Муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская
казачья
школа" Забайкальский край,
Нерчинский
район, с. Знаменка
Разработка
урока музыки в 6 классе
на
тему:
Составила: учитель музыки высшей категории-
Трушина Светлана Юрьевна
Тема
урока:
Мелодия
– душа музыки
П.И.Чайковский
Цель:
создание
условий для осознания того, каким целям служат звуки
мелодии
Задачи:
Систематизировать
знания учащихся о воздействии мелодии на самые сокровенные человеческие
чувства человека.
Формировать
эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия.
Музыкальный
материал:
- Ф.Шуберт
«Серенада»; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»;
-Реквием
«Lacrimosa»,
- Финал 4-й симфонии П.Чайковского
-«Прекрасное
далеко», музыка Е.Крылова, слова Ю.Энтина (исполнение)
Ход урока
I.Организация
класса.
Проверка
домашнего задания.
(учащиеся
представляют нотные примеры произведений с разными обозначениями темпов)
II.
Работа по теме.
1. Вступительное
слово учителя.
Ш. Гуно
писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли»
Как
это понимать?
Дело в
том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее
прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни,
пение птиц, звуки набегающей волны, внутренняя мелодия души (когда душа поет!).
именно мелодия становится музыкой в жизни человека. Не случайно П.И.Чайковский
говорил: «Мелодия – душа музыки». (запись темы в тетради)
«Мелодия,
- писал композитор,- никогда не может явиться в мысли иначе, как с гармонией
вместе. Вообще оба эти элемента музыки вместе с ритмом никогда не могут
отделиться друг от друга…» в этом, как мы знаем, и состоит единство всех сторон
музыкального произведения.
Мелодия (греч. —
напев, песня и — песня, пение) - основная мысль
музыкального произведения, выраженная
одноголосным напевом, важнейшее средство
музыкальной выразительности.
Итак, мелодия - это нечто не только осмысленное и
законченное, но и выразительное, производящее приятное впечатление и
обязательно эмоционально воздействующее на людей.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки
мелодии.
1. Слушание
и анализ музыкальных произведений.
Ф.Шуберт.
«Серенада»
Вопросы:
·
Для какого исполнителя (инструменталиста, вокалиста) создана эта
проникновенная лирическая мелодия (Для голоса в сопровождении фортепиано)
·
Какие чувства вы в ней угадываете? (Нежную грусть,
томление, надежду на скорую встречу)
·
Что же заключено в мелодии? Если бы не было слов, о чем бы
вам рассказала мелодия? (В мелодии заключено главное: как много печали даже
в самой счастливой любви, как может быть печален человек даже в своей радости)
В.А.Моцарт. «Маленькая
ночная серенада»
Серенада.
Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер…
«Серно»
- так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались
«серенады» - вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под
окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом
воздухе небольшими оркестрами.
Серенада
[(франц. serenade, от итал. serenata (sereno– ясная погода, ночная прохлада)] –
первоначально музыкальное произведение, исполнимое в вечернее или ночное время
перед домом какого-нибудь лица в знак почитания и любви ( песня в честь
возлюбленной).
Послушайте
«Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймете, что это за музыка.
Вопросы:
·
Чем наполнена мелодия? (Прелестная и грациозная мелодия полна
света и обаяния праздничной ночи)
·
Чем пленяет нас мелодия серенады? (Тонкостью и
изяществом, чудесным пением, игрой на скрипке)
В.А.Моцарт.
Реквием. «Lacrimosa»
Умирающий
композитор Вольфганг Амадей последние месяцы своей жизни посвятил созданию
одного из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – Реквием,
«Lacrimosa» - «Слезный день» -это последняя мелодия, которую он смог написать.
Однажды вечером его навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал
Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа
на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не
сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне
непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа.
Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для
самого себя. Сохранилось его письмо, в котором болезненное состояние отражено с
трагической силой: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями.
Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он
просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо
сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего
бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я
должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется
доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была
жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить
предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения.
Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее
незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».
Непонятная
болезнь с каждым днем усиливалась. Несмотря на это, Моцарт работал крайне
напряженно. Страдания становились все сильнее. Когда силы совершенно оставляли
композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В
первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у
постели больного друзья спели ее. Моцарт исполнял партию альта, но разрыдался и
не смог продолжать. На следующий день его не стало.
Реквием
состоит из 12 частей, содержание их — мольба о даровании покоя, спасении души .
Для ее
слушания, конечно, нужна особая атмосфера, особое состояние души. Но давайте
проникнемся тогдашним душевным состоянием Моцарта и окунемся в эту непостижимую,
казалось б, глубину и силу мелодии.
Слушание.
Вопросы:
·
На чем основана интонация мелодии «Lacrimosa»? (На интонации
вздоха, плача, это образец глубокой искренности и благородной сдержанности
чувств)
·
Каким своеобразием отличается мелодия ? (Возвышенная
лирическая скорбь, овеянная дыханием вечности, умиротворенности, спокойствия
высокого и благородного)
Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского
Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодий —
народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве
представляют старинные крестьянские мелодии, привлекающие величавостью,
глубиной чувства.
Большинство великих произведений
композиторов-классиков опирается на народные мелодии – песни и танцы.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского звучат
русская народная песня «Во
поле берёза стояла» и могучий
и радостный народный пляс.
Обе эти темы имеют яркие мелодии.
Мелодия – самое
богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может
выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких
обстоятельствах её исполнить.
Есть такая сказка, она так и называется:
"Мелодия печали и радости".
В ней рассказывается о том, как один священник
услышал прекрасную мелодию на одной свадьбе, и она показалась ему настолько
глубокой и разнообразной, что он захотел, чтобы её сыграли на его собственных
похоронах. Все удивились, но когда этот старик-священник умер, вспомнили его
просьбу – и сыграли эту вроде бы светлую, радостную мелодию на его могиле, и
услышали в ней печаль, которой не слышали прежде…
III.
Разучивание песни «Прекрасное далеко» (музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»
Песня,
которую мы исполним , совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте
– красоте нашей веры в добро, светлое будущее.
Итог
урока:
·
В каких музыкальных жанрах чаще всего господствует мелодия?
·
Вспомните мелодии, в которых выражались бы различные
интонации: грустная, ласковая, веселая
·
Как вы понимаете слова П.Чайковского: «Мелодия – душа
музыки»?
·
Попробуйте объяснить, чем похожи и чем отличаются мелодии, с
которыми вы познакомились на уроке
Домашнее
задание:
Найти
примеры использования народных песен и мелодий в творчестве композиторов.
Источник
http://www.openclass.ru/node/228492
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.