Главная / Русский язык и литература / Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Обучающее сочинение по картине И. И. Бродского "Летний сад осенью"

Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Обучающее сочинение по картине И. И. Бродского "Летний сад осенью"

Тема. Сочинение по картине И. И. Бродского «Летний сад осенью» (письмо о своих впечатлениях)

Цели: 1. совершенствовать умение описывать пейзаж, изображённый на картине; вспомнить особенности письма как жанра письменной речи;

2. развивать монологическую речь учащихся;

3. создать эмоциональный настрой, способствующий лучшему восприятию картины И. И. Бродского «Летний сад осенью».

Личностные УУД. Воспитание эстетического видения мира.

Познавательные УУД. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.


Ход урока.


I. Организационный момент, объяснение целей и задач урока.

II. Переход к теме урока.

1. Работа с учебником, стр. Прочтение и анализ задания к упр. 48, стр. 20

2. Беседа по вопросам.

- Скажите, в каком жанре будет написано ваше сочинение? (Письмо к другу.)

- Каковы особенности этого жанра? (Личное письмо адресовано конкретному человеку, должно быть обращение, учёт личных интересов адресата, в письме соблюдается речевой этикет, должны быть слова приветствия и прощания, оно начинается с обращения и вступления, подводящего к основному повествованию. Во вступлении поясняется, какие обстоятельства побудили автора написать письмо. В основной части излагается то, о чём автору важно рассказать, он делится впечатлениями, рассказывает о недавних событиях, стараясь заинтересовать адресата. Письмо заканчивается прощанием.)

- Составьте композицию вашего будущего сочинения-письма.

- Чему будет посвящена основная часть вашего письма? ( Основная часть письма представляет собой описание изображённого пейзажа.)

- Ваша задача – поделиться впечатлениями о картине И. И. Бродского «Летний сад». Пофантазируйте, где бы вы могли увидеть пейзаж Бродского, о котором впоследствии будет написано ваше письмо. (На художественной выставке; обратил внимание на репродукцию в книге; случайно нашёл в Интернете и решил рассмотреть.) И в будущем письме после слов приветствия можно рассказать об обстоятельствах знакомства с картиной.

3. Работа по картине И. И. Бродского «Летний сад», беседа по вопросам.

- Что изображено на картине? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На картине изображён уголок Летнего сада в ясный осенний вечер, широкая аллея, по бокам её посажены деревья. На полотне Бродский передаёт восхищение, любование осенью; радостное, приподнятое настроение осеннего светлого вечера; утверждает мысль о том, что осень - прекрасная пора, когда природа предстаёт в удивительном по красоте убранстве.)

- Обратите внимание на цветовую гамму пейзажа. Как с помощью цвета художник передаёт настроение? (Палитра пейзажа приглушённая, осенняя; создаётся настроение светлое, радостное; ощущение осеннего праздника, чуть грустного от того, что на смену золотой осени придёт осень хмурая, слякотная; «прощальная краса» сменится «унылой» предзимней порой.)

- Рассмотрите подробно, что и как изображено на картине. Для удобства запишите материал в виде таблицы.







Аллея, деревья


Небо


Беседка


Люди


Просторная аллея, кружевные тени, опавшие листья, величественные деревья.


Занимает значительное пространство, светло-синее, лазоревое, серебристо-серое, просвет между деревьями, впечатление ясного прозрачного вечера.

Серовато-белая, одинокая, ажурные перила лестницы, настроение лёгкости и праздничности, грустит о лете.


Крошечные фигурки, вносят оживление, прогуливаются в глубине аллеи, сидят на скамейках, наслаждаются осенним вечером.



- Какими художник увидел осенние деревья, кроны, листву? Как выглядят стволы деревьев?

(Обращает на себя внимание свесившаяся ветка дерева, ярко освещённая солнцем, листья на ней яркие, золотые. От деревьев тянутся длинные причудливые тени. Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Верхушки стволов деревьев на переднем плане вынесены за пределы полотна, что создаёт дополнительное впечатление стройности, устремлённости ввысь.)

- Обратите внимание, как художник изобразил небо. Подумайте, почему небо занимает значительную часть пространства на полотне? (Цвет неба изменяется от светло-синего (лазурного) до серебристо-серого. Прозрачные облака покрывают нежно-голубое небо. Небо занимает большую часть пространства картины, делая изображение особенно светлым, воздушным.)

- Для чего живописец её изображает беседку? Какая она? (Беседка серовато-белого цвета. Ажурные перила освещены солнцем, что создаёт впечатление лёгкости, даже праздничности. Но беседка пуста, в ней нет людей, и это напоминает о скорой зиме, вносит настроение грусти.)

- Представьте, что чувствуют люди, гуляющие в осеннем парке? Чем они заняты? Как одеты? (На аллее довольно много людей. Они наслаждаются прозрачным вечером, тёплыми солнечными лучами. На дорожке играют дети, кто-то прогуливается, кто-то сидит на скамейке. Среди прохожих выделяются двое детей: девочка в красноватом пальто и маленький мальчик в светло-синем. Облик этих детей отвечает общему приподнятому настроению.)

- Какие мысли и переживания возникают после внимательного рассмотрения пейзажа?

4. Работа по презентации к теме урока. Обсуждение ученического сочинения.

Приветствую тебя, Даниил, из прекрасного города Санкт-Петербурга!

Нахожусь сейчас в интернет-кафе и пишу тебе о недавних впечатлениях. Я посетил музей художника Исаака Бродского, пейзажиста и портретиста. Он окончил с отличием Одесское художественное училище. В девятнадцать лет был принят без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Полотна Бродского известны во всём мире. С одной из картин живописца, написанной под впечатлением от боя быков в Испании, произошла необычная история. Огромный холст «Бой быков» был украден прямо с выставки. Через несколько лет автор выкупил эту картину для своей коллекции. Даю ссылку на видеоролик, где показаны музейные залы. Знаю, что тебе будет любопытно! http://nimruh.ru/musbrod/

А я продолжаю своё путешествие и отправляюсь в Летний сад. Этот парк — настоящий музей под открытым небом. Он был основан Петром I. Сначала Летний сад можно было посетить лишь по приглашению самого царя. Позднее туда стали пускать разную «прилично одетую» публику. В Летнем саду ожидаю увидеть прямые аллеи, великолепные статуи, беседки и «пышное природы увяданье», соответствующее времени года.

Об интересном обязательно напишу. Жму руку. Твой «друг бесценный», Константин.

- Какому жанру принадлежит этот текст? Какова его коммуникативная установка?

- Какова его композиция?

- Приведите примеры слов речевого этикета, свойственных жанру письма.

- Что представляют собой фразы, заключённые в кавычки?



  1. Обсуждение черновых вариантов сочинений учащихся.

IV. Заключение. Итоги урока. Домашнее задание.

Д/з: написать сочинение-письмо о своих впечатлениях от картины И. И. Бродского «Летний сад осенью».


Разработка урока по русскому языку в 7 классе "Обучающее сочинение по картине И. И. Бродского "Летний сад осенью"
  • Русский язык и литература
Описание:

В разработке урока по русскому языку в 7 классе по теме "Обучающее сочинение - письмо по личным впечатлениям о картине И. И. Бродского "Летний сад осенью" (по учебнику М. Т. Баранова и др., упр. 48) дан подробный план урока по вышеуказанной теме, в ходе урока предусматриваются различные виды работы: беседа по вопросам о жанровом соотнесении будущего сочинения, беседа по вопросам по картине И. И. Бродского, сбор рабочего материала к будущему сочинению, анализ - обсуждение ученического сочинения, обсуждение черновых вариантов сочинений учащихся.

Автор Закаменных Вера Фёдоровна
Дата добавления 20.10.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2994
Номер материала MA-061479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓