Главная / Русский язык и литература / Разработка урока русского языка на тему «Этико - социальные аспекты разговорной речи» (10 класс)

Разработка урока русского языка на тему «Этико - социальные аспекты разговорной речи» (10 класс)

Тема: ЭТИКО - СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

Цели: познакомить учащихся с правилами культуры речевого поведения и этическими нормами общения, социальными аспектами культуры; сформировать умение моделировать ситуации общения; использовать на практике правила речевого этикета.


Ход занятия


І. Организационный этап урока. Постановка целей.

ІІ. Основная часть урока.

  1. Введение в тему урока.

Учитель. Сегодняшний урок мы начнём с анализа сценки, которую подготовили для вас одноклассники, в ходе анализа вы сами определите, чему будет посвящён наш урок и чему вы должны будете научиться.


Сценка «Контакт с инопланетянами»


Андрюха (инопланетянину). Не потухайте, чуваки, я, если кому надо, пятак разобью, в глаз заеду. Но вам лучше ушиться. Дирик у нас - Руслан Демьянович- всем по двоянде влепит. Дуйте на выход: по коридору налево или улепётывайте на Камчатку! Инопланетянин. Дорогой землянин! Соблаговолите пояснить нам значение слов, которые вы столь часто употребляете. Я чувствую, что вы настроены миролюбиво, но, к сожалению, никак не могу уловить смысла ваших речей. Но прежде сообщите нам, пожалуйста, как вас зовут? Андрюха. Ха, Мопед - кликуха у меня такая! Зовите просто - Андрюха-мопед, как все зовут. Кому в зубы засвистеть или бланк под глазом поставить - только скажите! Как засвечу - вес потухнут!

Инопланетянин. Мы очень признательны вам за готовность помочь, но нам нужна несколько иная помощь. Мы хотели бы снять видеофильм о жизни вашей планеты и показать его потом нашим детям. Только сомневаемся, русский ли язык прозвучит в нашем фильме. Будьте любезны, переведите нам все те непонятные выражения, которые появились в русском языке.

Андрюха.Ну я тащусь! Вот бы мне на видик сняться! Уже б девки не тявкали: «Мопед шуганутый!» Если вы не бренькаете и в натуре на главную роль возьмёте, тогда шуруйте, чего надо - сделаю!»

(Фрагмент из пьесы Э. 3. Москалевской «Вали кулем!».)

Анализ фрагмента из пьесы Э. 3. Москалевской «Вали кулем!»:

  • Как относятся собеседники друг к другу?

  • С какой целью вступил в общение с землянином инопланетянин? Какова цель (коммуникативное намерение) Андрюхи?

  • Что мешает контакту, мешает им понять друг друга?

  • Какие требования речевого этикета (правила речевого общения) нарушает Андрюха?

  1. Рассмотрение понятий «этика» и «речевой этикет».

Учитель. Для того чтобы общение с инопланетянином прошло успешно, Андрюхе необходимо было владеть этикетными формами общения. Разберемся сначала с понятиями «этика» и «речевой этикет».

Этика - философское учение, объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни; норма поведения, мораль человека, какого-либо класса, общественной и профессиональной группы.

Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения.

Речевой этикет - порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.

ИЗ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА

Слово вошло в XVIII столетии при Петре I, когда установились широкие политические и культурные связи России с другими государствами. Создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как надо вести себя в обществе. В 1717 г. была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиваться успеха при дворе и в свете.

Основы современного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.

  1. Беседа о важности владения деловым этикетом.

Этические нормы всегда высоко ценились в обществе. Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей.

При равных условиях люди легче понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение, и, наоборот, труднее принимают (и часто отвергают) позицию человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей.

К этикету во все времена отношение разное, это зависит от воспитанности, этической образованности и развитости моральных потребностей личности.

Этикетные формы общения (знакомство с жанрами): извинение, просьба, благодарность, согласие (несогласие), приветствие, прощание (используются этимологический и современный толковые словари).

  1. Творческая работа.

а) Беседа.

Учитель. В начале урока мы обсуждали отрывок из комедии и подчёркнутое насыщение речи героя жаргонизмами - средство создания комического.

  • Можно ли перевести речь Андрюхи на «нормальный» язык? Попробуйте.

  • Только ли засорение разговорного стиля речи не удовлетворяет инопланетянина? Что же ещё осложняет контакт? (Не состоялось знакомство, Андрюха не представился. «Как вас зовут?» - спрашивает инопланетянин.)

Как звучит обращение в речи инопланетянина?

  • Как звучит просьба? Какие слова вежливости обращения (актуализаторы вежливости), он употребил?

  • Как вы думаете, каков источник проникновения в его речь устаревших слов?

б) Словарная работа.

Подберите синонимы к следующим единицам речевого этикета - а) содержащие информацию о вежливом, уважительном отношении к собеседнику (будьте добры, нс можете ли вы...),

б) речевые формы обращения (уважаемый землянин, юноша),

в) устойчивые формулы, характерные для ситуации знакомства,

г) актуализаторы вежливости, обслуживающие ситуацию просьбы.


5. Коммуникативная игра.

Класс делится на группы. Одна группа представляет жюри, задача остальных - разыграть ситуацию: встреча школьника с инопланетянином.

Учитель. Сначала определим условия игры, поговорим

о ситуации общения.

  • Кто вступает в контакт? С кем? Знакомы ли они были раньше? (Необходимость познакомиться, представиться.)

  • Где? (Из контекста ясно: коридор в школе, возможно, спортивный зал, где никого, кроме Андрюхи, нет.)

Когда? (Сейчас, в данный момент. Общение сиюминутное.)

С какой целью? (Каково коммуникативное намерение инопланетянина и школьника?)

Ситуация общения определена. На подготовку вам даётся пять минут: определите роли, обсудите содержание речевого действия каждого из участников. Жюри будет оценивать работу групп по следующим критериям: дружелюбие, находчивость, вежливость коммуникатов, естественность речевого поведения, количество единиц речевого этикета, уместность употребления, степень удовлетворённости, удовольствия, полученного коммуникатами от общения.

Каждая из групп проигрывает предложенную ситуацию. Жюри объявляет победителя и аргументирует своё решение.

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.



Разработка урока русского языка на тему «Этико - социальные аспекты разговорной речи» (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Вашему вниманию представлена разработка урока русского языка на тему "Этико - социальные аспекты разговорной речи". Данный урок направлен на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Разгово́рная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.


Автор Теплюк Игорь Александрович
Дата добавления 06.07.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 918
Номер материала 60213
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓