Главная / Биология / Разработка урока на тему "Кровь и лимфа."

Разработка урока на тему "Кровь и лимфа."

hello_html_190e626f.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_36c7f107.gifЦель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания о составе крови

Задачи:
1. Образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови и новым понятиями
2. Развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный

Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний

Какую систему органов мы изучили? Что в организме выполняет функцию опоры? Движения? Какое условие необходимо для нормального функционирования мышц? Кислород, питательные вещества. Что их доставляет к клеткам мышц?

2. Изучение нового материала

2.1.Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана и средой обитания для них служила морская вода. Что такое среда? В какой среде существуют клетки нашего организма? Итак, тема урока «Внутренняя среда организма. Состав крови»

Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).

Что же такое внутренняя среда организма?

Внутренняя среда — совокупность жидкостей, представленная кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Характеристика этих сред мной по плану: расположение, функции, количествои показать взаимосвязь этих сред.

2.2. Создание проблемной ситуации.

Кровь — удивительная жидкость, самая главная из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. С древних времён интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставит знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь». Почему же так важно присутствие крови в организме? Учащиеся называют функции крови

2.3. Что же такое кровь? Ученики записывают в тетрадь состав крови (электронный учебник)

2.4. Характеристика клеток крови (самостоятельное изучение учащимися) по плану:

а) количество в 1 мм.куб крови
б) наличие ядра
в) место образования
г) функция клетки

План характеристики даётся трём группам. 1 группа характеризуют эритроциты, 2 группа — лейкоциты, 3 группа — тромбоциты.

Всегда ли сохраняется в организме человека количество клеток крови?

2.5. Экспериментальная работа: учащиеся в микроскоп рассматривают эритроциты крови человека. Затем по таблице сравнивают с эритроцитами крови лягушки. Какие данные заинтересовали вас? К какому выводу вы пришли? Чья кровь: человека или лягушки перенесет больше кислорода?

2.6. Решение задач по данной теме.

1 группа: при переходе жителей гор на равнины или обратно меняется количество эритроцитов. В каком случае — как?

2 группа: если прилить в кровь чистую воду, то клетки лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

3 группа: при микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (30 тысяч). Это встревожило врача. Почему?

3. Закрепление

3.1.Группам даются задания с характеристикой клеток крови, где допущены ошибки.

Найди ошибку

Тексты

1 группа Лейкоциты

Лейкоциты — белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют хорошо выраженное ядро. В 1 кубическом миллиметре крови их содержится от 9 до 15 тысяч (6–9 тысяч). Как эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Кроме того, лейкоциты вырабатывают иммунные тела — особые клетки (вещества), способные нейтрализовать инфекцию.

2 группа Эритроциты

Эритроциты — красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 кубическом миллиметре крови их 10 млн. (5 млн.). Это клетки овальной (двояковогнутой) форсы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин. Эритроциты образуются в селезенке (красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов — транспорт газов.

3 группа Внутренняя среда организма

Тканевая жидкость — бесцветная прозрачная жидкость, которая образуется из плазмы крови. Она находится в крови (между клетками). Связь между клетками и артериями (капилляры) осуществляется через тканевую жидкость. Тканевая жидкость участвует в обмене веществ. Лимфа — прозрачная жидкость желтоватого цвета, протекающая по лимфатическим сосудам. Лимфа образуется из крови (тканевой жидкости). В сутки у человека образуется около 1,5 литров лимфы. Лимфа возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения.

3.2. Практическая значимость данной темы.

Где в жизни могут пригодиться вам знания данной темы?

3.3. Заполнение учащимися семантической карты

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

тканевая жидкость

лимфа

 

 

 

 

 

Учащиеся знаком «+» указывают признаки, присущие составу крови и внутренней среде организма

1. ядерные бесцветные клетки крови
2. в 1 куб.мм.крови содержится 4,5-5 млн. клеток
3. прозрачная жидкость, образующаяся из плазмы крови
4. способны передвигаться, выдвигая ложноножки
5. образуется из тканевой жидкости
6. красные безъядерные клетки
7. выполняют защитную функцию
8. в 1 куб.мм.крови содержится 250-400 тыс. клеток
9. осуществляет связь между клетками и капиллярами
10. возвращает тканевую жидкость в систему кровообращения

4. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Рефлексияввиде незаконченных фраз:

а) я познакомился
б) я добился
в) мне запомнилось
г) у меня получилось

Ученик подводит итог урока в виде методического приёма «Рыбная кость», где в голове пишется тема урока, в костях — факты по теме, в хвосте — вывод.

Почему при проверке состояния здоровья так важно проводить анализ крови? Бережное отношение к своему здоровью. Достиг ли урок цели, поставленный в начале урока?

Здоровье народа превыше всего,
Богатства земли не заменят его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз.
Жамбыл Жабаев

Самоанализ урока

1. Тема: Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови

2. Цель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания о составе крови

3. Задачи:

1. образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови и новым понятиями

2. развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами

3. воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью.

4. Тип урока: урок изучения нового материала

5. Что способствовало на уроке развитию познавательных интересов.

Использование на уроке элементов следующих технологий:

  •  информационные компьютерные технологии

  •  технология проблемного обучения

  •  элементы критического мышления

  •  технология исследовательского обучения

6. Общеучебные умения и навыки, которые учитель наметил развить у учащихся на данном уроке: уметь давать характеристику клеткам крови; проложить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами

7. Формы работы: самостоятельная работа с учебником, составление учащимися характеристики клеток крови

8. Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный

http://azbyka.kz/images/1180/2.gif

http://azbyka.kz/images/1180/1.gif



Движение крови и лимфы по сосудам. 8-й класс

Разделы: Преподавание биологии



Тип урока: комбинированный.

Цель: определитькакое физическое явление лежит в основе движения крови

Задачи:

  • Образовательные: сформировать понятия:

    • кровяное давление;

    • пульс;

    • скорость движения крови;

    • особенности движения крови по сосудам;

    • особенности работы лимфатической системы.

  • Развивающие:

    • сравнить скорость движения крови в различных отделах кровеносной системы;

    • формировать умения: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;

    • работать с текстом и рисунками учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, работать в группах.

  • Воспитывающие:

    • продолжить формировать бережное отношение к собственному здоровью.

Структура урока:

I этап: организационный момент;
II этап: проверка д/з;
III этап: подготовка учащихся к активному усвоению знаний;
IV этап: изучение нового материала;
V этап: закрепление;
VI этап: итоги, д/з.

Оборудование: секундомер, тонометр, таблицы «Круги кровообращения» и «Лимфообращение»

ХОД УРОКА

I этап (1 мин.) – Приветствие.

II этап (10 мин.)

А. Биологический диктант:

  1. Продолжительность I фазы сердечного цикла.

  2. Продолжительность II фазы сердечного цикла.

  3. Продолжительность I II фазы сердечного цикла.

  4. Что такое пауза в сердечном цикле?

  5. Куда движется кровь при сокращении предсердий?

  6. Куда движется кровь при сокращении желудочков?

  7. Что такое автоматизм?

  8. Какие способы регуляции работы сердца вам известны?

  9. Какое вещество учащает работу сердца?

  10. Как влияет на работу сердца ацетилхолин?

  11. Что называется сердечным циклом?

Б. Индивидуальный опрос. (Проверка таблицы «Круги кровообращения»)

III этап (1 мин.) – Тема. Цель.

IV этапИзучение нового материала (25 мин.)

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 134-135*

Задание: найти ответ на вопрос: какое физическое явление лежит в основе движения крови? Выписать определение термина в тетрадь.

2. Обсуждение материала учебника.

Вступительное слово учителя.

Сердце, как насос, качает кровь по сосудам. Движение крови характеризуется:

  • Кровяным давление

  • Пульсом

  • Скоростью тока

Охарактеризуйте каждое из этих понятий.
Что называется кровяным давление? Какие знания о кровяном давлении вы получили из текста учебника?

Учащиеся.

Кровяное давление – это давление крови на стенки сосудов, или давление, под которым находится кровь в кровяных сосудах.
Набольшее давление – в аорте, наименьшее – в крупных венах, т.е. по мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается.
Кровь течет их области высокого давления в область низкого давления.
Давление крови в кровеносной системе не постоянно: наибольшее оно во время сокращения желудочков, а наименьшее – в период расслабления сердца.
Систолическое давление (верхнее) – в момент выброса крови в аорту.
Диастолическое давление (нижнее) – в момент паузы сердца.
Артериальное давление измеряется с помощью 
тонометра.
1733 год английский ученый Хэлс впервые измерил давление у лошади.

3. Работа в группах по инструктивным карточкам с тонометром.

Цель работы: научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра и записать результаты измерения в рабочую тетрадь.

(Артериальное давление измеряется на плечевой артерии, т.к. она находится на уровне сердца)

4. Заслушивание сообщений учащихся о заболеваниях, связанных с изменением артериального давления:

  • Гипотония (пониженное давление)

  • Гипертония (повышенное давление)

Проблемный вопрос: почему животные не страдают заболеваниями, связанными с изменением давления?

Ответ: потому что они не ходят вертикально.

Что такое пульс?
Пульс – ритмическое колебание стенок артерий.

5. Лабораторная работа: подсчет пульса в разных условиях (у большого пальца крупный сосуд, который сам дает колебания)

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Ход работы

  • Найти у себя пульс на запястье, шее или висках

  • Подсчитайте пульс:

А) в положении сидя
Б) в положении стоя
В) после десяти приседаний

Запишите полученные данные в таблицу.

Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Показания пульса

В положении сидя

В положении стоя

После десяти приседаний

 

 

 

 

Вывод: чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени. Объясняется это тем, что любая работа требует затраты энергии. А энергию организм получает при окислении органических питательных веществ. И кислород, и питательные вещества доставляются в ткани кровью. Чем интенсивнее работа, тем больше нужно энергии, а значит, и питательных веществ, и кислорода. Чаще сокращаясь, сердце увеличивает скорость поставки питательных веществ и кислорода в ткани.
При нагрузке сердце перекачивает примерно в 8 раз больше крови, чем в покое. Тренированное сердце достигает такого положения благодаря увеличению порции выбрасываемой крови, а нетренированное – за счет увеличения числа сокращений, что кратковременно, а затем наступает усталость.

6. Продолжение обсуждения материала учебника на с. 134-135*.

Вопрос: Что вам известно о движении крови по венам?

Ответ: Кровь по венам движется с помощью сокращающихся скелетных мышц и давления внутренних органов.
Кровь по венам движется в одном направлении, благодаря венозным клапанам.

Вопрос: Расскажите о движении лимфы в организме.

Ответ: Тканевая жидкость, омывающая клетки, собирается в лимфатические капилляры. Сливаясь друг с другом, лимфатические капилляры образуют лимфатические сосуды.
Самый крупный лимфатический сосуд впадает в вену в нижнем отделе шеи. На пути следования лимфы находятся лимфатические узлы – биологические фильтры, в которых лимфа очищается от микробов.

V этап. Закрепление (7 мин.)

Выполнение заданий рубрики «Какие утверждения верны» на с.136 учебника

Итоги, домашнее задание (1 мин.)

Изучить текст на с.134-135, выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с.136











МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

Тайшетский район Иркутская область

Урок биологии в 8 классе.

Учитель Астахова Лариса Николаевна

Тема урока: Состав и функции крови.

Цели урока:

Образовательные:продолжить формирование знаний учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях строения и значении крови; познакомить учащихся с составом форменных элементов крови их строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением в организме;организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий.

Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой; продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме); создать условия для развития навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.

Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;

  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;

  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;

  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;

  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;

  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).


Планируемые результаты: учащиеся называют и понимают значение составных компонентов внутренней среды организма, умеют определять под микроскопом и рисункам клетки крови, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний.


Личная значимость изучаемого для учащегося:значение показателей крови необходимо для диагностики заболеваний.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.



Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского)


Формы организации учебной деятельности:
устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, работа в группах, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.


Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.


Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах,применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.



Основные понятия урока:
кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.


Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из книги «Тайна капли крови», В. Воронцов, Красноярск, 1990г.), электронная презентация.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, карточки - задания, информационные карточки, электронный микроскоп, микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки».









Ход урока.


1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Добрый день, ребята.

Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.


2. Актуализация знаний учащихся.

Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?

(Среда,которая находится внутри организма, она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая и имеет постоянный солевой состав).

Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма.Из нее они получают все необходимые для жизни вещества и выделяют в нее конечные продукты обмен).

Одним из компонентов внутренней среды организма является кровь. Какой тканью она образована?Назовите особенность этой ткани.

(Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов: клеток – эритроцитов, лейкоцитов и кровяных пластинок тромбоцитов).


Сообщается ли кровь с другими тканями и почему?

(Кровь не сообщается с другими тканями тела.Она циркулирует по замкнутой системе сосудов: артериям, венам и тончайшим (тоньше волоса) сосудам – капиллярам (в теле человека их несколько миллиардов). Через капилляры проходит обмен между кровью и клетками тканей. Кровь частично покидает кровеносные сосуды, переходит в межклеточные промежутки и становится тканевой жидкостью, отдавая ей кислород и питательные вещества, необходимые клеткам, а забирает от них углекислый газ и другие продукты обмена).

Что такое лимфа? Какие функции она выполняет?

(Лимфа – бесцветная почти прозрачная жидкость. Она перемещается по лимфатическим сосудам, которые начинаются в тканях лимфатическими капиллярами, состоящими из, эпителиального слоя клеток. Их функция поглощать избытки тканевой жидкости.

Лимфатические капилляры сливаются друг с другом, образуя лимфатический сосуд, через который лимфа попадает в кровеносную систему. На пути лимфы встречаются лимфатические узлы, они являются фильтрами, где задерживают посторонние частицы и уничтожают микроорганизмы).

Что является связующим звеном между кровью и лимфой?

(Тканевая жидкость - это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. В ней находятся клетки организма. Из нее они получают питательные вещества и кислород, а отдают продукты распада, благодаря кровеносным сосудам).

Внутренняя среда организма находится в постоянном равновесии. Что это значит?

(Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне.Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостаз).



3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека…

Тема нашего урока «Состав и функции крови»

Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови.

Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни». Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай. Кстати, выражение «земля, политая потом и кровью» восходит к тому времени, когда это было в прямом, а не в переносном смысле.

Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных.

Приписывая крови магические свойства, в частности, способность сохранять здоровье и даже продлевать годы, решили использовать ее рационально. В Древнем Риме на бои гладиаторов невозможно было попасть не только потому, что римляне обожали острые ощущения, но и потому, что администрация не возбраняла после окончания боя выскакивать на арену всем желающим и пить кровь того, кто потерпел поражение.

Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

Красный цвет крови человечество всегда отожествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками и умащивали помадами, отсюда и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.



4. Постановка учебной проблемы и целеполагание.

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.)

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

(Ответы на два последних вопроса вызывают затруднение у учащихся ).
На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.

Сформулируйте цель урока.

(познакомиться с составом и функциями крови)

Дополнительно мы узнаем о том, что в нашем организме есть клетки-солдаты, которые гибнут, защищая наше здоровье, в нашем организме есть аварийно-спасательная служба, в этой службе работают клетки крови.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, проводить биологические исследования, оценивать свою работу.


5. Поиск решения проблемы. Изучение нового материала.

Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории:

1 лаборатория- «Плазма крови» (задание в папке желтого цвета).

2 лаборатория- «Лейкоциты» (задание в папке белого цвета).

3 лаборатория- «Эритроциты» (задание в папке красного цвета).

4 лаборатория – «Тромбоциты» (задание в папке оранжевого цвета).


В каждой папке задания для лабораторий с алгоритмом ответа (Приложение 1) , информационные листы (Приложение 2), рабочие листы урока(Приложение 3) .


Приступите к выполнению заданий (7 минут). Валеоминутка.

Выступления учащихся, заполнение таблицы в рабочем листе


6. Первичное закрепление знаний.

1. Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»по инструктивной карточке(Приложение 4).


Валеоминутка.


2. Проведение ролевой игры. «На приеме у врача»

По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.

Учащимся предлагается решить биологические задачи.

1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?

- Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.

2. Оказывается, недостаток сахара в крови – гипогликемия опасен, чем его избыток – гипергликемия. Почему?

- Глюкоза – основной источник энергии, особенно в нервных клетках. При недостатке нервные клетки погибают, что вызывает потерю сознания или даже смерть.

3. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению.

4. Нормальная СОЭ у женщин – 7-12 мм/ч

У мужчин – 3 – 9 мм/ч

Какие выводы можно сделать , если СОЭ = 80 мм/ч

- Сильный воспалительный процесс.


Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.

Давайте теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия.


  1. Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания(эритроциты) - транспортная.

  2. Обладает способностью к свертыванию(тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ(лейкоциты) – защитная.

  3. Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма(кровь разносит гормоны) – гуморальная.

  4. Участвует в поддержании внутренней среды организма (эритроциты, плазма)- гомеостатическая.

  5. Охлаждает органы в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло – терморегуляторная.


  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение тестового задания (Приложение 5)по вариантам, на выбор учащихся по уровню сложности, с последующей самопроверкой по ключу.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!



8. Подведение итогов урока.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

О каком красном море идет речь?

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?


А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

- познакомились с составом крови?

- познакомились с функциями крови?


- следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.


Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.


Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?


  1. Рефлексия.

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана.На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома... 


  1. Домашнее задание.

С. 128-133, работа с вопросами и заданиями на стр. 135 .

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение (подготовить сообщение о болезни Порфирия).



Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!






(Приложение 1)


Лаборатория №1 «Плазма крови»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «плазма крови»;

- выяснить состав и функции плазмы крови;

- закончить схему в рабочем листе урока

- подготовить отчет о работе лаборатории.


Задание для лаборатории «Плазма крови»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130, дополнительный материал на с. 133. и текст информационного листа

  2. Рассмотреть рисунки учебника, и диаграмму с. 130.

  3. Дать понятие термину «Плазма крови»

  4. Изучить состав плазмы крови.

  5. Сформулировать функции плазмы крови.

  6. Закончить схему в рабочем листе урока.

  7. Подготовить отчет о работе лаборатории


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «плазмы крови»

2. Рассказать о составе и значении плазмы крови.













Лаборатория №2 «Лейкоциты»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «лейкоциты»;

- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

- заполнить таблицу;

- подготовить отчет о работе лаборатории.


Задание для лаборатории «Лейкоциты»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 131 – 132 и текст информационного листа

  2. Рассмотреть рисунки учебника с. 130 - 131.

  3. Дать понятие термину «лейкоциты»

  4. Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  5. Заполнить таблицу

  6. Подготовить отчет о работе лаборатории


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «лейкоциты»

2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.














Лаборатория №3 «Эритроциты»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «эритроциты»;

- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

- заполнить таблицу;

- подготовить отчет о работе лаборатории.


Задание для лаборатории «Эритроциты»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130 – 131 и текст информационного листа

  2. Рассмотреть рисунки учебника с. 130 - 131.

  3. Дать понятие термину «эритроциты»

  4. Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  5. Заполнить таблицу

  6. Подготовить отчет о работе лаборатории


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «эритроциты»

2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.














Лаборатория №4 «Тромбоциты»


Цели и задачи:


- сформулировать понятие «тромбоциты», «свертывание крови»;

- выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

- заполнить таблицу;

- подготовить отчет о работе лаборатории.


Задание для лаборатории «Эритроциты»


  1. Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 132 и текст информационного листа

  2. Рассмотреть рисунки учебника с. 132.

  3. Дать понятие термину «тромбоциты»

  4. Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

  5. Заполнить таблицу

  6. Подготовить отчет о работе лаборатории


Алгоритм ответа.


1. Дать понятие «тромбоциты»

2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.

3. объяснить защитный механизм свертывания крови.


















(Приложение 2)



Информационный лист 1.

Плазма крови.
   
  Своеобразие крови заключается в том, что она представляет собой соединительную ткань, клетки которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме.
       В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав! Здесь и сложнейшие белки, жиры и углеводы, соли, щёлочи и кислоты, различные газы, витамины, ферменты, гормоны и пр.
     Каждое из этих веществ имеет определённое важное значение.
Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления сосудов, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела.

Жиры и углеводы  - источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни. Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.























Информационный лист 2

Лейкоциты.
     Лейкоциты – самые крупные клетки человеческой крови. Их размер колеблется от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма .

    Организм производит их в огромных количествах. Учёным не удалось пока выяснить продолжительность их жизни. Да вряд ли она может быть точно установлена. Ведь лейкоциты – солдаты и, видимо, никогда не доживают до старости, а гибнут на войне, в схватках за наше здоровье. Вероятно, поэтому у различных животных и в различных условиях опыта получались очень пёстрые цифры – от 23 минут до 15 дней. Более точно было удалось установить лишь срок жизни для лимфоцитов – одной из разновидностей крохотных санитаров. Он ровняется 10-12 часам, то есть за сутки организм не меньше двух раз полностью обновляет состав лимфоцитов.
     Лейкоциты способны не только странствовать внутри кровяного русла, но при надобности его легко покидают, углубляясь в ткани, навстречу попавшим туда микроорганизмам. Пожирая опасных для организма микробов, лейкоциты отравляются их сильнодействующими токсинами и гибнут, но не сдаются. Волна за волной сплошной стеной они на болезнетворный очаг, пока сопротивление врага не будет сломлено. Каждый лейкоцит может проглотить до 20 микроорганизмов.
     Массами выползают лейкоциты на поверхность слизистых оболочек, где всегда много микроорганизмов. Только в ротовую полость человека – 250 тысяч ежеминутно. За сутки здесь гибнет 1/80 часть всех наших лейкоцитов.
     Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки. В тканях организма они постоянно ведут демонтаж, расчищая места для строительства новых клеток тела, а молодые лейкоциты принимают участие и в самом строительстве, во всяком случае, в строительстве костей, соединительной ткани и мышц.















Информационный лист 3.


Эритроциты.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, диаметр эритроцита 7-8 микрон. Эритроцит весь заполнен гемоглобином, по самым скромным подсчетам в 1 эритроците содержится 300 млн. молекул гемоглобина. Это пигмент занимает 90% массы эритроцита. Живут эритроциты не так уж долго – 100-130 дней. За 1 секунду свой жизненный путь завершают 5 млн эритроцитов. Те. За 1 секунду обновляется состав целой капли крови. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз. Образуются эритроциты в красном костном мозге. Масса которого 2600 г, за год он выпускает 10 кг эритроцитов. Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда, при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.


























Информационный лист 4.

Тромбоциты.

Любая, даже самая незначительная, рана разрушит сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана.
     В этом случае природа позаботилась об организации аварийно- спасательной службы. Потеря 30 процентов крови для человека смертельна.
     Если судно в море получает пробоину, команда старается заткнуть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. По своим размерам они ничтожно малы,  всего 2-4 микрона. Заткнуть такой крохотной заплаткой сколько-нибудь значительною дыру было бы невозможно, если бы тромбоциты не обладали способностью слипаться.
     Сами по себе тромбоциты большой пробки образовать не могут. Заплатка получается с помощью выпадения нитей особого белка – фибрина, который в виде фибриногена постоянно присутствует в крови. В образованной сети из волокон фибрина застывают комочки слипшихся тромбоцитов, эритроцитов, лейкоцитов. Проходят считанные минуты, и образуется значительная пробка. Если повреждён не очень крупный сосуд и давление крови в нём не настолько велико, чтобы вытолкнуть пробку, утечка будет ликвидирована.
     Совершенно очевидно, что хорошо налаженная аварийная служба крови необходима, но она, к сожалению, грозит организму страшной опасностью. Что, если по тем или иным причинам аварийная служба начнёт не вовремя работать? Такие неуместные действия приведут к серьёзной аварии. Кровь в сосудах свернётся и закупорит их. Поэтому кровь имеет вторую аварийную службу – антисвёртывающую систему. Она следит, чтобы в крови не было тромбина, взаимодействие которого с фибриногеном приводит к выпадению нитей фибрина. Как только фибрин появляется, антисвёртывающая  система немедленно его инактивирует.
















(Приложение 3)


Рабочий лист урока __________________________________________

(ф.и. учащегося)

Тема урока: «Состав и функции крови»


  1. Закончите схему:

Кровь

Межклеточное вещество Клетки

Плазма Форменные элементы



____________________________




2. Заполните таблицу:

Клетки крови

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты


Количество в 1 мм3




Продолжительность жизни




Место образования








Особенности строения












Функции













3. Лабораторная работа №11.

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»


Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.

  1. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.


Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, электронный микроскоп, видеопроектор, экран.

Ход работы:

  1. На рисунке показано:

1234


http://www.5y.ru/img/B5361p9-a1.jpg


Эритроциты ___________ Эритроциты _______________


  1. Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.


Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Форма



Наличие ядра в клетке



Окраска цитоплазмы



Размеры




  1. Вывод.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Функции крови.

  1. ___________________________

  2. ___________________________

  3. ___________________________

  4. ___________________________

  5. ___________________________






     




(Приложение 4).

Лабораторная работа .

«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»


Цель: 1. Изучить строение крови человека и лягушки.

  1. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.


Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, электронный микроскоп, видеопроектор, экран.

Ход работы:


  1. Рассмотрите препарат крови человека. Обратите внимание на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов.



1234








  1. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате.

http://www.5y.ru/img/B5361p9-a1.jpghttp://www.medbio-kgmu.ru/Graphics/311.gif

  1. Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Результаты оформите в виде таблицы




Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Форма



Наличие ядра в клетке



Окраска цитоплазмы



Размеры




  1. Сделайте вывод. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.




































(Приложение 5)


Вариант 1

(Выберите верный ответ)

1.Где происходит образование эритроцитов?

а) печень

б) красный костный мозг

в) селезёнка


2.Как называется жидкая часть крови?

а) вода

б) плазма

в) лимфа


3.Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода и углекислого газа?

а) тромбоциты

б) лейкоциты

в) эритроциты


4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?

а) эритроциты

б) лейкоциты

в) тромбоциты


5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?

а) эритроциты

б) тромбоциты

в) лейкоциты


Вариант 2


Найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их:


1.Внутренняя среда организма - это кровь, лимфа, тканевая жидкость.

2. Эритроциты – это красные кровяные клетки, имеющие ядро.

3. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях организма, имеют амёбовидную форму и ядро.

4. Тромбоциты имеют ядро, основная их функция – участие в свёртывании крови.

5. Красноватую окраску эритроцитам придает белок – гемоглобин.






Вариант 3.

Закончите предложения.


1. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов………………………………..

2. Красные кровяные тельца …………………………….

3. Белок, находящийся внутри эритроцита ………………………

4. Клетка крови, участвующая в ее свертывании …………………

Белые клетки крови ………………………..









Разработка урока на тему "Кровь и лимфа."
  • Биология
Описание:

Цель: ознакомить учащихся с компонентами внутренней среды, сформировать знания о составе крови

Задачи:
1. Образовательные: ознакомить учащихся с составом внутренней среды, составом крови и новым понятиями
2. Развивающие: развивать логическое мышление путём организации самостоятельной работы учащихся, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальный

Автор Согумбаева Асем Джасулановна
Дата добавления 11.02.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 790
Номер материала MA-064757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓