Главная / Школьному психологу / РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.

РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.

 

В работе практического психолога эффективным средством корректировки определенных проблем у ребенка является сказкотерапия. Жанр сказки позволяет ориентироваться на то, как лучше поступать в различных ситуациях.

Занятие  предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста 

Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 45-55 минут.

 

Тема:

Проявление агрессивного (физическая агрессия) поведения в школе

Цели:

научить ребенка справляться с проявлениями агрессивного поведения;

тренировать умения находить  правильные решения;

научить контролю за своим эмоциональным состоянием;

снятие эмоционального напряжения

Возраст и количество участников

Один участник

Необходимые материалы:   листы А4 и цветные карандаши.

Приложния: 1.  2.

 Львенок в школе  

Ткач Р.

  В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

Скрытые проблемы агрессивного поведения ребенка.

1. Желание привлечь к себе внимание.

2. Претензии на лидерство

3.Желание отомстить .

    Применение метода сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму  в **«концепции Юнга…. встречи читателя с самим собой. Сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира читателя» .Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы, особенно с детьми. Образы сказок обращаются одновременно  к уровню сознания и подсознания. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере сказочных героев у детей происходит осмысление собственного поведения,, осмысление отношений с другими членами коллектива..

    В данном случае работа проводится  через сказку о животных. Детям легче понять себя, свой внутренний мир через сказку и поведение данных героев. Для осознания своих внутренних переживаний выбрана авторская сказка.

Сказка выступает в качестве посредника между ведущим и ребенком, снижая, тем самым, его сопротивление.

  1. Этап. Ритуал "входа" в сказку.

Создать настрой на совместную работу.

   Методика " Лесенка" ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание. 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

 

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты (10 кругов).

 Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

 А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 

Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

9 — мотивация на развлечения.

13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

8 — отстраненность , уход в себя.

10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

2. Расширение. Расширить представление ребенка, о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку.

 

 

Выразительное чтение сказки.

    Сейчас я тебе расскажу интересную сказку. Предложить ребенку сказку, атмосфера которой узнаваема для него. При чтении должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

  Во время чтения следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо ведущего и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

обязательно интонационно выделить роль каждого героя сказки.  Важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния. Поэтому лучше всего взять для работы сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

    В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

         После этих слов предложить ребенку посмотреть на картинку  данной семьи. Рисунок –разукрашка подобран заранее. Обратить внимание на внешние отличительные особенности каждого. Главные в  семье папа и мама и желательно прислушаться тому. что они говорят. Поговорить,  почему семья считалась дружной и уважаемой, как добиться этого.  Пусть ребенок попробует объяснить значения слов: мудрый, добрый, мягкий.

    Арт-терапевтическая работа.   Далее предложить разукрасить  членов львиной семьи. Отслеживая при этом, какими карандашами ребенок будет пользоваться. Данная работа может помочь наладить более тесный контакт.  ***«язык» изобразительного искусства для детей  естественен и близок». Затем их нужно вырезать и использовать в дальнейшей работе.

Одним из важных моментов работы является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. НЛП –Какой канал у ребенка является ведущим? http://www.psychologos.ru     ПРИЛОЖЕНИЕ  1. Движение глаз отражает внутреннее состояние человека.

 Слушаем дальше….

Пришло время младшему львенку идти в школу.

Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.  Акцентируем внимание на последних словах.  Объяснить значение слова уважать.

«Как можно заставить себя уважать и будет ли это уважением , когда предлагается насильно по отношению к другому применить силу».

При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное проговаривание ребенком слов  маленького львенка , при этом он использует вырезанные картинки .  С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Задание ребенку: «Вспомни, пожалуйста, какие действия выполнял львенок?»

«  бросил, повалил, ударил»

Рефлексия.

«Чтобы ты чувствовал, если с  тобой поступали таким образом?»

 Поговорить об этом. Далее рисуем смайлики, изображая в них различные чувства: радость, горе, равнодушие, боль,и.т.д.

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ  2. Ребёнок называет то чувство, которое испытывает в данный момент; объясняет, почему он его испытывает.

Далее  ребёнок показывает смайлики (приложение 1) с изображением тех чувств, которые он бы не хотел никогда испытывать, и объясняет, почему.  Попросить его  рассказать, в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство.

    Знание себя, осознанность своих эмоций, взаимоотношений с окружающими определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников. Данная работа со смайликами поможет осознать ребенком ответы членов семьи на вопросы львенка.

Что же дальше происходит со львенком?

Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

    Поместив львенка  в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписав львенку все переживания ребенка находим  выход  из создавшегося положения .

Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию  (    меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить),  подводя ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.

Ребенок в данном случае видит малыша, оказавшегося  в таком же положении, и  наблюдает  как он выходит из сложившейся ситуации.

    — Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии.

Сила твоя царская в доброте.

Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

3. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Задача психолога — через сказочные события показать  ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

Помочь осознанию ребенком через  сказку своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

4. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Психолог  обсуждает и анализирует вместе с ребенком, в каких ситуациях он может использовать тот опыт, что приобрел  сегодня.

 

Упражнение 1:

 «Собираем добрые слова»

Кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи львенку  добрые слова»

Придумывают для него добрые слова.

5. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Ведущий. подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии..

 

Рефлексия:

Упражнение 2: «Закончи предложение».

-я хочу…

-я умею…

-я смогу…

-я добьюсь…

6.Ритуал "выхода" из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде: "Мы берем собой все важное, что было сегодня , все чему мы научились».

 

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  1.   http://www.psychologos.ru 

 1. Взгляд вверх вправо (от него) — человек обращается к будущему или придумывает - зрительно. (Визуальное конструирование).

2. Взгляд просто вверх или влево от него — человек в прошлом, вспоминает какие-то свои картинки (зрительные образы). (Визуальная память, визуальное вспоминание).

3. Взгляд по горизонтали вправо — обращается к будущему или придумываем - слуховое (аудиальное) конструирование.

4. Расфокусированный взгляд вперед — скорее всего, Транс.

5. Взгляд по горизонтали влево — человек в прошлом, слуховые воспоминания (Аудиальная Память).

6. Взгляд просто вниз или вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений (Кинестетика).

7. Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении) (Аудиально-дигитальный процесс, внутренний монолог)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Литература.

1. **Вачков И.В. Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога. Леционный материа Т. Д. Основы сказкотерапии.

3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –

СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.

4.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упр ажнений.

М.: Книголюб, 2006.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ, ОСНОВАННОГО НА МЕТОДЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.
  • Школьному психологу
Описание:

 

В работе практического психолога эффективным средством корректировки определенных проблем у ребенка является сказкотерапия. Жанр сказки позволяет ориентироваться на то, как лучше поступать в различных ситуациях.

Занятие  предназначено для работы с детьми младшего школьного возраста 

Оптимальный режим проведения занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия - 45-55 минут.

 

Тема:

Проявление агрессивного (физическая агрессия) поведения в школе

Цели:

научить ребенка справляться с проявлениями агрессивного поведения;

тренировать умения находить  правильные решения;

научить контролю за своим эмоциональным состоянием;

снятие эмоционального напряжения

Возраст и количество участников

Один участник

Необходимые материалы:   листы А4 и цветные карандаши.

Приложния: 1.  2.

 Львенок в школе  

Ткач Р.

  В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя? Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии. Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

— Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным».

Но вдруг задумался: «А для чего мне тогда царская сила?»

С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

— Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? — спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

— Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна. Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

Скрытые проблемы агрессивного поведения ребенка.

1. Желание привлечь к себе внимание.

2. Претензии на лидерство

3.Желание отомстить .

    Применение метода сказкотерапии – метод, который использует сказочную форму  в **«концепции Юнга…. встречи читателя с самим собой. Сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира читателя» .Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы, особенно с детьми. Образы сказок обращаются одновременно  к уровню сознания и подсознания. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере сказочных героев у детей происходит осмысление собственного поведения,, осмысление отношений с другими членами коллектива..

    В данном случае работа проводится  через сказку о животных. Детям легче понять себя, свой внутренний мир через сказку и поведение данных героев. Для осознания своих внутренних переживаний выбрана авторская сказка.

Сказка выступает в качестве посредника между ведущим и ребенком, снижая, тем самым, его сопротивление.

  1. Этап. Ритуал "входа" в сказку.

Создать настрой на совместную работу.

   Методика " Лесенка" ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание. 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

 

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты (10 кругов).

 Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция
:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

 А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 

Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

2. Расширение. Расширить представление ребенка, о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку.

 

 

Выразительное чтение сказки.

    Сейчас я тебе расскажу интересную сказку. Предложить ребенку сказку, атмосфера которой узнаваема для него. При чтении должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

  Во время чтения следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо ведущего и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

обязательно интонационно выделить роль каждого героя сказки.  Важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния. Поэтому лучше всего взять для работы сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

    В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая. Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

         После этих слов предложить ребенку посмотреть на картинку  данной семьи. Рисунок –разукрашка подобран заранее. Обратить внимание на внешние отличительные особенности каждого. Главные в  семье папа и мама и желательно прислушаться тому. что они говорят. Поговорить,  почему семья считалась дружной и уважаемой, как добиться этого.  Пусть ребенок попробует объяснить значения слов: мудрый, добрый, мягкий.

    Арт-терапевтическая работа.   Далее предложить разукрасить  членов львиной семьи. Отслеживая при этом, какими карандашами ребенок будет пользоваться. Данная работа может помочь наладить более тесный контакт.  ***«язык» изобразительного искусства для детей  естественен и близок». Затем их нужно вырезать и использовать в дальнейшей работе.

Одним из важных моментов работы является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. НЛП –Какой канал у ребенка является ведущим? http://www.psychologos.ru     ПРИЛОЖЕНИЕ  1. Движение глаз отражает внутреннее состояние человека.

 Слушаем дальше….

Пришло время младшему львенку идти в школу.

— Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, — мечтал маленький львенок, — пойду в школу и заставлю всех себя уважать.  Акцентируем внимание на последних словах.  Объяснить значение слова уважать.

«Как можно заставить себя уважать и будет ли это уважением , когда предлагается насильно по отношению к другому применить силу».

При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное проговаривание ребенком слов  маленького львенка , при этом он использует вырезанные картинки .  С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников. Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?»

Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я — самый ловкий, я — самый сильный».

Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил. Я в классе самый сильный».

Задание ребенку: «Вспомни, пожалуйста, какие действия выполнял львенок?»

«  бросил, повалил, ударил»

Рефлексия.

«Чтобы ты чувствовал, если с  тобой поступали таким образом?»

 Поговорить об этом. Далее рисуем смайлики, изображая в них различные чувства: радость, горе, равнодушие, боль,и.т.д.

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ  2. Ребёнок называет то чувство, которое испытывает в данный момент; объясняет, почему он его испытывает.

Далее  ребёнок показывает смайлики (приложение 1) с изображением тех чувств, которые он бы не хотел никогда испытывать, и объясняет, почему.  Попросить его  рассказать, в каких случаях он мог испытывать то или иное чувство.

    Знание себя, осознанность своих эмоций, взаимоотношений с окружающими определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников. Данная работа со смайликами поможет осознать ребенком ответы членов семьи на вопросы львенка.

Что же дальше происходит со львенком?

— Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

— Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

— Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

    Поместив львенка  в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписав львенку все переживания ребенка находим  выход  из создавшегося положения .

Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию  (    меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить),  подводя ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.

Ребенок в данном случае видит малыша, оказавшегося  в таком же положении, и  наблюдает  как он выходит из сложившейся ситуации.

    — Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии.

Сила твоя царская в доброте.

Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

3. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

Задача психолога — через сказочные события показать  ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

Помочь осознанию ребенком через  сказку своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

4. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Психолог  обсуждает и анализирует вместе с ребенком, в каких ситуациях он может использовать тот опыт, что приобрел  сегодня.

 

 

Упражнение 1:

 «Собираем добрые слова»

Кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи львенку  добрые слова»

Придумывают для него добрые слова.

5. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Ведущий. подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии..

 

Рефлексия:

Упражнение 2: «Закончи предложение».

-я хочу…

-я умею…

-я смогу…

-я добьюсь…

6.Ритуал "выхода" из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде: "Мы берем собой все важное, что было сегодня , все чему мы научились».

 

Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения.

 ПРИЛОЖЕНИЕ  1.   http://www.psychologos.ru 

  1. Взгляд вверх вправо (от него) — человек обращается к будущему или придумывает - зрительно. (Визуальное конструирование).
  2. Взгляд просто вверх или влево от него — человек в прошлом, вспоминает какие-то свои картинки (зрительные образы). (Визуальная память, визуальное вспоминание).
  3. Взгляд по горизонтали вправо — обращается к будущему или придумываем - слуховое (аудиальное) конструирование.
  4. Расфокусированный взгляд вперед — скорее всего, Транс.
  5. Взгляд по горизонтали влево — человек в прошлом, слуховые воспоминания (Аудиальная Память).
  6. Взгляд просто вниз или вправо вниз — переживание, представление кинестетических ощущений (Кинестетика).
  7. Взгляд влево вниз — внутренний монолог или диалог (человек разговаривает сам с собой) и контроль речи (человек тщательно выбирает слова в общении) (Аудиально-дигитальный процесс, внутренний монолог)

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.  

 Литература.

 

                   1.      **Вачков И.В. Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога. Леционный материа Т. Д. Основы сказкотерапии.

                   3.     Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских   психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –

                  — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.

                 4.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и      упр ажнений.  

                   – М.: Книголюб, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Хусаинова Румия Ахмятовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1067
Номер материала 17443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓