Главная / Биология / Разработка урока биологии на тему: "Соцветия"

Разработка урока биологии на тему: "Соцветия"

Класс – 6 (биология)

Проверено _____________

Дата: _________________

Урок № 21

Тема: Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами  соцветий.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

  • Развивающие:  развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям;  развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать организованность и  аккуратность в работе, при выполнении работы.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки, макеты цветов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Психологический настрой.

«Чтоб сегодня повезло – улыбайся всем назло»

III. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос:

- Какие растения называют цветковыми? (Цветковые, или покрытосеменные, растения имеют органы семенного размножения – цветок.)

- Какие виды размножения цветковых растений вам известны? (Семенное и вегетативное.)

- Что такое цветок? (Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.)

2. Работа по карточкам: «Строение цветка».

3. Биологический диктант: «Вставьте пропущенные слова»:
• Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, называется …… (цветок).
• Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются ……. (раздельнополые).
• Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются ……... (обоеполые).
• Цветки, в которых есть только тычинки, называются ……… (тычиночные, мужские).
• Цветки, в которых есть только пестики, называются ……… (пестичные, женские).
• Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на другом – пестичные цветки, называются ……… (двудомные).

Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня), называются …………. (правильными).
• Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называются …………. (неправильными).
• Главные частями цветка являются .………….. и ………….. (тычинки и пестики).
• Тычинка состоит из ………… ……….. и ………….(тычиночной нити и пыльника).
• Пестик состоит из …….., …………. и ………… (рыльце, столбик и завязь). 
• Плод развивается из ………… ……………. (из завязи пестика).
• Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют ……… (двойной).

4. Игра «Верю – не верю»

Определите, верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши, если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)

Существует два способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)

Цветок – орган вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)

Главные части цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)

Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)

Из завязи пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя развивается из семязачатка.)

На одном растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это растение однодомное.)

Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)

Цветок тюльпана имеет простой околоцветник. (Да)

Все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)

(* Последнее утверждение служит переходом к изучению нового материала. )

IV. Изложение новой темы.

Нет, не все растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. Как известно, цветки бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены поодиночке.

- У каких растений имеются крупные цветки? (Мак, шиповник, эшольция, тюльпан)

- Какое растение имеет самый большой цветок? (Раффлезия Арнольди – паразитическое растение, произрастающее в лесах тропической Азии, имеет самый крупный цветок, достигающий в диаметре почти одного метра.)

- Ребята, для того чтобы определить тему нашего урока послушайте сказку, но не простую, а биологическую:

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).

В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.

Запишите тему урока: «Соцветия»

В учебнике на стр. 73 найдите определение, что называют соцветием.

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке.

Запишите это определение в свои тетради.

По расположению цветков на цветоносном побеге определяют виды соцветий и  разнообразие соцветий – это результат приспособлений растений к различным условиям среды. Как вы думаете, почему мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)

Из ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий заключается в привлечении насекомых опылителей.

За много миллионов лет природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.hello_html_m47eddf03.png







Перед вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью. Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие. Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.http://festival.1september.ru/articles/635354/img1.gif









И простые и сложные соцветия делятся на несколько типов.

Давайте познакомимся с ними более подробно. Для этого вам необходимо открыть учебники на странице 73 - 75. Работая с текстом § 21, заполните таблицу

Тип соцветия

Биологическая характеристика

Примеры

Кисть

Колос

Початок

Щиток

Зонтик

Головка

Корзинка



Метелка (сложная кисть)

Сложный зонтик

Сложный колос

Сложный щиток




Биологическая роль соцветий.

1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы  

V. Закрепление нового материала.

1.(Учащиеся получают листы – задания и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 21)

2. тест


1. Примеры простых соцветий – это:

а) кисть и метелка;
б) метелка и колос;
в) колос и щиток;
г) щиток и сложный зонтик.

2. Сложное соцветие у:

а) пшеницы и вишни;
б) вишни и ржи;
в) овса и укропа;
г) укропа и одуванчика.

3. Соцветие головка характерна для:

а) гороха посевного;
б) клевера ползучего;
в) лядвенца рогатого;
г) березы повислой.

4. Соцветие метелка имеется у:

а) черемухи;
б) сирени;
в) груши;
г) одуванчика.

5. Соцветия кукурузы – это:

а) сложный колос;
б) простой колос;
в) метелка;
г) початок.

6. Соцветие метелка имеется у:

а) мака и пижмы;
б) сирени и винограда;
в) тюльпана и цикория;
г) одуванчика и гвоздики.

7. Соцветие простой зонтик свойственно таким растениям, как:

а) мятлик и ячмень;
б) пырей и рожь;
в) яблоня и примула;
г) лук и женьшень.

8. Соцветие сложный зонтик характерно для:

а) подсолнечника и петрушки;
б) астры и мать-и-мачехи;
в) рогоза и осота;
г) тмина и моркови.

9. Соцветие простой колос имеется у:

а) подорожника;
б) осины;
в) дуба;
г) малины.

10. Подсолнечник имеет соцветие:

а) кисть;
б) корзинку;
в) щиток;
г) колос.



3.Интересные материалы:  Самое большое соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и  Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков. Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение погибает.

VI.Самоанализ «Соберем соцветие»

Учащимся раздаются цветочки 3 цветов:

Красный – все понятно по теме.

Розовый – требует доработки.

Желтый – ничего не понял.

VII. Подведение итогов

Домашнее задание: §21.

Зарисовать соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь

1) ...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт – зонтик.)

2) ...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток – початок.)

3) ...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол – колос.)

4) ...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)

5) ...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)



C:\Users\admin\Desktop\уроки на аттестацию\1310990384.png

hello_html_m10f8ca6c.png















hello_html_m5d7f2eff.png



















Карточка № 1 (1 вариант)

Запиши обозначенные цифрами части цветка.hello_html_46133fe0.png

1________________________________

2________________________________

3________________________________

5________________________________

7________________________________

9________________________________

11_______________________________





Карточка № 1 (2 вариант)

Запиши обозначенные цифрами части цветка.hello_html_46133fe0.png

1________________________________

2________________________________

3________________________________

6________________________________

7________________________________

8________________________________

10_____________________________









Оценочный лист

Ф.И.

«Строение цветка»

«Биологический диктант»

Таблица

«Соответствие»

«Тест»

Итог

Оценка











Максимальный балл

7

13

5

6

10

41




«5» - 40-31 баллов «4» - 30-21 баллов «3» - 20-10 баллов «2» - 9-0 баллов



Разработка урока биологии на тему: "Соцветия"
  • Биология
Описание:

Данный урок биологии на тему :Соцветия. Биологическое значение соцветий, расчитан для учащихся 6 классов общеобразовательных школ.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.

Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении работы.

Автор Шетихина Ольга Сергеевна
Дата добавления 08.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 726
Номер материала MA-062070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓