Коллективное творческое дело (КТД)
«Международный день школьных библиотек»
Время
проведения мероприятия: 1 час.
Возраст
участников: 13 – 14 лет
Форма
проведения: игровая программа
Место
проведения: аудитория
Цели:
-
познакомить учащихся с историей праздника;
-
расширять кругозор учащихся;
-
сформировать интерес к отмечаемому
празднику;
-
способствовать воспитанию коллективизма;
Задачи:
-
развивать наблюдательность, внимание,
память;
-
развивать интеллектуальную активность,
умения анализировать, обобщать, сравнивать;
-
побудить учащихся к чтению литературы, к
посещению библиотек.
Участники:
ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд
зависит от общего количества детей.
Необходимый
инвентарь:
-
изображения портретов писателей и поэтов;
-
бланки ответов на вопросы викторины;
-
бланки для решения головоломок и для
написания письма младшим школьникам;
-
медали для награждения.
Ход проведения мероприятия
На
доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:
Что за наслаждение находиться в хорошей
библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный
богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою
чашу.
(Уильям Мейкпис Теккерей)
Учитель: Ребята, перед вами
слова английского писателя-сатирика XIX
века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?
Дети выражают свое мнение.
Учитель: Молодцы ребята, как
вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?
Дети
предполагают.
Учитель: Совершенно верно!
Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день
школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот
праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с
1999 года.
Впервые
президент Международной ассоциации школьных библиотек (International
Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот
праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил
уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных
библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.
В
нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в
2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование
ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные
мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).
Следует
отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек,
отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день
библиотек, который приходится на 27 мая.
Учитель: Ребята, а вы
любите ходить в библиотеки? Почему?
Дети
отвечают.
Учитель: Библиотека школы всегда
занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом
учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные
педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного
процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на
качество обучения учащихся.
Библиотека
школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою
работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим
коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в
жизни для ребёнка.
Итак,
ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы
читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две
команды, придумать название и девиз.
Дети: Первая команда
«Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».
Вторая
команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно
изумруду».
1 этап
Учитель: Итак, начинаем
первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!
1.
Звуковой повтор, преимущественно на конце,
в двух или более стихах (Рифма).
2.
В лицее этот человек серьезно занимался
французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).
3.
Совокупность событий в художественном
произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).
4.
Автор таких произведений как «Вий»,
«Вечера на хуторе близ Диканьки» очень любил сладости и всегда носил с собой
несколько кусочков сахара (Гоголь).
5.
В молодости этот писатель был участником
обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы»
(Толстой).
6.
Когда, по вашему мнению, появилась первая
библиотека? (Первые библиoтеки, обнаруженные
археологами, относятся к IV веку до
нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный
дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).
7.
Устный рассказ, в основе которого, лежит
чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).
8.
Этот великий поэт и драматург никогда не
хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы
должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).
9.
Автор произведений «Ася», «Записки
охотника», «Му-му» (Тургенев).
10.
Перенос наименования одного предмета или
явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).
Учитель: молодцы ребята,
по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».
2
этап
Учитель: следующий этап
называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из
которых вы должны составить свое собственное стихотворение.
Список
слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить,
служить, радость.
Список
слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.
Дети
выполняют задание.
Учитель: молодцы ребята!
Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».
3 этап
Учитель: Для следующего
конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд.
Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны,
и как хорошо развита их память, ведь это так важно.
На
доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей
и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все
портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен
озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.
Далее
задание усложняется…. из этих же изображений выстаиваем последовательность,
каждый из учащихся должен запомнить последовательность изображений и назвать
ее, не смотря на доску.
Подводим
итоги… Побеждает команда «Читатели».
4 этап
Учитель: Сегодня было
получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание
письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята,
предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:
Сеть
локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.
Ответ:
«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)
Письмо
для второй команды:
Водасбо
тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.
Ответ:
«Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)
5 этап
Учитель: молодцы, ребята!
Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим
школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.
Подведение итогов.
Дети
завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет
результаты, награждает победителей памятными призами.
По
итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари»
учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную
работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен
спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.