Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

Скачать материал

Урок  «Плод – орган защиты и расселения семян».

Цели.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: гербарий «Распространение плодов», коллекция «Плоды», таблица «Плоды».

 

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Организационный момент, проверка домашнего задания

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

8 человека работают по карточкам, где изображены различные плоды  надо их назвать, дать характеристику (сухой или сочный, многосемянны или малосемянный, раскрывающийся или не раскрывающийся)

все остальные выполняют письменно задание

дописать предложение:

1
. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).

2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).

3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).

4.Семена образуются из … (семязачатка).

5.По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и много –
семянные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).

7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).

8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).

9. Семянка - сухой или сочный плод … (сухой).

10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).

11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).

12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).

 

карточки с заданиями

 

 

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель:     -  Что такое семя?

-          Какова роль семян в жизни растений?

-          Много ли семян образуется у одного растения?

редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,      

                мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –  около 27 млн.

-Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

-Как решает эту проблему природа?

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от  материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

-           

Учитель:  цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются                                            плоды и семена, какие приспособления к распространению они   имеют.

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

II. Совместное открытие знаний.

1. – Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями?

2. – Что могут использовать растения для расселения семян (плодов)?

3. – Какие же приспособления к распространению семян возникли у плодов?

Работа в группах с учебником

I группа – распространение ветром

(лёгкие, мелкие парашютики, пуховки, крылатки, пружинки (створки стручка боба, коробочки)).

II группа – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые).

III группа – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, покрытый придаток, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы).

каждая группа рассказывает о способе распространения семян и приспособлениях учитель перед выступление каждой группы загадывает загадки

Способы распространения плодов и семян.

 Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих загадках?     

       загадка для 1 группы

          Коробка запечатана,

          А в ней берёза спрятана –

          С ветками, с сережками,

          С белыми одежками.

          Коробку ветер носит –

          Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения - ветром)

вопрос для 2 группы в виде стихотворения

. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в     стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?

 

Лесной ручей певуч и звонок

Мы гоним плот к большой реке.

Вот желудь – крошечный бочонок,

Упав, плеснулся в омутке.

По всем законам полагалось

Ему бы здесь пойти ко дну

Да спас листок случайный – парус

Он вынес желудь на волну.

Волна, как искорка дробиться

И дар свой к берегу несёт

Ему в земле бы укрепиться,

А там уж он не пропадёт.

В зелёном встанет океане,

Где без границ лесная ширь.

Как в сказке о царе Салтане

Плывет в бочонке богатырь.

 

                 (записывается второй  способ распространения- водой)

 

вопрос для 3 группы

        Расцветаю всюду смело

И порой бывает так.

Что вцеплюсь я озверело

Даже в самых злых собак.

(На доске записывается первый способ распространения- с помощью животных)

учитель о каком еще способе распространения семян говорится самораспространение)

                На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Все раскатилось.

 

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля – слева, пуля – справа…

На кого идет облава?

 

Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.

 

Что за диво: плод плюётся –

Целым в руки не даётся.

 Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешенный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешенный огурец стреляет своими семенами.

(записывается четвертый  способ- самораспространение)

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи.
Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.
Вероятно многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. У этого растения листья светло – зелёные, нежные, глубоко – перистораздельные. К верхушке стебля листья мельче, чем нижние. Стебель покрыт редкими торчащими волосками и имеет золотистого цвета сок, которым в народной медицине выводят бородавки. Но муравьёв в этом лекарственном растении привлекает не нежность листвы, не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.

(записывается пятый   способ- распространение муравьями.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует  в  распространении не только пассивно, но и активно, именно   человек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую. Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу,  кукурузу – из Мексики.


Разрастаюсь всюду смело,
А порой бывает так:
Я вцепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. /репейник/
/
Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого –то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь, где - нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.
Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна. Проста в употреблении.
А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.
Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными  способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком

                         

Надписи на доске: зигота, семязачаток, стенки пестика.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Самостоятельное применение знаний.

Беседа по вопросам:

-          Как распространяются плоды и семена в природе?

-          У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой

Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,

Какое это имеет значение для растений?

-          Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –

того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было

величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег

холодного океана?

-          Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –

чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?

                -   На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это    имеет значение для растения?

работа в тетради на печатной основе §13

 

 

 

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

 

Домашнее задание. §13

 

 

Регулятивные УУД

3. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели.Предметные результаты:1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.Метапредметные и личностные результаты:Регулятивные УУД1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Познавательные УУД1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.Коммуникативные УУД1. Сформироватьумение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.Оборудование: гербарий «Распространение плодов», коллекция «Плоды», таблица «Плоды».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.08.2020 201
    • DOCX 40.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайцева Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайцева Ольга Александровна
    Зайцева Ольга Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87562
    • Всего материалов: 240

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 72 человека из 37 регионов