Главная / Русский язык и литература / Разработка урока "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

Разработка урока "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"

Название урока: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества». (В.Шкловский)

Тема урока :  Федор Михайлович Достоевский

Цели урока:

  • Обучающая: открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека.

  • Развивающая: показать особенности мировоззрения и своеобразие творчества  Ф.М.Достоевского.

  • Воспитательная: ввести учащихся в его художественный мир.

Тип урока: слайд-лекция

Оборудование урока:

  • Портрет писателя.

  • Словари русского языка.

  • Мультимедиа проектор, презентация по творчеству, видеофильм

Студенты на уроке работают по группам:

1 группа – библиографы
2 группа – литературоведы
2 учащихся – лингвисты.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Поэтическая пятиминутка. Стихи Некрасова

Актуализация опорных знаний (проверка самостоятельного чтения рассказа Н.С.Лескова)

(Приложение 1, слайд 1) Говорить мы сегодня будем о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы пытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны? Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе. И мы начинаем слышать собственную душу.

Тема нашего урока (Приложение 1, слайд 2)

Цель урока (Приложение 1, слайд 3)

2 учащимся дается задание поработать со словарями и  дать развернутое лексическое значение слова «униженные и оскорбленные» , «преступление и наказание». 
1 учащийся работает с компьютером.

1 чтец: Звучит стихотворение В. Набокова «Достоевский» (Приложение 1, слайд 4 – портрет Достоевского)

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду 
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб всё, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?

Студенты рассказывают о семье писателя (опережающее домашнее задание). (Приложение 1, слайды 5, 6, 7, 8)

2 чтец  (Приложение 1, слайд 9): Василий Розанов писал: «Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого-то читаешь, слушаешь свою  же душу, только глубже.

3 чтец: Образ Достоевского: (Приложение 1, слайд 9) В моих книгах нет ни одного слова лишнего, любое из них работает на общий замысел.

3 чтец: (Приложение 1, слайды 10,11,12) 1845 год. Роман «Бедные  люди». Писатель показывает, что думают о себе «маленькие люди». Достоевского интересует самосознание героев. Его цель- дать возможность исповедоваться, высказаться о том, что унижает и оскорбляет. В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.  Характер униженного и оскобленного человека , появившийся в литературе с подачи Ф.М.Достоевского – главное открытие в творчестве и самого писателя.

Студент рассказывает о кружке Петрашевского



4 чтец: (Приложение 1, слайды 13, 14,15)  22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге была инсценирована казнь Ф.М.Достоевского, отмененная в самый последний момент и замененная 4 годами каторги.



Отрывок из телесериала «Ф.М. Достоевский» 1 серия



С 1854 года – он солдат в Сибирском военном батальоне. Время паузы и солдатчины – длительная пауза в творческом развитии писателя. Доброта, справедливость, участие простых людей воскресили писателя. Потребовалось 5 лет для того, чтобы Достоевский смог восстановить свою литературную репутацию. 


Дружба Достоевского с Чоканом Валихановым по роману Сабита Муканова «Промелькнувший метеор»

В 1860 году появляется роман «Униженные и оскорбленные».

1 ученик дает определение по словарям «униженные и оскорбленные».

После возвращения в Петербург Достоевский вместе с братом издает журналы “Время” и “Эпоха”. 5 чтец: (Приложение 1, слайд 16) Работая в журналах «Время» (1861-1863 ) и «Эпоха» (1864-1865) Ф.М.Достоевский проводит программу «почвенничества», которая стала мировоззренческой основой художественных и публицистических произведений Ф.М.Достоевского. Он выделял три основных момента в народной нравственности: 

1. Чувство органической связи между людьми;
2. Братское сочувствие и сострадание;
3. Готовность добровольно прийти  на помощь без насилия над собой и ограничения собственной свободы.

1 чтец: (Приложение 1, слайд 17)  1866 год. Роман «Преступление и наказание». У Достоевского сложилась своя концепция наказания: преступника может наказать не официальный суд и каторга, а только суд своей совести.

2 ученик дает трактовку словам « преступление и наказание», используя словарь С.И.Ожегова «Современного русского языка».

2 чтец: (Приложение 1, слайд 18) 1868 год появляется роман «Идиот». «Красота спасет мир»   .Это изречение великого писателя каждому, как и главному герою князю Мышкину, дает возможность поверить в добро, постичь самые глубинные, скрытые от постороннего глаза движения души. Человек, обладающий одухотворенностью, освященный любовью и страданием, как Христос, способен спасти мир. Именно эта красота, « восстанавливая» каждую отдельно взятую    личность, и призвана, по Достоевскому, спасти мир. Христос для Достоевского – воплощенная красота.

Образ Достоевского:  «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потеряно время , я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

3 чтец: (Приложение 1, слайд 19) В романах ярко проявились главные особенности художественного мира Ф.М.Достоевского:

1. Он раздвинул рамки «социального» реализма
2. Заставил литературу говорить о философских проблемах языком  художественных образов;
3. Слияние художника и мыслителя привело к возникновению  художественности нового типа;
4. Реализм Достоевского – философский, психологический; он стал одним из первых критиков идей индивидуализма и анархизма, противопоставляя этим разрушительным идеям свою веру в бога, в человеколюбие, в людей, вдохновенных верой в добро, стремящихся к справедливости.

4 чтец: Художественный мир Достоевского – мир мысли и напряженных нравственно-философских исканий.
Психологизм – важнейшая особенность всех произведений Достоевского. Он уделяет большое внимание описанию внутреннего мира героев. Реалист Достоевский не перекладывает на «среду» и обстоятельства ответственность за поступки людей и их результат. Он создал жанр «полифонического романа», в котором идеи, теории, концепции испытываются практикой жизни. Обретение нравственной  истины, которая является достоянием всех и раскрывается каждому человеку в опыте его страданий и мучительных духовных  поисков, в его движении к нравственному совершенству.

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался. Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Проверочный тест по изученному материалу

Заключительное слово учителя

Образ Достоевского. (Приложение 1, слайд 20) « …Человек, потрудись на родной ниве; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду .Эта правда в твоем собственном труде над собою. Победишь себя и станешь свободен и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь и узришь счастье, и поймешь наконец народ свой и святую правду его.

Домашнее задание

Итог урока

Разработка урока "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского". В этом уроке рассматривается экскурсия по жизни и творчеству писателя. Ф.М.Достоевский – писатель, у которого свое открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами.

Автор Оспанов Мурзамсеит Ермекбаевич
Дата добавления 06.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 580
Номер материала MA-064543
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓