МКОУ Малышевская средняя
общеобразовательная школа
Урок № 5
по обществознанию в 6 классе по теме:
Особый возраст: отрочество
02.10.2014г.
Учитель обществознания
Палюрова Татьяна Саввельевна
с. Малышевка, 2013
Тема "Особый возраст: отрочество"
(Слайд 1).
Цель урока: познакомиться с основными чертами
подросткового возраста, рассмотреть самостоятельность как показатель
взрослости.
Задачи:
- рассмотреть
характерные черты подросткового возраста: физические и психологические;
- продолжить
работу над умением логически объяснять явления окружающего мира, формулировать
ответы на поставленные вопросы;
- воспитание
чувства ответственности, самостоятельности.
Методические приемы:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Практический: работа с учебником.
Тип
урока –
комбинированный.
Основные
понятия:
подросток, отрочество, взросление
Оборудование: Интерактивная доска, учебники.
План урока (Слайд 9).
1.
Проверка
домашнего задания
2.
Легко ли быть
подростком?
3.
Отрочество –
пора мечтаний.
4.
Самостоятельность
– показатель взрослости.
5.
Всегда ли
самостоятельность приносит пользу.
6.
Нужны ли
сегодня рыцари.
7.
Домашнее задание:
параграф 3, написать сочинение на тему: «Мой друг» или «Почему я люблю своего
друга».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
1. Ответьте на вопросы теста. (Слайды
2 - 6).
1. Что из перечисленного не относится к
биологическим потребностям?
а) питание;
б) отдых;
в) общение;
г) движение.
2. Закончите фразу: «И человек, и
животное…»
а) обладает связанной речью;
б) умеют мыслить;
в) сознательно действуют;
г) используют различные предметы.
3. Что передается по наследству:
а) цвет глаз и волос;
б) занимаемая должность;
в) выбор профессии;
г) любовь к чтению книг.
4. Закончите фразу: «Неповторимость,
уникальность человека – это…;
а) личность;
б) наследственность;
в) эмоциональность;
г) индивидуальность.
5. Закончите фразу: «Социально и духовно
развитый человек – это…»
а) взрослый;
б) подросток;
в) личность;
г) индивид.
Ответы: 1-в; 2-г; 3-а; 4-г; 5-в
III. Постановка цели урока. (Слайды 7, 8).
План урока (Слайд 9).
1. Беседа по вопросам. (Слайд
10).
- Чем отличается дошкольник от
школьника?
- Выберите высказывание, которое,
по Вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной
жизни.
1. Подростки – народ спокойный и
рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
2. Подросток – человек
противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и
поупрямиться.
IV. Объяснение нового материала
1. Вопрос: Можете ли вы назвать, как
называются периоды жизни, которые проживает человек (например, детство, юность?)
Используя слайд, расставляем в правильном порядке возраста человека. (Слайд
11).
Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте,
который проживаете вы в настоящее время - это подростковый возраст. Это период
жизни от 10 до 15 лет.
Подростковый период делится на два: младший
подросток и старший подросток. (Слайды 12, 13). Один из периодов
уже вами пройден.
Задание: Назовите слова-ассоциации к слову
"подросток".
Ученики называют ассоциации (подрос,
растет) и учитель должен подвести ребят к тому, что это слово ассоциируется с
возрастными изменениями человека.
Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1
классе, и какими стали сейчас? (слайд 14)
Ученики называют изменения:
- изменился рост (учитель объясняет, как
происходят физиологические изменения);
- самостоятельность (если ребята не могут
назвать самостоятельность, можно задать наводящий вопрос: "Кто ходит
магазин, заполняет дневник и пр.);
- мечтательность;
- быстрая смена настроения и др. (учитель
объясняет изменения, происходящие в нервной системе подростка)
Учитель подводит итог вместе с учениками. (Проблемы
подростка связаны с тем, что он переживает период перехода от детства во
взрослую жизнь. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый).
2. Беседа с учащимися. (Слайд 15).
Вопрос: Вы умеете мечтать? Случалось ли с
вами то же самое, что с вашим сверстником – героем романа Ф. М. Достоевского
«Подросток»? Откройте учебник и прочитайте отрывок на с. 28.
- Это действительно так: подросток любит
мечтать. Он уже умеет заглядывать внутрь себя, прислушиваться к своим чувствам
и ощущениям, замечать в окружающем мире то, что ещё вчера оставалось вне его
внимания.
Дети этого возраста задумываются
над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Эти планы быстро
меняются, но это и понятно, ведь с каждым днём школьники приобретают больше
знаний о труде людей и профессиях, о различных сторонах окружающей жизни.
Подростки понимают юмор, острое слово, сами
не прочь пошутить.
- Может ли мечта подростка стать целью его
жизни?
- Что значит быть самостоятельным?
- Всегда ли самостоятельность приносит
пользу?
- Какой вывод мы можем сделать?
(Вариант ответа. Подростки начинают
задумываться над своим будущим, строят планы, кем быть, где учиться. Приобретая
новые знания, развивая свои способности и умения, школьники часто меняют свои
планы. Нередко мечты, родившиеся в юности, становятся целью всей жизни, как,
например, мечты Генриха Шлимана).
- Откройте учебник и прочитайте,
с. 29 – 30.
V. Физкультминутка.
(Слайд 16).
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
Вопрос: Можете ли назвать себя
самостоятельными. Ответ обоснуйте. (Примерный ответ. Чтобы
стать самостоятельным, нужно начинать с малого и несложного: с организации
своего дня, с выполнения несложных обязанностей в семье).
Самостоятельность – это уверенность
в своих силах и желание попробовать незнакомое дело. Нужно воспитывать у себя
стремление отказываться от помощи, пользоваться ею только в крайних случаях,
развивать волю и целеустремлённость.
Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны?
Посмотрите на человека, изображенного на картине (Слайд 17).
Можно ли этого взрослого человека назвать организованным, самостоятельным,
аккуратным? Предположите, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве.
Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
(Ученики объясняют свои ответы).
- Но самостоятельность иногда
бывает и опасна. (Слайд 18).
Прочитать отрывок на стр.32.
Вопрос: Правильно ли воспользовались
ребята своей самостоятельностью?
Выбери вариант ответа. (Слайд 19).
3. Рассказ учителя о рыцарстве. (Слайд
20).
Рыцарство – это проявление
благородства и самоотверженности, честности и внимания к тем, кто слабее или
беззащитнее.
Вопрос: Должны ли девочки быть слабыми, а
мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно
ли делить работу на женскую и мужскую? Игра-шутка «Девочки и мальчики». Игра
«Девочки и мальчики» проводится следующим образом: учитель произносит фразу,
которую нужно закончить. Совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.
(Слайды 21, 22).
«Весной венки из одуванчиков плетут,
конечно, только...» (учащиеся все вместе шепотом заканчивают строку).
«Болты, шурупы, шестеренки найдешь
в кармане у...».
«Коньки на льду чертили стрелочки,
в хоккей играли только...».
«Болтали час без передышки в
цветастых платьицах...».
«При всех померяться силенкой,
конечно, любят лишь...».
«Боятся темноты, трусишки, все, как
один, они...».
«Шелк, кружева и в кольцах пальчики
— выходят на прогулку...».
«Футболка, джинсы, набок кепочка —
вы угадали — это...».
Игра «Чьи это слова?» (слайд
23).
Игра «Чьи это слова?» проводится
следующим образом: учитель делит доску на две части (слева — «Мальчики», справа
— «Девочки»), диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни
более характерны для девочек, другие — для мальчиков. Слова: слоник, папочка,
солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля,
кошка, кошечка. Анализируя затем записанные слова, дети убеждаются в
том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.
Основной вывод, который
должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой
девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир
становится интересным.
VI. Закрепление. (Слайд 24).
¢ Почему принято считать подростковый
возраст переходным?
¢ Какие черты подросткового возраста
наиболее заметны и отличают его от других периодов?
¢ Может ли самостоятельность быть
отрицательным качеством?
¢
Как вы
считаете, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за
младенцами?
VII. Оценивание ответов учащихся.
VIII. Домашнее задание: § 3, написать сочинение на тему: «Мой
друг» или «Почему я люблю своего друга». (Слайд 25).
IX. Рефлексия. (Слайд 25).
Самоанализ урока
Особый возраст: отрочество
1. Тип
урока –
комбинированный.
2. Особенности
данного урока
Данный урок изучается в разделе «Человек», теме «Особый возраст: отрочество».
Цель урока: познакомиться с основными чертами
подросткового возраста, рассмотреть самостоятельность как показатель
взрослости.
Задачи:
- рассмотреть
характерные черты подросткового возраста: физические и психологические;
- продолжить
работу над умением логически объяснять явления окружающего мира, формулировать
ответы на поставленные вопросы;
- воспитание
чувства ответственности, самостоятельности.
Методические приемы:
4. Словесный.
5. Наглядный.
6. Практический: работа с учебником.
Оборудование
к уроку
1. Интерактивная
доска.
2. Учебники.
Этапы урока:
1. Организационное начало. Мотивация.
Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания, подготовка к
основному этапу.
3. Изучение новой темы
3.1. Легко ли быть подростком?
3.2. Отрочество – пора мечтаний.
3.3. Самостоятельность – показатель взрослости.
3.4.Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
3.5.
Нужны ли сегодня рыцари 4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и
способов действий.
5. Закрепление. Рефлексия.
6. Подведение итогов урока.
7. Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.
Методические приемы:
1. Словесный.
2. Наглядный.
3. Практический: работа с учебником.
Реализованы
дидактических принципы: наглядности, доступности, научности, проблемности, индивидуального
подхода к учащимся.
Для обеспечения мотивации изучения данной темы использовались следующие
приёмы:
- Актуализация
опорных знаний
- Красочные
слайды
- Разные
виды деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником, дидактическим
материалом, умение слушать, высказывать своё мнение по проблеме).
- Личностная
значимость (показать хорошее знание материала и получить хорошую оценку).
Отбор
содержания материала и соответствие с целями урока.
Отбор содержания материала соответствовал теме урока и возрасту детей 6 класса.
Дополнительный материал был уместен, развивал познавательный интерес к данной теме.
Используемые методы соответствовали целям и содержанию урока.
Это:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Репродуктивный
- Частично-поисковый.
Реализация
развивающей функции обучения. На уроке уделялось вниманию развитию таких качеств учащихся как:
внимание, воображение, память, мышление.
Методы познания: сравнение, поиск информации, чтение, логическое
мышление для решения проблемных заданий.
Средства обучения: презентация, литературные источники, учебники.
Наглядный материал использовался в качестве иллюстраций, для
эмоционального настроя, для решения обучающих задач и он был уместен.
Считаю, что удалось выдержать запланированный стиль общения с учащимися.
Темп изучения материала соответствовал темпу его усвоения школьниками.
На уроке ощущалась атмосфера сотрудничества между учителем и учениками.
Отношение друг к другу носило позитивный характер.
01.10.2014г.
Учитель обществознания: /Палюрова
Т.С./
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.