Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРазработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм"

Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ алгоритм3.doc

Тема урока: Разветвляющийся алгоритм.

 

Цели и задачи урока:

1.      Обучающие:

ü  расширить представления учащихся об алгоритмах;

ü  ввести понятие разветвляющегося алгоритма;

ü  познакомить учащихся с командой ветвления.

2.      Развивающие:

ü  Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

3.      Воспитательные:

ü  Развитие познавательного интереса, логического мышления.

Источники информации:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : в 2 ч./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  2. Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.; Питер, 2010
  3. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса : Н.Д. Угринович. _ М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015

 

Тип урока: комбинированный.

 

План урока.

  1. Проверка домашнего задания (диктант).
  2. Объяснение нового материала.
  3. Домашнее задание.

I.     Проверка домашнего задания.

1)      Задача. Имеются два кувшина ёмкостью 3л и 8л. Исполнитель ДЖИНН может набирать воду из реки в каждый кувшин, выливать из него воду и определять, налита ли вода в кувшине доверху. Напишите алгоритм, выполнив который ДЖИНН наберёт из реки 7л воды.

алг. Наполнение кувшина

нач.

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду сколько войдёт из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-вылить воду из 8-ми литрового кувшина;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

-наполнить водой 3-х литровый кувшин;

-перелить воду из 3-х литрового кувшина в 8-ми литровый;

кон.

Вызывается ученик, который зачитывает свой алгоритм решения данной задачи. Вопрос: есть ли другие варианты алгоритмов?

2)      Диктант.

a)      Дать понятие алгоритма (Алгоритм – это система формальных правил, чётко описывающая процесс выполнения работы). -1 балл

b)      Перечислить свойства алгоритма (понятность, однозначность, дискретность, массовость, детерминированность, конечность, результативность). -1 балл

c)      Перечислить формы записи алгоритмов (словесно-пошаговое описание алгоритма, использование школьного алгоритмического языка, блок-схема, использование конкретного языка программирования). -1 балл

d)      Дать понятие линейного алгоритма (линейным называется алгоритм, в котором действия выполняются в естественном порядке, то есть одно за другим). -1 балл

e)      Дать схему оформления линейного алгоритма с использованием школьного алгоритмического языка и на языка графики (блок-схема). -1 балл

II.                Объяснение нового материала.

Вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь, – сам пропадёшь…». Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни. Например: «Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу», «Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки», «Если пошёл дождь, то надо открыть зонт».

Порою и анализ ситуации, и сам выбор действий не вызывает затруднений, а иногда это сделать вовсе не просто. Приходится продумывать каждый возможный вариант и последствия принимаемого решения. Прежде чем сделать очередной ход шахматист анализирует позицию на много ходов вперёд. Компьютерные игры также во многом построены на анализе ситуации и выборе. Представьте: вы ведёте компьютерный автомобиль. Серая лента шоссе петляет, неожиданно возникают резкие повороты. Стоит вам на мгновение замешкаться – автомобиль выносит на обочину, и вы немедленно получаете штрафные очки.

Слайд 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором последовательность выполнения команд алгоритма изменяется в зависимости от некоторых условий.

Разветвляющиеся алгоритмы содержат базовую алгоритмическую структуру «ветвление», которая обеспечивает в зависимости от результата проверки условия выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведёт к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того какой путь будет выбран. Структура ветвление существует в четырёх основных вариантах.

Слайд 3.

1)        Полная форма команды ветвления «если - то – иначе»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

если <условие>

то <серия команд 1>

иначе <серия команд 2>

всё

 

 

Слайд 4.

Задача.                               голоден                    идти в гости

Винни-Пух

                            Сыт                         идти гулять

Если Винни-Пух голоден

то идти в гости

иначе идти гулять

всё

 

 

Слайд 5.

2)      Неполная форма команды ветвления «если – то»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

если <условие>

то <серия команд 1>

всё

 

 

Слайд 6.

Задача.

пришёл                   идти в кино

Друг                                                                          писать сочинение

не пришёл

 

 

 

 


если друг пришёл

то идти в кино

всё

Писать сочинение

 

 

Слайд 8.

 

3)      Ветвление типа «выбор-иначе»

 

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

выбор

при условие 1: серия команд 1

при условие 2: серия команд 2

……

при условие N: серия команд N

иначе серия команд N+1

всё

 

 

 

 

Слайд 9.

Задача.

M

 

серебро

 

золото

 

M=1

 

M=2

 
алг. награждение

сообщить номер места M

выбор

при M=1: золотая медаль

при M=2: серебряная медаль

при M=3: бронзовая медаль

иначе грамота участника

всё

кон.

 

Блок ввода данных

 

4)      Ветвление типа «выбор»

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

Усл. N

 

Усл. 1

 
выбор

при условие 1: серия команд 1

при условие 2: серия команд 2

……

при условие N: серия команд N

всё

 

Задача.

алг. вариант

сообщить номер варианта

выбор

при M=1: y=cos x

при M=2: y=sin x

при M=3: y=tg x

всё

кон.

 

III.             Домашнее задание.

1.      Работа с конспектом.

2.      § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович.

3.      Задача. Составьте схему алгоритма, описанного следующим образом: “Если Павлик будет дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и взяться за выпуск стенгазеты. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.”

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ алгоритм_3.ppt

Скачать материал "Разработка урока на тему "Разветвляющийся алгоритм""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные типы алгоритмических структур. муниципальное автономное общеобразова...

    1 слайд

    Основные типы алгоритмических структур.
    муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 45

    Учитель информатики:
    Пастушук Галина Григорьевна
    г. Калининград
    2014-2015

  • РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ  АЛГОРИТМКОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ - ЭТО СОСТАВНАЯ КОМАНДА, В КОТОРОЙ...

    2 слайд

    РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ
    КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ - ЭТО СОСТАВНАЯ КОМАНДА, В КОТОРОЙ ТА ИЛИ ИНАЯ СЕРИЯ КОМАНД ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ УСЛОВИЯ.

  • КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ  УсловиеСК 1СК 2ДаНета) полная формаесли 
         то...

    3 слайд

    КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ
    Условие
    СК 1
    СК 2
    Да
    Нет
    а) полная форма
    если <условие>
    то <ск 1>
    иначе <ск 2>
    всё

    Логический блок

  • Винни-Пухголоденсытидти в гостиидти гулятьесли Винни-Пух голоден
         то...

    4 слайд

    Винни-Пух
    голоден
    сыт
    идти в гости
    идти гулять
    если Винни-Пух голоден
    то идти в гости
    иначе идти гулять
    всё

    В-Пух
    голоден?
    в гости
    гулять
    В-Пух
    сыт?
    в гости
    гулять
    да
    нет
    да
    нет

  • ДаНетУсловиеСККОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ  б) неполная формаесли 
         то      
всё

    5 слайд

    Да
    Нет
    Условие
    СК
    КОМАНДА ВЕТВЛЕНИЯ
    б) неполная форма
    если <условие>
    то <ск>
    всё

  • Другпришёлне пришёлидти в кинописать сочинениеДруг пришёл?идти в кино данетес...

    6 слайд

    Друг
    пришёл
    не пришёл
    идти в кино
    писать сочинение
    Друг пришёл?
    идти в кино
    да
    нет
    если друг пришёл
    то идти в кино
    всё
    писать сочинение
    Писать
    сочинение

  • Алгоритм, в котором действия выполняются в зависимости от истинности некоторо...

    7 слайд

    Алгоритм, в котором действия выполняются в зависимости от истинности некоторого условия, называется разветвляющимся.

  • Ветвление типа «выбор-иначе»  выбор
     при условии1:СК 1
     при условии2...

    8 слайд

    Ветвление типа
    «выбор-иначе»
    выбор
    при условии1:СК 1
    при условии2:СК 2
    * * *
    при условииN:СК N
    иначе СК N+1
    всё



    условие1
    условие2
    условие N
    СК1
    СК2
    СК N
    СК N+1
    да
    да
    да
    нет
    нет
    нет

  • АЛГ. Награждение 
     АРГ.  М
       РЕЗ. медаль или грамота
НАЧ.
   сообщит...

    9 слайд

    АЛГ. Награждение
    АРГ. М
    РЕЗ. медаль или грамота
    НАЧ.
    сообщить номер места М
    выбор
    при М=1: золотая медаль
    при М=2: серебряная медаль
    при М=3: бронзовая медаль
    иначе грамота участника
    всё
    КОН.
    М=1
    М=2
    М=3
    золото
    серебро
    бронза
    грамота
    да
    да
    да
    нет
    нет
    нет
    Кон.
    ВВОД М
    Нач.

  • Ветвление типа «выбор»  выбор
     при условии1:СК 1
     при условии2:СК 2...

    10 слайд

    Ветвление типа
    «выбор»
    выбор
    при условии1:СК 1
    при условии2:СК 2
    * * *
    при условииN:СК N
    всё



    условие1
    условие2
    условие N
    СК1
    СК2
    СК N
    да
    да
    да
    нет
    нет
    нет

  • АЛГ. Вариант 
     АРГ.  М
       РЕЗ. Вариант к\р
НАЧ.
   сообщить номер вар...

    11 слайд

    АЛГ. Вариант
    АРГ. М
    РЕЗ. Вариант к\р
    НАЧ.
    сообщить номер варианта М
    выбор
    при М=1: у= cos x
    при М=2: y= sin x
    при М=3: y=tg x
    всё
    КОН.
    М=1
    М=2
    М=3
    y=cos x
    y=sin x
    y=tg x
    да
    да
    да
    нет
    нет
    нет

  • Домашнее задание.
Работа с конспектом.
§ 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович.
Зад...

    12 слайд

    Домашнее задание.
    Работа с конспектом.
    § 4.1, 4.2.1, 4.2.2; Н. Угринович.
    Задача. Составьте схему алгоритма, описанного следующим образом: “Если Павлик будет дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и взяться за выпуск стенгазеты. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.”

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока на тему "Способы описания алгоритма. Разветвляющийся алгоритм" включает в себя план урока и презентацию (может быть использована на уроках информатики в 9 классе и как материал для повторения в 10 классе).Вспомним сюжет из русской сказки. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдешь, – сам пропадёшь…». Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в повседневной жизни. Например: «Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу», «Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки», «Если пошёл дождь, то надо открыть зонт».Порою и анализ ситуации, и сам выбор действий не вызывает затруднений, а иногда это сделать вовсе не просто. Приходится продумывать каждый возможный вариант и последствия принимаемого решения. Прежде чем сделать очередной ход шахматист анализирует позицию на много ходов вперёд. Компьютерные игры также во многом построены на анализе ситуации и выборе. Представьте: вы ведёте компьютерный автомобиль. Серая лента шоссе петляет, неожиданно возникают резкие повороты. Стоит вам на мгновение замешкаться – автомобиль выносит на обочину, и вы немедленно получаете штрафные очки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 506 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.08.2020 629
    • ZIP 163.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Приставко Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Приставко Светлана Михайловна
    Приставко Светлана Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84619
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 714 человек

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе