Главная / Русский язык и литература / Разработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)

Разработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)

Тема: Что такое причастие. ( 6 класс, 1-й урок)

По учебнику «Русский язык 6 класс» под ред. М.М. Разумовской

Цель урока:

  1. Обучающая : научить отличать причастия от других частей речи;

познакомить с морфологическими признаками

причастия и способом образования;

  1. Развивающая: развивать умения находить в тексте причастия и

уметь образовывать.

  1. Воспитывающая: совершенствовать навык коллективной работы в

группах при выполнении определённого задания.

Х о д у р о к а:

  1. Организационный момент.

  2. Учитель: - Сегодня мы рассмотрим новую тему урока. Какую? Вы определите чуть позже, а пока давайте «разомнёмся».

Р а з м и н к а. (ученик записывает на доске предложение под диктовку и объясняет изученные орфограммы, обозначает части речи и даёт свое понимание пословицы, остальные учащиеся записывают предложе-ние в тетрадях).

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

  1. Учитель: - Обратите внимание на прилагательные и глаголы.

- Определите у прилагательных число, род, падеж; у глагола – вид, время, возвратность. (Обосновать свой ответ).

  1. Учитель: - Вы назвали прилагательные, которые обозначают….(дети отвечают хором – признак предмета) и глагол, который обозначает (дети отвечают хором – действие предмета).

2.Определение темы урока.

  1. Учитель: - Теперь посмотрите 1-й слайд и назовите признаки этого предмета. (появляется ёлочная игрушка)

  2. Учитель: - Теперь назовите, какие действия совершает данная игрушка.

  3. Учитель: - В нашем языке, ребята, есть слова, которые совмещают в себе и признак, и действие. Попробуйте подобрать такие слова, пользуясь подсказкой на слайде № 1.

( Игрушка, которая качается какая? Что делающая?)

- качающаяся

- висящая

- блестящая

  1. Учитель: - Ребята, чем эти слова похожи на прилагательные?

( отвечают на вопрос какая?, обозначают признак )

  1. Учитель: - А чем эти слова похожи на глагол?

(отвечают на вопрос что делающая?, обозначают действие )

  1. Учитель: - такие слова, совмещающие в себе и признак и действие, называются П Р И Ч А С Т И Я. Что это такое? Смотрим слайд № 2.

(правило на слайде читает ученик)

  1. Учитель: - такая формулировка в настоящее время общепринята, так считает большинство лингвистов. Однако некоторые учёные относят причастия к самостоятельным частям речи.



  1. Учитель: - Ну, а теперь, ребята, я думаю, вы можете сформулировать тему урока. (дети называют тему, записываем на доске и в тетрадях.



  1. Учитель: - Сегодня вы научитесь отличать причастия от других частей речи, узнаете морфологические признаки причастий, способ образования, попробуете находить причастия в тексте и подбирать соответствующие примеры.



3. Рассмотрение темы урока. Морфологические признаки причастия.

  1. Учитель: - Рассмотрите картинку (слайд № 3) и приведите примеры причастий (устная работа, учитель комментирует слайд).

  2. Учитель: - Обратимся к учебнику, ещё раз прочитаем правило на странице 125.

(один из учеников читает правило вслух)

  1. Учитель: -Давайте на примерах в учебнике убедимся, что причастия имеют признаки глагола и прилагательного (стр. 124-125

(дети работают с учебником)

  1. Учитель: - Итак, сделайте вывод: какие признаки прилагательного имеет причастие. (те же окончания, изменяются по числам, родам и падежам); признаки глагола (время, вид, возвратность)



4.Образование причастий.

  1. Учитель: - Причастия, ребята, образуются суффиксальным способом. Есть специальные суффиксы, образующие причастия. Посмотрим слайд № 4. (учитель читает слова, голосом выделяя суффиксы)

  2. Учитель: - Вы видите, что суффиксы выделены разными цветами. Почему так, вы узнаете на следующих уроках.





5. Нахождение причастий в тексте.

  1. Учитель: - Итак, ребята, вы узнали признаки причастия: на какие вопросы отвечает, что обозначает). Теперь попробуйте находить причастия в тексте. (слайд № 5)

( -Ученик читает весь текст;

- Назвать причастия;

- Обосновать свой выбор (назвать вопрос, значение)

6. Употребление причастий в тексте.



  1. Учитель: - Хорошо. А теперь задание усложняется. Попробуйте вставить в стихотворение (слайд № 6) подходящие по смыслу причастия. Отметим у них признаки глагола и прилагательного по данному плану ( написан на доске: вид, время, возвратность, число, род, падеж)

  2. Учитель: - Проработаем на доске и в тетрадях, запишем 4 примера. (дети по очереди пишут по одному слову на доске). Остальные слова запишите в тетради по образцу самостоятельно.



7.Подбор причастий по картинкам.

  1. Учитель: - На следующих уроках вы будете учиться правильно образовывать причастия, а пока потренируйтесь в подборе причастий. Подберите к каждой картинке подходящие причастия. (называют устно по-очереди).

8. Подготовительное задание для создания текста на последующих уроках.

  1. Учитель: - Сейчас я немного усложню задание. Чтобы его выполнить, вам надо сгруппироваться и поработать вместе.

- Каждая группа в своей тетради должна записать как можно больше словосочетаний с причастиями. Поможет вам вот такой пейзаж (слайд № 8) Времени на работу у вас - 5 минут.



(учитель может дать подсказку, называя действия. Например, пальмы качаются, волны бьются, вода кипит, звезда падает, океан бушует и т.д.)

  1. Учитель: - Давайте проверим, что у вас получилось. Первыми читает та группа, у кого меньше словосочетаний, затем другие группы добавляют свои варианты.



  1. Учитель: На следующих уроках мы будем учиться употреблять причастия в речи, в тексте, и ваши словосочетания будут очень нужны.

9. Итог урока. ( слайд № 9)

  1. Учитель: - Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке? Чем необычно причастие?

10. Домашнее задание.

  1. Учитель: - Упражнение 301, стр. 125; повторить правописание н-нн в прилагательных.

Задание написано на доске.( просмотреть в учебнике упражнение, разобрать несколько слов карандашом)






Разработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)
  • Русский язык и литература
Описание:

  Работая не один год в школе, я обратила внимание, что большинству учащихся сложно понять на первых уроках, в чём особенность причастия. Создав презентацию к уроку, я постаралась наглядно и доходчиво показать ребятам необычность причастия.

 

 

В ходе урока дети не только слушают объяснение нового материала, но и сами принимают активное участие: образуют слова, отгадывают слова по рифме, придумывают по картинке словосочетания с причастиями, чтобы на следующем уроке, используя готовые словосочетания, составить уже текст.

Автор Чехлотенко Ольга Анатольевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 20060
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓