Урок № 37.Дата
проведения:
Тема
урока: «Доказательства эволюции органического мира»
Класс:
9 Б
Тип
урока: Урок изучения нового материала
Технология
критического мышления, ИКТ
Форма
организации работы: групповая, фронтальная
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, ноутбуки, раздаточный дидактический
материал на парту, рабочий лист к уроку, рельефная таблица “Сравнение зародышей
хордовых животных”, раздаточный материал “Ископаемые остатки и отпечатки
растений и животных”, таблицы, рисунки, презентация, карта зоогеографических
зон.
Дидактические
материалы: Раздаточный материал на каждую парту
«Атавизмы», «Рудименты», «Переходные формы», «Гомология», «Аналогия», рабочий
лист (для каждого), ответы на рабочий лист (для диагностики результативности
урока).
Методы обучения: по источнику знаний:
словесные, наглядные, практические; по характеру деятельности учащихся:
поисковые, исследовательские, творческие.
Цели:
Овладеmь умениями находить и анализировать
информацию.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности
учащихся в ходе работы с различными источниками информации.
Формировать умение использования данных
сравнительной анатомии для доказательства эволюции органического мира.
Овладеть правилами ведения аргументации
(умения оперировать научным языком) и научной беседы (умения выслушивать
оппонента, высказывать суждения).
Воспитывать уважение к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем.
Цель
для учащихся: выявление биологических объектов, фактов,
их представление как доказательства эволюции органического мира (Слайд 2).
Ход
урока:
1. Проблемная
ситуация (знакомство с биологическими объектами, служащими для
доказательства эволюции)
Существует
несколько точек зрения на то, как зародилась жизнь на Земле. С одной точки
зрения: все создано творцом, с другой: жизнь на Земле появилась постепенно в
ходе эволюции. Мы с Вами сегодня рассмотрим научную точку зрения на развитие
органического мира.
Обратите
внимание на выставку скелетов животных, различных коллекций костей конечностей
позвоночных животных, рельефные таблицы: развитие зародышей, отпечатки и
остатки вымерших животных. Скажите, что объединяет эти объекты? О чем это может
говорить?
Мы с
вами постараемся выявить биологические объекты, с помощью которых можно было бы
доказать происходившую эволюцию.
Как
Вы думаете, какие науки могли бы помочь нам в этом (эмбриология, цитология,
палеонтология, анатомия, морфология)?
Итак, эволюцией называется необратимый процесс развития любой системы,
в результате которого возникают новые структуры и новые функции. В биологии
термин «эволюция» (от лат. evolutio – развитие,
развертывание) впервые использовал швейцарский натуралист Шарль Бонне в 1762
г. в одной из эмбриологических работ (Слайд 3).
По современным представлениям, биологическая эволюция – это необратимое
и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы,
сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием
адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и
биосферы в целом.
Существуют многочисленные доказательства эволюции органического мира
Земли, которые одновременно являются и методами изучения эволюции. К
классическим доказательствам эволюции относятся:
·
эмбриологические
·
палеонтологические
·
биогеографические
·
цитологические
·
сравнительно-анатомические (Слайд 4).
2. Изучение
нового материала: Сравнительно-анатомические доказательства (работа с
информационными листками, слайды презентации, введение новых терминов, запись в
рабочем листке)
Сегодня на
уроке мы рассмотрим только одну самую большую группу доказательств –
сравнительно-анатомичекую. В ходе занятия каждый из вас заполнит рабочий лист.
Для этого на партах имеется материал с научной информацией. В течение 5-7 минут
необходимо ознакомиться с одной из групп сравнительно-анатомических
доказательств. Используя текст о данной группе доказательств среди 10 печатных
изображений выявить те из них, которые относятся к вашей группе, и подписать
их. Затем нужно будет найти такой же слайд в компьютерной презентации,
подписать и его. Аргументировать, почему данные примеры могут являться
доказательством эволюции.
Идет работа с
дидактическими материалами по группам (в парах) (5-7 мин.).
Учитель: Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На
основе сходства в строении можно установить родство организмов. Какие же
доказательства эволюции представляет сравнительная анатомия?
Выступление групп.
1
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
Все
организмы имеют клеточное строение (открытие клеточного строения живых
организмов - одно из веских доказательств единства органического мира) (Слайд
5).
Общий план строения свидетельствует о родстве той или иной крупной группы
живых организмов:
для позвоночных животных: двусторонняя
симметрия тела, полость тела, позвоночник, две пары конечностей, череп,
головной и спинной мозг, передние конечности: плечо, предплечье, кисть, задание
конечности: бедро, голень, стопа (Слайд 6).
2
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
Сходство
в строении организмов разных таксонов - свидетельство происхождения их от
общего предка, является косвенным доказательством эволюции.
Сравнительно-анатомические исследования показали, что конечности некоторых
позвоночных, например ласты кита, лапы крота, крокодила, крылья птицы, летучей
мыши, руки человека, несмотря на выполнение разных функций, имеют сходные черты
строения и общее происхождение. Некоторые кости в скелете конечностей могут
отсутствовать, другие — срастаться, могут изменяться относительные размеры
костей, однако во всех случаях эти органы развиваются сходным образом из
одинаковых эмбриональных зачатков. Органы, которые имеют сходное строение и
общее происхождение, называются гомологичными. Наличие у
организмов разных групп гомологичных органов позволяет установить степень
родства между ними, проследить их эволюцию. Гомологичные органы -
результат дивергенции. Например, форма тела кита и рыбы (Слайд 7).
3
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
В
природе часто наблюдаются случаи сходства по внешнему виду и выполняемым
функциям органов, которые имеют разное происхождение. Например, крыло птицы и
крыло бабочки выполняют сходную функцию, но их происхождение и строение
совершенно различные. Сходство вызвано образом жизни, приспособлением к полету,
возникшим независимо у бабочек и птиц, а не происхождением этих форм. Органы,
имеющие внешнее сходство и выполняющие одинаковые функции, но имеющие разное
происхождение, называются аналогичными. Аналогичные органы
свидетельствуют о сходных направлениях приспособлений организмов, вызываемых в
процессе эволюции действием естественного отбора. Образование аналогичных
органов происходит путем конвергенции - сближении признаков в пределах
систематических групп. Примеры таких органов: роющие конечности медведки
(насекомого) и крота (млекопитающего); колючки у барбариса (видоизмененные листья),
белой акации (видоизмененные прилистники), боярышника (видоизмененный побег)
(Слайд 8).
4
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
Рудименты (лат. rudimentum — зачаток, первооснова) —
это органы, которые закладываются в ходе эмбрионального развития, но в
дальнейшем перестают развиваться и остаются у взрослых форм в недоразвитом
состоянии. Иными словами, рудименты — это органы, утратившие свое
первоначальное значение в ходе эволюции. Наличие рудиментов, как и гомологичных
органов, свидетельствует об общности происхождения живых форм. Задние
конечности у кита, скрытые внутри тела, доказывают наземное происхождение его
предков (Слайд 9). Полностью рудиментированы конечности у змей. У двукрылых
насекомых (мух, комаров) — задняя пара крыльев, превращенных в жужжальца (Слайд
10). Рудиментарные органы известны у человека: мышцы, двигающие ушную раковину,
третье веко (всего около 150) (Слайд 11).
5
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
Атавизмы
(лат. atavus – предок,
прародитель) — появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые
существовали у отдаленных предков, но были утрачены в ходе эволюции. Появление
атавистических признаков объясняется тем, что в процессе развития особи до
некоторой степени повторяются черты организации предков (Биогенетический
закон), то нарушения нормального развития могут привести к тому, что у
взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, нормально
появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.
Среди тысяч однопалых животных встречаются особи, у
которых развиваются трехпалые конечности. Известны случаи появления
атавистических признаков у человека: развитие дополнительных пар млечных желез
(многососковость) (Слайд 12), волосяного покрова на всем теле и лице, хвоста
(Слайд 13). Возникновение атавизмов указывает на историческую взаимосвязь между
вымершими и ныне существующими формами (Слайд 14).
6
группа учащихся: (один ученик проговаривает материал,
второй работает с презентацией, внося в нее необходимый материал, надписи)
Переходные формы - формы, сочетающие
в себе признаки нескольких крупных систематических единиц. Пример: эвглена
зеленая (признаки растений: хлоропласты, использование СО2;
признаки животных: жгутики, светочувствительный глазок (Слайд 15).
Связь между разными классами животных
свидетельствует об общности их происхождения. Яйцекладущие (утконос, ехидна) по
ряду особенностей своей организации промежуточные между рептилиями и
млекопитающими (Слайд 16).
Гоацин - современная птица, некоторыми
признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях
птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают
«отсиживаться» в воде (Слайд 17).
Итак, мы с вами познакомились с первой группой
доказательств эволюции на Земле.
3. Закрепление -
работа по печатным материалам с заполнением рабочего листа по теме
«Доказательства эволюции органического мира»
Давайте проверим к какому выводу мы пришли в ходе урока: Факты сравнительной анатомии выявляют родственные связи между
отдельными организмами, что доказывает эволюцию органического мира.
4. Рефлексия (Слайд
18).
Скажите, что нового вы
сегодня узнали, чему научились?
У кого из присутствующих
в нашей аудитории есть рудименты? Какие? А кто является обладателем атавизмов?
Например, может шевелить ушами?
5. Домашнее задание:
Выучить определения. Найти
палеонтологические и эмбриологические доказательства происхождения человека
(Слайд 19). Желающие могут скопировать итоговую презентацию себе.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.