Главная / Биология / Разработка урока на тему "Этапы эволюции человека"

Разработка урока на тему "Этапы эволюции человека"

Урок №56. Дата проведения:

Класс: 9 Б

Тема: Эволюция приматов.

Цель: Формирование знаний учащихся об этапах эволюции приматов, от появления млекопитающих, до появления человека.

Зададчи:

Образовательные: охарактеризовать представителей древних форм. Выявить причины, содействовавшие прогрессивному развитию в ходе исторического прогресса.

Развивающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, умения раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.

Воспитательные: дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы.

Тип урока: Раскрывающий содержание темы.

Вид урока: Формирование знаний об эволюции органического мира.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.



А) Легенды и мифы происхождения человека. (Сообщения учащихся, обсуждение с точки зрения современных научных знаний).

Б) Тестовые задания направленные на контроль знаний, а так-же закрепление в ходе обсуждения результатов.



1. (+,-) Ж.Б. Ламарк в системе живых форм поместил человека в одну группу с приматами.

2. (+,-) Специфика антропогенеза заключается в действии социальных факторов.

3. Признаками сходства человека с животными являются:

А) Наличие хорды на ранних этапах развития.

Б) Отсутствие волос на поверхности тела.

В) Наличие диафрагмы.

Г) Схожесть эмбрионов на ранних этапах развития.

4. Рудиментарными являются:

А) Недоразвитые органы, утратившие в процессе эволюции свои функции.

Б) Появляющиеся признаки, существовавшие у отдаленных предков, но утраченные в процессе эволюции.

5. К атавизмам относятся:

А) Наружный хвост.

Б) Аппендикс.

В) Копчиковый отдел позвоночника.

Г) Обильный волосяной покров.

6. Разделите признаки:

1. Сближающие человека и человекообразных обезьян.

2. Отличающие человека от человекообразных обезьян.

А) Наличие ногтей на пальцах.

Б) Четыре группы крови.

В) Истинное прямохождение.

Г) Преобладание мозгового отдела над лицевым.

Д) Количество резцов, клыков, коренных зубов.

Е) Плоская грудная клетка.

Ж) Обладание сознанием и мышлением.



(1.-, 2.+, 3. а,в,г, 4. а 5. а,г, 6.1- а,б,д, 2- в,г,е,ж.)



3. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке мы выяснили, что человек имеет сходство с животными, в особенности с человекообразными обезьянами, но имеются и существенные отличия,обусловленные спецификой эволюции человека.













Сегодня мы ответим на вопрос: Кто были предки человека? Рассмотрим основные этапы его эволюции.

Для этого определим положение человека в системе животного мира.

Тип Хордовые

П/Т Позвоночные

Класс Млекопитающие

П/кл Плацентарные

Отряд Приматы

П/отр. Высшие приматы, или Обезьяны

Семейство Люди ( Гоминиды)

Вид Человек Разумный

Человек относится к млекопитающим. Когда появились первые млекопитающие?

(Мезозойская эра, конец триасового периода)

Плацентарные млекопитающие(насекомоядные)

П/отр Низшие приматы (Тупайевые, лемуровые, долгопятовые)

Ряд промежуточных форм привел к появлению группы приматов давших начало 3 ветвям:

  1. Широконосые обезьяны нового света (игрунки, капуцины)

  2. Узконосые обезьяны Старого света (макаки, павианы)

  3. Человекообразные обезьяны (антропоиды)

(гиббон, орангутан,горилла,шимпанзе)

Из этой группы приматов ближайшим предком человека и человекообразных обезьян была группа дриопитеков- древесные человекообразные обезьяны. (ископаемые найдены в Восточной Африке, Европе, Азии).

Признаки: - небольшие размеры

- питание растениями, насекомыми.

- могли подолгу сидеть выпрямившись на деревьях.

- головной мозг с высоким развитием двигательных центров.

- бинокулярное зрение.

Обитали 17-18 млн.лет назад, вымерли около 8 млн.л.н.

В конце палеогена в связи с похолоданием климата тропические и субтропические леса стали вытесняться к югу. Формировались обширные открытые пространства с растительностью саванного типа.

Можно представить, что популяции дриопитеков расселились по разным местообитаниям, и таким образом дали начало 2 ветвям.

  1. Человекообразные обезьяны (понгиды), перешли в леса и стали лазать по деревьям.

  2. 2. Предковые формы современного человека, приведшие к формированию сем. Гоминиды. Обитали на открытых пространствах, для обзора приходилось вставать на задние конечности, т.о. формировалось прямохождение, освобождение передних конечностей).

4.Закрепление.

Составить таблицу, работая с текстом.

Временные границы

Антропоиды

Характерные черты развития: внешний вид, объем головного мозга, строение черепа, орудия труда, образ жизни.


Дриопитеки



Рамапитеки




5.Д/З П. 45

Вопросы. 1. Почему возникновение человека трудно представить в границах иного, чем приматы отряда? 2. Почему современные человекообразные обезьяны не могут превратиться в людей?









Разработка урока на тему "Этапы эволюции человека"
  • Биология
Описание:

Урок №56. Дата проведения:

Класс: 9 Б

Тема: Эволюция приматов.

Цель: Формирование знаний учащихся об этапах эволюции приматов, от появления млекопитающих, до появления человека.

Зададчи:

Образовательные: охарактеризовать представителей древних форм. Выявить причины, содействовавшие прогрессивному развитию в ходе исторического прогресса.

Развивающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, умения раскрывать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.

Воспитательные: дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы.

Тип урока: Раскрывающий содержание темы.

Вид урока: Формирование знаний об эволюции органического мира.

Автор Согумбаева Асем Джасулановна
Дата добавления 11.02.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 556
Номер материала MA-064756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓