Главная / Информатика / Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"

Документы в архиве:

38.5 КБ urok 1 simv.doc
330 КБ urok1 simv.ppt

Название документа urok 1 simv.doc

Пастушук Галина Григорьевна учитель информатики МАОУ СОШ №45


Урок 1.

Тема урока: Символьные величины.

Цели урока: ввести понятие символьной величины; ознакомить учащихся с обозначением и особенностями символьных величин; познакомить с функциями обработки строк, научить использовать эти функции при решении задач.


Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

1. Мотивация изучения темы.

2. Объяснение нового материала.

3. Домашнее задание.


1. Мотивация изучения темы.

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.


2. Объяснение нового материала.

Вопрос к учащимся, какие типы данных работают в QBASIC? (постоянные – значение const; переменные – значение изменяется в процессе работы алгоритма; числовые – значение число; символьные – значение последовательность символов).

Символьная постоянная величина это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным.

Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи.

Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов QBASIC – не более 32567 символов).

Символьная переменная должна иметь имя. Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – 40 символов).

Ввод и вывод символьных величин осуществляется так же, как и для числовых величин.

Вспомним эти команды:

LET <имя переменной >=< значение>

INPUT<”пояснения”> ;< имя переменной>

DATA<список постоянных величин>

READ<список имён переменных>

PRINT<операнд>

Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+». Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе.

Задание 1. Набрать и исполнить программу.

CLS :A$=”Я “:B$=”персональный компьютер”: C$=” “

F$=A$+C$+B$

PRINT F$


Многие функции, которые встречаются в QBASIC, являются составной частью языка и называются стандартными (встроенными). Мы знакомы с числовыми функциями. Назовите их (sin(x), cos(x), tan(x), rnd и т.д.). Для работы с символьными величинами есть свои функции, которые называются символьными (строковыми). Для обращения к функции необходимо набрать её имя и указать аргумент в круглых скобках. Функция сама по себе работать не может, необходимо использование либо оператора присваивания, либо оператора печати.

LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>)

При обработке текста часто необходимо знать его длину. Число символов в слове называется его длиной.

Задание 2. Подсчитайте длину текста F$ (24 символа). Трудоёмкую работу по определению длины слова выполняет функция LEN(<имя переменной>). Дополнить программу строкой: PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$)

Обратить внимание: пробел – символ.

Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части.

Для выделения в тексте

а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%), где n% заданное число символов слева;

Задание 3. Дополнить программу строкой: PRINT LEFT$(F$,9)

б) правой части используется функция RIGHT$(<имя переменной>,n%), где n% -заданное количество символов справа;

Задание 4. Дополнить программу строкой: PRINT RIGHT$(F$,9)

в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%), которая позволит выделить n% символов, начиная с k%-го символа.

Функция MID$ слева от знака равенства:

<имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>)

Задание5. Дополнить программу строками:

X$=MID$(F$,6,3): PRINT X$

При выполнении этой команды переменной Х$ присваивается значение, предствляющее собой n% (3) последовательных знаков величины F$, первый из которых занимает позицию n% (6).

Задание 6. Дополнить программу строками:

Q$=MID$(F$,6): PRINT Q$

Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

Функция MID$ справа от знака равно:

MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение>

Задание 7. Дополнить программу строками:

MID$(F$,15,3)=X$:PRINT F$

При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. N% - необязательный параметр.

Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов.

Задание 8. Дополнить программу строками:

W$=SPACE$(45): PRINT F$;W$;X$


Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ.

Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы.

CLS

X$=”ПОБЕДА

FOR I=2 TO 5

PRINT MID$(X$, I, 4)

NEXT I

Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК).

CLS A$ - заданный текст;

INPUT “Введите текст”;A$ I – порядковый номер вырезаемого символа.

FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1

PRINT MID$(A$,I,1);

NEXT I


3.Домашнее задание.

Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение.

Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол».

Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы?

A$=”радио

B$=”вещание

B$=A$+B$

A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1)

B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2)

PRINT A$, B$


3


Название документа urok1 simv.ppt

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразоват...
Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками пос...
Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, дале...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно зада...
Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запя...
Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИН...
Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конка...
Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN( или < символьное в...
2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение како...
б) правой части используется функция RIGHT$(,n%), где n% -заданное количество...
в) средней части используется функция MID$(,k%, n%), где n%- количество выдел...
Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не ук...
Функция MID$ слева от знака равно: MID$(,k%, n%)=  или  Задание 7. Дополнить ...
3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из ...
Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДО...
Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. ...
Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, сост...
Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“...
Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозна...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразователь
Описание слайда:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 Учитель информатики: Пастушук Галина Григорьевна Функции обработки символьных величин. г. Калининград 2014-2015 СИМВОЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА. г. Калининград 2014-2015

№ слайда 2 Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками послед
Описание слайда:

Символьная постоянная величина – это заключённая между двойными кавычками последовательность символов некоторого алфавита (за исключением <”>), значение которой в процессе использования программы остаётся неизменным. Символьная переменная величина (слово) – это любая последовательность символов некоторого алфавита, но её значение может меняться в ходе решения задачи. Длина символьной величины: от 0 (пустая строка) до 255 символов (в QBASIC – не более 32567 символов).

№ слайда 3 Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее м
Описание слайда:

Имя символьной переменной всегда начинается с буквы латинского алфавита, далее может следовать любая буква латинского алфавита и/или цифра и заканчивается идентификатором типа переменной в виде доллара ($) . Длина имени переменной в QBASIC – до 40 символов.

№ слайда 4 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут”;N
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. 10 CLS 20 INPUT “Как вас зовут”;N$ 30 NAME$=N$ 40 PRINT “Здравствуйте,”;NAME$

№ слайда 5 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно задават
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Значения переменных можно задавать с помощью операторов DATA и READ. 10 CLS 20 DATA понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье 30 INPUT “Введите номер дня недели”;K 40 FOR I=1 TO 7 50 READ C$ 60 IF K=I THEN PRINT “Сегодня - ”;C$ 70 NEXT I

№ слайда 6 Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запятая
Описание слайда:

Ввод, присваивание и вывод символьных величин. Если в тексте встречаются запятая или кавычки, то используется оператор LINE INPUT <“сообщение”>; <переменная> 10 CLS 20 LINE INPUT “Введите температуру в градусах”; A$ 10 CLS 20 INPUT “Введите температуру в градусах”; A$ Введите с клавиатуры значение 23,4.

№ слайда 7 Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИНФОР
Описание слайда:

Задание 1. Найдите ошибки в записях символьных величин и объясните их: A$=“ИНФОРМАТИКА” CR2=“ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА” D$=КОМПЬЮТЕР 64N$=“ALGORITHM”

№ слайда 8 Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатен
Описание слайда:

Для символьных величин определена единственная операция – сложение или конкатенация, которая обозначается знаком «+». Соединить два слова – это значит, к первому слову справа приписать второе. Задание 1. Набрать и исполнить программу. CLS A$=”Я “ B$=”персональный компьютер” C$=” “ F$=A$+C$+B$ PRINT F$

№ слайда 9 Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN( или &lt; символьное выра
Описание слайда:

Число символов в слове называется его длиной. Функция LEN(<имя переменной> или < символьное выражение>) определяет длину текста. Задание 2. Подсчитайте длину текста F$. Дополнить программу строкой: PRINT “В тексте `”F$”` символов – “; LEN(F$) Функции обработки символьных величин.

№ слайда 10 2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-л
Описание слайда:

2. Одна из основных операций, необходимая для анализа текста – выделение какой-либо её части. Для выделения в тексте а) левой части используется функция LEFT$(<имя переменной>,n%), где n% - заданное число символов слева; Задание 3. Дополнить программу строкой: PRINT LEFT$(F$,9)

№ слайда 11 б) правой части используется функция RIGHT$(,n%), где n% -заданное количество си
Описание слайда:

б) правой части используется функция RIGHT$(<имя переменной>,n%), где n% -заданное количество символов справа; Задание 4. Дополнить программу строкой: PRINT RIGHT$(F$,9)

№ слайда 12 в) средней части используется функция MID$(,k%, n%), где n%- количество выделяем
Описание слайда:

в) средней части используется функция MID$(<имя переменной>,k%, n%), где n%- количество выделяемых символов; k%- порядковый номер символа, с которого начинается выделение Функция MID$ справа от знака равенства: <имя переменной>=MID$(<имя переменной>,k%, n%>) Задание 5. Дополнить программу строками: X$=MID$(F$,6,3) PRINT X$

№ слайда 13 Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не указа
Описание слайда:

Задание 6. Дополнить программу строками: Q$=MID$(F$,6) PRINT Q$ Если n% не указано или количество символов в строке справа от символа k% меньше, чем n%, то выделяется строка с номера k% и до конца. Если же значение n% равно 0 или значение k% превышает длину строки, то результатом будет пустая строка.

№ слайда 14 Функция MID$ слева от знака равно: MID$(,k%, n%)=  или  Задание 7. Дополнить про
Описание слайда:

Функция MID$ слева от знака равно: MID$(<имя переменной>,k%, n%)= <имя переменной> или <сим. выражение> Задание 7. Дополнить программу строками: MID$(F$,15,3)=X$ PRINT F$ При выполнении этой команды последовательные символы строки F$, начиная с позиции k%, заменяются на первые n% символов строки X%. Остальные остаются без изменения. n% - необязательный параметр.

№ слайда 15 3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n%
Описание слайда:

3. Функция SPACE$(n%) позволяет создавать строковую переменную, состоящую из n% пробелов (0 – 32767). Задание 8. Дополнить программу строками: W$=SPACE$(45) PRINT F$;W$;X$

№ слайда 16 Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖ
Описание слайда:

Задание 9. С помощью операций выделения части и соединения из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК составьте слова ДОНОР, ЖЕЗЛ, КОЛЕНО, КРОКОДИЛ. CLS A$=“ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК” PRINT MID$(A$,8,2)+MID$(A$,6,2)+MID$(A$,10,1)

№ слайда 17 Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. CLS
Описание слайда:

Задание 10. Ввести программу, запустить и проанализировать результат работы. CLS X$=”ПОБЕДА” FOR I=2 TO 5 PRINT MID$(X$, I, 4) NEXT I

№ слайда 18 Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составь
Описание слайда:

Задание 11. Дано слово. Используя действия выделения части и соединения, составьте слово, записанное теми же символами, но в обратном порядке (например, КАША – АШАК). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст FOR I= LEN(A$) TO 1 STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа PRINT MID$(A$,I,1); NEXT I

№ слайда 19 Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“” ‘
Описание слайда:

Задание 11 (способ 2). CLS INPUT “Введите текст”;A$ ‘A$ - заданный текст С$=“” ‘отвечает за новый текст FOR I=1 TO LEN(A$) STEP –1 ‘I – порядковый номер вырезаемого символа C$=C$+MID$(A$,I,1) ‘формируем новый текст NEXT I PRINT “Новый текст:”C$

№ слайда 20 Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначен
Описание слайда:

Домашнее задание. Задание: Выучите определение символьной величины, её обозначение. Задача 1. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «линия» составит слово «футбол». Задача 2. Чему будут равны переменные А$ и В$ после выполнения следующей программы? A$=”радио” B$=”вещание” B$=A$+B$ A$=MID$(B$,3,3)+MID$(A$,3,1) B$=LEFT$(B$,1)+MID$(B$,5,1)+MID$(B$,8,2) PRINT A$, B$

Разработка урока по информатике на тему: "Символьная величина. Функции обработки символьных величин (QBasic)"
  • Информатика
Описание:

ЭВМ – электронно-цифровое устройство, которое является универсальным средством обработки информации, причём не обязательно числового характера. Компьютер при обработке текстов должен уметь оперировать не только числами, но и различными нецифровыми символами. Поэтому нужно знать какие команды нужно давать машине, чтобы она могла обработать текст.

Автор Пастушук Галина Григорьевна
Дата добавления 23.11.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 752
Номер материала MA-062580
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓