ема урока: Коллективизация крестьянства.
Цели урока:
1) образовательная: составить представление о
причинах кризиса хлебозаготовок в 1927-
1928 г.г. и выявить возможные пути выхода из
него; уяснить причины победы
Сталинского варианта преодоления
экономического кризиса; усвоить причины и
сущность сплошной коллективизации; знать
отношение различных слоев населения к
этому процессу; проследить долгосрочные
экономические, социальные, политические
последствия коллективизации В качестве игровой
задачи ученики должны дать
самостоятельную оценку данному явлению,
вынести ему обвинительный приговор или
оправдать его.
2) развивающая: развивать умение работать в
группах; совершенствовать навыки
самостоятельной работы учащихся с текстом
учебника; совершенствовать умения
работать с документами, делать обобщения и
выводы.
3) воспитательная: новому поколению попытаться
осмыслить и понять корни многих
ошибок советского времени, чтобы навсегда
очистить от них современное общество,
понять, что избранный вариант коллективизации
стал началом краха российского
крестьянства и всего аграрного сектора в
целом, воспитать уважительное отношение к
человеку труда, научиться сопереживать
труженикам села, на долю которых выпало
много испытаний.
Ход урока.
I. Организация класса. ( 3 мин.) -
приветствие, -постановка цели урока.
П.Проверка домашнего задания.{ 5 мин.) 1
.Укажите причины свёртывания НЭПа.
(Большевики к концу 20-х годов окончательно
утвердили свою власть в России. Им удалось вернуть страну к основным экономическим
показателям довоенного времени, и перед властью неизбежно вставал вопрос а что
же дальше? А дальше на первый план выдвигалась проблема модернизации страны.
НЭП давал сбои: социальное неравенство, безработица, растущий промтоварный
голод, у крестьян пропадал стимул расширять своё хозяйство, т.к. на вырученные
деньги нечего было купить, аграрное перенаселение)
2.В чём суть сталинского «великого перелома»?
(Главная задача партии - повышение уровня
жизни населения, оставить позади «нашу
вековую российскую отсталость», стать страной
металлической, страной
автомобилизации, стать передовой страной.
Сделать это предполагалось с помощью
индустриализации.
З.Что такое индустриализация?
(- ликвидация технико-экономической отсталости
страны;
- достижение экономической независимости;
-создание мощной оборонной промышленности;
-развитие базовых отраслей промышленности
(топливной, металлургической, химической, машиностроения).
Сначала предполагалось создать мощную тяжёлую
промышленность, которая обеспечит лёгкую промышленность и сельское хозяйство
необходимыми машинами и оборудованием , удобрениями .А легкая промышленность и
сельское хозяйство создадут изобилие материальных благ.
III. Изучение нового материала. (30 мин.) 1.
Вступительное слово учителя.
Сегодня наш урок пройдёт в форме сюжетно -
ролевой игры в ходе которой мы должны познакомиться с мероприятиями, которые
проводила партия большевиков в стране, чтобы изыскать средств а на проведение
индустриализации.
В Европе процесс создания тяжёлой
промышленности проходил на базе развитой лёгкой промышленности и сельского
хозяйства. В России же эти отрасли хозяйства были слабо развиты и главным
источником средств должны были стать «внутренние накопления», полученные прежде
всего за счёт аскетизма населения. Из страны интенсивно вывозилось сырьё,
продовольствие - хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным населением
было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища
русских музеев. Но этих средств катастрофически не хватало. Осуществление
индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. При этом
деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как
важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.
В апреле 1929 года проходил Объединённый
Пленум ЦК ВКП (б) в ходе которого появились две точки зрения на проведение
аграрной революции. И сейчас мы попробуем проследить какие точки зрения
существовали в партии, как проходил процесс коллективизации, какие последствия
для деревни и страны в целом имел курс на коллективизацию. Для этого мы
создадим группы.
2.Подготовка к сюжетно - ролевой игре.
Распределение по группам.
I группа - Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова
-аргументируют свой подход по вопросу переустройства села.
II группа - И.В.Сталина, В.В.Куйбышева -
аргументируют свою позицию по этому вопросу.
III группа - эксперты - анализируют
обозначенные позиции, делают выводы о том, какая позиция победила и почему;
какие факторы этому способствовали.
IV группа - агитаторы - двадцатипятитысячники,
приехавшие по партийному заданию в
деревню. Их задача - убедить крестьян в
преимуществе колхозов и необходимости
вступать в них.
V группа -крестьяне - бедняки -всесторонне
обсуждают вступление в колхоз и
обосновывают свой выбор.
VI группа - зажиточные крестьяне - взвешивает
все «за» и «против» вступления в колхоз
и обосновывают свой выбор.
VII группа аналитиков - на основе прослушанных
выступлений оценивает шансы успешного и быстрого колхозного строительства и
продумывает, какие негативные последствия могла иметь проводимая
коллективизация.
3.Самостоятельная работа в группах. Изучение
документов.
4.Выступление учащихся. Аргументация своих
позиций, выводы. Примерные ответы учащихся:
1,2,3 гр. Анализ причин кризиса и поиски путей
выхода из него привели к формированию двух точек зрения. Сталин считал, что
нарушены экономические пропорции. Слишком слабая промышленность не может
обеспечить выпуск необходимых товаров. Товарный голод не позволяет получить у
крестьян хлеб экономическим путём - в обмен на промтовары. Мелкое крестьянское
хозяйство не способно удовлетворить потребности растущей промышленности. Кулак
сознательно саботирует хлебозаготовки. Надо переустроить сельское хозяйство в
сторону высокотоварных коллективных хозяйств. Если объединить миллионы крестьян
в десятки тысяч колхозов будет легче собирать с них налоги и контролировать их
потребление.
Иного мнения придерживался Н.И.Бухарин. Он был
не против создания коллективных хозяйств, но считал, что основой аграрного
сектора ещё длительное время должны оставаться индивидуальные крестьянские
хозяйства.
Пленум ЦК ВКП (б) в апреле 1929 года поддержал
сталинскую программу. НЭП свёрнут. Причины:
- Сталин контролировал партаппарат;
- партия переполнена людьми, желавшими обрести
программу радикальных реформ;
- народ привлекала выдвинутая Сталиным
перспектива возможности быстрого построения социализма в одной стране;
7 ноября 1929 года в газете «Правда» была
опубликована статья И.В.Сталина «Год великого перелома», в которой говорилось о
«коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого индивидуального
хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».
4 гр. Двадцатипятитысячники - это
коммунисты-рабочие крупных заводов и фабрик. Их твёрдость видна сразу: «Я буду
проводить политику партии». В деревне они люди новые и ко всем не желающим
вступать в колхоз относились одинаково отрицательно. Были непреклонны к врагам.
Часто их не интересовали судьбы крестьян, они просто делали своё дело, для
которого их в деревню прислала партия. При раскулачивании они не старались
вникнуть в суть дела, для него любой кулак - это враг. Указания партии -
единственное правильное для них. Рабочие, посланные в деревню, всегда помнят о
том, что нельзя уронить высокую честь пролетариата. Они отличались прямотой, честностью,
цельностью. Нелегко было потомственным рабочим, не занимавшимся сельским
хозяйством руководить колхозом, выросшим среди искренних друзей, понять сложную
и противоречивую душу крестьянина. И только постепенно они приобретали опыт
хозяйственного руководителя.
5 гр. Крестьяне - бедняки с удовольствием
обсуждают создание колхозов. Беспросветна жизнь крестьянина. Великая нужда:
маленький домишко, старая корова, хлеба не хватает, а семья 5 человек. Главная
просьба о помощи: «нельзя ли где поместиться в коллективе со своей бедной
семьёй?» В центральных районах страны, где крестьянство бедное, где ему одно
спасение - колхоз, мужики радостно объединялись. Кроме того, раскулачивая
кулаков - «кровопийцев», при распределении их добра бедняки получали 25 %, а
сельскохозяйственные орудия и скот шли в
качестве бедняцкого вступительного взноса в колхоз.
6 гр. Кулаки не спешили в колхоз. Это наиболее
предприимчивые и независимые
крестьяне. О добровольности их вступления в
колхоз не было и речи. Силой и страхом их
загоняли в колхозы. Местные власти старались
превышать норму раскулачивания. В
кулаки записывали середняков и даже неугодных
по каким - либо причинам бедняков,
которых называли «подкулачниками». Процент
раскулаченных достигал по отдельным
районам 15 - 20%. Это при том, что «кулаков» к
1929 году насчитывалось не более 3 -
4%. Из районов сплошной коллективизации
выселялись «кулацкие» семьи. Общее число
раскулаченных 5 млн. человек, которые
проживали в 1 млн. хозяйств. Всё имущество
раскулаченных передавалось в собственность
колхозов.
7 гр. Политика сплошной коллективизации
привела к катастрофическим результатам:
- за 1929-1934 г.г. валовое производство зерна
сократилось на 10%;
- поголовье крупного рогатого скота и лошадей
за 1929-1932 г. г. сократилось на 1/3
- истребление скота, разорение деревни
непрекращающимся раскулачиванием привели в 1932-1933 г.г. к массовому голоду,
охватившему примерно 25-30 млн. человек, от голода умерли 5 млн. человек.
Несмотря на масштабы голода, за границу было
вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды
индустриализации.
К весне 1930 г. Сталину стало ясно, что
безумная гонка в колхозы грозит катастрофой. И он делает хорошо продуманный
тактический шаг. 2 марта в газете «Правде» была опубликована его статья «Головокружение
от успехов». Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей,
местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой
статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник.
Но шаг назад был сделан для того , чтобы тут же совершить десяток шагов вперёд.
В сентябре 1931 г. коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60%
крестьянских дворов, в 1934 г. - 75%.
Сталин праздновал победу. Коллективизация
создавала необходимые условия для осуществления планов индустриализации и
выполняла важную политике -идеологическую задачу, уничтожив последний островок
рыночной экономики -частнособственническое крестьянское хозяйство. Государство
ликвидировало зависимость от частных крестьянских хозяйств в деле
хлебозаготовок.
П/.Итог урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.