Главная / Химия / Разработка урока на тему "Кислород-химический элемент и простое вещество"

Разработка урока на тему "Кислород-химический элемент и простое вещество"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Г.о. Подольск Московской области


















Урок на тему

«Кислород – химический элемент

и простое вещество»


(9 класс)











Подготовила:

учитель химии МОУ СОШ №32

Мосиенко Валентина Владимировна













2015-2016 учебный год

«Кислород – химический элемент и простое вещество»


Цели и задачи:

  1. На примере кислорода рассмотреть план характеристики элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов; схему образования химической связи. Научить соотносить зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Закрепить понятие «аллотропия».

  2. Сформировать знания о химических свойствах кислорода. Отработать навыки записи уравнений реакций. Совершенствовать умение отражать сущность ОВР методом электронного баланса, закрепив понятия процессов окисления, восстановления, понятий «окислитель», «восстановитель».

  3. Рассмотреть роль кислорода в природе. Получение и применение кислорода.

Оборудование и дидактический материал:

Компьютер, проектор, презентация «Кислород». Прибор для получения газа, пробирки, перманганат калия, магний, железо, сера, красный фосфор, свеча.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Ориентировочно-мотивационный момент: тема, задачи урока, его план, основные понятия, которые должны усвоить учащиеся.

  1. Кислород химический элемент.

Дайте характеристику элемента кислорода по плану:

  1. Положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева

  2. Строение атома: составьте схему распределения электронов по электронным слоям. Как определить заряд ядра атома, число электронных слоев, максимальное количество электронов на электронном слое, количество электронов на внешнем электронном слое? Определите возможные степени окисления кислорода. Какую степень окисления кислород проявляет в оксидах?

  3. Нахождение в природе.

  1. Кислород - простое вещество.

Дайте характеристику кислорода по плану:

  1. Состав, строение, физические свойства.

  1. Формулы:

а) эмпирическая (молекулярная);

б) электронная;

в) графическая.

  1. Металл или неметалл.

  2. Строение вещества:

а) вид химической связи;

б) тип кристаллической решетки.

  1. Степень окисления элемента, входящего в состав вещества.

  2. Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде и т.д.)

  1. Получение кислорода:

  1. в промышленности кислород получают методом фракционной дистилляции жидкого воздуха;

  2. в лаборатории.

Какие способы собирания газов вы знаете? Как можно собрать кислород? Разложение перманганата калия (демонстрация). Каким образом отличить кислород от других газов? Определение кислорода (демонстрация).

  1. Аллотропия. Называются и записываются формулы двух простых веществ, объясняется причина аллотропии. Заполняется таблица: сравнение свойств кислорода и озона. Получение озона (демонстрация).


Кислород

Озон

О2

О3

Кислород - газ без цвета, вкуса и запаха

Озон - синий газ с резким характерным запахом

Кислород плохо растворим в воде

Озон в 10 раз лучше кислорода растворяется в воде

Кислород превращается в синюю жидкость при t = - 183°С

Озон превращается в фиолетовую жидкость при t1 12°С

Твердый кислород это кристаллы синего цвета

Твердый озон - это кристаллы черного цвета


Озон бактерициден и задерживает УФ-лучи.

Окислительная активность выше


  1. Химические свойства. (Данная часть урока проходит в форме проверки знаний обучающихся.)

  2. Применение кислорода. (Сообщения учащихся.)

  3. Круговорот кислорода в природе, (сообщения учащихся)

  4. Тест.


  1. История открытия кислорода. Слайд 2

Вопросы и задания: Когда и кем был открыт кислород?


  1. Кислород - химический элемент.

  1. Положение кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Слайд 3

Вопросы и задания. Определите положение кислорода в периодической системе.


  1. Строение атома. Слайд 3

Вопросы и задания. Определите строение атома кислорода, исходя из его положения в ПСХЭ. Составьте схему распределения электронов в атоме кислорода по энергетическим уровням. Укажите валентные электроны. Определите степень окисления кислорода в следующих соединениях: H2O2, O2, SO2, O3, OF2.


  1. Нахождение в природе. Слайд 4


  1. Кислород простое вещество.

  1. Состав. Строение. Физические свойства. Слайд 5

Вопросы и задания. Запишите формулу молекулы кислорода, определите вид связи, рассмотри!е её образование. 'Заполните таблицу «Физические свойства кислорода»


  1. Получение кислорода. Слайды 6-7

а) в промышленности.

б) в лаборатории.

Вопросы и задания. Какие вещества используют для получения кислорода? Напишите уравнение реакции разложения перманганата калия (КМп04). Как собрать кислород? Как распознать кислород среди других газов?


  1. Аллотропные модификации кислорода. Слайд 8-9

Вопросы и задания: Назовите аллотропные модификации кислорода. Запишите формулы. Объясните причину аллотропии в данном случае. Сравните свойства озона и кислорода. Как химическим способом отличить озон от кислорода? Запишите уравнение реакции. Что такое озоновый слой и какое значение он имеет для жизни на Земле? Подготовить сообщение или презентацию по данной теме. Окислительная активность какого вещества выше: О2 или О3? Примером высокой химической активности озона служат следующие реакции, которые идут при комнатной температуре. Запишите схемы реакций.

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

O3 + AgAg2О + О2

O3 + H2SSО2 + H2О

О3 + H2SH2SО4

О3 + PbSPbSО4

О3 + Mn(NО3)2+H2О → MnО2 + О2 + HNO3


  1. Химические свойства. Слайды 10-19


1) взаимодействие кислорода с простыми веществами

а) металлами.

Вопросы к задания. Составьте уравнение реакции горения железа. учитывая, что образуется смешанный оксид состава Fe.Oj.

Составьте уравнение реакции горения магния. Раесмофте с точки зрения теории ОВР.

б) неметаллами.

Вопросы и задания. Составьте уравнение реакции горения серы, фосфора, угля, водорода. Рассмотрите с точки зрения теории ОВР.


  1. взаимодействие кислорода со сложными веществами.

Вопросы и задания: Составьте уравнение реакции горения метана (СН4), ацетилена (СЛ-Ь). Горение свечи.


  1. Применение кислорода. Слайды 20-21

Вопросы и задания. Где находит применение кислород?

  1. Круговорот кислорода в природе. Слайд 22 Вопросы и задания: Схема. Сообщения учащихся.

  2. Тес г. Слайд 23

Разработка урока на тему "Кислород-химический элемент и простое вещество"
  • Химия
Описание:

Урок разработан для использования при изучении химических свойств кислорода в 9-х классах.

Цели и задачи:

1.На примере кислорода рассмотреть план характеристики элемента на основании его положения в периодической системе химических элементов; схему образования химической связи. Научить соотносить зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Закрепить понятие «аллотропия».

2.Сформировать знания о химических свойствах кислорода. Отработать навыки записи уравнений реакций. Совершенствовать умение отражать сущность ОВР методом электронного баланса, закрепив понятия процессов окисления, восстановления, понятий «окислитель», «восстановитель».

3.Рассмотреть роль кислорода в природе. Получение и применение кислорода.

Автор Мосиенко Валентина Владимировна
Дата добавления 29.05.2016
Раздел Химия
Подраздел Планирования
Просмотров 216
Номер материала MA-067109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓