Тема:
Что такое причастие. ( 6 класс, 1-й
урок)
По
учебнику «Русский
язык 6 класс» под
ред. М.М. Разумовской
Цель урока:
·Обучающая
: научить отличать причастия от других частей речи;
познакомить
с морфологическими признаками
причастия
и способом образования;
·Развивающая:
развивать умения находить в тексте причастия и
уметь
образовывать.
·Воспитывающая:
совершенствовать навык коллективной работы в
группах
при выполнении определённого задания.
Х
о д у р о к а:
·Организационный
момент.
·Учитель:
- Сегодня мы рассмотрим новую тему
урока. Какую? Вы определите чуть позже, а пока давайте «разомнёмся».
Р
а з м и н к а. (ученик записывает на доске
предложение под диктовку и объясняет изученные орфограммы, обозначает
части речи и даёт свое понимание пословицы, остальные учащиеся
записывают предложе-ние в тетрадях).
Маленькая
ложь за собой большую ведёт.
·Учитель:
- Обратите внимание на прилагательные и глаголы.
- Определите
у прилагательных число, род, падеж; у глагола – вид, время,
возвратность. (Обосновать свой ответ).
·Учитель:
- Вы назвали прилагательные, которые обозначают….(дети отвечают хором –
признак предмета) и глагол, который обозначает (дети отвечают хором –
действие предмета).
2.Определение
темы урока.
·Учитель:
- Теперь посмотрите 1-й слайд и назовите признаки этого
предмета. (появляется ёлочная игрушка)
·Учитель:
- Теперь назовите, какие действия совершает данная игрушка.
·Учитель:
- В нашем языке, ребята, есть слова, которые совмещают в себе и
признак, и действие. Попробуйте подобрать такие слова, пользуясь
подсказкой на слайде № 1.
( Игрушка,
которая качается какая? Что делающая?)
- качающаяся
- висящая
- блестящая
·Учитель:
- Ребята, чем эти слова похожи на
прилагательные?
( отвечают
на вопрос какая?, обозначают признак )
·Учитель:
- А чем эти слова похожи на глагол?
(отвечают
на вопрос что делающая?, обозначают действие )
·Учитель:
- такие слова, совмещающие в себе и признак и
действие, называются П Р И Ч А С Т И Я. Что это такое? Смотрим слайд
№ 2.
(правило
на слайде читает ученик)
·Учитель:
- такая формулировка в настоящее время общепринята, так считает
большинство лингвистов. Однако некоторые учёные относят причастия к
самостоятельным частям речи.
·Учитель:
- Ну, а теперь, ребята, я думаю, вы
можете сформулировать тему урока. (дети называют тему,
записываем на доске и в тетрадях.
·Учитель:
- Сегодня вы научитесь отличать причастия от
других частей речи, узнаете морфологические признаки причастий, способ
образования, попробуете находить причастия в тексте и подбирать
соответствующие примеры.
3. Рассмотрение
темы урока. Морфологические признаки причастия.
·Учитель:
- Рассмотрите картинку (слайд № 3) и
приведите примеры причастий (устная работа, учитель комментирует слайд).
·Учитель:
- Обратимся к учебнику, ещё раз прочитаем
правило на странице 125.
(один
из учеников читает правило вслух)
·Учитель:
-Давайте на примерах в учебнике убедимся, что
причастия имеют признаки глагола и прилагательного (стр. 124-125
(дети
работают с учебником)
·Учитель:
- Итак, сделайте вывод: какие признаки прилагательного имеет причастие.
(те же окончания, изменяются по числам, родам и падежам); признаки
глагола (время, вид, возвратность)
4.Образование
причастий.
·Учитель:
- Причастия, ребята, образуются суффиксальным способом. Есть специальные
суффиксы, образующие причастия. Посмотрим слайд № 4. (учитель
читает слова, голосом выделяя суффиксы)
·Учитель:
- Вы видите, что суффиксы выделены разными
цветами. Почему так, вы узнаете на следующих уроках.
5. Нахождение
причастий в тексте.
·Учитель:
- Итак, ребята, вы узнали признаки
причастия: на какие вопросы отвечает, что обозначает). Теперь
попробуйте находить причастия в тексте. (слайд № 5)
( -Ученик
читает весь текст;
- Назвать
причастия;
- Обосновать
свой выбор (назвать вопрос, значение)
6. Употребление
причастий в тексте.
·Учитель:
- Хорошо. А теперь задание усложняется. Попробуйте вставить в
стихотворение (слайд № 6) подходящие по смыслу причастия.
Отметим у них признаки глагола и прилагательного по данному плану (
написан на доске: вид, время, возвратность, число, род, падеж)
·Учитель:
- Проработаем на доске и в тетрадях, запишем 4 примера. (дети по
очереди пишут по одному слову на доске). Остальные слова запишите в
тетради по образцу самостоятельно.
7.Подбор
причастий по картинкам.
·Учитель:
- На следующих уроках вы будете учиться
правильно образовывать причастия, а пока потренируйтесь в подборе
причастий. Подберите к каждой картинке подходящие причастия. (называют
устно по-очереди).
8. Подготовительное
задание для создания текста на последующих уроках.
·Учитель:
- Сейчас я немного усложню задание. Чтобы его выполнить, вам надо
сгруппироваться и поработать вместе.
- Каждая группа в
своей тетради должна записать как можно больше словосочетаний с
причастиями. Поможет вам вот такой пейзаж (слайд № 8) Времени
на работу у вас - 5 минут.
(учитель
может дать подсказку, называя действия. Например, пальмы качаются,
волны бьются, вода кипит, звезда падает, океан бушует и т.д.)
·Учитель:
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Первыми читает та группа, у кого меньше словосочетаний, затем другие
группы добавляют свои варианты.
·Учитель:
На следующих уроках мы будем учиться
употреблять причастия в речи, в тексте, и ваши словосочетания будут
очень нужны.
9. Итог
урока. ( слайд № 9)
·Учитель:
- Итак, ребята, что нового вы узнали на
уроке? Чем необычно причастие?
10. Домашнее
задание.
·Учитель:
- Упражнение 301, стр. 125; повторить
правописание н-нн в прилагательных.
Задание написано на доске.(
просмотреть в учебнике упражнение, разобрать несколько слов
карандашом)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.