плавание продолжается. Посмотрите, что у нас остаётся справа по борту? (Остров «Синонимы»)  

Мы исследовали его вчера. Что вы узнали на нём? Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Синонимы – это слова – «друзья», или «приятели»)

Какими частями речи могут быть синонимы? (Любой)

Какова роль синонимов  в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной)

 Проверим д/з: игра «Лови – назови» (Кидаю спасательный круг)

Кухня – камбуз

Зал – кают-компания

Балкон – мостик капитана

Спальня – каюта

Повар – кок

Мыть палубу – драить

Отплывать – отчаливать

Морские разбойники – пираты

Лестница – трап

Начальник морского судна – капитан

Нательная рубашка – тельняшка

Фуражка без козырька - бескозырка

Учитель настраивает детей на нужную волну урока. 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

                                                      

II этап. 7 минут

Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представления об антонимах

 

Открытие нового. Тема урока. Задачи.

Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение - загадку.  

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять…   Н. Найденова  (Ветер.)

Проблемная ситуация

Есть ли в  стихотворении слова – синонимы? (Здесь их нет.)

- Правильно.

- Может быть кто-нибудь вспомнит, как называются эти слова? Мы знакомились с ними во 2 классе? (Эти слова называются «антонимы».)

 - Кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О словах-антонимах.)

Сформулируйте тему нашего урока (Антонимы.) Запишите её в тетрадь наблюдений. Наша яхта приближается к острову, который называется «Антонимы».

Этот остров таит много интересных загадок, явлений, которые мы попробуем отгадать, обследовав его.

Что хотите узнать об антонимах? (Узнаем, какие слова называются антонимами. Для чего нужны антонимы в речи.)

Чему будете учиться на уроке? (Будем учиться находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи)

-На уроке узнаем, какие слова называются антонимами. Будем учиться  различать антонимы, узнавать их в тексте и подбирать антонимы к  предложенным словам.

 - Наша яхта у цели. Высаживаемся на остров, начинаем движение по нему.

Слайд 5

Учащиеся путём предположения, отгадывания загадки, формулируют тему урока.

Дети слушают и отгадывают загадку. Ищут синонимы, антонимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

III этап. 22 минуты Интеллектуально-преобразовательная деятельность 

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

 

 

 Работа по теме. Определение признаков антонимов.

Но что это на песке? Бутылка, видно кто-то побывал здесь до нас и оставил послание.

(Читаю) «Уважаемые путешественники. Вас наверное интересует, что означает название острова. Что такое «Антонимы». Слово это наше, греческое, а что оно значит, вы узнаете, если с нашей помощью его исследуете. «Антоним» сравните со словом «Синоним». «Син» - один, «онима» - имя - «синоним» -одноимённый.

«Антоним» - «онима» - имя.

А значение слова «анти» назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Догадались, какое значение имеет приставка анти - в этих словах? «Против" – противоположный.

Значит,  антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.

А чтобы утвердиться в правильности нашего предположения, откройте учебник – путеводитель  на странице 76. Найдите «Узелки на память», прочитайте правило. Прочесть – одно, а вот запомнить…

Давайте его зарифмуем:

Минус – плюс, огонь – вода,                                                                            Дерзкий – осторожный,                                                                                        

 Все антонимы всегда                                                    

Противоположны! (В.А. Синицын)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Упражнение в подборе антонимов.

Вот теперь можно продолжить исследование острова.

 

На нашем пути «Поляна рассыпанных пословиц».  Вам необходимо их собрать, объяснить смысл, чтобы продолжить путь.

-Работать будем в парах. Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись  вполголоса. О завершении  работы мне сигналят ваши поднятые руки. Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны. (Работа в паре, пословицы разрезаны)

Мир строит, а война разрушает.

Ученье – свет, неученье  – тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Горьким лечат, а  сладким калечат.

-Теперь проверим, что у вас получилось.

-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

-Запишите одну понравившуюся. (Один ученик работает у доски.)

Руки?  На месте.

Ноги?  На месте.

Локти?  У края.

Спина?  Прямая.

-Найдите и назовите антонимы. На какие вопросы они отвечают? (Антонимы отвечают на один и тот же вопрос.)

-Определите и запишите  часть речи у антонимических пар.

Проверьте  себя по слайду.

-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс – минус, кто не смог справиться – минус.

-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи? (Любой)

-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

-И что же мы с вами видим?                                                     

Пираты оставили свой сундук.

-Давайте посмотрим, что в нём? Загадки.

Чтобы их отгадать, необходима смекалка.

Я - антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……(тишина)

Молодцы! Запишите их парами в тетрадь. (Зной-прохлада, лето-зима, шум-тишина.)

А теперь понадобится ваше внимание.

Самостоятельная работа.

 -К картинкам из сундука нужно подобрать слова-антонимы. (Взаимопроверка)

Надо помнить, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия, имеют общий компонент значения: лежебока — труженик (отношение к труду); зима — лето (отношение к времени года). Без общего компонента значения антонимов не бывает. Ср.: горячий — невкусный и горячий — холодный, длинный — тяжелый и тяжелый — легкий .

-Молодцы!

-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.                                           Физминутка                                                                                       

 Игра «Делай все наоборот» или Матросский танец «Яблочко»

 Я называю действие, а  вы выполняете противоположное   действие.  

         1) Опустите  руки вниз.  

         2) Поднимите руки вверх.  }2 р.

         3) Голову поднимите. 

         4) Голову опустите.  }2 р.

         5) Поворот туловища вправо. 

         6) -----------------------   влево.  }2 р.

         7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

         8) Привстаньте.

        9) Присядьте.

Спасибо. Садитесь за парты.

-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.

Молодой       лето

Север             юг

Зима               старый

Толстый        тонкий

Наблюдение за ролью слов – антонимов в тексте.

И снова вперед, за приключениями-знаниями.

-На нашем пути встала Пещера волшебных превращений. Работа в паре.

Откройте РТ на стр.64. Найдите  Упр.107. Выберите текст-описание под буквой Б. Замените выделенные слова антонимами. (Устная проверка.) Что изменилось в тексте?

Какую роль играют антонимы в русском языке? (Могут изменить текст. Делают нашу речь богаче, красивее или образной и выразительной.)

- Всегда ли вам было легко подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?  (Спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

Где можно найти слова антонимы? (В словаре антонимов.)

Правильно, словарь антонимов в конце учебника на стр.157. Рассмотрите, полистайте. Вы можете воспользоваться его подсказками при выполнении д/з.

Ученики в ходе работы определяют, что такое антонимы. Делают выводы. 

Учитель  помогает детям делать в правильной форме умозаключения.

Слайд 7

Слайд 8

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18

Познавательные:

- в ходе практической работы  наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнать их название; сравнить их с синонимами; учиться подбирать пары к словам; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре,

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные:

- формирование личного эмоционального отношения.

Регулятивные:

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Регулятивные:

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Регулятивные:

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

. IV этап.2минуты  Рефлексия деятельности 

Цель -  самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

 

 

 

- Наше путешествие по острову подходит к концу и нам пора возвращаться. Нас ждут дома. Пора подвести итог.

Рефлексивный экран.

- Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Сейчас я проверю, чему вы научились.

"Скажу я слово ВЫСОКО,

 А ты ответишь : ... (низко)

 Скажу я слово ДАЛЕКО,

 А ты ответишь : ...(близко)

 Скажу я слово ПОТОЛОК,

 А ты ответишь : ...(пол)

 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

 И скажешь ты : ...(нашел)

 Скажу тебе я слово ТРУС,

 Ответишь ты : ...(храбрец)

 Теперь НАЧАЛО я скажу,

 Ну, отвечай : ...(конец)

Хорошо! Молодцы!

Не дорого начало, похвален конец.

Слайд 19

 

Дети проводят самооценку,

приводят примеры применения полученных знаний в жизни.

Общеучебные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Vэтап. 3 минуты

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

 

Домашнее задание (по выбору)

- Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?

- Итак, домашнее задание.

В учебнике на с. 76выучить правило.

По выбору возьмите карточки по своим силам.

Жёлтая карточка – Учебник с. 77 Упр 123; РТ с.64 Упр.107(А)

Зелёная карточка – учебник с.77 Упр.124

Синяя карточка – на Диске Тема 10, № 2  или выучить три пословицы, в которых встречаются  антонимы (по желанию).

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Самооценка учащихся.

Выставление отметок.

 Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.

Звучит музыкальная композиция «Ты морячка, я моряк», автора и исполнителя О.Газманова

 Учитель  даёт инструктаж  по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор,  наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя творческое задание, которое  будут выполнять дома.

 

 

Слайд 20

Общеучебные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Используемая литература:

  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина  Русский язык. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:  в 2 ч. – М.:  (, «Просвещение», 2012 .- (Перспектива)
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина  Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс  в 2 ч. – М.:  (, «Просвещение», 2012 .- (Перспектива)
  • Коваленко В. И.   Школа физкультминуток(1 – 4 классы) – М.: ВАКО, 2007.-208 с. – (Мастерская учителя)
  • Русский язык. Методическое пособие  с поурочными разработками». 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина - М.: «Просвещение» 2012 – 192 с. – (Академический школьный учебник) (Перспектива)
  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: «Академия развития»,1998. – 208 с. – (Серия: «Мои первые уроки»)

Цифровые ресурсы:

 http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html

 http://www.rusedu.ru/detail_15522.html

http://www.childtoys.ru/razvivayushhaya-igra-antonimy-v-poslovicax/ пословицы

Фон: http://fotki.yandex.ru/users/tais-ja/view/473260?page=0

yoursmileys.ru/p-captain.php

 

Oleg_Gazmanov_-_Ti_moryachka_ya_moryak_(get-tune.net) 

Автор Ханина Светлана Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2113
Номер материала 23189
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓