Главная / Русский язык и литература / Разработка урока литературы "Фамусовская Москва" ("Горе от ума") 9 класс

Разработка урока литературы "Фамусовская Москва" ("Горе от ума") 9 класс

Тема урока: Фамусовская Москва

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

А.С.Грибоедов

Цель: знакомство с комедией «Горе от ума».

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», проанализировать монологи героев;

  2. Развивающая - постичь философию фамусовщины;

  3. Воспитательная – воспитывать нравственные качества учащихся, познакомить с нравственным обликом фамусовской Москвы.

Тип урока: диалог.




Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа над темой урока.

А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».

Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?

Все это мы будем анализировать в комедии «Горе от ума».

Анализ 1 действия.

-Назовите основной мотив, доминирующий в 1 действии? (обман)

-Что же лежит в основе отношений фамусовской Москвы?

Анализ 2 действия.

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой»

Деловая неделя Фамусова

-В чем противоречие деловой недели Фамусова?

-Какой вывод следует из этого?

-Кто для него пример?




Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

-Кто идеал Фамусова?

-Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

-Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

-Какое качество Фамусова здесь проявляется?

-Умен ли Фамусов?

-Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

Формула:

Ум = случай + смекалка




Таким образом, чтобы получить какое-то положение в обществе не обязательно быть умным, главное быть в нужное время в нужном месте.




Монолог Фамусова «На всех московских особый отпечаток»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли фамусовское общество патриотами?

Таким образом, фамусовское общество не переживает за свое отечество, а каждый беспокоится лишь о себе.




Монолог Чацкого «А судьи кто?»

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как фамусовское общество относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?

Таким образом, Чацкий осуждает фамусовское общество, называет его грабителями, мотами, преступниками.




Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

Пушкин в письме П.Вяземскому писал так: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».

-Как вы считаете, почему Пушкин считает Чацкого неумным человеком?

Это же подметил и Пушкин. В письме к Бестужеву он писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

Анализ 3 действия

-Кто антагонист Чацкого?

- Как Чацкий характеризует Молчалина?

-Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий?

-Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?

Схема:

УМhello_html_m572baa28.gifhello_html_5359a86d.gif

Молчалин Чацкий

житейский ум возвышенный ум романтика

простой ум высокий ум

-Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте.

Анализ 4 действия.

-С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?

Возвращаемся к мотиву обмана и дороги, как и в первом действии




Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию фамусовщины:

Формула:

Фамусовщина = связи (родство/дружба) + богатство +смекалка + обман (ложь) + мотовство




  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. Выписать крылатые выражения и афоризмы из комедии и указать героя, которому они принадлежат.



Разработка урока литературы "Фамусовская Москва" ("Горе от ума") 9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Фамусовская Москва

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два,

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

А.С.Грибоедов

Цель: знакомство с комедией «Горе от ума».

Задачи:

1.Образовательная– познакомить учащихся с комедией «Горе от ума», проанализировать монологи героев;

2.Развивающая- постичь философию фамусовщины;

3.Воспитательная– воспитывать нравственные качества учащихся, познакомить с нравственным обликом фамусовской Москвы.

Тип урока: диалог.



Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Работа над темой урока.

А.С. Грибоедову удалось показать нам не только всю тогдашнею Москву, но и всю российскую действительность, такой какой она была после Отечественной войны 1812 года, наметить черты определяющие будущее, дальнейшие судьбы Чацкого и его «антиподов». «Антиподы» Чацкого – это гости Фамусова, «тузы», как они себя гордо зовут, «цвет Москвы».

Может быть это уважаемые мужи, которые только о том и думают, как бы принести побольше пользы своему отечеству? Может быть, они славятся своими заслугами на служебном поприще, отличным выполнением гражданского долга, ранами, полученными на полях сражений?

Все это мы будем анализировать в комедии «Горе от ума».

Анализ 1 действия.

-Назовите основной мотив, доминирующий в 1 действии? (обман)

-Что же лежит в основе отношений фамусовской Москвы?

Анализ 2 действия.

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой»

Деловая неделя Фамусова

-В чем противоречие деловой недели Фамусова?

-Какой вывод следует из этого?

-Кто для него пример?



Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

-Кто идеал Фамусова?

-Как Грибоедов характеризует Максима Петровича?

-Чем готов поступиться Фамусов, чтобы стать «вельможей в случае»?

-Какое качество Фамусова здесь проявляется?

-Умен ли Фамусов?

-Что Фамусов вкладывает в понятие ум?

Формула:

Ум = случай + смекалка



Таким образом, чтобы получить какое-то положение в обществе не обязательно быть умным, главное быть в нужное время в нужном месте.



Монолог Фамусова «На всех московских особый отпечаток»

-По какому принципу Фамусов оценивает людей?

-Является ли фамусовское общество патриотами?

Таким образом, фамусовское общество не переживает за свое отечество, а каждый беспокоится лишь о себе.



Монолог Чацкого «А судьи кто?»

-Каково мнение Чацкого о дворянстве?

-Как фамусовское общество относится к простому народу?

-Почему Чацкий негативно относится к «мундиру»?

-Кто, по мнению Чацкого, должен быть судьей?

Таким образом, Чацкий осуждает фамусовское общество, называет его грабителями, мотами, преступниками.



Проблема УМА

- Умен ли Чацкий и о каком уме идет речь?

Пушкин в письме П.Вяземскому писал так: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».

-Как вы считаете, почему Пушкин считает Чацкого неумным человеком?

Это же подметил и Пушкин. В письме к Бестужеву он писал так: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо. Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, - очень умно, но кому он все это говорит? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными людьми».

-Можно ли согласиться с этим суждением?

-Действительно ли, Чацкий не понимает ситуации, в которой оказывается?

Анализ 3 действия

-Кто антагонист Чацкого?

- Как Чацкий характеризует Молчалина?

-Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий?

-Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого?

Схема:

УМ

Молчалин Чацкий

житейский ум возвышенный ум романтика

простой ум высокий ум

-Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте.

Анализ 4 действия.

-С какими мотивами мы сталкиваемся в 4 действии?

Возвращаемся к мотиву обмана и дороги, как и в первом действии



Таким образом, соединяя все выше перечисленное, мы постигаем философию фамусовщины:

Формула:

Фамусовщина = связи (родство/дружба) + богатство +смекалка + обман (ложь) + мотовство



4.Подведение итогов.

5.Домашнее задание. Выписать крылатые выражения и афоризмы из комедии и указать героя, которому они принадлежат.

Автор Колесниченко Светлана Евгеньевна
Дата добавления 25.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1389
Номер материала MA-062655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓