Инфоурок Музыка КонспектыРазработка урока музыки в 6 классе на тему: "Мелодия-душа музыки"

Разработка урока музыки в 6 классе на тему: "Мелодия-душа музыки"

Скачать материал

          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное                 

        учреждение  "Средняя общеобразовательная кадетская              

                 казачья  школа" Забайкальский край,          

                       Нерчинский район, с. Знаменка

 

 

 

 

 

              Разработка урока музыки в 6 классе

                                    на тему:

 

"Мелодия- душа музыки"

 

 

 

 

                       

                                  Составила:  учитель музыки  высшей  категории-

                                       Трушина Светлана Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Тема урока:

Мелодия – душа музыки
                                                                                         П.И.Чайковский

Цель:

создание условий для осознания  того,  каким целям служат звуки мелодии

Задачи:

Систематизировать знания учащихся о воздействии  мелодии на самые сокровенные человеческие чувства человека.

Формировать  эмоциональное  отношение к музыке на основе ее восприятия.

               

 

Музыкальный материал:

Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;

-Реквием «Lacrimosa», 

- Финал  4-й симфонии П.Чайковского

-«Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)

 

                                            Ход урока

 I.Организация  класса.

Проверка домашнего задания.

(учащиеся  представляют нотные примеры  произведений с разными обозначениями темпов)

 II. Работа по теме.

1.     Вступительное слово учителя.

Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»

Как это понимать?

Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки».  (запись темы в тетради)

«Мелодия, - писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон музыкального произведения.

Мелодия (греч. — напев, песня и — песня, пение) - основная мысль 
музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство  музыкальной выразительности.

Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии.

 

1.     Слушание и анализ музыкальных произведений.

Ф.Шуберт. «Серенада»

Вопросы:

·         Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)

·          Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть, томление, надежду на скорую встречу)

·          Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)

В.А.Моцарт. «Маленькая ночная серенада»

 Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…

«Серно» - так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами.

 

Серенада [(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] – первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь возлюбленной).

Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.

         Вопросы:

·         Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи)

·          Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)

 

В.А.Моцарт. Реквием. «Lacrimosa»

Умирающий композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию одного из самых скорбных во всем мировом  искусстве сочинений – Реквием, «Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать. Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».

Непонятная болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и не смог продолжать. На следующий день его не стало.

Реквием состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души .

Для ее слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую, казалось б,  глубину и силу мелодии.

Слушание.

Вопросы:

 

·         На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувств)

·          Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия высокого и благородного)

 

Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий — народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью, глубиной чувства.
Большинство великих произведений композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат русская народная песня «Во поле берёза стояла» и могучий и радостный народный пляс.
Обе эти темы имеют яркие мелодии.

 

Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется: "Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…

III. Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»

Песня, которую мы  исполним , совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.

Итог урока:

 

·          В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?

 

·          Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные интонации: грустная, ласковая, веселая

 

·          Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа музыки»?

 

·          Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с которыми вы познакомились на уроке

 

Домашнее задание:

Найти примеры использования народных песен и мелодий в творчестве композиторов.

 

                                      Источник

            http://www.openclass.ru/node/228492

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока музыки в 6 классе на тему: "Мелодия-душа музыки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: создание условий для осознания того, каким целям служат звуки мелодии Задачи: Систематизировать знания учащихся о воздействии мелодии на самые сокровенные человеческие чувства человека. Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия.Музыкальный материал:- Ф.Шуберт «Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; -Реквием «Lacrimosa», - Финал 4-й симфонии П.Чайковского -«Прекрасное далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.09.2020 164
    • DOCX 28.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чавкина Татьяна Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чавкина Татьяна Валериевна
    Чавкина Татьяна Валериевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80300
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Деревянные духовые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания музыки в общеобразовательной организации

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 247 человек

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе