Инфоурок Информатика КонспектыРазработка урока на тему "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритма."

Разработка урока на тему "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритма."

Скачать материал

Тема урока: Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритма.

Цели и задачи урока:

1.      Обучающие:

ü  расширить представление учащихся об алгоритмах и их исполнителях;

ü  показать фундаментальность понятия алгоритма;

ü  познакомить учащихся со свойствами алгоритма.

2.      Развивающие:

ü  развитие логического и алгоритмического мышления через установление причинно-следственных связей;

ü  развитие памяти, внимательности.

3.      Воспитательные:

ü  развитие познавательного интереса, логического мышления

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

  1. Разминка.
  2. Мотивация изучения темы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Домашнее задание.
  5. Закрепление изученного.

 

 

                               I.      Разминка.

План нашего урока таков: сначала мы восхитимся нашими знаниями – выполним небольшое тестовое задание, затем попробуем ответить на вопрос «Что такое алгоритм и почему этот вопрос важен для информатики?», далее поработаем с обучающей программой TeashPro – познакомимся со способами описания алгоритмов и их типами, выполним ряд упражнений.

Вопросы:

1.      Перечислите этапы решения задач с помощью компьютера (постановка задачи, выбор алгоритма, программирование, отладка программы, решение и анализ полученных результатов).

2.      Осуществить постановку задачи – значит …(высказать предположения и на их основе определиться с исходными данными и результатом, установить связи между ними).

3.      Дайте понятие модели (модель-это некий новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления существенные с точки зрения цели моделирования).

4.      Дайте понятие математической модели (информационная модель, в которой параметры и связи между ними выражены в математической форме).

Подпишите листочки: дата, фамилия, класс, номер варианта.

Тестовые задания.

Вариант 1.

1.    Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1)       все стороны данного объекта

2)       некоторые стороны данного объекта

3)       существенные стороны данного объекта

4)       несущественные стороны данного объекта

2.    Модель содержит информации...

1)       столько же, сколько и моделируемый объект

2)       меньше, чем моделируемый объект

3)       больше, чем моделируемый объект

4)       не содержит информации

3.    Информационной моделью организации учебного процесса в школе является...

1)       правила поведения учащихся

2)       список класса

3)       расписание уроков

4)       перечень учебников

4.    Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке: объект - ...- исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?

1)       построение информационной модели

2)       кодировка алгоритма на языке программирования

3)       анализ полученных результатов

4)       разработка алгоритма

5.    Предметной моделью является...

1)       анатомический муляж

2)       карта

3)       чертёж

4)       диаграмма

6.    А и В – модели некоторого объекта. Модель А лучше модели В, если

1)       она более формальна, чем В;

2)       она больше соответствует цели моделирования;

3)       её разработка дешевле и занимает меньше времени;

4)       она динамическая, а В – статическая

7.    Результатом процесса формализации является

1)       описательная модель;

2)       математическая модель;

3)       графическая модель;

4)       предметная модель.

8.    Степень детализации описания системы при моделировании определяется

1)       методами моделирования;

2)       сроками моделирования;

3)       целью моделирования;

4)       размерами модели.

9.    Восстановите фразу «система – это совокупность взаимодействующих … воспринимаемая как единое целое»

1)       параметров;

2)       свойств;

3)       объектов;

4)       связей.

10.              Укажите верное утверждение

1)       любая система состоит только из нематериальных объектов;

2)       любая система состоит только из материальных объектов или только из нематериальных объектов;

3)       в состав системы могут входить одновременно и материальные, и нематериальные объекты;

4)       все системы состоят только из материальных объектов.

 

Ответы:1-3; 2-2; 3-3; 4-1; 5-1; 6-2; 7-2; 8-3; 9-3; 10-3.

Оценка: «5» – 9, 10 заданий;

«4» – 7, 8 заданий;

«3» – 5, 6 заданий.

                            II.      Мотивация изучения темы.

На предыдущих уроках мы рассмотрели структуру и назначение устройств, из которых состоит компьютер, попытались выяснить, как представлена информация в ЭВМ. Но мы не затронули самый важный вопрос, каким образом на ЭВМ удаётся решать самые сложные различные задачи, если машина умеет выполнять лишь простейшие операции?

Главная особенность всех вычислений машины состоит в том, что в основе её работы лежит программный принцип управления. Это означает, что для решения, как самой простой, так и самой сложной задачи пользователю необходимо использовать перечень инструкций или команд, следуя которым шаг за шагом, ЭВМ выдаст необходимый результат. Таким образом, для того, чтобы решать задачу на ЭВМ, её необходимо, как говорят, алгоритмизировать. Именно алгоритмический принцип и лежит в основе работы всех ЭВМ.

Не нужно думать, что изучение и построение алгоритмов понадобится только тем из вас, кто изберёт профессию программиста. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: целеустремлённость и сосредоточенность, объективность и точность, логичность и последовательность в планировании своих действий, умение чётко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

 

                         III.      Объяснение нового материала.

Понятие алгоритма не есть для нас что-то новое и необычное. Наша учёба, работа, личные дела – это каждодневное, ежечасное решение задач. Задача – это требование получения какого-либо результата. Каждая задача для своего решения требует выполнения определённых действий.

Так, утром мама перед вашим уходом в школу даёт вам инструкцию: «Когда придешь из школы, сразу пообедай, не забудь вымыть посуду. После этого купи в магазине хлеб и молоко. Сделав покупки, погуляй часок и начинай выполнять домашние задания». Это и есть алгоритм.

Алгоритм – это последовательность действий со строго определёнными правилами их исполнения.

Происхождение термина «алгоритм» связано с математикой. Слово «алгоритм» появилось в результате искажённого перевода с арабского на европейские языки имени узбекского учёного IX века Аль-Хорезми, который изложил правила выполнения арифметических действий над числами в позиционной системе счисления. Эти правила и назвали алгоритмами. Таким образом, понятие алгоритма возникло значительно раньше появления ЭВМ.

Каждый из вас, не задумываясь ежедневно использует сотни алгоритмов. Приведите примеры алгоритмов, которые мы используем на уроках математики, русского языка, технологии и т. д. (правила сложения, вычитания, умножения и деления чисел, правила преобразования алгебраических выражений, грамматические правила, различные инструкции и правила, рецепты и указания – всё это алгоритмы).

Алгоритм состоит из команд. Давайте попытаемся дать понятие команды. Команда – это указание исполнителю исполнить какое-либо действие.

Алгоритмы созданы для того, чтобы, исполняя их, достичь определённых результатов. Кем могут быть исполнены алгоритмы? (Человек, машины: робот-манипулятор, станки с ЧПУ, животные в цирке, живая клетка.)

Что же такое исполнитель? Исполнитель – это некоторое устройство управления, соединённое с набором инструментов. Устройство управления понимает алгоритм и организует его исполнение, командуя соответствующими инструментами. (Исполнитель – человек, УУ – мозг; исполнитель – ЭВМ, УУ – процессор.)

Исполнителя характеризуют:

ü  среда (или обстановка) – это «место обитания» исполнителя;

ü  система команд исполнителя (СКИ)– это совокупность команд, которые может исполнить конкретный исполнитель;

ü  отказы исполнителя возникают, если команда вызывается при недопустимом для неё состоянии среды.

Обычно исполнитель не вникает в содержание поставленной задачи. Он выполняет все полученные команды, не задавая вопросов «почему» и «зачем», то есть подходит к исполнению алгоритма формально. Алгоритм – это система формальных правил, чётко описывающая процесс выполнения работы. Действуя по алгоритмам можно научиться делать то, что ранее вы не умели.

Свойства алгоритма.

1)      понятность (указания, которые понятны исполнителю: язык, СКИ);

2)      однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения: «варить до готовности», «посолить по вкусу»);

3)      дискретность (возможность разбиения алгоритма на отдельные элементарные действия, выполнение которых человеком или машиной не вызывает сомнения);

4)      массовость (подразумевается возможность их применения для решения целого класса конкретных задач, отвечающих общей постановке задачи);

5)      детерминированность (запись алгоритма должна быть такова, чтобы, выполнив очередную команду, исполнитель точно знал, какую команду необходимо исполнять следующей);

6)      конечность (понимается завершение работы алгоритма в целом за конечное число шагов: преобразовать обыкновенные дроби 7/4 и 5/3 в десятичные – 7/4=1.75, 5/3=1.6666666…..);

7)      результативность (предполагается, что во всех случаях можно указать, что мы понимаем под результатом выполнения алгоритма).

 

                         IV.      Домашнее задание.

1.                       Работа с конспектом.

2.                       Повторить тему «Моделирование».

V.          Закрепление изученного.

А теперь подведём итоги нашего урока и ответим на следующие вопросы:

a)      Дайте понятие алгоритма.

b)      Дайте понятие команды.

c)      Исполнитель. Что это такое?

d)      Бездумный исполнитель. Это хорошо или плохо?

e)      Какие параметры характеризуют исполнителя?

f)       Дайте понятие системы команд исполнителя.

g)      Перечислите свойства алгоритма.

h)      Кто должен знать больше: тот, кто алгоритм создаёт или тот, кто этот алгоритм исполняет? (тот, кто создаёт)

i)       Что же является самым главным в алгоритме? (главное в алгоритме: строгое соблюдение состава и порядка выполнения действий)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему "Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритма.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Главная особенность всех вычислений машины состоит в том, что в основе её работы лежит программный принцип управления. Это означает, что для решения, как самой простой, так и самой сложной задачи пользователю необходимо использовать перечень инструкций или команд, следуя которым шаг за шагом, ЭВМ выдаст необходимый результат. Таким образом, для того, чтобы решать задачу на ЭВМ, её необходимо, как говорят, алгоритмизировать. Именно алгоритмический принцип и лежит в основе работы всех ЭВМ. Не нужно думать, что изучение и построение алгоритмов понадобится только тем из вас, кто изберёт профессию программиста. Умение выделять алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.12.2020 206
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусева Елена Александровна
    Гусева Елена Александровна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78318
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе