Главная / Начальные классы / Разработка. "Текстовые задачи на уроках информатики в начальных классах"

Разработка. "Текстовые задачи на уроках информатики в начальных классах"

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время главным стратегическим направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование, то есть такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, была бы ведущей. Поэтому использование текстовых задач на уроке информатики в процессе обучения чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе. Решая задачи на уроках информатике, дети учатся доказывать, рассуждать, у учащихся вырабатывается умение составлять план решения, алгоритм. Ценность этих задач ещё и в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении информатики.

К текстовым задачам относятся задачи, в которых требуется разработать специфический для конкретной задачи способ достижения поставленной цели, точно и понятно описать его. Текстовые задачи вовлекают детей в творческую поисковою деятельность, содействуют развитию многих общеинтеллектуальных умений.

Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Решить задачу - это значит, через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче данными и отношениями выполнить требование задачи.



Проведя анализ содержания курса информатики для начальной школы, позволил нам выделить следующие наиболее значимые текстовые задачи:

  • задачи на взвешивание

  • задачи на переливания при затруднительных условиях

  • задачи на перевозки

  • шахматные задачи

Применяются несколько методов решения текстовых задач:

  • графический;

  • практический;

  • метод предположения;

  • метод перебора.

Они могут применяться при решении текстовых задач на уроке информатики.

При решении текстовых задач возникает дополнительная трудность, связанная не только с нахождением способа решения, но и с оформлением спланированного процесса. Существенную помощь в разрешении этой трудности может оказать применение разработанных в информатики различных форм записи алгоритмов:

  • таблицы

  • последовательность ходов

  • блок- схемы

  • схемы

Приведём задачи, решение которых целесообразно оформить в виде форм записей алгоритмов и при этом используется графический метод решения текстовых задач.

Задачи на переливание целесообразно оформить в виде таблицы:

«Как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банки набрать из родника 4 литра воды?»

Путём анализа условия задачи выясняем, что нам даны две мерки – 3л и 5л и неограниченное количество воды в роднике. Требуется, используя данные мерки, налить 4л воды.

Обозначим: А – родник, В – пятилитровый бидон, С - трёхлитровую банку.

Одно действие (ход) будем обозначать А – С. Первая буква показывает, откуда наливаем, вторая – куда переливаем. Емкость, в которую переливаем, заполняется, если это возможно, полностью.

Перелив.

В 5

С 4

1.

Аhello_html_3d8765ee.gif В

5

0

2.

В С

2

3

3.

С А

2

0

4.

В hello_html_m4704d189.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gif С

0

2

5.

А В

5

2

6.

Вhello_html_m2823cef2.gif С

4

3

Мhello_html_30d4900e.gifожно выбрать и другие обозначения, например, вместо букв использовать геометрические фигурки, а знак – заменить на стрелку . Предлагаемые обозначения применяются в компьютерных вариантах задач на переливания; использование их способствует проведению единой линии в информатике.

Иhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifhello_html_m2823cef2.gifногда решение текстовых задач целесообразно оформить в виде схемы.

Задача на перевозку:

«Как переправится трём разбойникам и трём горожанам через реку в двухместной лодке без переплавщика, если нельзя оставлять на одном берегу разбойников больше, чем горожан».

Обозначим: Р. – разбойник

Г. – горожанин.

Одну переправу будем обозначать следующим образом:

  1. стрелка показывает направления движения;

  2. буква на стрелке показывают, кто переправляется;

  3. слева записываются все, кто в данный момент оказался на левом берегу;

  4. справа записываются те, кто в данный момент уже переправился.

Решение:

  1. Гhello_html_45b10e97.gifГГР РР

  2. ГГГР Р Р

  3. ГГГ РР Р

  4. ГГГ Р РР

  5. ГР ГГ РР

  6. ГР ГР ГР

  7. РР ГГ ГР

  8. РР Р ГГГ

  9. Р РР ГГГ

  10. Р Р ГГГР

  11. РР ГГГР


При оформлении задач с использованием такой формы записи дети допускают следующие ошибки: записывают тех, кто переправляется с той стороны, куда они плывут. В этом случае численность всех участников переправы увеличивается. Для избегания таких ошибок следует обратить внимание детей на тот факт, что люди не могут находиться одновременно и в лодке, и на берегу. Иногда дети забывают записывать людей, находящих на берегу. В таком случае можно просто пересчитать всех персонажей задачи. Число всех участников переправы в каждой строке должно ровняться числу всех персонажей.

Задачи на взвешивание эффективнее записать в виде блок – схемы:

«Пираты украли пять мешков с золотыми монетами. В четырех из них были настоящие монеты по 10 г каждая, а в одном мешке все монеты были фальшивые по 9 г каждая. Как за одно взвешивание на весах показывающих общий вес найти мешок с фальшивыми монетами?»


Для начала оформим решение в виде таблицы.


Возьмём из первого мешка одну монету, из второго – две монеты, из третьего – три и т.д. Взвесим их и по результату узнаем, в каком мешке монеты фальшивые: если 149 г – то в первом, если 148 г – то во втором и т.д.



1 мешок

2 мешок

3 мешок

4 мешок

5 мешок

Общий вес

9

20

30

40

50

149

10

18

30

40

50

148

10

20

27

40

50

147

10

20

30

36

50

146

10

20

30

40

45

145

Но детям несколько проще будет записать решение в виде разветвляющегося алгоритма.

hello_html_3b1548d6.png



Практика показывает, что учащиеся младших классов успешно работают с блок – схемами.

Шахматные задачи оформляются в виде последовательности ходов.

«Поменяй белых и чёрных коней местами». (Кони могут ходить как в шахматах.)

Рhello_html_m2c9a1cfd.gifешение:

  1. ahello_html_mdc6d994.gifhello_html_mdc6d994.gifhello_html_mdc6d994.gif1 – c2

  2. b3 – a1

  3. c1 – b3

  4. c3 – a2

  5. a2 – c1

  6. b1 – c3

  7. ahello_html_m2b1ed40f.gifhello_html_m2b1ed40f.gifhello_html_m2b1ed40f.gif3 – b1

  8. c2 – a3


При решении шахматных задач дети попутно знакомятся с идеей систем координат. Это важно для дальнейшего формирования обобщённого представления о системах координат в целом.

Встречаются задачи, в которых при поиске решения используется метод предположения.

«Как с помощью двух бидонов ёмкостью 5 и 8 литров отлить из молочной цистерны 7 литров?»

Дети предлагают разные варианты.

Решаем задачу:

  1. два раза наполнить 5-литровый бидон и вылить в 8-литровый бидон.

  2. тогда в 5-литровом бидоне останется 2 литра молока.

  3. вылив молоко из 8-литровогобидона в цистерну, в этот бидон налить оставшиеся 2л молока

  4. затем добавить 5л.

Ответ: 7л будет в бидоне.

Встречаются текстовые задачи на активный перебор вариантов отношений. При этом слово “перебор” используется в смысле разбора всех возможных случаев, которые удовлетворяют условия задачи, показав, что других решений быть не может.

Одной из таких является задача про волка, козу и капусту.

Как человеку перевезти в двухместной лодке волка, козу и капусту, если за одну перевозку он может взять с собой только одного пассажира, и нельзя оставлять одних без присмотра волка с козой, а козу с капустой. Как всех перевезти?

При решении таких задач используется след методике её решения:



1) Волк, капуста

hello_html_m47c88182.gif


2) Волк, капуста

hello_html_5b2ef48a.gif

Коза

3) Капуста

hello_html_1df20bb6.gif

Коза

4) Капуста

hello_html_m1f9b2d86.gif

Волк

5)Коза

hello_html_m262c5b5f.gif

Волк

6) Коза

hello_html_5e48bc92.gif

Волк, капуста

7)

hello_html_5e218c50.gif

Волк, капуста

В таких задачах шагов может быть различное количество, но, давая такие задания нужно помнить, что у каждого ученика свой алгоритм решения. И решая, одну и ту же задачу один может, решить её, например за 9 действий, а другой за 7. Из этого мы можем сделать вывод, что каждый может найти для себя оптимальный алгоритм решения задачи.

Выбор действия в задачах на переливание определяется путем перебора и анализа всех возможных переливаний.

Задачи на переливание заключаются в развитии умения прогнозировать , т.е. оценивать виды переливаний, и выбирать рациональный способ.

Из реки нужно налить с помощью 7 литрового и 4 литрового ведер 6 литров воды. Как это сделать?

Объем жидкости в условном сосуде А будет соответствовать объему слитой жидкости, объемы В и С – заданным объемам по условию задачи. Действие, обозначенное одной буквой, например, В, означает наполнение сосуда из источника (водоема исходного сосуда).



А – река

В – 7 л.

С – 4 л.

Перелив.

В 7

С 4

1.

Аhello_html_m4704d189.gif В

7

0

2.

Вhello_html_m4704d189.gif С

3

4

3.

Сhello_html_m4704d189.gif А

3

0

4.

Вhello_html_m4704d189.gif С

0

3

5.

Аhello_html_m4704d189.gif В

7

3

6.

Вhello_html_m4704d189.gif С

6

4


Но некоторым детям трудно даётся решение текстовых задач, поэтому учитель на уроке может применить практический метод решения задач:

- наглядный материал, в виде красочного планшета, с передвигающимися деталями (главными героями). И тем самым, дети могут участвовать, как бы в увлекательной игре, но в то же время, они, не замечая для себя, находят правильное решения задачи;

- компьютерное моделирование (сначала учитель покажет действия героев через проектор, а затем дети с помощью компьютера приступят к решению задачи);

Вывод:

Как видно из приведённых примеров, решение текстовых задач на уроке информатики способствуют формированию интеллектуальных умений, поэтому их умеренное использование в обучении информатики благоприятно сказывается на общем развитии учащихся. Развитие творческих способностей способствует продвижению учащихся в общем развитии.



hello_html_5011231f.gif







Каширина Татьяна Геннадьевна

Адрес: Пензенская область

Иссинский район

с. Дмитриевка

ул. Центральная д.58


11


Разработка. "Текстовые задачи на уроках информатики в начальных классах"
  • Начальные классы
Описание:

 

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ  ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время главным стратегическим направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование, то есть такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, была бы ведущей. Поэтому использование текстовых задач на уроке информатики в процессе обучения чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе. Решая задачи на уроках информатике, дети учатся доказывать, рассуждать, у учащихся вырабатывается умение составлять план решения, алгоритм. Ценность этих задач ещё и в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении информатики.

К текстовым задачам относятся задачи, в которых требуется разработать специфический для конкретной задачи способ достижения поставленной цели, точно и понятно описать его. Текстовые задачи вовлекают детей в творческую поисковою деятельность, содействуют развитию многих общеинтеллектуальных умений.

Придерживаясь современной терминологии, можно сказать, что текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явления, события, процесса и т.п. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Решить задачу - это значит, через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче данными и отношениями выполнить требование задачи.

 

Проведя анализ содержания курса информатики для начальной школы, позволил нам выделить следующие наиболее значимые текстовые задачи:

·        задачи на взвешивание

·        задачи на переливания при затруднительных условиях

·        задачи на перевозки

·        шахматные задачи

Применяются несколько методов решения текстовых задач:

  • графический;
  • практический;
  • метод предположения;
  • метод перебора.

Они могут применяться при решении текстовых задач на уроке информатики.

При решении текстовых задач возникает дополнительная трудность, связанная не только с нахождением способа решения, но и с оформлением спланированного процесса. Существенную помощь в разрешении этой трудности может оказать применение разработанных в информатики различных форм записи алгоритмов:

·        таблицы

·        последовательность ходов

·        блок- схемы

·        схемы

Приведём задачи, решение которых целесообразно оформить в виде форм записей алгоритмов и при этом используется графический метод решения текстовых задач.

Задачи на переливание целесообразно оформить в виде таблицы:

«Как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банки набрать из родника 4 литра воды?»

Путём анализа условия задачи выясняем, что нам даны две мерки – 3л и 5л и неограниченное количество воды в роднике. Требуется, используя данные мерки, налить 4л воды.

Обозначим: А – родник, В – пятилитровый бидон, С  - трёхлитровую банку.

Одно действие (ход) будем обозначать А – С. Первая буква показывает, откуда наливаем, вторая – куда переливаем. Емкость, в которую переливаем, заполняется, если это возможно, полностью.

Перелив.

В 5

С 4

1.

А                     В

5

0

2.

В                     С

2

3

3.

С                     А

2

0

4.

В                     С

0

2

5.

А                     В

5

2

6.

В                     С

4

3

Можно выбрать и другие обозначения, например, вместо букв использовать геометрические фигурки, а знак – заменить на стрелку             . Предлагаемые  обозначения применяются в компьютерных вариантах задач на переливания; использование их способствует проведению единой линии в информатике.

Иногда решение текстовых задач целесообразно оформить в виде схемы.

Задача на перевозку:

«Как переправится трём разбойникам и трём горожанам через реку в двухместной лодке без переплавщика, если нельзя оставлять на одном берегу разбойников больше, чем горожан».

Обозначим: Р. – разбойник

                     Г. – горожанин.

Одну переправу будем обозначать следующим образом:

1.     стрелка показывает направления движения;

2.     буква на стрелке показывают, кто переправляется;

3.     слева записываются все, кто в данный момент оказался на левом берегу;

4.     справа записываются те, кто в данный момент уже переправился.

Решение: 

1.     ГГГР                РР

2.     ГГГР                 Р            Р

3.     ГГГ                   РР          Р

4.     ГГГ                   Р            РР              

5.     ГР                     ГГ          РР

6.     ГР                     ГР          ГР

7.     РР                     ГГ          ГР

8.     РР                     Р            ГГГ

9.     Р                       РР          ГГГ

10. Р                       Р            ГГГР

11.                          РР          ГГГР

 

При оформлении задач с использованием такой формы записи дети допускают следующие ошибки: записывают тех, кто переправляется с той стороны, куда они плывут. В этом случае численность всех участников переправы увеличивается. Для избегания таких ошибок следует обратить внимание детей на тот факт, что люди не могут находиться одновременно и в лодке, и на берегу. Иногда дети забывают записывать людей, находящих на берегу.  В таком случае можно просто пересчитать всех персонажей задачи. Число всех участников переправы в каждой строке должно ровняться числу всех персонажей.

                    

Задачи на взвешивание эффективнее записать в виде блок – схемы:

«Пираты украли пять мешков с золотыми монетами. В четырех из них были настоящие монеты по 10 г каждая, а в одном мешке все монеты были фальшивые по 9 г каждая. Как за одно взвешивание на весах показывающих общий вес найти мешок с фальшивыми монетами?»

 

Для начала оформим решение в виде таблицы.

 

Возьмём из первого мешка одну монету, из второго – две монеты, из третьего – три и т.д. Взвесим их и по результату узнаем, в каком мешке монеты фальшивые: если 149 г – то в первом, если 148 г – то во втором и т.д.

 

 

1 мешок

2 мешок

3 мешок

4 мешок

5 мешок

Общий вес

9

20

30

40

50

149

10

18

30

40

50

148

10

20

27

40

50

147

10

20

30

36

50

146

10

20

30

40

45

145

  

 Но детям несколько проще будет записать решение в виде разветвляющегося алгоритма.

 

 

Практика показывает, что учащиеся младших классов успешно работают с блок – схемами.                                                                                   

   Шахматные задачи оформляются в виде последовательности ходов.

«Поменяй белых и чёрных коней местами». (Кони могут ходить как в шахматах.)

Решение:

1.     a1 – c2                                         

2.     b3 – a1

3.     c1 – b3

4.     c3 – a2

5.     a2 – c1

6.     b1 – c3

7.     a3 – b1

8.     c2 – a3

 

При решении шахматных задач дети попутно знакомятся с идеей систем координат. Это важно для дальнейшего формирования обобщённого представления о системах координат в целом.

Встречаются задачи, в которых при поиске решения используется метод предположения.

«Как с помощью двух бидонов ёмкостью 5 и 8  литров отлить из молочной цистерны 7  литров?»

Дети предлагают разные варианты.

Решаем задачу:

1.     два раза наполнить 5-литровый бидон и вылить в 8-литровый бидон.

2.     тогда в 5-литровом бидоне останется 2 литра молока.

3.     вылив молоко из 8-литровогобидона в цистерну, в этот бидон налить оставшиеся 2л молока

4.     затем добавить 5л.

Ответ: 7л будет в бидоне.

 Встречаются текстовые задачи на активный перебор вариантов отношений. При этом слово “перебор” используется в смысле разбора всех возможных случаев, которые удовлетворяют условия задачи, показав, что других решений быть не может.

Одной из таких является задача про волка, козу и капусту.

Как человеку перевезти в двухместной лодке волка, козу и капусту, если за одну перевозку он может взять с собой только одного пассажира, и нельзя оставлять одних без присмотра волка с козой, а козу с капустой. Как всех перевезти?

При решении таких задач используется след методике её решения:

 

1) Волк, капуста

 

2) Волк, капуста

Коза

3) Капуста

Коза

4) Капуста

Волк

5)Коза

Волк

6) Коза

Волк, капуста

7)

Волк, капуста

В таких задачах шагов может быть различное количество, но, давая такие задания нужно помнить, что у каждого ученика свой алгоритм решения. И решая, одну и ту же задачу один может, решить её, например за 9 действий, а другой за 7. Из этого мы можем сделать вывод, что каждый может найти для себя оптимальный алгоритм решения задачи.

Выбор действия в задачах на переливание определяется путем перебора и анализа всех возможных переливаний.

Задачи на переливание заключаются в развитии умения прогнозировать , т.е. оценивать виды переливаний, и выбирать рациональный способ.

Из реки нужно налить с помощью 7 литрового и 4 литрового ведер 6 литров воды. Как  это сделать?

Объем жидкости в условном сосуде А будет соответствовать объему слитой жидкости, объемы В и С – заданным объемам по условию задачи. Действие, обозначенное одной буквой, например, В, означает наполнение сосуда из источника (водоема исходного сосуда).

 

А – река

В – 7  л.

С – 4  л.

Перелив.

В 7

С 4

1.

А                     В

7

0

2.

В                     С

3

4

3.

С                     А

3

0

4.

В                     С

0

3

5.

А                     В

7

3

6.

В                     С

6

4

 

Но некоторым детям трудно даётся решение текстовых задач, поэтому учитель на уроке может применить практический метод решения задач:

-  наглядный материал, в виде красочного планшета, с передвигающимися деталями  (главными героями).  И тем самым,  дети  могут участвовать,  как бы в увлекательной игре, но в то же  время, они, не замечая для себя, находят правильное решения задачи;

- компьютерное моделирование (сначала учитель покажет действия героев через проектор, а затем дети с помощью компьютера приступят к решению задачи);

Вывод:

Как видно из приведённых примеров, решение текстовых задач на уроке информатики способствуют формированию интеллектуальных умений, поэтому их умеренное использование  в обучении информатики благоприятно сказывается на общем развитии учащихся. Развитие творческих способностей способствует продвижению учащихся в общем развитии.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каширина Татьяна Геннадьевна

Адрес: Пензенская область

Иссинский район

с. Дмитриевка

ул. Центральная д.58

 

Автор Каширина Татьяна Геннадьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 517
Номер материала 4470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓