Главная / Математика / разработка урока "Переместительное и сочетательное свойства сложения "

разработка урока "Переместительное и сочетательное свойства сложения "

Тема урока: «Переместительное и сочетательное свойство сложения».


  1. Класс - 5


  1. Учебник : УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.


  1. Цели урока:

образовательная обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

воспитательная формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.

4. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

применять свойства сложения при нахождении суммы нескольких слагаемых (выбирать удобный порядок).

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5. Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


6. Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

7. Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ученические компьютеры (3-5 шт.), раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point


8.Тип урока : усвоение новых знаний.


9.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.


10.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


11.Структура урока


Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича.






Этап урока


Задачи этапа




Деятельность учителя




Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятив-ные

Коммуника-тивные

Личност-ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10


1

Организаци-онный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие обучающихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;









2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализа-ция знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Организация устного счета.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы.


Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

6-7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение , смыслообразование.

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Историческая справка.

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение , смыслообразование

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства.

Создает ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод.

Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел.

6-7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Физкультминутка


Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.



Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2





6

Первичная проверка понимания


Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


Направляет работу обучающихся.

Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.

4-5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез; построение логической цепи рассуждений

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

7

Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания.

Обучающиеся выполняют в группах творческое задание.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

Выполняют самостоятельную работу.


10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Профессионалное самоопределение,

смыслообразование

8

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.


2-3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.



Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание.

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно -этическая ориентация

10.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Подводит итоги урока.

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2


Оценка своей деятельности и других людей


Смыслообразование



Содержание этапов урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! С каким настроением вы пришли на урок математики? Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! (слайды 1-2)

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Проверьте все ли у вас приготовлено к уроку.


Проверяют свою готовность к уроку.

2

Актуализация знаний

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах) (слайд 3).

Возьмитесь за руки, покажите, что вы пара.



У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.

1) 153 увеличить на 7;

2) 100 вычесть 6;

3) 90 разделить на 90;

4) 15 умножить на 3;

5) 284 увеличить на 6;

6) 17 увеличить в 3 раза;

7) 200 уменьшить на 10;

8) 238 увеличить на 3;

9) 80 уменьшить в 4 раза;

10) 40 уменьшить на 17;

11) 18 увеличить в 4 раза.

Какие числа остались открытыми?

Из соответствующих букв составьте слово. (слайд 4)








Какое действие мы будем сегодня повторять?


2. Мотивация

С какими числами вы работали на предыдущих уроках?

Так что мы будем сегодня делать на уроке?

Запишите тему сегодняшнего урока: Переместительное и сочетательное свойства сложения.


Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?

Может это вам как-то пригодиться в жизни?

Как называются числа при сложении?(слайд 5)









Учащиеся решают примеры устно.

12

С

1

З

13

М

20

Н

160

П

21

У

241

О

23

Т

48

М

290

Е

51

Ь

336

А

94

Р

45

И

190

Е

72

Р


  • 153 + 7 = 160;

  • 100 – 6 = 94;

  • 90 : 90 = 1;

  • 284 + 6 = 290;

  • 15 · 3 = 45;

  • 238 + 3 = 241;

  • 17 · 3 = 51;

  • 200 – 10 = 190;

  • 80 : 4 = 20;

  • 40 – 17 = 23;

  • 18 · 4 = 72.

Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.


Сложение.



2. – С натуральными числами.


Складывать натуральные числа.




Отвечают на вопрос.




Слагаемое, слагаемое, сумма

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

1. Немного из истории (слайд 6)

В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Ребята, кто-нибудь из вас заметил фотографию К.Ф. Гаусса в учебнике? Найдите годы жизни этого ученого в учебнике. (с.67) Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?

Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?

Для быстрого счета люди используют вычислительные машины, где работают правила, устанавливающие порядок действий, человек, умеющий думать, применяя свойства сложения выполнит эту работу тоже быстро и правильно.

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?

Слушают рассказ учителя.























Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.

4

Первичное усвоение новых знаний

Вы, конечно, знаете уже законы сложения, как они называются?

Закончите предложение:

1) При перестановке слагаемых сумма …

2) Как называется это свойство? (слайд 7)

3) Приведите пример.

4) Запишите с помощью букв переместительное свойство сложения.

Я закон переместительный,

Очень даже удивительный.

Числа я переставляю

И местами их меняю,

Как бы я их не менял,

Результат не потерял!


5) Вычислите: 11 + 25 + 75? Кто первый нашел результат сложения? Как вы считали?

Кто считал по-другому?


6) Какой вывод можно сделать? Зависит результат от того как поставлены скобки?

Делаем запись на доске и в тетрадях.

Можно скобки совсем не ставить?


7) Закончите предложение: В сумме трех чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два – результат будет …

8) Как называется это свойство? (слайд 8)

9) Приведите пример.

10) Запишите сочетательное свойство с помощью букв.

11) Флеш - демонстрация: пример 1

Как к числу прибавить сумму чисел двух?

Ты об этом знаешь, не надо ждать услуг.

А теперь попробуй иначе сложить.

Первое слагаемое сначала подарить.

Ты получишь сумму.

Сумму чисел двух,

Слагаемое второе прибавить не забудь

12) Чем полезны рассмотренные свойства? (слайд 9)


Переместительное и сочетательное свойства сложения.



1) При перестановке слагаемых сумма не меняется.

2) Переместительное свойство сложения.

3) Приводят примеры, 3-4 записывают на доске.

4) a + b = b + a









5) Проще сначала сложить 25 и 75 и полученный результат прибавить к 11: 11+ (25+75) = 11+100 = 111.

Можно выполнять действия по - порядку

(11+25) + 75 = 36 + 75 = 111

6) Результат не зависит от того, как поставлены скобки.

11+ (25+75) = (11+25) + 75


Скобки можно не ставить.

11+ (25+75) = (11+25) + 75 = 11+ 25 + 75

7) Закончите предложение: В сумме трех чисел можно объединить в группу как первые два слагаемых, так и последние два – результат будет одним и тем же.


8) Сочетательное свойство сложения

9) Приводят примеры, 3-4 записывают на доске.

10) (a + b) + с = а + ( b + c)


11) Записывают пример в тетрадь.








12) Свойства сложения позволяют преобразовывать суммы и делать удобные вычисления.

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.(слайд 10)


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

6

Первичная проверка понимания


213 (интерактивные упражнения) – устно

214(а, б, в) - в тетрадях с комментированием.


7

Первичное закрепление

1.Вернемся к нашей проблеме: как маленькому Гауссу удалось быстро справиться со своей задачей?

Флеш - демонстрация: пример 4

Ребята, почему при нахождении суммы чисел от 1 до 10 число 11 мы умножали на 10?

Почему результат умножения 11 и 10 мы разделили на 2?

Метод, которым мы сейчас пользовались, называется методом Гаусса.

2.Ребята, теперь подумайте над задачей маленького Гаусса, найдите сумму чисел от 1 до 100. Работа в группах, затем обсуждение у интерактивной доски.


На доске записаны суммы:

1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100

100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1

Ребята, что у вас получилось?


3. Самостоятельная работа :

3-5 человек за компьютерами № 218 (б, г-е)

Остальные в тетради – тренажере № 96;

214( г,д,е) - учебник



Делают предположения.

Потому что получили ровно 10 одинаковых пар равных по 11.


Потому что сумм от 1 до 10 было две.









Обучающиеся объясняют решение задачи.


Сумма чисел от 1 до 100 равна 5050.



Выполняют самостоятельную работу.

8

Подведение итогов урока

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1. Какую задачу мы ставили на уроке?

2. Удалось решить нам поставленную задачу?

3.Что еще нужно сделать?

4. Где можно применить новое знание?

5.Что на уроке у вас хорошо получалось?

6. Над чем еще нужно поработать?

7.Наш урок подходит к концу. Вы молодцы! Дома вы еще раз проверите свои силы, запишите домашнее задание № 218 (а, в)-учебник, №170-задачник (слайд 11)

8. Выставление отметок

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

10

Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока? (слайд 12)

Оценивают свою работу и работу одноклассников.






Список информационных источников, используемых при подготовке и проведении урока:

  1. Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы);

  2. Задачник Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.;

  3. Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.;

  4. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах. М.: Русское слово, 1998;

  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;

  6. А.Г.Асмолов.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2010;

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%F3%F1%F1,_%CA%E0%F0%EB_%D4%F0%E8%E4%F0%E8%F5

  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F70%2F417%2F70417520_neznayka_jpg.jpg&pos=2&rpt=simage&lr=8&noreask=1&source=wiz





















разработка урока "Переместительное и сочетательное свойства сложения "
  • Математика
Описание:

«Переместительное и сочетательное свойства сложения».

Класс - 5

Учебник : УМК «Математика. 5 класс» линии «Сферы» Е.А.Бунимович, Москва «Просвещение», 2013.

1.Цели урока:

образовательная обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

воспитательная – формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.

4. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

применять свойства сложения при нахождении суммы нескольких слагаемых (выбирать удобный порядок).

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5. Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

6. Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях

Автор Давыдова Лариса Викторовна
Дата добавления 10.11.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 970
Номер материала MA-062142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓