Главная / Начальные классы / разработка урока письма в 3 классе

разработка урока письма в 3 классе

Автор разработки: Игнатович Евгения Владимировна

Тип урока: урок повторения и закрепления

Вид урока: традиционный


Урок письма и развития речи в 3 классе.

Тема: Повторение по теме «Твердые и мягкие согласные»

Цели: повторение и закрепление понятия о твердых и мягких согласных.

Задачи:

-совершенствовать знания и умения учащихся в различии твёрдых

и мягких согласных при обозначении гласными буквами;

-способствовать коррекции недостатков развития мышления на основе дифференциации твёрдых и мягких согласных; развитие связной устной речи путём комментирования своих действий;

-воспитывать мотивацию к учению путём проведения урока

в нетрадиционной форме.

Оборудование: таблица «Гласные и согласные буквы», карточки «Твёрдые и мягкие согласные», компьютер, проектор, экран, игра «Собери букву»; сигнальные карточки, презентация; Русский язык. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Учебник для 3 класса. - М. Просвещение, 2005г.


Ход урока:

I.Организационный момент:

Психологический настрой:

Слайд 2

- Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Но для того, чтобы узнать, как вы готовы к путешествию, мы должны проверить домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания:

Игра «Волшебный мешочек».

- С собой в путь мы возьмём мешочек. Он волшебный и пригодится нам

в пути. Вам нужно на ощупь узнать цифру в мешочке и сказать, какие вы написали слова с мягким знаком на конце слова из данного количества букв. (Слова: 3 буквы - ель, 4 буквы – лось, толь, конь, боль, путь, 5 букв – дождь.)

Учащиеся проверяют правильность ответов и сигнализируют карточками.- Итак, я вижу, вы хорошо подготовились к путешествию. Откроем тетради

и запишем дату нашего путешествия, тему урока, сегодня мы повторим пройденный материал по теме « Твёрдые и мягкие согласные». Впереди нас ждут встречи со сказочными героями. Они приготовили для вас интересные задания. А укажет нам путь снежинка, которая залетела к нам в класс.

III. Минутка чистописания.

Слайд 3

1. Фонетическая зарядка.

Учитель: - С какого звука начинается слово «снежинка»?

Дети: Звук «с».

Учитель: - Как обозначается звук «с»?

Дети: Буква « эС».

2. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Снежинка»: Снежинка прилетела, на ладошку села.

Прилегла на парту и превратилась в каплю.

3. Минутка чистописания:

Слайд 4

Учитель: - Давайте пропишем букву «С» строчную и прописную,

сначала на ладони, затем в тетради.

(Учащиеся прописывают буквы в тетради.)


IV. Основная часть урока.

Учитель: В путь отправятся те, кто успешно пройдёт испытание на знание букв, которые помогут нам в пути.

1. Игра «Собери картинку».

Учитель: У вас на столах лежат конверты, в которых лежат детали букв. Соберите изображение буквы и объясните её значение.

(Учащиеся складывают изображение гласных букв. 1-й вариант – буквы, которые обозначают мягкость согласного, 2-й – буквы, которые обозначают твёрдость.)

Учитель: Назовите буквы, которые вы сложили?

Учащиеся: 1-й ряд --- а, о, у, ы, э.

Учитель: Что можно сказать об этих буквах?

Учащиеся: Эти буквы гласные, они обозначают твёрдость согласного.

Учащиеся: 2-й ряд --- я, е, ё, и, ю.

Учитель: Что можно сказать об этих буквах?

Учащиеся: Эти буквы обозначают мягкость согласного.

Итак, девизом нашего урока будет правило о твёрдых и мягких согласных. (На доску вывешивается таблица с правилом. Учащиеся читают правило хором.)

Учитель: Вы справились с первым испытанием. Можно отправляться в путь

(Звучит сигнал.)


2. Остановка у Незнайки.

Слайд 5

Учитель: - Ребята, Незнайка приглашает вас в гости, кому вы узнаете из загадки.


А)С ним играть опасно в прятки.

Мчит бедняжка без оглядки.

След запутал и прилег:

Обмануть лисицу смог. (заяц)


Б)Отойди-ка от берлоги.

Уноси скорее ноги,

А не то начну реветь.

Я не ежик, а … (медведь)


В)Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

А зовут ее – … (Лиса)


Г)Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк)


Д)Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)


Е)С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишки сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка)


Учитель: - Животные приготовили для вас задание. Вам нужно записать название животного, изображённого на картинке. 1-й ряд – слова с твёрдыми согласными в начале слова; 2-й ряд – слова с мягкими согласными в начале слова.

(Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Учащиеся, которые работают у доски объясняют свой ответ. Остальные – работают сигнальными карточками. Проверка выполнения.


3. Остановка у Буквоешки.

Слайд 6

Учитель: На этой остановке ждёт наш старый знакомый Буквоешка. Он хочет поиграть с вами в прятки, он спрятал в тексте некоторые буквы. Мы должны вставить пропущенную букву и объяснить её значение.

( На слайд текст, в котором пропущены буквы.)

Текст. Вот и зима. Рады дети. Ваня взял санки. Петя надел лыжи. Дети идут в лес.

( Учащиеся читают предложения, вставляют букву и определяют мягкость или твёрдость согласного, стоящего рядом.)

V. Физкультминутка

1. Упражнение с движением «Снежок».

Спал снежок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и улетел.

2. Гимнастика для глаз. На доске снежинки.

- Закройте глаза, что изменилось? (Убрать несколько снежинок.)

- Поморгаем ресничками – «стряхнём снежинки».


VI. Работа по учебнику.

Остановка у Самоделкина.

Слайд 7

Учитель: Ребята, Самоделкин приготовил для вас загадку:

«Я всё знаю, всех учу, но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться».

Учащиеся: Это книга.

Учитель: Самоделкину нравится, когда работу выполняют сами дети. Поэтому работать будете самостоятельно.

( Самостоятельное чтение задания и упражнения. Пояснение задания учащимися. Задание: прочитать рассказ, выписать слова с мягким знаком на конце. Взаимопроверка выполнения задания.)


VII. Работа с деформированными словами. Упражнение «Наборщик».

Остановка у Карандаша.

Слайд 8

Учитель: Ребята, Карандаш приготовил для вас трудное, но очень интересное задание. На экране слайд со словами: зима, снег, ветер, метель, солнце (буквы в словах переставлены местами).

Учитель: - Ребята, вам нужно прочитать слова, собрав правильно все буквы.

Учащиеся называют слова.

Учитель: - Молодцы, вы правильно составили и прочитали слова. Я буду вам называть букву в слове, а вы должны определить, какая это буква – твёрдая или мягкая. Работаем сигнальными карточками: красный цвет – мягкая согласная, синий цвет – твёрдая. ( Двое учащихся работают

у доски- подчеркивают цветным мелом, остальные с места.)


VIII. Домашнее задание.

Остановка у Мальвины.

Слайд 9

Учитель: Ребята, Мальвина приготовила для вас задание. Но сначала она хочет послушать вас. Расскажите стихотворение о зиме Г.Ладонщикова

« Солнце землю греет слабо».

( Учащиеся хором читают стихотворение.)

Задание будет таким:

- повторить стихотворение, записать его по памяти;

1-й ряд – подчеркнуть мягкие согласные,

2- й ряд – подчеркнуть твёрдые согласные.


IV. Итог урока

Учитель: Вот и подошло к концу наше зимнее путешествие в страну Грамматику.

- Где мы побывали на уроке?

- Что мы выполняли?

- Что вам понравилось на уроке? Какие гласные обозначают твёрдость?

- Какие гласные обозначают твёрдость?

- Где вам могут пригодиться знания о твёрдых и мягких согласных?


X. Оценка деятельности учащихся.

Слайд 10

Герои сказок выставляют учащимся оценки.



Список литературы:

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. –М., 1995.

Волина В.В. Учимся играя:– М.: Новая школа, 1998.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. –М., 1983.

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. –М., 1977.


разработка урока письма в 3 классе
  • Начальные классы
Описание:

Содержание данной разработки урока направлено на помощь учителю в проведении стандартного, традиционного урока письма с современными методами и технологиями преподавания в начальной школе.

В разработке представлены как упражнения, так и теоретический материал, взятый из представленного в конце конспекта литературы.

особенность разработки в том. что данный материал подходит для повторения и закрепления в 4 классе и на начальном этапе среднего звена при изучении гласных и согласных звуков.

Автор Савельев Владимир Сергеевич
Дата добавления 28.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 644
Номер материала MA-060919
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓