Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)

Разработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)

Скачать материал

 Тема:  Что  такое  причастие.    ( 6 класс,  1-й  урок)

       По  учебнику  «Русский  язык  6  класс»  под  ред.   М.М.  Разумовской

Цель  урока:  

·Обучающая :   научить  отличать причастия  от  других  частей  речи;

                                    познакомить  с  морфологическими  признаками 

                                    причастия  и  способом  образования;

·Развивающая:  развивать  умения  находить  в тексте  причастия  и  

                          уметь  образовывать.

·Воспитывающая:  совершенствовать  навык  коллективной  работы   в 

                                группах   при  выполнении  определённого  задания.

                                Х  о  д        у  р  о  к  а:

·Организационный  момент.

·Учитель:    - Сегодня  мы  рассмотрим    новую  тему  урока. Какую?  Вы  определите  чуть  позже,  а  пока  давайте  «разомнёмся».

Р а з м и н к а.  (ученик  записывает  на  доске  предложение  под  диктовку  и   объясняет  изученные  орфограммы,  обозначает  части  речи  и  даёт  свое  понимание  пословицы,  остальные  учащиеся  записывают  предложе-ние  в  тетрадях).

                         Маленькая  ложь  за  собой  большую  ведёт.

·Учитель:  - Обратите  внимание  на  прилагательные  и  глаголы.

 - Определите  у  прилагательных   число,  род,  падеж;  у  глагола – вид,  время,  возвратность.  (Обосновать  свой  ответ).

·Учитель:  -  Вы  назвали  прилагательные,  которые  обозначают….(дети  отвечают  хором – признак  предмета)  и  глагол,  который  обозначает  (дети  отвечают  хором – действие  предмета).

2.Определение   темы  урока.

·Учитель:  - Теперь  посмотрите  1-й  слайд  и  назовите  признаки  этого  предмета. (появляется  ёлочная  игрушка)

·Учитель:  - Теперь  назовите,  какие  действия  совершает  данная  игрушка.

·Учитель:  -  В  нашем  языке,  ребята,  есть  слова,  которые  совмещают  в  себе  и  признак,  и  действие.  Попробуйте  подобрать  такие  слова, пользуясь  подсказкой  на  слайде  № 1.

      ( Игрушка,  которая  качается  какая?  Что  делающая?)

                    - качающаяся

                    - висящая

                    - блестящая

·Учитель: - Ребята,  чем  эти  слова  похожи  на  прилагательные?

 ( отвечают  на  вопрос  какая?,  обозначают  признак )

·Учитель: - А  чем  эти  слова  похожи  на  глагол?

(отвечают  на  вопрос  что  делающая?,  обозначают  действие )

·Учитель:  - такие  слова,  совмещающие в  себе  и  признак  и  действие,  называются  П Р И Ч А С Т И Я.  Что  это  такое?  Смотрим  слайд  № 2.

(правило  на  слайде  читает  ученик)

·Учитель:  -  такая  формулировка  в  настоящее  время  общепринята,  так  считает  большинство  лингвистов.  Однако  некоторые  учёные  относят  причастия  к  самостоятельным  частям  речи.

 

·Учитель: -  Ну,  а  теперь,  ребята,  я  думаю,  вы  можете  сформулировать  тему  урока.  (дети  называют тему,  записываем  на  доске  и  в  тетрадях.

 

·Учитель: - Сегодня  вы  научитесь  отличать  причастия  от  других  частей  речи,  узнаете  морфологические  признаки  причастий,  способ  образования,  попробуете  находить  причастия  в  тексте  и  подбирать  соответствующие  примеры.

 

 3. Рассмотрение  темы  урока.   Морфологические  признаки  причастия.     

·Учитель:  - Рассмотрите  картинку  (слайд  № 3)  и  приведите  примеры  причастий  (устная  работа,  учитель  комментирует  слайд).

·Учитель: -  Обратимся  к  учебнику,  ещё  раз  прочитаем  правило  на  странице  125.

(один  из  учеников  читает  правило  вслух)

·Учитель: -Давайте на  примерах  в  учебнике  убедимся,  что  причастия  имеют  признаки  глагола  и  прилагательного  (стр. 124-125

(дети  работают  с учебником)

·Учитель: - Итак,  сделайте  вывод:  какие  признаки  прилагательного  имеет  причастие.  (те  же  окончания,  изменяются  по  числам, родам  и  падежам);  признаки  глагола (время,  вид,  возвратность)

 

4.Образование  причастий.

·Учитель: - Причастия,  ребята,  образуются  суффиксальным  способом.  Есть  специальные  суффиксы,  образующие  причастия.  Посмотрим  слайд  № 4.  (учитель  читает  слова,  голосом  выделяя  суффиксы)

·Учитель:  - Вы  видите, что  суффиксы  выделены  разными  цветами.  Почему  так,  вы  узнаете  на  следующих  уроках.

 

 

5. Нахождение  причастий  в  тексте.

·Учитель: - Итак,  ребята,  вы  узнали  признаки  причастия:  на  какие  вопросы  отвечает, что  обозначает).  Теперь  попробуйте  находить  причастия  в  тексте.  (слайд  № 5)

(   -Ученик  читает  весь  текст;

    - Назвать  причастия;

    - Обосновать  свой  выбор (назвать  вопрос,  значение)

6. Употребление  причастий  в  тексте.

 

·Учитель: - Хорошо.  А  теперь  задание  усложняется.  Попробуйте  вставить  в  стихотворение   (слайд  № 6)  подходящие  по  смыслу  причастия.   Отметим  у  них  признаки  глагола  и  прилагательного  по  данному  плану ( написан  на  доске:  вид,  время,  возвратность,  число,  род,  падеж)

·Учитель:  -  Проработаем  на  доске  и  в  тетрадях,  запишем  4 примера.   (дети  по  очереди  пишут  по  одному  слову  на  доске).  Остальные  слова  запишите  в  тетради  по  образцу  самостоятельно.   

 

 7.Подбор  причастий  по  картинкам.

·Учитель:  - На  следующих  уроках  вы  будете  учиться  правильно  образовывать  причастия,  а  пока  потренируйтесь  в  подборе  причастий.  Подберите  к  каждой  картинке  подходящие  причастия.  (называют  устно  по-очереди).

8. Подготовительное  задание  для  создания  текста  на  последующих  уроках.

·Учитель: - Сейчас  я  немного  усложню  задание.  Чтобы  его  выполнить,  вам  надо  сгруппироваться  и  поработать  вместе.

- Каждая  группа  в  своей  тетради  должна  записать  как  можно  больше  словосочетаний с  причастиями.  Поможет  вам  вот  такой  пейзаж (слайд  № 8) Времени   на  работу  у  вас -  5  минут.

 

(учитель  может  дать  подсказку,  называя  действия.  Например,  пальмы  качаются,  волны  бьются,  вода  кипит,  звезда  падает,  океан  бушует  и  т.д.)

·Учитель:  - Давайте  проверим,  что  у  вас получилось.  Первыми  читает  та  группа,  у  кого  меньше  словосочетаний,  затем  другие  группы  добавляют  свои  варианты.

 

·Учитель:  На  следующих  уроках  мы  будем  учиться  употреблять  причастия  в  речи,  в  тексте,  и  ваши  словосочетания  будут  очень  нужны.

9. Итог  урока.  ( слайд  № 9)

·Учитель:   - Итак,  ребята,  что  нового  вы  узнали  на  уроке?   Чем  необычно  причастие?

10.  Домашнее  задание.

·Учитель:   - Упражнение  301,  стр. 125;  повторить  правописание  н-нн  в  прилагательных.

Задание  написано  на  доске.(  просмотреть  в  учебнике  упражнение,  разобрать  несколько    слов  карандашом)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока и презентация по теме "Причастие" (1-й урок)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Работая не один год в школе, я обратила внимание, что большинству учащихся сложно понять на первых уроках, в чём особенность причастия. Создав презентацию к уроку, я постаралась наглядно и доходчиво показать ребятам необычность причастия.

 

 

В ходе урока дети не только слушают объяснение нового материала, но и сами принимают активное участие: образуют слова, отгадывают слова по рифме, придумывают по картинке словосочетания с причастиями, чтобы на следующем уроке, используя готовые словосочетания, составить уже текст.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 362
    • DOCX 30.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чехлотенко Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чехлотенко Ольга Анатольевна
    Чехлотенко Ольга Анатольевна
    • На сайте: 6 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 35279
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 683 человека из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 372 человека