Главная / Информатика / Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм"

Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм"

Название документа алгоритм3.doc

5

Алгоритмизация. Основы программирования. Урок 3.

Тема урока: Разветвляющийся алгоритм.


Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:

  • расширить представления учащихся об алгоритмах;

  • ввести понятие разветвляющегося алгоритма;

  • познакомить учащихся с командой ветвления.

  1. Развивающие:

  • Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

  1. Воспитательные:

  • Развитие познавательного интереса, логического мышления.

Источники информации:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

  2. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.; Питер, 2010

  3. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : Н.Д. Угринович. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015


Тип урока: комбинированный.


План урока.

  1. Проверка домашнего задания (диктант).

  2. Объяснение нового материала.

  3. Домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Задача. Имеются два кувшина ёмкостью 3л и 8л. Исполнитель ДЖИНН может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять, налита ли вода в кувшине доверху. Напишите алгоритм, выполнив который ДЖИНН наберёт из реки 7л воды.

алг. Наполнение кувшина

нач.

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду сколько войдёт из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-вылить воду из 8-ми литрового кувшина;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

кон.

Вызывается ученик, который зачитывает свой алгоритм решения данной задачи. Вопрос: есть ли другие варианты алгоритмов?

  1. Диктант.

  1. Дать понятие алгоритма (Алгоритм – это система формальных правил, чётко описывающая процесс выполнения работы). -1 балл

  2. Перечислить свойства алгоритма (понятность, однозначность, дискретность, массовость, детерминированность, конечность, результативность). -1 балл

  3. Перечислить формы записи алгоритмов (словесно-пошаговое описание алгоритма, использование школьного алгоритмического языка, блок-схема, использование конкретного языка программирования). -1 балл

  4. Дать понятие линейного алгоритма (линейным называется алгоритм, в котором действия выполняются в естественном порядке, то есть одно за другим). -1 балл

  5. Дать схему оформления линейного алгоритма с использованием школьного алгоритмического языка и на языка графики (блок-схема). -1 балл

  1. Объяснение нового материала.

Вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь, – сам пропадёшь…». Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни. Например: «Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу», «Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки», «Если пошёл дождь, то надо открыть зонт».

Порою и анализ ситуации, и сам выбор действий не вызывает затруднений, а иногда это сделать вовсе не просто. Приходится продумывать каждый возможный вариант и последствия принимаемого решения. Прежде чем сделать очередной ход шахматист анализирует позицию на много ходов вперёд. Компьютерные игры также во многом построены на анализе ситуации и выборе. Представьте: вы ведёте компьютерный автомобиль. Серая лента шоссе петляет, неожиданно возникают резкие повороты. Стоит вам на мгновение замешкаться – автомобиль выносит на обочину, и вы немедленно получаете штрафные очки.

Слайд 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность выполнения команд алгоритма изменяется в зависимости от некоторых условий.

Разветвляющиеся алгоритмы содержат базовую алгоритмическую структуру «ветвление», которая обеспечивает в зависимости от результата проверки условия выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведёт к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того какой путь будет выбран. Структура ветвление существует в четырёх основных вариантах.

Слайд 3.

  1. Полная форма команды ветвления «если - то – иначе»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

еhello_html_7de570ec.gifсли <условие>

то <серия команд 1>

иначе <серия команд 2>

всё



Слайд 4.

Зhello_html_m5ed94db0.gifhello_html_m77627340.gifадача. голоден идти в гости

Вhello_html_7dde17fd.gifинни-Пух

hello_html_m77627340.gifСыт идти гулять

Еhello_html_m5c2251cf.gifсли Винни-Пух голоден

то идти в гости

иначе идти гулять

всё



Слайд 5.

  1. Неполная форма команды ветвления «если – то»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

еhello_html_3890956f.gifсли <условие>

то <серия команд 1>

всё



Слайд 6.

Задача.

пhello_html_m5ed94db0.gifhello_html_m77627340.gifhello_html_7dde17fd.gifришёл идти в кино

Дhello_html_7dde17fd.gifhello_html_m5ed94db0.gifруг писать сочинение

нhello_html_7d227518.gifе пришёл



hello_html_m6c011346.gif


если друг пришёл

то идти в кино

всё

Писать сочинение



Слайд 8.


  1. Ветвление типа «выбор-иначе»


Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

вhello_html_mfc21547.gifыбор

при условие 1: серия команд 1

при условие 2: серия команд 2

……

при условие N: серия команд N

иначе серия команд N+1

всё





Слайд 9.

Задача.

аhello_html_367a8efd.gif

M=2

hello_html_5279ace7.gifhello_html_64f0209c.gifhello_html_55ce61b0.gif

M=1

hello_html_5279ace7.gifhello_html_m316bdc45.gifhello_html_m333e9a93.gif

золото

серебро

hello_html_m58c34ead.gifhello_html_59f96036.gif

M

hello_html_399baaef.gifhello_html_5279ace7.gifhello_html_m316bdc45.gifhello_html_m460ac52d.gifлг. награждение

сообщить номер места M

выбор

при M=1: золотая медаль

при M=2: серебряная медаль

при M=3: бронзовая медаль

иначе грамота участника

всё

кон.


Блок ввода данных


  1. Ветвление типа «выбор»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

hello_html_m732f589d.gifhello_html_m461c47a9.gif

вhello_html_7829ff4d.gifhello_html_55ce61b0.gif

Усл. 1

hello_html_5279ace7.gifhello_html_60ec8bdf.gifhello_html_m316bdc45.gifhello_html_m333e9a93.gifhello_html_423ed0e5.gif

Усл. N

hello_html_20706e5e.gifhello_html_m1781f5dd.gifhello_html_m316bdc45.gifhello_html_5279ace7.gifhello_html_m316bdc45.gifыбор

при условие 1: серия команд 1

при условие 2: серия команд 2

……

при условие N: серия команд N

всё


Задача.

аhello_html_1a725b89.gifлг. вариант

сообщить номер варианта

выбор

при M=1: y=cos x

при M=2: y=sin x

при M=3: y=tg x

всё

кон.


  1. Домашнее задание.

  1. Работа с конспектом.

  2. § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович.

  3. Задача. Составьте схему алгоритма, описанного следующим образом: “Если Павлик будет дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и взяться за выпуск стенгазеты. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.”

Название документа алгоритм_3.ppt

Основные типы алгоритмических структур. муниципальное автономное общеобразова...
РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ - ЭТО СОСТАВНАЯ КОМАНДА, В КОТОРОЙ...
КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Условие СК 1 СК 2 Да Нет а) полная форма если  то  иначе  в...
Винни-Пух голоден сыт идти в гости идти гулять если Винни-Пух голоден то идти...
Да Нет Условие СК КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ б) неполная форма если  то  всё
Друг пришёл не пришёл идти в кино писать сочинение Друг пришёл? идти в кино д...
Алгоритм, в котором действия выполняются в зависимости от истинности некоторо...
Ветвление типа «выбор-иначе» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * ...
АЛГ. Награждение АРГ. М РЕЗ. медаль или грамота НАЧ. сообщить номер места М в...
Ветвление типа «выбор» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * при ус...
АЛГ. Вариант АРГ. М РЕЗ. Вариант к\р НАЧ. сообщить номер варианта М выбор при...
Домашнее задание. Работа с конспектом. § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович. Зад...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Основные типы алгоритмических структур. муниципальное автономное общеобразовател
Описание слайда:

Основные типы алгоритмических структур. муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 Учитель информатики: Пастушук Галина Григорьевна г. Калининград 2014-2015

№ слайда 2 РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ - ЭТО СОСТАВНАЯ КОМАНДА, В КОТОРОЙ ТА
Описание слайда:

РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ - ЭТО СОСТАВНАЯ КОМАНДА, В КОТОРОЙ ТА ИЛИ ИНАЯ СЕРИЯ КОМАНД ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ.

№ слайда 3 КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Условие СК 1 СК 2 Да Нет а) полная форма если  то  иначе  всё
Описание слайда:

КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ Условие СК 1 СК 2 Да Нет а) полная форма если <условие> то <ск 1> иначе <ск 2> всё Логический блок

№ слайда 4 Винни-Пух голоден сыт идти в гости идти гулять если Винни-Пух голоден то идти в
Описание слайда:

Винни-Пух голоден сыт идти в гости идти гулять если Винни-Пух голоден то идти в гости иначе идти гулять всё да нет да нет

№ слайда 5 Да Нет Условие СК КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ б) неполная форма если  то  всё
Описание слайда:

Да Нет Условие СК КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ б) неполная форма если <условие> то <ск> всё

№ слайда 6 Друг пришёл не пришёл идти в кино писать сочинение Друг пришёл? идти в кино да н
Описание слайда:

Друг пришёл не пришёл идти в кино писать сочинение Друг пришёл? идти в кино да нет если друг пришёл то идти в кино всё писать сочинение Писать сочинение

№ слайда 7 Алгоритм, в котором действия выполняются в зависимости от истинности некоторого
Описание слайда:

Алгоритм, в котором действия выполняются в зависимости от истинности некоторого условия, называется разветвляющимся.

№ слайда 8 Ветвление типа «выбор-иначе» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * при
Описание слайда:

Ветвление типа «выбор-иначе» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * при условииN:СК N иначе СК N+1 всё

№ слайда 9 АЛГ. Награждение АРГ. М РЕЗ. медаль или грамота НАЧ. сообщить номер места М выбо
Описание слайда:

АЛГ. Награждение АРГ. М РЕЗ. медаль или грамота НАЧ. сообщить номер места М выбор при М=1: золотая медаль при М=2: серебряная медаль при М=3: бронзовая медаль иначе грамота участника всё КОН. Кон. ВВОД М Нач.

№ слайда 10 Ветвление типа «выбор» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * при услов
Описание слайда:

Ветвление типа «выбор» выбор при условии1:СК 1 при условии2:СК 2 * * * при условииN:СК N всё

№ слайда 11 АЛГ. Вариант АРГ. М РЕЗ. Вариант к\р НАЧ. сообщить номер варианта М выбор при М=
Описание слайда:

АЛГ. Вариант АРГ. М РЕЗ. Вариант к\р НАЧ. сообщить номер варианта М выбор при М=1: у= cos x при М=2: y= sin x при М=3: y=tg x всё КОН. М=1 М=2 М=3 y=cos x y=sin x y=tg x да да да нет нет нет

№ слайда 12 Домашнее задание. Работа с конспектом. § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович. Задача
Описание слайда:

Домашнее задание. Работа с конспектом. § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович. Задача. Составьте схему алгоритма, описанного следующим образом: “Если Павлик будет дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и взяться за выпуск стенгазеты. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.”

Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм"
  • Информатика
Описание:

Разработка урока на тему "Способы описания алгоритма. Разветвляющийся алгоритм" включает в себя план урока и презентацию (может быть использована на уроках информатики в 9 классе и как материал для повторения в 10 классе).

Вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь, – сам пропадёшь…». Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни. Например: «Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу», «Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки», «Если пошёл дождь, то надо открыть зонт».

Порою и анализ ситуации, и сам выбор действий не вызывает затруднений, а иногда это сделать вовсе не просто. Приходится продумывать каждый возможный вариант и последствия принимаемого решения. Прежде чем сделать очередной ход шахматист анализирует позицию на много ходов вперёд. Компьютерные игры также во многом построены на анализе ситуации и выборе. Представьте: вы ведёте компьютерный автомобиль. Серая лента шоссе петляет, неожиданно возникают резкие повороты. Стоит вам на мгновение замешкаться – автомобиль выносит на обочину, и вы немедленно получаете штрафные очки.

Автор Пастушук Галина Григорьевна
Дата добавления 19.04.2016
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 409
Номер материала MA-066511
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓