Класс – 6 (биология)
Проверено _____________
Дата: _________________
Урок № 21
Тема: Соцветия.
Биологическое значение соцветий.
Цель: сформировать
у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с
разными видами соцветий.
Задачи:
·
Образовательные: познакомить учащихся с
соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое
значение в жизни растений.
· Развивающие:
развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым
функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять
сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
·
Воспитательные: воспитывать
организованность и аккуратность в работе, при выполнении работы.
Оборудование: компьютерная презентация,
карточки, макеты цветов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Психологический настрой.
«Чтоб сегодня повезло – улыбайся всем назло»
III. Проверка
домашнего задания:
1. Фронтальный опрос:
- Какие растения называют цветковыми? (Цветковые, или покрытосеменные, растения
имеют органы семенного размножения – цветок.)
- Какие виды размножения цветковых растений вам известны? (Семенное и
вегетативное.)
- Что такое цветок? (Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для
семенного размножения.)
2. Работа по карточкам:
«Строение цветка».
3. Биологический
диктант: «Вставьте пропущенные слова»:
• Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения,
называется …… (цветок).
• Цветки, в которых есть только тычинки или только пестики, называются …….
(раздельнополые).
• Цветки, в которых есть и тычинки и пестики, называются ……... (обоеполые).
• Цветки, в которых есть только тычинки, называются ……… (тычиночные, мужские).
• Цветки, в которых есть только пестики, называются ……… (пестичные, женские).
• Растения, у которых на одном экземпляре развиваются тычиночные цветки, а на
другом – пестичные цветки, называются ……… (двудомные).
• Цветки, через которые можно провести несколько плоскостей
симметрии (яблоня, вишня), называются …………. (правильными).
• Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох,
шалфей), называются …………. (неправильными).
• Главные частями цветка являются .………….. и ………….. (тычинки и пестики).
• Тычинка состоит из ………… ……….. и ………….(тычиночной нити и пыльника).
• Пестик состоит из …….., …………. и ………… (рыльце, столбик и завязь).
• Плод развивается из ………… ……………. (из завязи пестика).
• Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, называют ……… (двойной).
4. Игра «Верю – не
верю»
Определите,
верны ли утверждения (если утверждение верное, то учащиеся хлопают в ладоши,
если утверждение неправильное, то должна быть тишина.)
• Существует два
способа размножения цветковых растений - семенное и вегетативное. (Да)
• Цветок – орган
вегетативного размножения. (Нет, цветок – орган семенного размножения.)
• Главные части
цветка – корень и пестик. (Нет, главные части цветка – пестик и тычинки.)
• Внутри завязи
пестика имеется одна или несколько семяпочек. (Да)
• Из завязи
пестика развивается семя. (Нет, из завязи пестика развивается плод, а семя
развивается из семязачатка.)
• На одном
растении тыквы развиваются как пестичные, так и тычиночные цветки. (Да, это
растение однодомное.)
• Любой цветок
имеет лепестки и чашелистики. (Нет, есть растения, у которых цветки не имеют
околоцветника. Их называют голыми, например, цветки ясеня и ивы.)
• Цветок тюльпана
имеет простой околоцветник. (Да)
• Все растения
имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. (Нет)
(* Последнее
утверждение служит переходом к изучению нового материала. )
IV.
Изложение новой темы.
Нет, не все
растения имеют крупные цветки, расположенные поодиночке. Как известно, цветки
бывают крупные и мелкие. Крупные цветки обычно на растениях расположены
поодиночке.
- У каких
растений имеются крупные цветки? (Мак, шиповник, эшольция, тюльпан)
- Какое растение
имеет самый большой цветок? (Раффлезия Арнольди – паразитическое растение,
произрастающее в лесах тропической Азии, имеет самый крупный цветок,
достигающий в диаметре почти одного метра.)
- Ребята, для того
чтобы определить тему нашего урока послушайте сказку, но не простую, а
биологическую:
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители.
Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да
сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться
угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом
царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы
они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости
заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям.
И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло.
Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с
крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).
В природе чаще
встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех
цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий
встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете
сегодня на уроке.
Запишите тему
урока: «Соцветия»
В учебнике на стр.
73 найдите определение, что называют соцветием.
Соцветия – это
группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном
побеге в определенном порядке.
Запишите это
определение в свои тетради.
По расположению цветков на цветоносном побеге определяют
виды соцветий и разнообразие соцветий – это результат приспособлений
растений к различным условиям среды. Как вы думаете, почему
мелкие цветки собраны в соцветия? (дети высказывают свои предположения)
Из
ваших ответов можно сделать вывод о том, что биологическая роль соцветий
заключается в привлечении насекомых опылителей.
За много миллионов лет
природа создала множество соцветий. Посмотрите на доску.
Перед
вами простое и сложное соцветие. Цветоносный побег называют главной осью.
Если цветы расположены на главной оси, то перед нами простое соцветие.
Если они находятся на боковых осях, то соцветие сложное.
И простые и
сложные соцветия делятся на несколько типов.
Давайте
познакомимся с ними более подробно. Для этого вам необходимо открыть учебники
на странице 73 - 75. Работая с текстом § 21, заполните таблицу
Тип
соцветия
|
Биологическая
характеристика
|
Примеры
|
Кисть
Колос
Початок
Щиток
Зонтик
Головка
Корзинка
|
|
|
Метелка
(сложная кисть)
Сложный
зонтик
Сложный
колос
Сложный
щиток
|
|
|
Биологическая роль соцветий.
1)
Способствуют большей вероятности
опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди
листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы
V. Закрепление нового материала.
1.(Учащиеся получают листы – задания и выполняют ее в
тетради, используя рисунки в параграфе 21)
2. тест
1. Примеры простых соцветий – это:
а)
кисть и метелка;
б) метелка и колос;
в) колос и щиток;
г) щиток и сложный зонтик.
2. Сложное соцветие у:
а)
пшеницы и вишни;
б) вишни и ржи;
в) овса и укропа;
г) укропа и одуванчика.
3. Соцветие головка характерна для:
а)
гороха посевного;
б) клевера ползучего;
в) лядвенца рогатого;
г) березы повислой.
4. Соцветие метелка имеется у:
а)
черемухи;
б) сирени;
в) груши;
г) одуванчика.
5.
Соцветия кукурузы – это:
а)
сложный колос;
б) простой колос;
в) метелка;
г) початок.
6. Соцветие метелка имеется у:
а)
мака и пижмы;
б) сирени и винограда;
в) тюльпана и цикория;
г) одуванчика и гвоздики.
7. Соцветие простой зонтик
свойственно таким растениям, как:
а)
мятлик и ячмень;
б) пырей и рожь;
в) яблоня и примула;
г) лук и женьшень.
8. Соцветие сложный зонтик характерно
для:
а)
подсолнечника и петрушки;
б) астры и мать-и-мачехи;
в) рогоза и осота;
г) тмина и моркови.
9. Соцветие простой колос имеется у:
а) подорожника;
б) осины;
в) дуба;
г) малины.
10. Подсолнечник имеет соцветие:
а)
кисть;
б) корзинку;
в) щиток;
г) колос.
3.Интересные материалы: Самое большое
соцветие имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства бромелиевых, из Перу и
Боливии. Прямая метелка этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на
высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8 000 белых цветков.
Растение зацветает только после 80-150 лет жизни. После цветения растение
погибает.
VI.Самоанализ
«Соберем соцветие»
Учащимся
раздаются цветочки 3 цветов:
Красный
– все понятно по теме.
Розовый
– требует доработки.
Желтый
– ничего не понял.
VII.
Подведение итогов
Домашнее задание: §21.
Зарисовать
соцветия, отгадав, о каком из них идёт речь
1)
...прибавьте две буквы в конце к названию навеса над палубой, и вы узнаете
соцветие, у которого все цветки расположены почти в одной плоскости. (Зонт –
зонтик.)
2)
...вставьте две буквы в название стремительно текущей водной массы, и вы
получите соцветие с утолщенной осью, на которой плотно сидят цветки. (Поток
– початок.)
3)
...прибавьте две буквы к названию низшей школьной оценки, и вы получите
соцветие злака, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. (Кол –
колос.)
4)
...вставьте 4 буквы в название наружной многослойной ткани ствола, и вы узнаете
расширенное соцветие в форме блюдца. (Кора – корзинка.)
5)
...превратите вьюгу в соцветие сложная кисть. (Метель – метелка.)
Карточка
№ 1 (1 вариант)
Запиши
обозначенные цифрами части цветка.
1________________________________
2________________________________
3________________________________
5________________________________
7________________________________
9________________________________
11_______________________________
Карточка
№ 1 (2 вариант)
Запиши
обозначенные цифрами части цветка.
1________________________________
2________________________________
3________________________________
6________________________________
7________________________________
8________________________________
10_____________________________
Оценочный лист
Ф.И.
|
«Строение
цветка»
|
«Биологический
диктант»
|
Таблица
|
«Соответствие»
|
«Тест»
|
Итог
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный
балл
|
7
|
13
|
5
|
6
|
10
|
41
|
|
«5»
- 40-31 баллов «4» - 30-21
баллов «3» - 20-10 баллов «2» - 9-0 баллов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.