Главная / Музыка / Разработка урока по сольфеджио на тему «Развитие мелодического слуха учащихся на занятиях сольфеджио»

Разработка урока по сольфеджио на тему «Развитие мелодического слуха учащихся на занятиях сольфеджио»

Тема: «Развитие мелодического слуха учащихся на занятиях сольфеджио»

Цель: осветить проблему мелодического слуха продемонстрировать работу над развитием мелодического слуха в совокупности составляющих его элементов на примере творческих заданий.

Задачи урока:

- образовательные:

- развивающие:

1. развитие мелодического слуха в комплексном подходе

2. развитие аналитических навыков

3. развитие умения применять теоретические знания на практике

4. развитие музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

- воспитательные

1. воспитание любви и интереса к музыке

2. воспитание интереса к предмету сольфеджио


Оборудование, наглядный. Дидактический материал:

- фортепиано

- стихотворные тексты для творческих заданий

План

1. Вступительное слово

2. Творческая работа

3. Итог урока

Содержание

1. Вступительное слово.

Музыкальное искусство мелодично, поэтому любая музыкальная деятельность – восприятие, исполнение, творчество – требует наличие музыкального слуха.

Б.М.Теплов определяет мелодический слух как музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии. По мнению автора, мелодический слух имеет, по крайней мере, две основы – ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкального явления, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Еще одно чрезвычайно важное проявление мелодического слуха – чувствительность к точности интонации, выражающаяся, как в способности самому соблюдать точную интонацию, так и в способности оценивать точность интонации чужого исполнения. (7, с.160). Целесообразно применять следующий алгоритм работы:

1. Выразительное прочтение текста, выявление его настроения, художественного образа. Определение в этой связи лада будущей мелодии и ее интонационных особенностей.

2. Определение количества фраз и наиболее яркого в смысловом отношении участка текста ( определение формы, выявление кульминационной зоны будущей мелодии).

3. Ритмическое прочтение текста (по слогам, прохлопывая каждый слог, подчеркивая сильные доли). Выявление встречающихся длительностей, акцентов, определение размера будущей мелодии.

4. Запись ритмического рисунка текста, проставление тактовых черт, разделение на фразы.

5. Ладовая «разметка» будущей мелодии. Для начального этапа целесообразно сделать ее максимально подробной, например, по следующей схеме: окончание первой фразы – на любой из устойчивых ступеней; окончание всей мелодии на тонике; начало мелодии – с устойчивого оборота (опевания по звукам тонического трезвучия, скачка по устойчивым ступеням); кульминация – на самом высоком звуке мелодии.

6. Сочинение мелодии за инструментом. Применение интонаций, соответсвующих образному содержанию поэтического текста.

Для такой работы целесообразно применять яркие, интересные и доступные детям в художественно-образном отношении стихотворения, обладающие четким и ясным ритмическим рисунком.


2. Творческая работа

Сочинение мелодии на стихотворение:

Раз, два, три четыре, пять,

Надоело мне считать.

Лучше бегать, лучше петь,

Лучше в дудочку дудеть!


После выразительного прочтения стихотворения учащиеся определяют его настроение как радостное, озорное и, в соответствии с этим предлагают применить для будущей мелодии мажорный лад. Выявляя интонационные особенности, ребята отмечают, что в первой половине стихотворения интонации повествовательные ( «Ученик рассказывает – повествует – о том, что ему надоело учиться»), во второй половине стихотворения интонации восклицательные («Ученик находит для себя альтернативный вариант проведения времени, более интересный для него, и с восторгом сообщает об этом»). Это значит, что в первой фразе мелодии будут использованы повествовательные интонации (преобладающее поступенное движение, небольшие скачки – на терцию, кварту), во второй фразе – восклицательные интонации ( восходящие скачки на широкие интервалы). Самый яркий в смысловом отношении участок текста приходится на слова: «Лучше в дудочку дудеть!». Это значит, что на этом участке мелодии состоится кульминация (в мелодии появится самый высокий звук).

Прочитав текст ритмически, с подчеркиванием сильных долей, учащиеся определяют размер будущей мелодии (2/4) и обнаруживают ритмические группы, состоящие из восьмых и четвертных длительностей.

Следующий этап подготовка нотного стана к сочинению мелодии: выбирается тональность, выставляется размер, записывается ритмический рисунок, проставляются тактовые черты, между фразами ставиться цезура. Делаются пометки – место кульминации, применение типа интонаций. Затем проводится ладовая «разметка» мелодии, делаются необходимые пометки. Итогом проведенной подготовительной работы становится схема – «скелет» будущей мелодии.

Сочинение мелодии по готовой схеме задается учащимся на дом.


2. Сочинение мелодии на стихотворение:

Ха-ха-ха-ха! Что за шум?

В плен лиса попала.

Утки, куры, стерегите,

Чтоб не убежала!

Настроение стихотворения определяется ребятами как шутливое, веселое, поэтому лад для будущей мелодии предлагается мажорный. Выявляя интонационные особенности стихотворения, обнаруживаем внутри первой фразы три типа интонаций: восклицательная («Ха-ха-ха-ха!»), вопросительная («Что за шум?»), повествовательная («В плен лиса попала»). Во второй фразе определяем наличие повествовательных и восклицательных интонаций.

Самый яркий в смысловом отношении участок текста приходится на слова «Чтоб не убежала!», соответственно, в этом месте мелодии состоится кульминация.

Проведя подготовительную работу по приведенному выше алгоритму, получаем схему будущей мелодии.

3. Итог урока

Подобная работа «запускает» механизм понимания учащимися некоторых закономерностей сочинения мелодии, снимает у них страх перед подобными заданиями, позволяет в дальнейшем выходить на новый уровень – подсознательного прогнозирования очертаний будущей мелодии и вариантов ее развития, а также внутреннего ощущения формы. Это дает возможность расширять и усложнять творческие задания, делать их более разнообразными.

Таким образом, следует развивать мелодический слух учащихся с самого начала их обучения, показывая элементы мелодии с точки зрения их выразительного смысла и участия в создании художественного целого. Развитый мелодический слух приводит к более тонкому восприятию музыки, глубокому пониманию художественного образа, идеи музыкального произведения.



















Открытый урок по сольфеджио

Тема: «Развитие мелодического слуха учащихся на занятиях сольфеджио»





























Преподаватель: Войтенко И.В.





а.Бесколь 2015г

Разработка урока по сольфеджио на тему «Развитие мелодического слуха учащихся на занятиях сольфеджио»
  • Музыка
Описание:

Разработка урока по сольфеджио посвящена раскрытию важнейших аспектов преподавания сольфеджио - развитию мелодического слуха обучающихся. Составлена в соответствии с программными требованиями в данной предметной области. Автор рассматривает ресурсы творческих заданий в формировании важнейших профессиональных навыков музыканта

Автор Войтенко Ирина Викторовна
Дата добавления 19.01.2016
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 475
Номер материала MA-063951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓