Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРазработка урока на тему "Циклический алгоритм"

Разработка урока на тему "Циклический алгоритм"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ алгоритм4.doc

Тема урока: Циклический алгоритм.

 

Цели и задачи урока:

1.      Обучающие:

ü  познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма;

ü  ввести понятие цикла;

ü  показать форму записи команды повторения (циклов «пока», «до», «для») на примерах составления алгоритмов для решения конкретных задач.

2.      Развивающие:

ü  развитие логического мышления, памяти, внимательности.

3.      Воспитательные:

ü  развитие познавательного интереса, логического мышления.

 

Тип урока: комбинированный.

 

План урока.

1.                       Объяснение нового материала.

2.                       Домашнее задание.

3.                       Самостоятельная проверочная работа (тест).

 

I.                   Объяснение нового материала.

Слайд 1.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, осень, лето и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.

Кто из нас не помнит поучительную историю о том, как Том Сойер по заданию тёти Полли красил забор: «Вздыхая, он окунул кисть в ведро, провёл ею по доске забора, повторил эту операцию, проделал её снова…».

Давайте составим алгоритм покраски забора, предполагая, что все доски забора не окрашены и у нас есть малярная кисть и достаточно краски (дать учащимся возможность предложить свои варианты алгоритма).

Слайд 2.

1.        Подойти к левому краю забора.

2.        Покрасить одну доску.

3.        Шагнуть вправо на ширину доски.         тело цикла

4.        Покрасить одну доску.

5.        Шагнуть вправо на ширину доски.

6.        …

Слайды 3, 4

Многократное повторение одних и тех же действий называется циклом. Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий над новыми данными называется циклическим.

Слайд 5.

Для записи циклически повторяющейся серии команд с проверкой окончания работы в информатике введена команда повторения. Используется несколько различных форм записи циклов. Прежде чем мы познакомимся с форматом записи команды повторения, введём обозначения:

Q – условие, которое определяет момент завершения работы в цикле;

S – действия, составляющие тело цикла.

Слайд 6.

             I.      Цикл “ПОКА”

Пока имеет место условие Q, выполнять действие S

(Пока Q выполнять S)

 нц пока <условие Q>

<серия команд S>

 кц

Циклический алгоритм характеризуется наличием в структуре алгоритма обратной связи. Действия, повторяющиеся неоднократно, составляют тело цикла.

Вернёмся к алгоритму «Покраска забора». Каким же образом определить момент окончания работы в цикле? Мы не знаем количества досок в заборе. Тётя Полли никогда не считала их. Сказала: «Будешь красить, пока забор не кончится».

Что значит «забор не кончится»? (дать возможность учащимся предложить свои варианты условия выхода из цикла).

Если мы подойдём к последней неокрашенной доске и покрасим её, то команду «сделать шаг вправо на ширину доски» выполнять не нужно. Следовательно, условие выхода из цикла будет следующим: «пока доска не последняя». Опишем алгоритм на школьном алгоритмическом языке и блок-схемой.

Слайд 7.

алг. Покраска забора.

нач.

Подойти к левому краю забора

пока доска не последняя

нц

покрасить одну доску

шагнуть вправо на ширину доски

кц

покрасить одну доску

отойти от забора (уйти)

кон.

Выполнение цикла «пока» начинается с проверки условия, поэтому его называют ещё циклом с предусловием. Переход к выполнению действий S, составляющих тело цикла, осуществляется только в том случае, если условие Q выполняется (истинно). В противном случае происходит выход из цикла. Можно сказать, что истинность условия Q является условием продолжения работы в цикле.

Вопрос: «Возможна ли ситуация, когда тело цикла не будет выполнено ни разу?»

Ответ: «Да, если при первом входе в цикл условие Q окажется ложным, то есть забор окажется состоящим из одной доски».

С другой стороны, для того, чтобы цикл не повторялся бесконечно, необходимо в теле цикла осуществлять действия, приводящие к ситуации, когда условие Q перестанет быть истинным. Например, если из тела цикла убрать команду «шагнуть вправо на ширину доски», то работа не будет выполнена никогда.


Слайд 8.

Задача.

«Приключения Тома Сойера» начинаются с того, что тётя Полли зовёт Тома:

-          Том!

Нет ответа.

-          Том!

Нет ответа.

-          Том!

Нет ответа…

Составьте алгоритм вызова Тома.

Слайд 9.

АЛГ. Вызов Тома

     АРГ.  тётя Полли

       РЕЗ. Том

НАЧ.

   крикнуть: «Том!»

    ПОКА ответа нет

            НЦ

               крикнуть: «Том!»

            КЦ

КОН.

 

 

Слайд 10.

II.                Цикл “ДО”

 

Выполнять действие S до момента наступления истинности условия Q

(Выполнять S до Q)

 

 


Выполнение цикла «до» начинается с осуществления действия S, то есть тело цикла обязательно будет реализовано хотя бы один раз. Затем происходит проверка условия Q. Такую разновидность цикла называют цикло с постусловием. Если условие Q не имеет места, то есть ложно, то осуществляется переход к повторному выполнению действий S. Если же условие Q истинно, происходит выход из цикла. Можно сказать, что истинность условия Q является условием прекращения работы в цикле. Для того, чтобы не происходило «зацикливание» необходимо, чтобы в теле цикла осуществлялись преобразования, приводящие к ситуации, когда условие Q станет истинным.

Обратимся к алгоритму «Покраска забора» и опишем его с использованием цикла «до».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 11.

Самостоятельно: составить блок-схему алгоритма Вызов Тома с использованием цикла «ДО».

Слайды 12-16.

       III.      Цикл «ДЛЯ» (цикл с параметром, цикл со счётчиком).

Эта форма записи управляющей структуры «цикл» используется в тех случаях, когда повторяемое действие S выполняется для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне. Например, тётя Поли подсчитает количество досок в заборе. Пусть их будет 30.

Введём обозначения:

i – параметр цикла (некоторая переменная, значение которой изменяется при каждом выполнении тела цикла) – порядковый номер доски;

а – начальное значение параметра цикла  - 1;

b – эталон цикла (конечное значение параметра цикла) – 30;

с – шаг изменения параметра цикла -1.

 

 

 

Для каждого значения параметра I, изменяющегося от А до В с шагом С выполнять S

(для I=A до B шаг C выполнять S)

 

Слайд 17.

Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий, называют циклическим.

 

Итак, подведём итоги и ответим на следующие вопросы:

1)        Какая алгоритмическая конструкция называется циклом?

2)        Что является главным в цикле?

3)        Какие формы записи управляющей структуры «цикл» нам известны?

4)        Как описать алгоритмическую конструкцию цикл «пока» на школьном алгоритмическом языке? На языке графики, то есть блок-схемой? Укажите особенности цикла «пока».

5)        Как описать алгоритмическую конструкцию цикл «до» на школьном алгоритмическом языке? На языке графики, то есть блок-схемой? Укажите особенности цикла «до».

6)        Как описать алгоритмическую конструкцию цикл «для» на школьном алгоритмическом языке? На языке графики, то есть блок-схемой? Укажите особенности цикла «для».

 

III.             Домашнее задание.

1.      Работа с конспектом.

2.      § 4.1,4.2.1, 4.2.3. Н. Угринович.

3.        Задача. Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашёл в столовую с намерением поесть пирожков. Составьте алгоритм, исполнение которого позволит школьнику утолить голод. Использовать формы цикла «пока» и «до».

Пояснения.

Предположения:

1)      столовая работает;

2)      пирожки в продаже есть;

3)      очередь в столовой отсутствует;

4)      деньги у школьника есть.

4.                  Подготовить сообщения (выступление на 5-7 минут, одноклассники должны иметь возможность сделать краткий конспект):

a)      Языки программирования низкого уровня (машинно-зависимые языки).

b)      Языки программирования высокого уровня (машинно-независимые языки).

 

Прошу сдать тетради для проверки домашнего задания.


 

Задача (из домашнего задания). Составьте блок-схему алгоритма, описанного следующим образом: “Если Павлик будет дома, будем решать задачи по математике. В противном случае следует позвонить Марине и взяться за выпуск стенгазеты. Если же Марины нет дома, то надо сесть за сочинение.

алг. Задача.

нач.

если Павлик дома                                                           -                                   +

то решать задачи

иначе позвонить Марине

всё

если Марина дома

то заняться выпуском стенгазеты              -                                 +

иначе писать сочинение

всё

кон.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока на тему "Циклический алгоритм""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ алгоритм_4.ppt

Скачать материал "Разработка урока на тему "Циклический алгоритм""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные типы алгоритмических структур. муниципальное автономное общеобразова...

    1 слайд

    Основные типы алгоритмических структур.
    муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 45

    Учитель информатики:
    Пастушук Галина Григорьевна
    г. Калининград
    2015-2016

  • Подойти к левому краю забора.
Покрасить одну доску.
Шагнуть вправо на ширину...

    2 слайд

    Подойти к левому краю забора.
    Покрасить одну доску.
    Шагнуть вправо на ширину доски.
    Покрасить одну доску.
    Шагнуть вправо на ширину доски.

    Тело
    цикла

  • Многократное повторение одних и тех же действий называется циклом. Алгоритм,...

    3 слайд

    Многократное повторение одних и тех же действий называется циклом.
    Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий над новыми данными называется циклическим.

  • ТРИ ТИПА КОМАНД ПОВТОРЕНИЯ:ОТЛИЧИЕ: СПОСОБ ПРОВЕРКИ...

    4 слайд

    ТРИ ТИПА КОМАНД ПОВТОРЕНИЯ:
    ОТЛИЧИЕ: СПОСОБ ПРОВЕРКИ
    ОКОНЧАНИЯ ЦИКЛА.
    ЦИКЛ «ДЛЯ»
    ЦИКЛ «ПОКА»
    ЦИКЛ «ДО»

  • Введём обозначения:Q – условие, которое определяет момент завершения работы в...

    5 слайд

    Введём обозначения:
    Q – условие, которое определяет момент завершения работы в цикле;
    S – действия, составляющие тело цикла.

  • Цикл «ПОКА» (цикл с предусловием)ПОКА 
   НЦ
    
   КЦ телоциклаQSданетПока...

    6 слайд

    Цикл «ПОКА» (цикл с предусловием)
    ПОКА <условие>
    НЦ
    <серия команд>
    КЦ
    тело
    цикла
    Q
    S
    да
    нет
    Пока <условие> выполнять <СК>

  • покрасить 1 доскушаг влево на ширину доскиподойти к левому краю заборадоска н...

    7 слайд

    покрасить 1 доску
    шаг влево на ширину доски
    подойти к левому краю забора
    доска не последняя
    покрасить 1 доску
    отойти от забора
    нач.
    кон.
    нет
    да

  • Задача.
«Приключения Тома Сойера» начинаются с того, что тётя Полли зовёт Том...

    8 слайд

    Задача.
    «Приключения Тома Сойера» начинаются с того, что тётя Полли зовёт Тома:
    Том!
    Нет ответа.
    Том!
    Нет ответа.
    Том!
    Нет ответа…
    Составьте алгоритм вызова Тома.


  • АЛГ. Вызов Тома 
     АРГ.  тётя Полли
       РЕЗ. Том
НАЧ.
   крикнуть: «Том...

    9 слайд

    АЛГ. Вызов Тома
    АРГ. тётя Полли
    РЕЗ. Том
    НАЧ.
    крикнуть: «Том!»
    ПОКА ответа нет
    НЦ
    крикнуть: «Том!»
    КЦ
    КОН.
    Крикнуть: «Том!»
    Ответа нет?
    да
    нет
    Крикнуть: «Том!»
    Нач.
    Кон.

  • SQданетЦикл «ДО» (цикл с постусловием)Выполнять  до подойти к левому краю заб...

    10 слайд

    S
    Q
    да
    нет
    Цикл «ДО» (цикл с постусловием)
    Выполнять <СК> до <условия>
    подойти к левому краю забора
    покрасить одну доску
    шагнуть вправо на ширину доски
    Доска не последняя?
    да
    нет
    отойти от забора
    покрасить одну доску
    нач.
    кон.

  • Ответ есть?данетКрикнуть: «Том!»Нач.Кон.Составьте алгоритм вызова Тома.

    11 слайд

    Ответ есть?
    да
    нет
    Крикнуть: «Том!»
    Нач.
    Кон.
    Составьте алгоритм вызова Тома.

  • нц счетчик
     тело цикла                     
   кц
Цикл «ДЛЯ» (цикл с п...

    12 слайд

    нц счетчик
    тело цикла
    кц

    Цикл «ДЛЯ» (цикл с параметром, цикл со счётчиком)
    Эта форма записи используется в тех случаях, когда повторяемая СК выполняется для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.
    Счётчик
    Тело цикла
    нет
    да

  • Например,      тётя Полли подсчитает количество досок в заборе. Пусть их буд...

    13 слайд

    Например,
    тётя Полли подсчитает количество досок в заборе. Пусть их будет 30.
    Введём обозначения:
    i – параметр цикла – порядковый номер доски;
    а – начальное значение параметра цикла -1;
    b –эталон цикла (конечное значение параметра цикла)–30;
    c – шаг изменения параметра цикла – 1.

  • Для i=a до b шаг с выполнять  для i =1 до 30 с шагом 1(i=1,30,1)покрасить до...

    14 слайд

    Для i=a до b шаг с выполнять <СК>
    для i =1 до 30 с шагом 1
    (i=1,30,1)
    покрасить доску
    шаг вправо на ширину доски
    нет
    да

  • Например,      тётя Полли решит, что позовёт Тома только 5 раз.Введём обозна...

    15 слайд

    Например,
    тётя Полли решит, что позовёт Тома только 5 раз.
    Введём обозначения:
    i – параметр цикла – порядковый номер вызова Тома;
    а – начальное значение параметра цикла -1;
    b –эталон цикла (конечное значение параметра цикла)–5;
    c – шаг изменения параметра цикла – 1.

  • Для i=a до b шаг с выполнять  Для i =1 до 5 с шагом 1(i=1,5,1)Крикнуть: «Том...

    16 слайд

    Для i=a до b шаг с выполнять <СК>
    Для i =1 до 5 с шагом 1
    (i=1,5,1)
    Крикнуть: «Том!»
    нет
    да

  • Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий,...

    17 слайд

    Алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же действий, называют циклическим.

  • Домашнее задание:Работа с конспектом.
§ 4.1,4.2.1, 4.2.3. Н. Угринович.
Задач...

    18 слайд

    Домашнее задание:
    Работа с конспектом.
    § 4.1,4.2.1, 4.2.3. Н. Угринович.
    Задача. Во время большой перемены проголодавшийся школьник зашёл в столовую с намерением поесть пирожков. Составьте алгоритм, исполнение которого позволит школьнику утолить голод. Использовать формы цикла «пока» и «до».
    Пояснения.
    Предположения:
    столовая работает;
    пирожки в продаже есть;
    очередь в столовой отсутствует;
    деньги у школьника есть.

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На уроке учащиеся познакомятся понятием циклического алгоритма, цикла, формой записи команды повторения (циклов «пока», «до», «для») на примерах составления алгоритмов для решения конкретных задач. Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, осень, лето и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 276 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.11.2020 1238
    • ZIP 299.1 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галичина Алевтина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галичина Алевтина Ивановна
    Галичина Алевтина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80765
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 619 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 956 человек

Курс профессиональной переподготовки

Управление сервисами информационных технологий

Менеджер по управлению сервисами ИТ

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека