Главная / История / Разработка урока истории в 10 классе по теме "Русская иконопись XIV-XVI веков"

Разработка урока истории в 10 классе по теме "Русская иконопись XIV-XVI веков"

Тема: “Русская иконопись 14-16 веков”

Урок изучения нового материала в 10 классе.

Цели урока:

- образовательные:

1. выявить особенности развития русской иконописи;

2. рассмотреть структуру и роль иконостаса в православном храме;

3. изучить технику создания икон;

4. рассказать о творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия;

5. конкретизировать идею о роли личности в истории на примере великих иконописцев.

- воспитательные: оказать влияние на формирование у учащихся нравственной культуры.

- развивающие: продолжить формирование у учащихся навыков работы с историческими документами и умения аргументировать свою позицию.


Оборудование: учебник, компьютер, проектор, исторические документы, презентация, видеофрагменты.


Опережающее задание: подготовить доклады о творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.


Ход урока.

Этапы

урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

1.Орг.

момент.

Проверка наличия учащихся и их готовности к

работе.



2. Под-

готовка

уч-ся к

изучению

нового

материала.

Русская икона… Павел Дмитриевич Корин, живописец, собиратель икон, писал: «Пока буду жив, буду любоваться ими, дышать их красотой, питаться их духом… Это великое искусство. Собирая камни, собираешь камни, собирая бабочек, собираешь бабочек, а собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа…» Именно русская иконопись станет предметом нашего урока. Записываем тему урока (слайд 1) «Русская иконопись XIV-XVI веков »

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим иконопись XIV-XVI веков, так как это время называют золотым веком Московской Руси. Это период торжества Москвы вобравшей духовную и художественную культуру Древней Руси и именно на этот период приходится творчество самих известных русских иконописцев.

Цели урока следующие: (слайд 2)

- изучить технику создания икон;

- рассмотреть структуру и роль иконостаса в православном храме;

- познакомится с творчеством известных иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова поэтессы Светланы Магнитской

«Вновь воскресли для сердца святыни

Чудотворных старинных икон.

Я хочу любоваться Россией,

Где Любовью народ окрылён».


На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека: к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту от тягот жизни, врагов, в изобилии нападавших на Русь. Так по современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, была взята чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, с которой, по приказу Сталина, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии.


План урока.

(написан на доске)

  1. Русская икона.

  2. Иконостас в православном храме.

  3. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.








Записывают тему.























3.

Изучение нового материала.









































































































































































Наш первый и второй вопрос плана несколько уходят за рамки школьной программы, но их рассмотрение необходимо для более полного и глубокого понимания творчества знаменитых иконописцев.


  1. Русская икона.

Что же такое икона? Думается, каждый из вас знает ответ на этот вопрос. Икона – слово греческое, в переводе на русский язык означает «образ», «изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли – «образа». Иконопись существовала во всех православных странах, но нигде она не достигала такого развития, как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства нашего народа. Иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа. Иконы являются неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина.

Иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви, поэтому в изображении икон всегда существовали строгие правила изображения – каноны. Иконографический канон, как и Богослужение, складывался в течение столетий и сформировался в таком виде, в котором дошел до нас, где-то к XII веку. Церковь всегда уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало Ее учение.

Строгая последовательность техники исполнения иконы – начиная с выбора материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – до мелочей продумана и осмыслена в глубокой древности и со временем приобрела характер неукоснительного для выполнения свода правил.

Техника написания икон разделяется на несколько этапов. Этап 1 – заказ и обработка доски.

Доска для иконы изготовляется особым образом: с обратной стороны доски, с торцов доски врезаются шпонки, предотвращающие изгибание. Лицевая сторона доски композиционно делится на поле и ковчег – ковчег посредине, а поле по краям. Ковчег может быть выражен условно – линией, а может быть углублен, и соответственно лицевая сторона доски может иметь гладкую поверхность или иметь углубление. Готовая доска оклеивается тканью – паволокой. Поверх паволоки наносится несколько слоев грунта, который изготовляется самостоятельно из мела и животного клея. Созданная поверхность шлифуется. Подготовка доски к работе - это достаточно длительный процесс, который может занимать до 1 месяца.

Этап 2 – нанесение прориси. На готовую поверхность доски переводится прорись, которая наносится графьей (специальной иглой). Прорись - это рисунок линией, изображение которых признанно церковным каноном.

Этап 3 – подготовка краски. В иконописи используется желтковая темпера, которая изготавливается иконописцем самостоятельно на основе цветового пигмента и желтка яйца. Краска изготовляется индивидуально для каждой иконы в соответствии с образом и символикой цвета. Большое значение для работы имеет чувство цвета иконописца, какие краски приготовлены для достижения цветовой гармонии в иконе. 

Желтковая темпера – краска, слои которой просвечивают один через другой. Желток содержит яичное масло, придающее слоям краски неповторимую эластичность и прозрачность. Поэтому при освещении иконы, особенно колеблющемся светом свечи, меняется не только яркость, но и цвет изображенного образа, образ как бы движется, оживает.

Этап 4 – роспись иконы. Приготовленная краска наносится на икону в соответствии с техникой письма, которая включает в себя разнообразные Техника письма желтковой темперой позволяет добиваться тонких (плавных) переходов от одного цвета к другому и проводить очень тонкие линии.

Этап 5 – покрытие иконы лаком. Покрытие лаком необходимо, поскольку икона предназначается для вечного хранения и соответственно должна быть защищена от влаги, пыли и неизбежно возникающей копоти при горении свечи или лампадки. Покрытие красочного слоя олифой не является хорошим решением, поскольку исходя из своих свойств, олифа чернеет до такой степени, что не видно изображения, отчего олифу называют "варварским лаком". 

Процесс покрытия лаком очень длительный, требующий иногда больше времени, чем написание образа, как правило, процесс покрытия лаком занимает ни менее полутора-двух месяцев. 

Во избежание появления пятен в красочном слое при покрытии лаком, я дополнительно слегка промасливаю красочный слой масляной эмульсией на основе яйца и вареного льняного масла и тонко прозрачно покрываю поверхность воском ("вощу"), а затем накладываю несколько слоев копалового лака, просушивая каждый слой. Если требует ситуация, то смешиваю два лака – копаловый лак и хорошо отфильтрованный лак на основе алкидной смолы, и покрываю поверхность таким составом. По окончании, поверхность просушивается, шлифуется и слегка вощится, в результате приобретая тонкий серебрящийся блеск.

Этап 6 – освящение иконы. С того момента когда завершена работа над иконой, она еще не является законченной, потому что она еще не освящена. Именно поэтому ее можно продавать. После того, как человек приобрел икону, ее освящают, чтобы можно было ей молиться. После этого она становится иконой в полной мере.


  1. Иконостас в православном храме.


Иконоста́с  — алтарная перегородка, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Иконостас заключает в себе большую религиозную идею. По первым словам летописи бытия, Бог "сотворил небо и землю" и это деление всего сотворенного надвое всегда признавалось основным. Алтарь есть небо, а храм - земля. Алтарь - олицетворяет собой мир невидимый, недоступный взору "незрячих духовно глаз". Разделяет и в тоже время соединяет эти два мира - иконостас. На нем помещены изображения апостолов, ангелов, пророков, отцов церкви, т.е. всех святых. Это "видимые свидетели мира невидимого". Они указывают молящимся на тайны алтаря, открывают им вход в иной мир, в Царствие Небесное. Иконостас чисто русское изобретение. Его формирование шло постепенно. В домонгольское время были распространены невысокие алтарные преграды. В XIV-XV в. иконостас имел уже три ряда. В XVI в. добавился четвертый, в XVII в - пятый.

О том, какие иконы помещаются в иконостас мы посмотрим из видеофрагмента. После просмотра вам необходимо дать названия ярусам или, как их называют чинам иконостаса. Просмотр видеофрагмента.

Итак, из каких чинов состоит иконостас?

1 – местный

2 – праздничный

3 – деисусный

4 - пророческий. В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии. В центре пророческого чина располагается икона Богоматери, как символ исполнения всех пророчеств.

5 - праотеческий. В нем представлены ветхозаветные праотцы, отцы веры - Авраам, Исаак, Ной, т.е. те, кто жил до Моисея, через которого Бог даровал избранному народу закон.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия, но также в форме креста.


3. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.


Русская икона является совсем особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Золотым веком русской иконописи по праву считается период с конца XIV до начала XVI века, когда творили известные русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

При изучении их жизни и творчества мы будем заполнять таблицу в информационной карте, отмечая расписанные ими храмы и написанные иконы.

В качестве опережающего задания вы подготовили краткие биографии иконописцев, которые мы сейчас послушаем. Хронологически первым признание заслужил Феофан Грек, прослушав его биографию вам необходимо заполнить графу, где мы указываем расписанные им храмы. Какие храмы вы указали?

Наиболее известные иконы Феофана Грека – это Донская икона Божьей матери, датируемая 1392 г. Образ Богородицы на Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира в Москву в 1395 г., когда городу угрожал хан Тамерлан. Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы.

Другая известная икона – «Преображение Господне», 1403 года. Икона Преображение входит в состав праздничного иконостаса русского православного храма и изображает один из важнейших моментов земного служения Христа: во время молитвы на Фаворской горе, при которой присутствовали апостолы Петр, Иаков и Иоанн, от Христа стал исходить Божественный свет, поразивший апостолов и ниспровергший их ниц.

Современником Феофана Грека был самый известный русский иконописец – Андрей Рублев. На церковном Стоглавом соборе 1551 года иконопись Рублева была признана образцом для подражания, иконописцам рекомендовали писать иконы с древних образов как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев.

Послушаем доклад о жизненном пути Рублева, не забывая заполнять таблицу.

Какие соборы расписаны Рублевым?

Сохранилось много икон, из иконостаса Успенского собора и Благовещенского собора, автором которых считается Рублев. Проблема авторства связана с тем, что он никогда не подписывал свои работы и авторство определяют искусствоведы по особой манере письма Рублева.

Отметим икону «Спас в силах» 1408 года. Христос представлен восседающим на престоле на фоне трех, вписанных одна в другую сфер. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне Вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами – ангелами; большой красный квадрат – землю с четырьмя углами, сторонами света.

Икона «Апостол Павел» написана в 1410-е годы. Апостол Павел, предстает в интерпретации мастера совсем иным, чем его было принято изображать в кругу византийского искусства этого времени. Вместо энергии и решительности византийского образа мастер выявил черты философской углубленности, эпическую созерцательность. Одежда апостола своим колоритом, ритмом складок, тонкостью тональных переходов усиливает впечатление возвышенной красоты, покоя, просветленной гармонии и ясности.

Вершиной творчества Рублева стала икона «Троица», самое известное произведение русской иконописи. Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент, после просмотра которого необходимо ответить на вопрос, что отличает «Троицу» Рублева»?

Этой иконе посвящено множество научных статей, телепередач, фильмов, стихотворений. Одно из стихотворений написала современная поэтесса Элла Гоник, которое нам прочтет Седых Елена.

Продолжателем традиций стал Дионисий, наиболее известный иконописец конца XV- начала XVI века. В отличии от предшественников сохранилось больше сведений о его жизни, основные моменты которой послушаем в докладе.

Какие соборы расписаны Дионисием?

Икона «Богоматерь Одигитрия 1502 года. Одигитрия (Путеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток

 Икона Дионисия "Распятие". Сам сюжет предполагает драматизм – даже самый грубый, безвкусный и лежащий на поверхности будет здесь, как бы, уместен. Что же у Дионисия? Господствует жизнерадостный тон, несмотря даже на лёгкий оттенок печали. Христос не висит, а стоит на кресте (на нижней перекладине), грациозно изогнувшись, ничто не говорит о его страданиях. Нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка бела и чиста, как будто только что повязана. Ступни ног не скрючены, как на большинстве распятий. Ангелы вьются кругом, как бабочки. Ласкающая глаз, светлая и богатая гамма цветов начинает и довершает ощущение радости: Христос умрёт, но воскреснет. Это грустный рассказ, у которого заранее известен хороший конец, и потому мы исполнены бодрости.

Икона «Сошествие в ад» В центре сложной многочастной композиции — сияющая золотыми одеждами фигура воскресшего Христа — победителя смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей. 









Дают определение понятия.
































































































































Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопрос.






























Слушают доклад, заполняют таблицу.






















Слушают доклад, заполняют таблицу.






















Просматривают видеофрагмент и отвечают на вопрос.








Слушают доклад, заполняют таблицу.



5. Закреп-ление.



В заключении, давайте посмотрим как вы усвоили тему и выполним 5 тестовых заданий.

Искусство православия - достояние всего человечества. Тем более, если мы живем в России, нельзя не интересоваться своей культурой, не знать её.

Думаю, урок дал вам замечательную возможность прикосновения к христианской традиции.

Прочитайте слова отца Александра на слайде и пусть они помогут Вам определить свое отношение к иконе.

Спасибо вам за работу.



Отвечают на вопросы.

6.Д/з.



Параграф 52



Записывают д/з.

7. Итоги урока.

Выставление оценок.

Подают дневники.


Разработка урока истории в 10 классе по теме "Русская иконопись XIV-XVI веков"
  • История
Описание:

Цели урока:

- образовательные:

1. выявить особенности развития русской иконописи;

2. рассмотреть структуру и роль иконостаса в православном храме;

3. изучить технику создания икон;

4. рассказать о творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия;

5. конкретизировать идею о роли личности в истории на примере великих иконописцев.

- воспитательные: оказать влияние на формирование у учащихся нравственной культуры.

- развивающие: продолжить формирование у учащихся навыков работы с историческими документами и умения аргументировать свою позицию.

Автор Языков Сергей Николаевич
Дата добавления 09.08.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 882
Номер материала MA-060361
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓