Тема урока: «Переместительное и сочетательное
свойство сложения».
1.
Класс - 5
2.
Учебник : УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы»
Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.
3.
Цели урока:
образовательная – обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения,
формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
развивающая – развитие логического мышления, математического
аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие
навыка целеполагания, читательских компетенций.
воспитательная – формирование
морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики;
тренировка стрессоустойчивости.
4. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
применять свойства
сложения при нахождении суммы нескольких слагаемых (выбирать удобный порядок).
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных
УУД):
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность
и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать
выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать
коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в
зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов деятельности.
5. Методы:
· по
источникам знаний: словесные, наглядные;
· по
степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
· относительно
дидактических задач: подготовка к восприятию;
· относительно
характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
6. Планируемые
результаты: Выполнять
сложение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма,
слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при
сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и
делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе;
излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
7. Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия.
5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном
носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.:
ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика.
Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.
Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил., Тетрадь-тренажер
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.:Просвещение,
2013. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради
учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ученические
компьютеры (3-5 шт.), раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием,
карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в
программе Power Point
8.Тип урока : усвоение новых знаний.
9.Формы работы
учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
10.Организация
деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно
выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно
определяют тему, цели урока;
-работают
с текстом учебника;
-отвечают
на вопросы;
-решают
самостоятельно задачи;
-оценивают
себя и друг друга;
-рефлектируют.
11.Структура урока
Технологическая
карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича.
№
|
Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
Формируемые УУД
|
Познаватель-
ные
|
Регулятив-ные
|
Коммуника-тивные
|
Личност-ные
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
Организаци-онный этап
|
Создать благоприятный психологический настрой на
работу
|
Приветствие
обучающихся.
Проверка
учителем готовности класса к уроку; организация внимания;
|
|
2
|
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания
|
Прогнозирование своей деятельности
|
Умение слушать и вступать в диалог
|
Умение выделять нравственный аспект поведения.
|
2
|
Актуализа-ция знаний
|
Актуализация опорных знаний и способов действий
|
Вступительное
слово учителя.
Организация
устного счета.
Повторение
пройденного на прошлом уроке.
Беседа
с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает
учащимся наводящие вопросы.
|
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем,
отвечают на поставленные вопросы.
|
6-7
|
Логический анализ объектов с целью выделения
признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
поискового характера.
|
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
|
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли, слушать и вступать в диалог
|
Самоопределение , смыслообразование.
|
3
|
Постановка целей, задач урока, мотивационная
деятельность учащихся
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими
целей урока
|
Историческая
справка.
Вместе с учениками
определяет цель урока.
|
Определяют цель урока.
|
4-5
|
Самостоятельное выделение-формулирование
познавательной цели.
|
Целеполагание
|
Постановка вопросов
|
Самоопределение , смыслообразование
|
4
|
Первичное усвоение новых знаний
|
Обеспечение восприятия, осмысления и
первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и
его свойства.
|
Создает ситуацию, в ходе решения которой
обучающиеся делают необходимый вывод.
|
Вспоминают названия компонентов при
сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел.
|
6-7
|
Поиск и выделение необходимой информации.
Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
|
Планирование, прогнозирование
|
Умение слушать и вступать в диалог
|
Самоопределение
|
5
|
Физкультминутка
|
|
Сменить деятельность, обеспечить
эмоциональную разгрузку учащихся.
|
Обучающиеся сменили вид деятельности
(отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
2
|
|
|
|
|
6
|
Первичная проверка понимания
|
Установление правильности и осознанности изучения
темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция
выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов
действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому
материалу.
|
Направляет работу обучающихся.
|
Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.
|
4-5
|
Выделение и формулирование познавательной цели,
рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез; построение логической
цепи рассуждений
|
Планирование своей деятельности для решения
поставленной задачи и контроль полученного результата
|
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
|
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях
|
7
|
Первичное закрепление
|
Установление правильности и осознанности изучения
темы.
|
Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при
выполнении творческого задания.
|
Обучающиеся выполняют в группах творческое задание.
Делают записи в тетрадь. После выполнения задания
выполняют взаимную проверку.
Выполняют самостоятельную работу.
|
10
|
Выделение и формулирование познавательной цели,
рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
|
Планирование своей деятельности для решения поставленной
задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата,
саморегуляция
|
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового духа соперничества для
поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного
сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
|
Профессионалное самоопределение,
смыслообразование
|
8
|
Подведение итогов урока
|
Самооценка результатов своей
деятельности и всего класса
|
Подводит итоги работы в классе.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
|
2-3
|
Выделение и формулирование познавательной цели,
рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
|
Планирование своей деятельности для решения
поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного
результата, саморегуляция
|
Поддержание здорового духа соперничества для
поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного
сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
|
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая
ориентация обучающихся
|
9
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
|
Обеспечение понимания детьми цели,
содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Задает дозированное домашнее задание
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
2
|
|
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для
повышения мотивации учебной деятельности
|
управление поведением партнёра- контроль, коррекция,
оценка
|
Нравственно -этическая ориентация
|
10.
|
Рефлексия.
|
Инициировать рефлексию детей по поводу
психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и
взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
|
Подводит итоги урока.
|
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
|
1-2
|
|
Оценка своей деятельности и других людей
|
|
Смыслообразование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание этапов урока:
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
1
|
Организационный этап
|
Учитель приветствует учащихся,
проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! С каким настроением вы
пришли на урок математики? Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего
настроения! (слайды 1-2)
Математику,
друзья,
Не
любить никак нельзя.
Очень
строгая наука,
Очень
точная наука,
Интересная
наука –
Это
математика!
Проверьте
все ли у вас приготовлено к уроку.
|
Проверяют свою готовность к уроку.
|
2
|
Актуализация знаний
|
1. Новые знания нам будет очень трудно
осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок
с устного счета (работа в парах) (слайд 3).
Возьмитесь за руки,
покажите, что вы пара.
У вас на столах
лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если
правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.
1) 153 увеличить на
7;
2) 100 вычесть 6;
3) 90 разделить на
90;
4) 15 умножить на
3;
5) 284 увеличить на
6;
6) 17 увеличить в 3
раза;
7) 200 уменьшить на
10;
8) 238 увеличить на
3;
9) 80 уменьшить в 4
раза;
10) 40 уменьшить на
17;
11) 18 увеличить в
4 раза.
Какие числа
остались открытыми?
Из соответствующих
букв составьте слово. (слайд 4)
Какое действие мы
будем сегодня повторять?
2. Мотивация
С какими числами вы
работали на предыдущих уроках?
Так что
мы будем сегодня делать на уроке?
Запишите
тему сегодняшнего урока: Переместительное и сочетательное свойства
сложения.
Ребята, как вы
думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?
Может это вам
как-то пригодиться в жизни?
Как называются
числа при сложении?(слайд 5)
|
Учащиеся
решают примеры устно.
12
С
|
1
З
|
13
М
|
20
Н
|
160
П
|
21
У
|
241
О
|
23
Т
|
48
М
|
290
Е
|
51
Ь
|
336
А
|
94
Р
|
45
И
|
190
Е
|
72
Р
|
·
153 + 7 = 160;
·
100 – 6 = 94;
·
90 : 90 = 1;
·
284 + 6 = 290;
·
15 · 3 = 45;
·
238 + 3 = 241;
·
17 · 3 = 51;
·
200 – 10 = 190;
·
80 : 4 = 20;
·
40 – 17 = 23;
·
18 · 4 = 72.
Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.
Сложение.
2. – С натуральными числами.
Складывать натуральные числа.
Отвечают на вопрос.
Слагаемое, слагаемое, сумма
|
3
|
Постановка целей, задач урока, мотивационная
деятельность учащихся
|
1. Немного из
истории (слайд 6)
В истории
математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18
века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание
подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его
удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот
ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих
математиков мира. Ребята, кто-нибудь из вас заметил фотографию К.Ф. Гаусса в
учебнике? Найдите годы жизни этого ученого в учебнике. (с.67) Как вы
думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Проблема: как
найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Для быстрого счета
люди используют вычислительные машины, где работают правила, устанавливающие
порядок действий, человек, умеющий думать, применяя свойства сложения
выполнит эту работу тоже быстро и правильно.
Как вы думаете
чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какова цель
нашего урока?
|
Слушают рассказ учителя.
Цель
урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
|
4
|
Первичное усвоение новых знаний
|
Вы, конечно, знаете уже законы сложения,
как они называются?
Закончите предложение:
1) При перестановке слагаемых сумма …
2) Как называется это свойство? (слайд
7)
3) Приведите пример.
4) Запишите с помощью букв
переместительное свойство сложения.
Я закон переместительный,
Очень даже удивительный.
Числа я переставляю
И местами их меняю,
Как бы я их не менял,
Результат не потерял!
5) Вычислите: 11 + 25 + 75? Кто первый
нашел результат сложения? Как вы считали?
Кто считал по-другому?
6) Какой вывод можно сделать? Зависит
результат от того как поставлены скобки?
Делаем запись на доске и в тетрадях.
Можно скобки совсем не ставить?
7) Закончите предложение: В сумме трех
чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два
– результат будет …
8) Как называется это свойство? (слайд
8)
9) Приведите пример.
10) Запишите сочетательное свойство с
помощью букв.
11) Флеш - демонстрация: пример 1
Как к числу прибавить сумму чисел двух?
Ты об этом знаешь, не надо ждать услуг.
А теперь попробуй иначе сложить.
Первое слагаемое сначала подарить.
Ты получишь сумму.
Сумму чисел двух,
Слагаемое второе прибавить не забудь
12) Чем полезны рассмотренные свойства?
(слайд 9)
|
Переместительное и сочетательное свойства
сложения.
1) При перестановке слагаемых сумма не
меняется.
2) Переместительное свойство сложения.
3) Приводят примеры, 3-4 записывают на
доске.
4) a + b = b + a
5) Проще сначала сложить 25 и 75 и
полученный результат прибавить к 11: 11+ (25+75) = 11+100 = 111.
Можно выполнять действия по - порядку
(11+25) + 75 = 36 + 75 = 111
6) Результат не зависит от того, как
поставлены скобки.
11+ (25+75) = (11+25) + 75
Скобки можно не ставить.
11+ (25+75) = (11+25) + 75 = 11+ 25 + 75
7) Закончите предложение: В сумме трех
чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два
– результат будет одним и тем же.
8) Сочетательное свойство сложения
9) Приводят примеры, 3-4 записывают на
доске.
10) (a + b) + с = а + ( b + c)
11) Записывают пример в тетрадь.
12) Свойства сложения позволяют
преобразовывать суммы и делать удобные вычисления.
|
5
|
Физкультминутка
|
Сменить деятельность, обеспечить
эмоциональную разгрузку учащихся.(слайд 10)
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем , как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
|
Учащиеся сменили вид деятельности
(отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
6
|
Первичная
проверка понимания
|
№ 213 (интерактивные упражнения) – устно
№214(а, б, в) - в тетрадях с комментированием.
|
|
7
|
Первичное закрепление
|
1.Вернемся к нашей проблеме: как
маленькому Гауссу удалось быстро справиться со своей задачей?
Флеш - демонстрация: пример 4
Ребята, почему при нахождении суммы
чисел от 1 до 10 число 11 мы умножали на 10?
Почему результат умножения 11 и 10 мы
разделили на 2?
Метод, которым мы сейчас пользовались,
называется методом Гаусса.
2.Ребята, теперь подумайте над задачей
маленького Гаусса, найдите сумму чисел от 1 до 100. Работа в группах, затем
обсуждение у интерактивной доски.
На доске записаны суммы:
1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100
100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1
Ребята, что у вас получилось?
3. Самостоятельная работа :
3-5 человек за компьютерами № 218 (б,
г-е)
Остальные в тетради – тренажере № 96;
№ 214( г,д,е) - учебник
|
Делают предположения.
Потому что получили ровно 10 одинаковых
пар равных по 11.
Потому что сумм от 1 до 10 было две.
Обучающиеся объясняют решение задачи.
Сумма чисел от 1 до 100 равна 5050.
Выполняют самостоятельную работу.
|
8
|
Подведение итогов урока
|
Подводит итоги работы в классе.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на
уроке
|
9
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
|
1. Какую задачу мы ставили на
уроке?
2. Удалось решить нам
поставленную задачу?
3.Что еще нужно сделать?
4. Где можно применить новое
знание?
5.Что на уроке у вас хорошо
получалось?
6. Над чем еще нужно поработать?
7.Наш урок подходит к концу. Вы молодцы! Дома вы еще раз проверите
свои силы, запишите домашнее задание № 218 (а, в)-учебник, №170-задачник
(слайд 11)
8. Выставление отметок
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости
от уровня освоения темы урока
|
10
|
Рефлексия.
|
-Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
(слайд 12)
|
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
|
Список
информационных источников, используемых при подготовке и проведении урока:
1. Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия.
5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном
носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.:
ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы);
2. Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2013. – 95 с.;
3. Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. –
М.: Просвещение, 2013. – 128 с.;
4. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6
классах. М.: Русское слово, 1998;
5. Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;
6. А.Г.Асмолов.Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010;
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F3%F1%F1,_%CA%E0%F0%EB_%D4%F0%E8%E4%F0%E8%F5
8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F70%2F417%2F70417520_neznayka_jpg.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=8&noreask=1&source=wiz
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.