Главная / Начальные классы / Разработка урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные» 3 класс

Разработка урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные» 3 класс

Тема урока по русскому языку

«Качественные имена прилагательные»

3 класс

Цель урока:  знакомство с разрядами имён прилагательных по значению и с признаками качественных имен прилагательных.

Задачи  урока:

Образовательные:

  • - ввести понятие «качественные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;

  • - закрепить знание об имени  прилагательном, как части речи;

  • - формировать умение образовывать форму качественных прилагательных;

  • - формировать умение находить качественные прилагательные, использовать их в тексте.

Развивающие:

  • - формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
    - развивать умение сравнивать и находить различая  и сходства у изучаемых объектов, 
    - развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение, 
    - развивать умение обобщать и синтезировать знания, 

  • - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

  • - воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;

  • - формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их:

  • - воспитывать интерес и любовь к маме, к родной природе.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок  объяснения нового материала в форме игры – путешествия

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологическая подготовка к уроку.

Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

Дружно за руки возьмёмся  

И друг другу улыбнёмся!

Мы умны, бодры, здоровы,

И к работе мы готовы!  

Садитесь! У вас на партах лежат три значка: солнышко, солнышко с тучкой, тучка. Покажите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

Девиз нашего урока:  «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!»

-  Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, как гостеприимные хозяева повернёмся к ним, поздороваемся и улыбнёмся.

-  Сегодня у нас 21 марта. Откройте тетрадь, что надо записать?  (Дату)

А урок у нас необычный – мы оправляемся в сказочное путешествие по морю-океану «Части речи». А  начинается наш урок с волшебства. (Звучит музыка, шум моря)

Представьте себе море, плещутся волны… А вот и наш кораблик! Но не просто добраться на кораблик. Надо много трудностей и препятствий  преодолеть. Преодолеем?

 - Ребята, мы получили приглашение в гости от одной части речи.

Её имя зашифровано в телеграмме – это наше первое препятствие.

Отгадаете  часть речи -  и вы узнаете, не только  у кого мы сегодня погостим, но и  тему урока. Отгадайте часть речи.  (Имя прилагательное). Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем об имени прилагательном, и откроем для себя что-то ещё новое и интересное об имени прилагательном, но только в том случае, ребята, если вы будете меня внимательно слушать и активно работать на уроке.

  1. Актуализация знаний.

 - Отправляемся в гости! (СЛАЙД) Ребята, наш корабль приплыл на остров Прилагательных. 

- А вот и жители этого острова, но будьте внимательны – это второе испытание!  «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?»

Маленький, острый, высокий, умный, девочка, милый, сладкий, глубокий, золотой, остров, вольный, быстрый, весёлый, корабль, хороший.

Проверьте,  все ли эти слова живут на острове Прилагательных?

На остров Прилагательных случайно попали другие жители, какие это части речи?

Девочка, остров, корабль –  ~  это имя существительное;

- А как вы думаете, почему сюда попали имена существительные?  (Они взаимосвязаны с прилагательными)

Поработайте в парах, поселите на остров Прилагательных своих жителей, запишите  в тетрадь

2-3 прилагательных.

- Какие прилагательные вы записали?

 - Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова?

Свой ответ начните так:  «Прилагательное – это …». (Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы? какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

 - А как изменяется имя прилагательное?

- А во множественном числе определяется род имён прилагательных? (НЕТ)

(– Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в туже форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
– В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями).

- А что такое склонение? Как можно назвать одним словом изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам? 
– Ребята, чуть позже мы поговорим, как ещё могут изменяться имена прилагательные, а сейчас …

  1. Упражнение в чистописании.  Словарная работа. 

- К сожалению, наш кораблик дальше плыть не может. А поскольку урок необычный, он может отправиться в путь тогда, когда выполните еще одно задание.

- Пропишите буквосочетания с буквой «зэ», соблюдая закономерность.

 - Составьте из слогов однокоренные слова.

по

зав

кать

трак

тра

завтрак завтракать  позавтракать

Обратите внимание.

Завтрак – ~ это словарное слово. ~ Написание буквы а, обозначающейнепроверяемый безударный гласный, надо запомнить.

Написание буквы а сохраняется и в однокоренных словах.

Определим значение этого слова.

Завтрак – ~ это утренняя еда; ~ пища, предназначенная для утренней еды.

- Кто нам обычно готовит завтрак?  (Мама)

На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово «мама»

И нету слов дороже, чем оно.

- Сегодняшний урок  - это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые  и ласковые руки.

- Ребята, назовите прилагательные, с помощью которых вы можете выразить свою любовь и признательность маме (любимая, дорогая, лучшая, добрая……) (Выразите свою любовь прилагательными)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Путешествуем дальше и на пути, вдали сказочный замок. Но не так-то просто туда попасть. Опять жепрепятствие надо преодолеть.  Задания усложняются… Попробуем?

- Итак, ребята, сейчас будьте особенно внимательны, мы с вами делаем новое открытие об имени прилагательном. Нам нужно выбрать путь к замку.

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные).

 - Значит, имена прилагательные не все одинаковые. Они делятся на три разряда.

-  Посмотрите внимательно и скажите, с какими прилагательными мы сегодня будем работать, кто догадался? (Качественные)

- Давайте попробуем определить тему нашего урока: (Качественные имена прил.)

- Над какими целями мы будем работать, давайте определим учебную задачу?

Тема урока:

«Качественные имена прилагательные»

Цели урока:

  • сегодня мы будем учиться  выделять среди всех имён прилагательныхкачественные имена прилагательные.

  • будем изучать признак …. (каких?) качественных прилагательных;

  • учиться образовывать форму …. (каких?) качественных прилагательных;

  •  находить и использовать в тексте ….качественные прилагательные

- Посмотрите на рисунок, что вы видите на нём? Назовите прилагательное. (Дом высокий, повыше, самый высокий). Можно ли сравнить эти прилагательные? (Да)

- А на этом слайде? (яблоко красное, яблоко более красное). Назовите прилагательное.

- Кружка (большая, очень большая)

- Что мы сейчас делали с именами прилагательными? (Сравнивали их)

 - Так вот, ребята, если мы смогли это сделать - сравнить, значит перед нами качественные прилагательные.

- Скажите, может кто – то обратил внимание на то,  какие слова нам помогали сравнивать эти предметы? (более, менее, самый, самая)

- Значит,  мы можем эти слова  называть помощниками, и мы можем подставить их к качественным именам прилагательным? (да)

- Ребята, значит, признак предмета может проявляться в большей или меньшей степени?

- Давайте сравним наши ответы с авторским на стр. 111 вашего учебника. (СЛАЙД: с правилом)

- Посмотрите, какие главные слова выделены в нашем правиле, давайте прочтём хором.  

- Значит,  какие слова – помощники мы можем подставить к качественным именам прилагательным?

- Прочтите приведённые примеры (под правилом) (мягкий-мягче…)

- НО! НЕЛЬЗЯ сказать: самый каменный, более железный, вишнёвейший! Значит,  это – не качественные прилагательные!

- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…

- У нас новое препятствие – выполнить   упр. 1 стр. 111 (+ СЛАЙД)

- Посмотрите, под цифрой 1 сравнивается один и тот же признак, мы можем сравнить прилагательное ГУСТОЙ?  (да – лес густой)

(лес) густой – гуще – самый густой. Значит, какие эти прилагательные? (качественные)

- А под цифрой 2?  (Лес) берёзовый – еловый – сосновый. Сравнивается один и тот же признак? – НЕТ! (Нельзя сказать: самый берёзовый или менее берёзовый, более сосновый или еловый). ЗНАЧИТ ЭТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ!!!

- Поработайте в паре, попробуйте определить под цифрой 3. Качественные или не качественные это имена прилагательные? (да) Будем их выписывать? (да)

- Найдите, ребята, под какой цифрой у нас ещё качественные прилагательные? (5)

- Какие слова – помощники  нам помогали определять качественные прилагательные?

  1. Физминутка

1).Спал цветок и вдруг проснулся,  (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел. (наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся, (руки вверх, в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

2). Игра «Самый внимательный». Качественные прилагательные - хлопок в ладоши, не качественные – приседаем. Не забывайте про слова – помощники!

Светлый - хлопаем, молодые - хлопаем, тополиный - приседаем, львиный - приседаем, нарядный - хлопок.

  1. Закрепление материала. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

  1. Работа по карточкам.

- Следующее препятствие…

- Ребята, у вас на партах лежат карточки (свиток). Работая в паре, выберите качественные  прилагательные  и запишите.

Зеленый, тонкий, берёзовый, любимый, птичий, деревянный

- А в это время один из вас поработает у доски. Нужно из данных слов выбрать качественные прилагательные. Кто желает?… (У доски работает: Миша Рыжиков).

- Аргументируй свой ответ. Какие слова не подошли? Почему?

  1. Мини-тест

Ветер весело шумит
Судно весело бежит.

- Чтобы пройти следующее задание, нужно выполнить мини-тест. У вас на столах карточки с тестом. Работайте прямо в карточках.

 

- Проверьте себя.  Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная работа

 - Путешествуем дальше и на пути последнее задание… У вас на столах лежат карточки с разной сложностью задания: жёлтая – самое лёгкое заданиесинее – посложнее. Вы можете выбрать любую карточку, но знайте, что более сложное задание и оценивается выше.

 - Ребята, оставьте ваши работы, позже я их посмотрю.

  1. Итог урока. Рефлексия

- Ну, вот мы и преодолели все препятствия.

 - Скажите, было ли вам интересно на острове Прилагательных?

 - А что интересного было на Острове? Что вам понравилось?

- Чтобы знанья были впрок, 
Повторяем мы урок!

- С каким разрядом прилагательных мы познакомились сегодня?  (Качественным)

 - Какой признак могут иметь качественные прилагательные? (Признак, который может проявляться в большей или меньшей степени)

- Ребята, вы всё правильно сказали, а на следующем уроке вы узнаете, как ещё могут изменяться имена прилагательные. 

- А  сейчас давайте подведём итог нашего урока.

Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии

  1. Выставление оценок.

Ребята, сегодня  активно отвечали на уроке: ФИО……………. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я проверю задания, которые они выполняли на уроке, и поставлю им оценку.

  1. Домашнее задание.

- Для домашней работы вы можете выбрать любой кораблик: на кораблике с синей рамочкой  -

Вставить в текст прилагательные. Докажи, что вставленные прилагательные являются качественными.

              И стоит берёза  в _________тишине,

              И горят снежинки  в _________огне.

              На ________ветках __________ каймой

              Распустились кисти ____________бахромой.

  ( слова для справок: снежная, белая, сонная, пушистая, золотая).

На кораблике с красной рамочкой.  Нужно вставить качественные прилагательные в текст.

Был …  день.  Дул …  ветер. По …       небу плыли … облака. Погода была ... .  И настроение было … .

Пора возвращаться домой! Молодцы!

Спасибо за урок!



Разработка урока по русскому языку на тему «Качественные имена прилагательные» 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

3 класс

Цель урока: знакомство с разрядами имён прилагательных по значению и с признаками качественных имен прилагательных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • - ввести понятие «качественные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;
  • - закрепить знание об имени прилагательном, как части речи;
  • - формировать умение образовывать форму качественных прилагательных;
  • - формировать умение находить качественные прилагательные, использовать их в тексте.

Развивающие:

  • - формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
    - развивать умение сравнивать и находить различая и сходства у изучаемых объектов,
    - развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение,
    - развивать умение обобщать и синтезировать знания,
  • - развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

  • - воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
  • - формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их:
  • - воспитывать интерес и любовь к маме, к родной природе.

Тип урока: комбинированный.

Автор Гончарова Наталья Анатольевна
Дата добавления 05.04.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 418
Номер материала MA-066192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓