Инфоурок Музыка КонспектыРазработка урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»

Скачать материал

 

          Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
              "Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа" 
                    с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.

 

 

 

         Разработка урока музыки  в 5 классе  на тему:

                « Хоровая музыка в храме»

 

 

 

 

 

 

 

 

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории

 

 

 

                             Конспект урока по музыке в 5 классе

                            по теме «Хоровая музыка в храме»

 

Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко,  «Музыка» и является первым уроком  по теме раздела «Хоровая музыка».

Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока.

 

Цель урока: создание дидактических условий для  исследования  этапов становления  и формирования  хоровой музыки.

1.     образовательные:

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки;

- показать этапы развития  храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до    композиторской;

2. воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка,

- прививать навык вдумчивого слушания музыки,

-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

- развивать слушательскую   музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой  духовной музыки,

-  развивать познавательный интерес учащихся,

 

                           Формируемые УУД  на уроке:

Личностные

1.     Формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений.

2.     Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.

3.     Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

 

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..

 

Познавательные

 

1.     Формулируемые проблемы урока.

2.     Расширение представления о   духовной хоровой музыке

3.     Формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

 

Коммуникативные

 

1.     Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

2.     Формирование учебного сотрудничества внутри класса

3.     Воспитание уважения  к культурным традициям своего

 

Регулятивные

 

1.Подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных произведений,  работа с текстом, карточками, интерактивной доской.

 2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка     

     своей музыкально-творческой деятельности.

3.Воспитание любви к  духовной  музыке   и музыке композиторов разных стран.

народа и страны.

4.     Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

 

Тип урока- урок- исследование.

На уроке   применён метод проектной деятельности и  краеведческая форма работы

 

  Музыкальный материал:  византийский распев  «Достойно есть»,

 «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице», песня  «Покров Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria»,   тропарь  в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон.   (все видео есть в youtube)

 

                                       ХОД УРОКА

 

1.Организационное начало учебного занятия:

 

Музыкальное приветствие.

Учитель: Сегодня у нас очень серьезная тема урока, поэтому я попрошу вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые слова, мы к ним вернёмся в конце урока.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы  уже знакомы  с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас  слушая фрагмент песни ,  определите ,  к какому  песенному жанру относится данная песня. 

фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров.  Слайд 1.

 Эпическая песня

 Духовная песня

      Авторская (бардовская) песня

      Календарно-обрядовая

      Семейно-обрядовая песня

      Романс

      Народная  песня

     Лирические песня

     Народная хоровая

Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?

Дети: Эта песня  относится к жанру народной хоровой музыки.

 

2.    Актуализация темы урока:

 У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?

Дети: В школе, на концерте, в храме.

(Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме)

У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме)

А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.

У: Ребята ,а вам интересно узнать, как  появилась  музыка в храме,  проведём исследование этапов становления  и формирования  хоровой музыки.

 

4. Усвоение новых знаний

Происхождение хоровой музыки

У. Формулируем понятие «Хор» .  Слайд 3

 Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-

Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?

Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.

У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.

 Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?

(да , потому что нас много в классе).

У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения  песни на  концерте?

(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)

У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы.  Вокальная группа- это хор?  (нет, в ней немного человек)

В нашем селе часто проходят разные концерты с участием  детей и,   конечно, взрослых.  Посмотрите на слайд и  скажите, на какой фотографии  вокальные группы, а где фотография хора?  слайд 4.

Значит,  не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.

- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)

Слайд 5.  с  фотографиями различных составов хоров.

У. Видите, разные  хоры, и конечно,   певческие голоса  в хоре тоже разные.

 У: Вы знаете классификацию певческих голосов,  назовите их. (ответы уч-ся)

Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые  партии: сопрано, альты, тенора, басыСлайд 6.

Эти же  голоса входят и  в состав хора церковного пения

 

У: Ребята,  как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?

Ответ найдите  в учебнике на стр. 79-80.

Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. 

-Что слышится в хоровом церковном пении?  Найдите ответ на стр.  80 учебника. 

Далее,  на стр. учебника найдите  о роли церкви в жизни людей. (читают)

Звучат отрывки храмовой музыки,  при слушании дети  определяют  способы  хорового исполнения.

- многоголосное  исполнение ( отметить исполнение а капелла)

 - одноголосное  исполнение

У: Одноголосное исполнение  и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие  пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии   выросло и развилось   «Древо храмовой хоровой музыки»

(учитель открывает доску с изображением на ватмане  корней и ветвей  Древа, а  прикрепляет слово «Одноголосие»  в любом месте классной доски.)

Мы узналикак  появилась хоровая музыка в храме,  а как   она формировалась ,  мы проследим через вот такое   «Древо храмовой хоровой музыки». Но этапы становления я  буду располагать на доске  в разных местах,  а в конце урока мы  это древо  вместе  и взрастём.

 

У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком,  Троице-Сергиевой Лавре.   ( слайд 7 )

У: Сейчас мы послушаем  византийский распев  «Достойно есть»,

 После слушания ответьте,  какой  способ   хорового исполнения   в этом произведении?

(Показывается видеофрагмент песни «Достойно есть», дети слушают. Слушание). 

 Ответы учащихся - исполняет  один голос  на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение  с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.  Пение а капелла.

У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть.  Как называется пение без  слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было  слогов). Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое   часто применяется и в духовной музыке.

У. Это раннее русское многоголосие. – при этом учитель показывает детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.

Вопрос- Что слышится в хоровом церковном пении?

В помощь – стр.  82 учебника –ответы из текста учебника.

Учитель делает вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.

Включается видео- «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы». 

Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).

Почему именно эта музыка прозвучала? (потому что сегодня 14 октября- Покров Пресвятой Богородицы)

Кто изображён  на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.

 В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная)

Какое из этих произведений должно звучать в храме?   (Тропарь)

Ответы - (потому что есть аккомпанемент и это песня- куплет,  припев , чего нет  в молитвах ).

У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же поётся, в основном, для людей.

 Слайд 8.   Тропа́рь  в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо. 

-  Как вы думаете – а почему хоры в храмах   звучат без сопровождения?

(Православные  богословы запрещают использование инструментов во славу Господа т.к. у инструментов нет  души.)

А сейчас посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении  отца  Валерия  и отца Дмитрия, который  был войсковым священником 3 отдела . З. К. В.,  а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии.

После просмотра видео- У.-  мы  надеемся , что наша церковь будет восстановлена ,  и мы часто будем слышать пение тропарей,  разных песнопений и молитв.

 

В 1054 г. с  разделением христианства на католицизм и православие, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, а  Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому  единству человека с Богом.

Физкульминутка.

У. Какой ударный музыкальный инструмент  является неотъемлемой частью православной архитектуры (храмов , церквей)?  – (колокол)

Ну а раз сегодня у нас праздник Покрова, давайте  движениями рук покажем  Праздничный звон.   

Учащимся предлагается  имитация  действий звонаря- Праздничный звон. (включатся запись звона)

 

 У. В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы М И Глинка, П.И. Чайковский, С. В. Рахманинов,  А. Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд   16,17 ,18   - портреты).

 Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов (например, И.С.Бах), некоторые имели сан священника (Ф. Лист). (слайд  19)

Но с появлением  в  католическом храме  (слайд 20)  органа,  хоровое пение    обрело невиданную силу и красоту. 

(Звук органа)

Это единственный  музыкальный   инструмент, который был допущен в храм!  Почему? (звук органа  возвышает, облагораживает,  звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.)

А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу.

У:- Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.

 Ф.Шуберт «Ave Maria»

 Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает  состояние человека. (Слушание). 

При слушании  самостоятельная работа-   на карточках учащиеся подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.

Вопросы:

- Какой образ изобразил композитор в этом произведение?

- А в каких   произведениях  искусства запечатлен этот образ?

- Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).

  Учитель:  Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами  музыкальной выразительности -  учитель прикрепляет  надпись - «Композиторская хоровая музыка»  на доску.

А теперь нам надо  взрастить это древо,  давайте вспомним, с  чего всё началось? … (приглашается ученики )

У. Вот такое дерево у нас выросло!

5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

Вы на урок принесли  словарики,   эти словарики будут вам в помощь  на протяжении всего  учебного года.  Сейчас вы  начнёте его оформление и  сделайте первое оглавление- «Духовная музыка»

Выберете   из предложенных на слайде терминов и  словосочетаний   те,  которые касаются темы    «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»

Учитель: В молитве человек обращается  к  Богу  со своими самыми сокровенными мыслями , с  просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая  соответствует  теме нашего урока.

Исполнение: «А над ней парили ангелы»

1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла.
Золотятся листья клёна, как у церкви купола
в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела,
эхом отзывались купола.
Верила, что день наступит, горя на земле не будет,
верила, надеялась, ждала.
 
припев: А над ней парили ангелы,
Чтоб уберечь дитя.
Ангелы, парили ангелы,
От невзгод и бед её храня.
 
2. Сложный мир - добро и зло. Вера придавала сил.
Годы шли, она взрослела, и господь её хранил.
Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём
Пела, отзывались купола
Верила, что день наступит, горя на земле не будет
Верила, надеялась, ждала.
 
 

Обобщение урока:

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

Мы с вами молитву  и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая  соответствует  теме нашего урока.

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание. Слайд 

В словариках впишите другие музыкальные термины и словосочетания по тему «Духовная музыка»

 
 
 
                              Список использованной литературы:
1.            .Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г. 
2.            Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок   (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.5.Волков
3.            http://rudocs.exdat.com/docs/index-57758.html
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока музыки в 5 классе на тему: « Хоровая музыка в храме»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 989 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.03.2016 3090
    • DOCX 145.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трушина Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трушина Светлана Юрьевна
    Трушина Светлана Юрьевна
    • На сайте: 8 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14811
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

Преподаватель академического вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на скрипке

Преподаватель игры на скрипке

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека