Предмет: ЗОЖ
Класс: 9 а, б
Тема урока: Профилактика алкоголизма. Алкоголь и Ты
Цель:
- Формировать
у учащихся осознанное негативное отношение к алкоголю (в частности к
пиву).
- Вести
разъяснительную работу о вреде алкоголя, показать его пагубное воздействие
на организм человека, развеять мифы о «полезности» алкоголя.
Задачи:
- развивать
умение учащихся работать в группе;
- развивать
творческие и коммуникативные способности ребят.
Форма работы: групповая.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть.
Психологический
настрой учащихся-2 мин:
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите
заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.Сегодня нам предстоит трудный разговор – разговор о коварном враге
человечества АЛКОГОЛЕ. Я приглашаю вас всех к разговору непростому,
откровенному.
Вступительное слово
учителя: Мы рассмотрим различные аспекты: историю возникновения алкоголя, виды
алкогольных напитков, причины употребления, влияние на здоровье и
психологический комфорт человека, последствия употребления.
2. Изучение нового материала- 30 мин:
1. История возникновения и развития алкоголизма (рассказывает
учитель)
Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и
означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с
незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки
различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды,
приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в
больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных
плодов, в том числе и винограда. Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней
Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из
винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно
упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых
царило веселье до самозабвения: Бахусу - богу вина, плодородия и веселья у
древних римлян - праздник Бахуса, Дионису - богу вина у древних греков -
праздник Диониса. Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и
Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого
времени не превышала 10-20 градусов.
Интересно отметить, что различные религиозные
учения по-разному относились к употреблению алкоголя. Одни (буддистская,
конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных
напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало
некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени
не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и
при религиозных церемониях.
Водка являлась одним из тех средств, при помощи
которых господствующие классы проводили свою политику национального угнетения
далеких окраин. Купцы и царские чиновники вкупе с феодально-родовой верхушкой
окраинных народов в корыстных целях спаивали местное население. На водку купцы
выменивали у охотников Сибири ценные меха, у кочевников Средней Азии - продукты
животноводства и так далее. Вот так алкоголь из древних времен пришел и
к нам, разрушая на своем пути все преграды, которые ему ставило человечество.
Все начиналось с пары глотков забродившего сока плодов и закончилось 14-18
литрами алкоголя на душу населения в год. На своем пути он сменил множество
обличий: был и богом, и эквивалентом денег. Но всегда он оставался и остается
ядом цивилизации.
Кадр из фильма
Предоставление слова Медсестре Одинецкой
Ребята, я предлагаю вам
сегодня стать учеными, который изучат вред алкоголя с разных точек зрения,
поэтому вы разделились на группы. У каждой группы будет свое задание на
карточке, которое вы должны выполнить и представить в виде кластера.
Работа в группах
(каждая группа получает проблемное задание) на карточках - учащиеся исследуют
тему по следующим проблемам с помощью своих знаний:
1 группа
Задание: Составить кластер «Алкоголь и здоровье», «Оказание
вреда алкоголя на здоровье» сделать вывод.
2 группа
Задание: Составить кластер «Алкоголь и преступления»,
сделать вывод
3 группа
Задание: Составить кластер «Алкоголь и семья», сделать вывод.
V. Закрепление урока: выполните тестовые задания-3 мин:
Цель:
определить уровень знаний об алкоголизме у учащихся.
Вступление: Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, которые помогут
определить уровень ваших знаний об алкоголизме. Надеюсь на искренность ваших
ответов. Заранее благодарна.
Инструкция: Необходимо выбрать букву, которая, по вашему мнению,
соответствует правильному ответу на поставленный вопрос.
Вопросы.
1. Пиво пить не вредно, так как в нем содержится мало алкоголя?
А Да В Нет
2. Алкоголь вреден даже в малых дозах?
А Да В Нет
3. В возрасте употребление алкоголя не вредит здоровью?
А До 16лет В С 16 до 21 С После 21 Д Иной ответ
4. Какой орган человеческого тела в первую очередь подвержен отрицательному
воздействию алкоголя?
А Сердце В желудок С Печень
5. Верно ли утверждение: «Чем раньше человек начинает употреблять спиртное,
тем меньше шансов, что он будет алкоголиком»?
А Да В Нет
6. Первым признаком алкоголизма является:
А Появление галлюцинаций В Дрожь в руках С Тяга к
спиртному
7. У подростков алкоголизм протекает так же как и у взрослых
А Да В Нет
8. С какого возраста разрешается законом покупать алкогольные напитки?
А С 16 лет В С 18 лет С С 21
9. Можно ли отравится алкоголем?
А да В Нет С Да, если алкогольный напиток не качественный
10. Выберите верное утверждение: А Алкоголизм это не
болезнь В Алкоголизм это не излечимая болезнь С
Алкоголизм это излечимая болезнь
11. Сколько существует стадий алкоголизма?
А 2 В 3 С 4
12. Алкоголь влияет на :
А Только на человека, его употребляющего В На человека и его
семью С Человека, семью и общество
13. Существует ли пивной алкоголизм?
А Да В Нет
Обработка результатов
№ вопроса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
правильный
ответ
|
В
|
А
|
Д
|
С
|
В
|
С
|
В
|
В
|
А
|
С
|
В
|
С
|
А
|
|
Критерии
оценивания:
0-4
Низкий уровень знаний, необходимо антиалкогольное просвещение
5-10 Средний уровень, рекомендуется антиалкогольное просвещение
11-13 Высокий уровень, антиалкогольное просвещение не обязательно
VI. Итог урока-4 мин:
Прием «Буриме»
Составить Четверостишье
на тему «Здоровое поколение»
VIII. Рефлексия-3 мин:
Прием «Дерево Блоба»
Заканчивая
обсуждение этого вопроса необходимо каждому для себя решить: прежде чем взять
рюмку спиртного, кем бы она не была предложена, подумай о последствиях и
определи, что ты хочешь: быть здоровым, жизнерадостным, способным воплощать
свои желания в жизнь или ты с этого шага начнешь уничтожать себя. Подумай и
прими правильное решение.
Закончить
наш диспут хотелось бы стихотворением нашей современницы, которой всего 16 лет.
Трудно в
этой жизни не сломаться,
Трудно выжить, но надо выживать,
Что же делать? Как в ней разобраться?
Какой путь, скажите, выбирать?
Есть такой: наркотики и водка.
Принимая их, забудешь обо всем,
А на утро ты опять проснешься,
Будешь снова думать, для чего живем?
Вечером ты снова весь в угаре,
Ты не думаешь, что будет с тобой завтра,
А на завтра тоже самое опять.
Но подумай, что в один прекрасный вечер
По-другому ты захочешь жить,
Но как трудно будет это сделать:
Найти силы в себе что-то изменить.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.