Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья
школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Разработка урока музыки в 5 классе на тему:
« Хоровая музыка в храме»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Конспект
урока по музыке в 5 классе
по теме «Хоровая музыка в храме»
Данный урок разработан на основе программы В.В.
Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела
«Хоровая музыка».
Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию
урока.
Цель урока: создание дидактических условий
для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
1.
образовательные:
-сформировать систему знаний, нацеленных на
осмысление особенностей народной хоровой музыки;
- показать этапы развития храмовой хоровой
музыки от византийского одноголосия до композиторской;
2. воспитательные:
-воспитывать
эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная
и храмовая хоровая музыка,
- прививать навык
вдумчивого слушания музыки,
-воспитывать уважение
к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие:
- развивать слушательскую
музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,
- развивать
познавательный интерес учащихся,
Формируемые УУД на уроке:
Личностные
1.
Формирование
эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных
сочинений.
2.
Понимать основные термины
и понятия из области музыкального искусства.
3.
Эмоционально откликаться
на выразительные особенности музыки.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо
вида музыкально-творческой деятельности..
Познавательные
1.
Формулируемые проблемы
урока.
2.
Расширение представления
о духовной хоровой музыке
3.
Формирование интереса к
музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку,
на участие в музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные
1.
Участие в хоровом
исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе
музыкально – творческой деятельности.
2.
Формирование учебного
сотрудничества внутри класса
3.
Воспитание уважения к
культурным традициям своего
Регулятивные
1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений,
работа с текстом, карточками, интерактивной доской.
2. Планирование
собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка
своей
музыкально-творческой деятельности.
3.Воспитание любви к духовной
музыке и музыке композиторов разных стран.
народа и страны.
4.
Сотрудничество с
партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
Тип урока- урок- исследование.
На уроке применён метод
проектной деятельности и краеведческая форма работы
Музыкальный материал: византийский распев «Достойно есть»,
«Тропарь Покрову Пресвятой
Богородице», песня «Покров Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria»,
тропарь в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон.
(все видео есть в youtube)
ХОД
УРОКА
1.Организационное начало учебного занятия:
Музыкальное приветствие.
Учитель: Сегодня у нас очень
серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу,
сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу
обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.
2.Повторение
изученного:
Учитель: Мы уже знакомы с русской
народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас слушая фрагмент песни
, определите , к какому песенному жанру относится данная песня.
фрагмент песни «Есть на Волге
утёс», варианты жанров. Слайд 1.
Эпическая песня
Духовная песня
Авторская (бардовская) песня
Календарно-обрядовая
Семейно-обрядовая
песня
Романс
Народная песня
Лирические песня
Народная хоровая
Учитель:
Итак, к какому жанру относится это произведение?
Дети:
Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки.
2.
Актуализация
темы урока:
У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?
Дети:
В школе, на концерте, в храме.
(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)
У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)
А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая
музыка в храме) Слайд 2.
У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась музыка в храме, проведём
исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.
4. Усвоение новых знаний
Происхождение хоровой музыки
У. Формулируем
понятие «Хор» . Слайд 3
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-
Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?
Ответы- большой коллектив людей, исполняющий
вокальную музыку.
У. Но не всякий
коллектив можно назвать хором.
Скажите, а вас можно назвать хоровым
коллективом?
(да , потому что нас много в классе).
У. И всех можно
сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?
(нет, потому что для того чтобы петь на
сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)
У. Некоторые
девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная группа- это
хор? (нет, в ней немного человек)
В нашем селе часто проходят разные концерты с
участием детей и, конечно, взрослых. Посмотрите на слайд и скажите, на
какой фотографии вокальные группы, а где фотография хора? слайд 4.
Значит, не всякий коллектив можно назвать
хором. Хор отличается большим числом исполнителей.
- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы
уч-ся)
Слайд 5. с фотографиями
различных составов хоров.
У. Видите, разные хоры,
и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.
У:
Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы уч-ся)
Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные
голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как
особому выразительному средству хорового исполнения).
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Слайд 6.
Эти же голоса входят и в состав хора
церковного пения
У: Ребята, как вы думаете, откуда
произошла хоровая музыка?
Ответ найдите в учебнике на стр. 79-80.
Когда появились храмы - хоровая
музыка поселилась и в них.
-Что слышится в хоровом церковном
пении? Найдите ответ на стр. 80 учебника.
Далее, на стр. учебника найдите о
роли церкви в жизни людей. (читают)
Звучат отрывки храмовой музыки, при
слушании дети определяют способы хорового исполнения.
- многоголосное исполнение ( отметить исполнение а капелла)
- одноголосное исполнение
У: Одноголосное исполнение и является
наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из
Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии выросло и развилось
«Древо храмовой хоровой музыки»
(учитель открывает доску с
изображением на ватмане корней и ветвей Древа, а прикрепляет слово
«Одноголосие» в любом месте классной доски.)
Мы узнали, как
появилась хоровая музыка в храме, а как она формировалась , мы проследим
через вот такое «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы
становления я буду располагать на доске в разных местах, а в конце урока мы
это древо вместе и взрастём.
У: Усвоение византийского хорового
наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском,
Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Троице-Сергиевой Лавре. ( слайд
7 )
У: Сейчас мы послушаем византийский
распев «Достойно есть»,
После слушания
ответьте, какой способ хорового исполнения в этом произведении?
(Показывается видеофрагмент песни
«Достойно есть», дети слушают. Слушание).
Ответы учащихся - исполняет
один голос на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение с
чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Пение а
капелла.
У. Обратите внимание на такой приём
хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так
пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А такое пение можно
назвать вокализом? (нет, не было слогов). Правильно, такой приём пения
так и называется- пение с закрытым ртом , которое часто применяется и
в духовной музыке.
У. Это раннее русское многоголосие. – при
этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское
многоголосие» и прикрепляет его на доску.
Вопрос- Что слышится в хоровом
церковном пении?
В помощь – стр. 82 учебника
–ответы из текста учебника.
Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового
пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение
становилось все более сложным и объемным.
Включается видео- «Тропарь
Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы».
Вопрос. О чём эти произведения? (о
празднике Покрова).
Почему именно эта музыка прозвучала?
(потому что сегодня 14 октября- Покров Пресвятой Богородицы)
Кто изображён на фресках и иконах? ( Богородица.
Богоматерь. Дева Мария.
В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья ,
Царица небесная)
Какое из этих произведений должно звучать в храме? (Тропарь)
Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это
песня- куплет, припев , чего нет в молитвах ).
У. Молитва
обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся,
в основном, для людей.
Слайд 8. Тропа́рь в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в
котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь
священное лицо.
- Как вы думаете – а почему хоры в
храмах звучат без сопровождения?
(Православные богословы
запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет
души.)
А сейчас
посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении отца
Валерия и отца Дмитрия, который был войсковым священником 3 отдела . З. К.
В., а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.
После
просмотра видео- У.- мы надеемся , что наша церковь будет
восстановлена , и мы часто будем слышать пение тропарей, разных песнопений и
молитв.
В
1054 г. с разделением христианства на католицизм и православие,
римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных
инструментов, а Византийская православная церковь выработала церковный хоровой
стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в
церкви.
Слайд
15. Считалось, что во время богослужения
голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный
образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к
гармоническому единству человека с Богом.
Физкульминутка.
У. Какой
ударный музыкальный инструмент является неотъемлемой частью православной архитектуры
(храмов , церквей)? – (колокол)
Ну а раз
сегодня у нас праздник Покрова, давайте движениями рук покажем Праздничный
звон.
Учащимся
предлагается имитация действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись
звона)
У. В 19 веке значительный
вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И
Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич
Чесноков (слайд 16,17 ,18 - портреты).
Музыка звучит не только в
православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались
к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов
(например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд 19)
Но с появлением в католическом
храме (слайд 20) органа, хоровое пение обрело
невиданную силу и красоту.
(Звук органа)
Это единственный музыкальный инструмент,
который был допущен в храм! Почему? (звук органа возвышает,
облагораживает, звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой
от всего суетного, повседневного.)
А высота колонн и стен органа
подчёркивает устремлённость к небу.
У:- Давайте послушаем один из примеров
зарубежной духовной музыки.
Ф.Шуберт «Ave Maria»
Обратите внимание, как голос
выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. (Слушание).
При слушании самостоятельная
работа- на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины ,
характеризующие это произведение.
Вопросы:
- Какой образ изобразил композитор в этом
произведение?
- А в каких произведениях искусства запечатлен этот
образ?
- Кто участвовал в исполнении этого произведения?
(Голос, орган).
Учитель: Русские и зарубежные композиторы
внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее
средствами музыкальной выразительности - учитель прикрепляет
надпись - «Композиторская хоровая музыка» на доску.
А теперь нам надо взрастить это древо, давайте
вспомним, с чего всё началось? … (приглашается ученики )
У. Вот такое дерево у нас выросло!
5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.
Вы на урок принесли словарики, эти словарики будут
вам в помощь на протяжении всего учебного года. Сейчас вы начнёте его
оформление и сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»
Выберете из предложенных на слайде терминов и словосочетаний
те, которые касаются темы «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»
Учитель:
В молитве человек обращается к Богу со своими самыми сокровенными мыслями ,
с просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы
с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая
соответствует теме нашего урока.
Исполнение:
«А над ней парили ангелы»
1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
Обобщение урока:
Музыка в храме учит
любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши
души, человек живет с верой, надеждой и любовью.
Мы
с вами молитву и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая
соответствует теме нашего урока.
6. Выставление
оценок
7. Домашнее
задание. Слайд
В словариках
впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»
Список использованной литературы:
1. .Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.
2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков
3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-57758.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.