Главная / Начальные классы / Разработка внеклассного мероприятия «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ»

Разработка внеклассного мероприятия «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ»









Внеклассное мероприятие

.


«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО

БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ»




























ЦЕЛИ И ЗАДАЧ И:


  1. Познакомить с настоящим и будущим башкирской лошади.

  2. Прививать любовь к истории и прошлому своего народа, к его культурному наследию.

  3. Воспитывать любовь к животным, приобщать детей к здоровому образу жизни, занятию спортом, увлечь национальной музыкой и танцами.




ОБОРУДОВАНИЕ:


Сюжеты из видеофильмов:

«Кузнечное дело»,

«Масти башкирских лошадей»,

«Экскурсия в конюшню Патрульно-постовой службы»;

слайды с изображением башкирской лошади;

стук копыт и ржание лошади в аудио записи;

плакаты и рисунки детей;

настоящие предметы убранства лошади - хомут, уздечка, шлея, седелка, вожжи, дуга, стремена;

репродукция картины Кащеева Ф. А. «Башкирский кумыс»;

скульптура С. Юлаева, камни с Уральских гор;

подковы, деревянная башкирская посуда для кумыса из хранилищ школьного музея,

пословицы и поговорки о лошади,

Живое исполнение песен «Ерэн кашка», «Салават - батыр», «Кара Юрга» под аккомпанемент курая и баяна учащимися башкирского фольклорного отделения Школы Искусств.



С нею джигит – крылат,

Султан – богат.

Ни зимой, ни летом

Покой ей не ведом.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня состоится научный симпозиум на тему

«Похвальное слово башкирской лошади»

Население республики высоко ценит лошадь за большую помощь, которую она оказывала и продолжает оказывать в повседневной жизни. Это уважение к лошади передается из поколения в поколение. Поэтому дети с большим интересом начали изучение прошлого и настоящего башкирской лошади. Результатами этой работы хотим поделиться с вами.

Здесь присутствуют известные ветеринары республики Башкортостан, кандидаты, доктора биологических и исторических наук, врачи, доценты, профессора, спортсмены, артисты Филармонии и независимые журналисты.

На нашей встрече мы узнаем много нового, интересного о прошлом и будущем башкирской лошади. В конце симпозиума подведём итог и ответим на главный вопрос нашего симпозиума:

«Есть ли будущее башкирской лошади»

Итак, мы начинаем! Желаю вам успешной работы!

(Стук копыт. Ржание лошади)

А вот и главный гость сегодняшнего дня. Узнали?

Звучит тихая музыка. Курай.

Человек – маленькая песчинка в космосе бытия, волей причудливой эволюции попав в этот суровый мир, всегда стремился каким – то достижениям. Он всегда хотел быть выше, быстрее и лучше всех других живых существ – бегать, прыгать, летать, завоевывать новые пространства. Встретив когда–то на древних равнинах дикую лошадь, он сначала познакомился с ней, затем приручил, потом робко взобрался на неё, а после уже плотно оседлал и с тех пор не расстаётся со своим верным другом и компаньоном.

Сейчас у человека другие игрушки, которые мчат его быстрее, выше и дальше. Но иногда он должен остановиться и вспомнить, с чего начался этот стремительный полёт.

История домашней лошади насчитывает около пяти тысяч лет. Золотой век её прошёл. Это время осталось в песнях и сказаниях народа. Несмотря на развитие науки и техники, лошадь по-прежнему незаменима под седлом, в упряжке, в геологической разведке, на кумысной ферме, в медицине, в спорте и туризме.

Лошадь не заменишь ничем. Ни с чем не сравнишь тот восторг, с которым ты в очередной раз вспрыгиваешь в седло.

Сегодня будем говорить не просто о лошади, о башкирской лошади т. к. и сегодня коневодство продолжает оставаться традиционной отраслью животноводства.



Слово предоставляется профессору Башкирского Государственного

Университета –.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЛОШАДИ

В заболоченных лесах Северной Америки и Европы появилось маленькое животное около 30 см высотой. У него были быстрые ноги, (по 4 пальца на передней и по 3 на задней) изогнутая спина, короткая шея и длинный хвост. Это самый древний предок лошади ГИРАКОТЕРИЙ или ЭОГИППУС «Утренняя лошадь».

Миллионы лет спустя бескрайние болота, где жил ЭОГИППУС превратились в травянистые равнины с гораздо более твёрдой почвой. Постепенно, приспосабливаясь к новым условиям, изменилось и животное.

Появляется лошадь ростом с пони МЕРИГИППУС. Питались они в основном листьями и обитали в густых заболоченных лесах, где им легче было укрываться от своих многочисленных врагов.

Постепенно переходя на опушки лесов, а затем на равнину, увеличивался рост вместе с длиной конечностей. Трёхпалые предки лошадей вымирают, и появляется ПЛИОГИППУС. Это животное на каждой ноге имело по увеличенному среднему пальцу, который оканчивался копытом. Исчезли боковые пальцы, удлинилась морда, изменилась форма костей черепа и размер зубов. Появился ЭВКУС.

После ледникового периода, когда многие современники лошади, мамонты и шерстистые носороги вымерли, лошадь выжила, благодаря необыкновенной выносливости и к умению добывать подножный корм из-под снега.


О происхождении БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ расскажет кандидат исторических наук -.

Башкирская лошадь происходит от пород лесного и степного типов, формировалась в условиях резко - континентального климата при круглогодовом пастбищном содержании. Таким образом, башкирская лошадь произошла от монгольских лошадей или приведена с собой кочевыми племенами из Азии во II - VII веках нашей эры.

Историческое прошлое башкирской лошади теснейшим образом связано с историей народов, населявших степные и горные пространства Башкирии.

Ещё в недалёком прошлом, до революции, башкиры кочевали по Уральским горам и прилегающим к Уралу степям. Наиболее древним помощником и верным другом в их нелёгкой кочевой жизни стала лошадь особой породы - башкирская лошадь.

Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав неповторимую башкирскую лошадь.

По внешнему виду она резко отличается от других пород лошадей: низкоросла, коренаста, но стройна и красива, саврасой масти (шерсть песчано-желтого цвета), по спине, как ремень проходит тёмная полоса. Ноги ниже колен – чёрные, грива и хвост тоже чёрные. Она походит на дикую лошадь. У неё висячая грива и длинная шерсть. Особенно обрастает она длинной и грубой шерстью к зиме. Весной линяет: зимняя шерсть выпадает и заменяется короткой, летней. Длина туловища 147 – 150 см, вес 450 – 470 кг.



А теперь слово предоставляется специалистам сельхоз Академии.

О поведении башкирской лошади расскажет главный специалист Государственного племенного рассадника -

Башкирская лошадь отличается от других и своим поведением. Она очень вынослива, легко переносит и суровую зиму с трескучими морозами знойное лето с сухими ветрами. Хорошо бегает по степным просторам и ловко карабкается с седоком по каменистым горам. Она неприхотлива, не требует от человека особого ухода. Охотно ест как сочную траву на лугах, так и жёсткий ковыль, перетирая его прочными коренными зубами.

Сама себе добывает подножный корм не только летом, но и зимой, раскапывая его подобно оленю из-под снега. Сильные ноги, обутые в крепкие копыта, помогают в степях добывать воду. Учуяв в более низких местах запах влаги, лошадь может терпеливо выбивать в земле большие ямы, добираясь до водоносных слоёв.

На кочёвку они выезжали обычно в конце апреля, в начале мая до конца сентября или октября. На протяжении лета место кочевания меняли 3 – 4 раза, по возможности вдали от деревни, чтобы сохранить на зиму траву близ деревни. Лошади содержались в табунах, которые делились на косяки.


Слово Доктору биологических наук .

У лошади сердце больше, чем у других домашних животных: 3,5 – 4 кг Лошади видят совсем не так, как люди. Она близорука, но сектор обзора шире, не поворачивая головы, она видит на 360*. Вкус лошадей тесно связан с их обонянием, гораздо тоньше, чем у других домашних животных. Кони разборчивы в пище: никогда не едят испорченное зерно и не пьют воду с дурным запахом.

Лошадь умна, добра, легко привыкает к человеку. Она очень осторожна и бдительна. У неё уши чуткие, глаза зоркие, нюх надёжный. Высоко задрав голову, лошадь широко раздувает ноздри, вдыхает воздух и среди множества запахов различных растений и животных безошибочно различает волчий.


Послушаем селекционера Сельхоз Академии

Она заботливая мать. Жеребёнок с первых же дней жизни крепко стоит на ногах, сосёт сладковатое молоко матери, может быстро бегать, не отставая от неё. Лошади, когда пасутся, держаться небольшими группами – табунами. Волку до них очень трудно добраться. Стоит только одной лошади, заметившей опасность, громко заржать, как по тревожному сигналу, разбегается весь табун. От догнавшего врага выручает сильный удар копытом.


Учитель: Известен, например, такой случай. Конь Улан отбился от совхозного табуна и пропадал два дня. Думали, что он стал жертвой волков. Каково же было удивление, когда, выйдя однажды во двор, конюх увидел Улана. На хвосте у него висел… мёртвый волк! Очевидно, надеясь на лёгкую добычу, он напал на лошадь сзади, но не рассчитал. Его зубы сомкнулись в мёртвой хватке на запутанном хвосте коня. Получив сильный удар копытом, серый так и остался висеть на хвосте. Вот и приволок конь на своём хвосте пятипудового зверя.



Артисты филармонии предлагают вашему вниманию песню «Ерэн кашка»



Значит, пришло время говорить о мастях лошадей.

По теме масти и отметины слово просит Доктор биологических наук .


Масти и отметины являются индивидуальной характеристикой лошадей. Они помогают распознавать отдельных лошадей в табуне, служат определённым ориентиром при проведении зооветеринарных работ и при выдаче племенных свидетельств на реализуемый молодняк.

Лошадей не обозначают по цветам, а называют по масти: (слайды) Коричневый окрас - ГНЕДАЯ, НЕ чёрный, а ВОРОНОЙ. БУЛАНАЯ, ПЕГАЯ, САВРАСАЯ, СЕРАЯ, ИГРЕНЕВАЯ.

Учитель: (по видеофильму читаю масти лошадей и перевожу на русский)

БАЙТАЛ – кобыла,

КОНАН – жеребец от 2 до 3 лет,

КОНАЖЫН – кобыла от 2 до 3 лет,

ДУНАН трёхгодовалый жеребец,

КОЛА – саврасый, буланый, (красновато рыжий),

КУГАТ – сивый,

ЕРАН – рыжий, ЕРАН КАШКА – рыжий конь с белой звездой.


А сейчас знаменитые коневоды республики выступят перед вами по теме «Убранство лошади».

: Для верховой езды башкиры использовали жеребцов или меринов, выращенных в условиях Башкортостана, так как они приспособлены к суровым условиям Урала. Для управления лошадью башкиры пользовались недоуздком и уздой. Поводья делали из мягкого ремня, волосяной, конопляной (льняной) или мочальной бечёвки. Различались сёдла мужские и женские; взрослые и детские.

: Их украшали серебром, сердоликом, драгоценными камнями. Седло из цельного дерева покрывали чепраком и на лошади проделывали от 50 до 100 км. Подкладывать небольшие вышитые подушки мог только глава рода. Особой нарядностью отличались седельные чепраки свадебной лошади невесты. Детские сёдла были маленьких размеров и оформлялись скромно. Ранее в каждом башкирском ауле были мастера по выделке и украшению седел.

: Стремена делались, в основном из металла. Были в обиходе и деревянные стремена, которые изготавливались из берёзы, черёмухи, ивы. Они легче и удобнее металлических и зимой не охлаждают ноги. Как и другие убранства коня, башкиры старались делать стремена нарядными. Деревянные стремена орнаментировали резными узорами, иногда красили; поверхность стремян из железа серебрили, орнаментировали чеканкой и насечкой.

: Тщательно отделывались и плётки. Тиснением на коже и серебряной чеканкой украшали уздечку. Конская упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней, чтобы не наносить лошади травм. По тому, как выглядит лошадь, судили о его хозяине и его социальном положении.


УЧИТЕЛЬ: А сейчас я хочу вам кое-что показать. Перед вами убранства рабочей колхозной лошади. Поэтому она не имеет никаких украшений.



(На доске названия предметов: хомут, уздечка, шлея, седелка, вожжи, дуга) Во время выступления показ настоящих предметов убранства лошади и несколько слов о них по времени.




ХОМУТ – главная часть упряжки. Он должен быть прочным, соответствовать размерам шеи, прилегать к шее, плечам, холке не затрудняя движение и дыхание.

УЗДЕЧКА служит для управления лошадью.

ШЛЕЯ охватывает всё туловище и служит для сдерживания повозки при спуске с горы.

СЕДЕЛКА применяется в дуговой и без дуговой упряжке и служит для закрепления и поддержки всей запряжки и передачи тягового сопротивления на спину лошади.

ВОЖЖИ делают из ремня, тесьмы, верёвки или комбинированные. Длина вожжей 10 метров.

ДУГА самая характерная часть упряжки. Она служит амортизатором при тяге воза.

Учитель - А как служила лошадь человеку?

Об этом нам поведают кандидаты исторических наук

: Первобытный человек расценивал лошадь как ещё одно животное, на которое можно охотиться ради мяса. Когда разум человека стал более развитым, он понял, что лошадей можно приручать и обучать для работы.

До изобретения автомобиля лошадь была единственным средством передвижения: Их впрягли в экипажи и повозки, и использовали как верховых. На почтовых трактах западной Сибири были широко известны башкирские тройки, на которых без отдыха и кормления в пути можно было пройти за 8 часов 120 – 140 км

И в кочевом хозяйстве башкир башкирская лошадь служила, прежде всего, средством передвижения. Особенно широко использовались она под седлом для кочеваний, разведок пастбищ и водопадов, охраны стад, для поездок в торговые и административные центры. Она прилежно служила людям, возила дрова, сено и тянула в поле плуг.

: В старину все башкиры, без различия пола и возраста, садились верхом на лошадь. Детей сажали сзади на подушки, подпоясывая кушаком. Уже в возрасте 2 – 3 лет дети башкир сидели верхом на лошади, а 5 -7 летние считали себя джигитами.

Выработке резвости у лошадей на галопе способствовали распространённые спортивные игры и состязания. В дни праздника Сабантуй наибольшей популярностью у башкир пользовалась байга. Дистанция байги устанавливалась на 6 -7 вёрст. Седоками были мальчики от 6 до 12 лет. Победителей приветствовали взрывом криков и возгласов.

У южных башкир было распространено состязание копкар (козлодрание) Это борьба всадников за тушку козла, и доставка его на определенное место. Борьба требовала силы и выносливости, как от всадника, так и от лошади, т.к. длилась очень долго.


Учитель: Праздник Сабантуй актуален и сегодня. В последнее время у нас в республике возродились конные секции, в которых занимаются трудновоспитуемые дети и дети с диагнозом церибриальный паралич. Общение с животными облагораживает, лечит и защищает от отрицательного влияния улицы, а в душах детей рождаются самые чистые и счастливые образы.


Более подробно об этом великолепном виде спорта расскажет мастер спорта по конному виду спорта

. Верховой ездой и скачками увлекались взрослые и дети. Это очень красивый и полезный вид спорта. И сегодня конный спорт пользуется большой популярностью. Этим видом спорта занимаются 1000 детей. Навыки верховой езды они осваивают в конноспортивных клубах, школах. Крупнейший из них конноспортивный комплекс Тулпар. В Уфе действует великолепный ипподром «Акбузат» названный так в честь крылатого коня Урал – батыра, героя башкирского эпоса. Открытие ипподрома было приурочено к празднованию 425 летия добровольного присоединения Башкортостан к России. Почётными гостями ипподрома были президенты Российской Федерации Борис Ельцин, Владимир Путин, президент республики Татарстан Минтимир Шаймиев. Уфимский ипподром четырежды признавался лучшим в России. Спортсмены Башкортостана – активные участники международных конноспортивных соревнований.

Главный специалист по туризму республики Башкортостан познакомит нас наиболее яркими конноспортивными маршрутами.

Башкортостан располагает двумя туристическими базами с конными маршрутами. Это турбаза «Арский камень» в Белорецком районе и «Зелёные дубки" под Мелеузом. Особенно интересен маршрут - «На санях по Башкортостану». По долинам рек Белой и Узян, среди хвойных и лиственных лесов Уралтау, «Конноверховой маршрут по Башкортостану» позволяет в течение 4 дней приобрести навыки верховой езды, после чего начинается поход по долинам горных рек Южного Урала.

Наши предки очень любили охоту и рыболовство. Об этом нам и расскажет главный специалист ассоциации рыболовов и охотников .

С древних времён башкиры использовали верховую лошадь в различных видах охоты. На южном Урале распространена охота с преследованием зверей по первой пороше. Самой увлекательной считалась охота с ловчими птицами: соколом, кречетом и беркутом. Наряду с искусной джигитовкой, почти все башкиры владели умением на скаку стрелять из лука, рубить. Они охотились за пушниной и за тарпанами. Тарпаны - дикие лошади. Диких копытных башкиры чаще всего добывали в догон. Охота эта проводилась по насту ради мяса и целью охраны своих конских табунов. (Тарпаны уводили лошадей из табуна) Башкирская охотничья газета, спортивный клуб охотников «РАДА» знакомят читателей новостями дикой природы Башкортостана.

Учитель:

Быть может, в нём красы и буйства мало

На первый взгляд - ни стати, ни огня.

Но сколько поколений удивляло

Бесстрашие башкирского коня.

Когда–то до Берлина и Парижа

Он дошагал, как доблестный солдат,

И к Пугачёву был доставлен им же

Прославленный батыр наш - Салават.

Когда мы шли до Дона и Дуная

Сквозь пламя превращенный в ад земли,

Судьба ль хранила всадников, не знаю,

Иль кони, крылья, храбрых сберегли.

Что сила лошадиная! Порой

Твердят, что кони не для наших дней.

И я не против скорости сверх звука,

Но сверх того – за добрых лошадей!

О боевых подвигах лошади нам поведает доктор исторических наук -

Славу и добрую память завоевала башкирская лошадь и в ратных делах. Она верно служила свободолюбивым сынам Башкирии и в конных отрядах Салавата Юлаева, и в красной кавалерии в годы гражданской войны. Бесстрашные и выносливые кони много раз выручали наших отважных джигитов – кавалеристов, в боях с иноземными захватчиками прошли тысячи километров.

Во время изгнания наполеоновских войск из России башкирские полки (русские кавалеристы и башкирские всадники) показали особое мужество в партизанской войне. Атаки башкирских конников хорошо запомнились французам.


Учитель: Вот как писал об этом один очевидец Отечественной войны:

«Мчатся на степных конях, известных своей крепостью и быстротою башкирцы в красных суконных кафтанах, в высоких остроконечных шапках, вооружённые пиками, луками и колчанами со стрелами. Небольшие, но выносливые кони легко проходят дальние расстояния. Их не пугают и самые жестокие морозы».


Учитель: А почему их назвали «Северными Амурами»? Ответит на этот вопрос проректор Башкирского Государственного университета В память об этих сражениях в народе создано множество легенд, описывающих героизм башкирских конников.

Именно в это время Башкиров назвали Северными Амурами т.к. они на скаку, подобно амурам, стреляли метко в цель, и со ста метров могли пробить стрелой противника. А «Северные» потому что морозы французам страшны, а башкиры и их кони чувствуют себя великолепно.


Учитель Мы с вами тоже очень любим зиму и морозы. Не замёрзли? Предлагаю отдохнуть под прекрасную музыку и потанцевать как Салават батыр.

Физкультминутка.

Ну а сейчас послушаем кандидата исторических наук Лошади могут скакать не только по ровной поверхности, но и взбираться по скалам в горах. Вот эти камни с Уральских гор (показ камней) На них могли остаться следы копыт коня легендарного сына Башкирского народа Салавата Юлаева. Величественный памятник Салавата на боевом коне в г. Уфе стал основным элементом герба нашей республики Башкортостан. (Слайды: Памятник С. Юлаеву и ГЕРБ) (Показ герба и скульптуры)


Вашему вниманию предоставляется песня «Салават батыр» в исполнении ансамбля «Асылташ» музыка Альфии Зиннуровой, слова Расимы Ураксиной.

Учитель В годы Великой Отечественной войны башкирская лошадь тоже прошла трудный боевой путь

Шли полки башкир в атаку

Провожал седой Урал…

Впереди - на аргамаке

Шаймуратов - генерал.


. Кандидат исторических наук познакомит нас с некоторыми подробностями этого времени.


22 марта на станции Дёма в Уфе образована конная дивизия Командир дивизии генерал Шаймуратов. До Берлина прошагали наши кони, сражаясь за Отчизну вместе с нашими батырами, помогая пройти бойцам сквозь огонь и воду.

Много лишений и испытаний пришлось им пройти. Но они выдержали. После войны на башкирскую землю вернулись тысячи воинов – победителей и лошадь по кличке Керчь, к сожалению всего одна из тысяч, мобилизованных на войну. 516 лошадей было ранено и убито, а остальных сдали в Закавказском военном округе.


Учитель: Кого называют самым верным другом человека? Нет, не собаку, а именно лошадь. Я хочу рассказать один трогательный случай:

Однажды, в бою, за переправу на Днепре наш кавалерист был тяжело ранен. Истекая кровью, он упал и потерял сознание. Не убежал его конь, хотя свистели фашистские пули. Он склонил свою голову, губами осторожно хватал за шинель бойца и безуспешно пытался его поднять. Словно убедившись в своей беспомощности, конь, высоко задрав голову, громко заржал, призывая кого–то. Стоял и ржал до тех пор, пока медицинская сестра не оказала раненому помощь и не увела его в безопасное место. Недаром говорят « Конь познаётся в горе, а друг в беде».


Сейчас выступит доцент медицинской Академии и расскажет о продуктивном коневодстве.

Башкортостан – край коневодства. В Уфимском научно- исследовательском институте вакцин и сывороток им. Меченова лошади основные доноры для производства медицинских препаратов, применяемых при лечении столбняка.

Лошадь не только транспортная и рабочая сила - она еще и главный поставщик продуктов питания и обуви. Конина всегда ценилась выше баранины и говядины. Самого дорогого гостя они угощали кониной, если не было конины - бараниной, а если не было и баранины - говядиной, но всегда с извинениями.

Кроме пищевых продуктов от лошади получали конский волос для верёвок, сухожилия – в качестве ниток,

из костей колёсную мазь, мыло, лекарства. Одежду и посуду из кожи.

Из шерсти – тёплую кошму для юрты и обуви.

Из грубых прочных волос хвоста и гривы вили вожжи и верёвки для хозяйственных нужд, сейчас делают волосяные щётки

Конский навоз прекрасное удобрение полей.


Слово главврачу Республики Башкортостан –

По-моему, главное - это волшебный напиток КУМЫС. Древнейший и излюбленный напиток башкир – сейчас переживает своё новое рождение. О его целебных свойствах писал русский академик Паллас в 1770 году «Оный большую пользу для здоровья имеет» Кобылы башкирской породы удивительно молочные. От них получают по 10 – 15 литров молока вдень. Целое ведро! Да ещё остаётся для жеребёнка. У кобылы вымя маленькое, молока оно вмещает немного, поэтому доят кобыл 5 -6 раз в день Способ приготовления кумыса раньше хранился в глубокой тайне, передаваясь от поколения к поколению.


Послушаем зам. министра здравоохранения Республики Башкортостан -.

Башкортостан является крупнейшим в нашей стране центром кумысолечения. В мае 1890 года была открыта первая в Башкортостане кумысолечебница в посёлке Аксаково. « … и все, кто может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют богатырский напиток» (С. Т. Аксаков) .

Несколько лет позже, в 5 км от станции Глуховская. В 1892 году – построена вокруг Шафраново большая группа санаториев. (Показ на карте.)

1898 году – построен Андреевский санаторий Дурылино, который стал знаменитым после посещения его великим русским писателем А. П. Чеховым и названа его именем. Кумысом увлекался великий русский писатель Л. Н. Толстой.

Кумысолечебница «Юматово» известна и за пределами республики, так как Башкирия и сейчас является крупнейшим центром кумысолечения.

Кумыс производят не только в спец. лечебницах, но и в колхозах. В летнее время кумыс регулярно поставляется в больницы, санатории, дома отдыха и лагеря. К нам для изучения технологии кумысоделия приезжают со всего света. Ну, а если вы ещё не попробовали этот целебный волшебный напиток, то при первой возможности попробуйте!


Учитель: Перед вами репродукция картины Кащеева «Кумысоделие». Картина находится в музее им. Нестерова.

О пользе кумыса вот что написал Даль:

(«Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно и голод и жажду. На кумысе через неделю чувствуешь себя бодрым, здоровым, легко дышишь, лицо приобретает хороший цвет» (В. Даль.)

Послушаем профессора Башкирского Государственного Университета

Значительное место в народном творчестве башкир посвящается коню. Древнейшие изображения коня на стенах Каповой пещеры было одним из первых проявлений преклонения и восхищения перед ним (тогда ещё диким животным). Человек уступал ему в силе, ловкости и выносливости. Многие народы (саки, мусагеты, половцы) внесли свой вклад в историю Башкортостана, сохранив культ коня – посланца богов. Воины и охотники на коне – во всём великолепии боевого убранства – любимый и очень распространенный образ в башкирском устном творчестве: в сказках, старинных песнях, легендах и преданиях.


Учитель: Русский учёный В.И. Даль оставил описание одного из вариантов башкирской легенды, связанной с озером Асылыкуль.

Легенда излагает события связанные с любовью Заятуляка и красавицы русалки, его уход в подводное царство и приключения в подводном мире. Возвращаясь с подводного царства, Заятуляк получил в подарок от отца русалки – падишаха – верного коня Тулпара. Вслед за Тулпаром выплывает табун прекрасных лошадей. От этого подарка подводного падишаха и произошла порода лучших димских коней.


Ректор Б Г У расскажет нам о месте лошади в культуре и устном народном творчестве …



Богатырский конь – тулпар Акбузат не только предвещает человеческую судьбу, он и мудрый советчик, избирающий правителем достойнейшего из батыров. Волшебные кони умели летать, давали советы. Они всегда добрые и мудрые существа, символ прекрасного и доброго. Башкирские легенды, сказки и песни в большинстве своём случаев связаны с лошадью и почти во всех случаях лошадь выступает как верный помощник человека.

Один из знатоков фольклора Мингажетдинов пишет, что в древние времена у башкир существовал такой обычай: чтобы могила погибшего батыра стала святым, на ней закалывался конь.


Интересным материалом познакомит вас коневод I категории

Возраст коня устанавливают не по документам, а по зубам. При покупке лошади осмотр начинают с головы, обращая внимание на то, как конь реагирует на освещение и звуки, осматривают ноздри углы рта. Особое внимание уделяют на её конечности, форму копыта и качество копытного рога. Лучшими кормами для лошадей являются луговое, степное и клеверное сено, овёс, кукуруза, ячмень и морковь. Кормление должно быть нормированным, рацион – разнообразным. Содержать лошадей следует в тёплом сухом помещении.


А сейчас хочу вам предложить вернуться вместе с нами в прошлое.

Будучи учениками 3 «Б» класса сош № 11 однажды вы посетили конюшню Патрульной службы г. Нефтекамска. Брали с собой угощения для коней: яблоки, морковь, сахар. Давайте лучше посмотрим эпизод с видеофильма.


О том, что ещё узнали о них расскажет главный специалист по содержанию лошадей.


Лошадь прекрасно запоминает хорошее и плохое обращение с ней. При подходе к ней надо сначала её окликнуть, погладить по голове, похлопать по шее, угостить лакомством – морковкой, сухариком, сахаром. Нельзя подходить к лошади сзади, лошадь может ударить задними конечностями. Работающая лошадь сильно потеет, кожа её покрывается пылью, грязью. Поэтому её надо ежедневно чистить.

При уходе за лошадью особое внимание обращают на копыта. Перед выездом на работу и после, надо осмотреть копыта, удалить грязь с подошвы и стрелки с помощью тупого железного крючка. Расчищают копыта один раз в полтора месяца. В эти же сроки следует, и перековывать лошадь.

Кузнечное дело передавалось по наследству. Подкову, подготовленную заранее, в горячем виде прикладывают к копыту и забивают специальными гвоздями.


Учитель Вот эти подковы хранятся в нашем школьном музее.

- Давайте посмотрим, как же на самом деле подковывают лошадь.


Видео «Кузнечное дело» сопровождается чтением стихотворения Рами Гарипова «Золотые подковы»



Рами Гарипов. Золотые подковы.


Кузнецу Самигулле.

Чистым золотом подковы

Отливают у коня

Я пою, и конь бедовый

По степи несёт меня.

Из конца в конец дороги

Дробь копыт летит за мной

Верно, крылья, а не ноги

У тебя, мой вороной!

Хочешь, я тебе открою,

Кто пустил тебя в полёт?

Это мастер, что рукою

Без труда подковы гнёт.

Раскалив, железо в воду

Погрузил кузнец на миг –

И железо стало с ходу

Золотом подков твоих.

Может в них душа таится?

Конь мой разом возмужал:

Он ни броду не боится,

Ни крутых кремнистых скал.

Он резвится - и тоскуя,

Вслед красавица глядит.

Скачет он - и врассыпную

Звёздочки из-под копыт.

Золотые – гляньте сами –

Все подковы жеребца

Ибо сделаны руками

Золотыми кузнеца!

Песня «Кара Юрга»

Вы послушали в исполнении Ильгиза Хабибрахманова башкирскую народную песню «Кара Юрга» .

Учитель: Вот и подошла к концу наша работа. Теперь очень хочется услышать и ваше мнение. Есть ли будущее башкирской лошади?


- Спасибо. Мы с вами тоже согласны.

Грация и пластика; свобода, лёгкость, элегантность движений; длинные, развивающиеся на ветру гривы; чуткие подвижные уши; внимательный взгляд тёмных глаз… Прекрасны красавцы скакуны!

В нашей республике любят и ценят лошадей. Принимаются все меры по поддержанию и развитию как продуктивного, так и спортивного коневодства. Эта отрасль является предметом особой заботы и внимания Президента республики М. Г. Рахимова. В январе 2001 года подписан Закон Республики Башкортостан « О коневодстве». Башкирская лошадь сильна, умна, неприхотлива. Лошадь ни разу не разочаровала человека, приручившего её. Она достойна памяти не только в сердцах, но и воплощения в монументальных композициях и скульптурах на площадях и улицах городов нашей республики. И поэтому, хотим сказать:

Дружите с лошадью!

Любите это выносливое, верное и доброе животное

В заключение вспомним пословицы и поговорки о лошади.

1. Сойдя с коня, на ишака не садись.

2. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.

3.Пусть лошадь потеет, но не болеет.

4.Старый конь борозды не портит.

5.Тот живёт в добре, у кого лошадь во дворе.

6. Была бы лошадь, седло найдётся.

7.Лошадь тянется к соли, а егет к девушке.

8.Коня хвали через месяц, а жену через год.

9.Коня куют, а жаба лапы подставляет.

10.Сытый конь не устанет, подкованный не поскользнется.

11. Лошадь не идёт, так и телега стоит.

12. Чтобы познать цену своего коня, сядь на чужого.

13. Где конь катается, там и шерсть остаётся.

14. У кого есть конь, у того есть крылья.

15. В душе егета – оседланный конь.

16.Конь – спутник егета и в радости и в беде.

17. Весеннюю лошадь и для военного похода не жалей, осеннюю лошадь и зятю не одалживай.

18. Мальчику нужен конь, девочке крылья.

19.Из кобыл да в клячи.

20.И на доброго коня спотычка найдётся.

21.Лошадь признают по зубам, а человека по делам.

22.Плохая жена заставит мужа единственного коня зарезать

23.Непродажному коню и цены нет.

24.Не лошадь, а корм везёт.

25. На коне сидит, а коня ищет.

26.Богатырь рождается от матери, а аргамак от кобылы.

27.Кобылка есть, хомута нет, хомут добыл – кобылка ушла.

28. Тяжесть хомута знает лошадь.

29.Добрый конь на аркане, добрый молодец на тарханах.

30.Один тянет за гриву, другой за хвост.

31.Конь егету славу приносит.

32.Кобылка своего жеребёнка лягнет, но не насмерть.

33.От лошади и пегий, и буланый рождается.

34.Сколько корову не бей, кобылой не сделаешь.

35.И конь на свою сторону рвётся.

36.Егет умирает - конь остаётся, бык умирает – мясо остаётся.

37. Дарёному коню в зубы не смотрят.

38. Лучшие кони там, где живут лучшие егеты.

39. Богатство воина степняка – меч и конь.












Разработка внеклассного мероприятия «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО БАШКИРСКОЙ ЛОШАДИ»
  • Начальные классы
Описание:


1.Познакомить с настоящим и будущим башкирской лошади.

2.Прививать любовь к истории и прошлому своего народа, к его культурному наследию.

3.Воспитывать любовь к животным, приобщать детей к здоровому образу жизни, занятию спортом, увлечь национальной музыкой и танцами.

Население республики высоко ценит лошадь за большую помощь, которую она оказывала и продолжает оказывать в повседневной жизни. Это уважение к лошади передается из поколения в поколение. Поэтому дети с большим интересом начали изучение прошлого и настоящего башкирской лошади.

Автор Голубцова Ирина Михайловнв
Дата добавления 17.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 435
Номер материала MA-061414
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓