Главная / Биология / разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс

Урок «Плод – орган защиты и расселения семян».

Цели.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: гербарий «Распространение плодов», коллекция «Плоды», таблица «Плоды».


Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Организационный момент, проверка домашнего задания

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

8 человека работают по карточкам, где изображены различные плоды надо их назвать, дать характеристику (сухой или сочный, многосемянны или малосемянный, раскрывающийся или не раскрывающийся)

все остальные выполняют письменно задание

дописать предложение:

1
. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).

2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).

3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).

4.Семена образуются из … (семязачатка).

5.По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и много –
семянные).
6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).

7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).

8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).

9. Семянка - сухой или сочный плод … (сухой).

10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).

11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).

12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).


карточки с заданиями



2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель: - Что такое семя?

  • Какова роль семян в жизни растений?

  • Много ли семян образуется у одного растения?

редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,

мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь – около 27 млн.

-Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?

-Как решает эту проблему природа?

Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.





Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).


II. Совместное открытие знаний.

1. – Зачем семенам расселяться? Может, им было бы лучше рядом с материнскими растениями?

2. – Что могут использовать растения для расселения семян (плодов)?

3. – Какие же приспособления к распространению семян возникли у плодов?

Работа в группах с учебником

I группа – распространение ветром

(лёгкие, мелкие парашютики, пуховки, крылатки, пружинки (створки стручка боба, коробочки)).

II группа – распространение водой (лёгкие водонепроницаемые).

III группа – распространение животными и человеком (сочные, яркие, вкусные, покрытый придаток, острые прицепки, крючки, зазубренные шипы).

каждая группа рассказывает о способе распространения семян и приспособлениях учитель перед выступление каждой группы загадывает загадки

Способы распространения плодов и семян.

Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих загадках?

загадка для 1 группы

Коробка запечатана,

А в ней берёза спрятана –

С ветками, с сережками,

С белыми одежками.

Коробку ветер носит –

Где-нибудь да бросит.

(На доске записывается первый способ распространения - ветром)

вопрос для 2 группы в виде стихотворения

. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?


Лесной ручей певуч и звонок

Мы гоним плот к большой реке.

Вот желудь – крошечный бочонок,

Упав, плеснулся в омутке.

По всем законам полагалось

Ему бы здесь пойти ко дну

Да спас листок случайный – парус

Он вынес желудь на волну.

Волна, как искорка дробиться

И дар свой к берегу несёт

Ему в земле бы укрепиться,

А там уж он не пропадёт.

В зелёном встанет океане,

Где без границ лесная ширь.

Как в сказке о царе Салтане

Плывет в бочонке богатырь.


(записывается второй способ распространения- водой)



вопрос для 3 группы

Расцветаю всюду смело

И порой бывает так.

Что вцеплюсь я озверело

Даже в самых злых собак.

(На доске записывается первый способ распространения- с помощью животных)

учитель о каком еще способе распространения семян говорится самораспространение)

На сучке – арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Все раскатилось.



Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля – слева, пуля – справа…

На кого идет облава?



Есть матери с чудными замашками:

Швыряют детей вверх тормашками.



Что за диво: плод плюётся –

Целым в руки не даётся.

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов жёлтой акации можно услышать лёгкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешенный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешенный огурец стреляет своими семенами.


(записывается четвертый способ- самораспространение)

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи.
Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.
Вероятно многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. У этого растения листья светло – зелёные, нежные, глубоко – перистораздельные. К верхушке стебля листья мельче, чем нижние. Стебель покрыт редкими торчащими волосками и имеет золотистого цвета сок, которым в народной медицине выводят бородавки. Но муравьёв в этом лекарственном растении привлекает не нежность листвы, не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.

(записывается пятый способ- распространение муравьями.

Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует в распространении не только пассивно, но и активно, именно человек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую. Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из Мексики.


Разрастаюсь всюду смело,
А порой бывает так:
Я вцепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. /репейник/
/
Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого –то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь, где - нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.
Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. В ткань заделывают множество крошечных пластмассовых крючочков. И если эту ткань приложить к другой, ворсистой ткани, крючочки прочно «схватят» её. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви вместо молний. В самолётах с их помощью укрепляют чехлы на креслах, в магазинах подвешивают занавески. Новая застёжка удобна. Проста в употреблении.
А у репейника она есть с незапамятных времён. Это приспособление к распространению семян.
Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком

Надписи на доске: зигота, семязачаток, стенки пестика.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Самостоятельное применение знаний.

Беседа по вопросам:

  • Как распространяются плоды и семена в природе?

  • У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой

Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,

Какое это имеет значение для растений?

  • Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –

того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было

величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег

холодного океана?

  • Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –

чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?

- На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это имеет значение для растения?

работа в тетради на печатной основе §13



Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.









IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).


Домашнее задание. §13



Регулятивные УУД

3. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).




разработка урока "Распространение плодов и семян" 6 класс
  • Биология
Описание:

Цели.

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).

2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.

3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформироватьумение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: гербарий «Распространение плодов», коллекция «Плоды», таблица «Плоды».

Автор Мосолова Оксана Ивановна
Дата добавления 15.07.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1497
Номер материала 60243
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓