Главная / Информатика / Разработка практического урока по информатике 8 класс на тему "Файл.Файловая система"

Разработка практического урока по информатике 8 класс на тему "Файл.Файловая система"

Документы в архиве:

190.5 КБ Конспект урока.doc
59.19 КБ Приложение к конспекту.docx
134.45 КБ Файл и файловая система.pptx

Название документа Конспект урока.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»





Конспект урока


по информатике для 8 класса


на тему: «Файл и файловая система. Практика»



Учитель: Шавалеева Светлана Алексеевна




Миасс

2013

Тема: Файл и файловая система. Практика


Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания по теме «Файл и файловая система».

  2. продолжить развитие логического мышления;

  3. воспитывать умения высказывать свое мнение и прислушиваться к чужому.


Тип урока: обобщения и систематизации знаний


Методы обучения: словесные: беседа, объяснительно-иллюстративный, наглядные: презентация Microsoft Power Point, практическая работа, работа с опорными конспектами.


Средства обучения: АРМ учителя, дидактический материал, презентация Microsoft Power Point


Структура урока: Время:

  1. Организационный момент. 2 мин

  2. Проверка домашнего задания 3мин

  3. Обобщение и систематизация знаний. 20 мин

  4. Практическая работа 10 мин

  5. Домашнее задание 2 мин

  6. Итог. 3 мин










Ход урока

Этапы

Д/М

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Экран

I. Орг. момент

1

2

2 мин


- Проверить готовность учащихся к уроку

- Сформулировать тему, сообщить план.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о файлах и файловой системе.

Знакомство с темой и целями урока.

1 слайд

II. Актуализация знаний

3

3 мин

- Когда мы приходим в библиотеку, то видим множество шкафов на полках в которых находятся книги. Точно также на диске компьютера (библиотека) хранятся папки (шкафы). В папках находятся вложенные папки (полки), во вложенных папках находятся файлы (книги), каждый файл имеет имя (название книги).

- Давайте с вами проведём аналогию между этими словами:

hello_html_m32e604c8.png

И так, давайте повторим с вами основные определения.

  1. Что такое файл?

  2. Какие символы нельзя использовать при создании имени файла?

  3. Для чего нужно знать расширение файла?

  4. Какие действия можно выполнить над файлом?

  5. Дайте определение файловой системы.

  6. Какую информацию несет строка
    L1.TXT         1 Кбайт        Текстовый документ     02.03.20005  18:00



Учащиеся слушают и осмысливают материал












Сопоставляют слова













Ответы учащихся на вопросы:

1. Файл- это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти

2. \ / : * ? “ < > |

3. Для того чтоб определить что находится в файле

4. Создать, Сохранить, Закрыть, Открыть, Переименовать, Переместить, Копировать, Удалить

5. ФС -это система хранения файлов и организации каталогов.

6. текстовый файл. созданный в программе Блокнот 02.03.2005 в 18:00














2 слайд












3,4 слайды

III. Обобщение и систематизация знаний.






































































































Самостоятельная работа учащихся

4


20 мин

- А сейчас я проверю насколько хорошо вы усвоили предыдущий материал.

Для этого мы будем проходить станции:

1. Имя файла

2. Расширения файлов

3. Пути к файлам

4. Финиш


Отвечать на вопросы вы будете, не выкрикивая с места, поднимая карточки ели вы считаете ответ верным «1», а если не верным то «2»


И так, 1 станция:

  1. Какие имена файлов составлены правильно, а какие неправильно?

  2. 123.123

  3. Ф45

  4. 123+123=246

  5. 120/10.12

  6. Дорогой друг.txt

  7. Маленькая/страна

  8. Пишу письмо.bmp


2. Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
1) IVAN*.DOC
2) LIN?EXE
3) КУКУ.BMP
4) A.B.TXT


3. Какие файлы отвечают шаблону *bf.d?c


dbf.exedbf.docаrbf.doc, аbaf.dsc, fbf.dof ,

rrrbf.dic


Пояснение: при поиске файлов, вы можете использовать знак «*» который позволяет найти файлы с любым именем, если стоит впереди расширения, или с любым расширением, если стоит после имени.При использовании знака вопроса можно вставить 1 символ.

 

  1. Какие файлы отвечают шаблону ми*.?xe

 

миr.exe,  мира.xe,  ами.8xe  ами.еxe      миа.рxe   миа.еxe


  1. Какие файлы отвечают шаблону ан*.do?

 

ман.exe,  мира.doc,  ани. doc  ами. doc      миа.dof   анн. dof


2 станция:

Соедините расширения с подходящими типами файлов


.exe, .com


Интернет-страница

.txt


Исполняемые файлы

.ipg


Файл электронных таблиц

.rar


Графические файлы

.mp3, .mid


Текстовые файлы

. htm


Звуковые файлы

.xls


Архивные файлы


3 станция:

Прежде чем выполнить это задание давайте вспомним как указывается полный путь к файлу.

  1. Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы»
    hello_html_m7ef990d8.png
    - А теперь к доске выходят 4 человека и записывают полный путь к файлу: «Оптические явления», «Интернет», «Закат», «Зима».

  2. Разбейтесь на группы по 4 человека. Каждой группе даётся задание обратное предыдущему, в котором нужно построить дерево каталогов:

C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc


4 станция:

Я раздаю карточки с заданием, вы самостоятельно их выполняете.

Задания на карточках:


1. Запишите полный путь к файлу readme.txt, если известно, что он хранится в папке HELP, вложенной в папку HOME, находящейся на диске D:.



C:

2. Дана иерархическая файловая структура:

hello_html_56499b12.gif










Записать полные пути ко всем файлам и папкам данной структуры.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

3. Выберите из предложенного списка файлов только те, которые относятся к графическим (используются для хранения рисунков): my.doc, family.jpg, car.bmp, bell.mp3, dog.gif, song.wav, book.zip, war.avi.


4. Определите что содержится в приведённых ниже файлах: hello_html_m3b920ec0.jpg*

1)

2)

3)

4)

5)

6)

















Ответыучащихся: при ответе на вопросы дети поднимают карточки

  1. Правильно; 2- неправильно




1,2,3,5,7








3,4





































Учащиеся ставят стрелки между группами расширений и их типами.





Учащиеся отвечают на поставленный ворос:

В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл.
















hello_html_m373fbe7b.png






Самостоятельное выполнение заданий учащимися.










5 слайд




















6 слайд









7 слайд






8 слайд












9 слайд













10 слайд
















11 слайд














12 слайд


13 слайд









14 слайд













































IV. Практическая работа


10 мин

Практическая работа


1 уровень сложности (создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов)

  1. Создать в папке «Мои документы» папку MyFiles.

  2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать в нём свою визитную карточку (фамилию, имя, отчество, адрес, телефоны).

  3. Сохранить набранный текст в папке MyFiles под именем vizitka.

  4. Создать в папке «Мои документы» папку NewFolder.

  5. Скопировать в папку NewFolder файл vizitka.txt из папки MyFiles.

  6. Переименовать файл vizitka.txt из папки NewFolder в файл card.txt.

  7. Скопировать файл card.txt в папку MyFiles.

  8. Переместить папку NewFolder в папку MyFiles.

  9. Определить время создания файла vizitka.txt и его размер в байтах.

  10. Показать задание учителю

11Удалить папку MyFiles.


2 уровень сложности (шаблоны имён файлов, поиск файлов на диске, сортировка содержимого папки)

  1. Создать в папке «Мои документы» папку Pictures.

  2. Найти на диске C: любые пять файлов с расширением .jpg (использовать поиск файлов по шаблону).

  3. Скопировать все найденные файлы в папку Pictures.

  4. Отсортировать скопированные файлы по убыванию размера файла (при этом размер каждого файла должен отображаться на экране).

  5. Определить размер папки Pictures.

  6. Переименовать все файлы, назвав их foto1.jpg, foto2.jpg, foto3,jpg, foto4.jpg, foto5.jpg.

  7. Отсортировать содержимое папки Pictures по именам файлов.

  8. Удалить папку Pictures.

  9. Найти на диске C: все файлы, имя которых начинается на букву p и заканчивается буквой t.













Выполняют практическую работу

15 слайд











V. Дача д.з.


2 мин

Домашнее задание вы получаете на карточках

Предложите варианты имен и типов для перечисленных ниже файлов. 

Перенесите в тетрадь таблицу и заполните ее.

Содержание

Имя

Тип

Полное имя файла

Фото моей семьи

 

 

 

Рецепт яблочного пирога

 

 

 

Буклет «Моя школа»

 

 

 

Открытое письмо Биллу Гейтсу

BillG

Doc

BillG.doc

Семейный альбом «Моя родословная»

 

 

 

Репродукция картины Малевича «Черный квадрат»

 

 

 

Петиция директору школы об увеличении числа уроков информатики

 

 

 

Реферат по истории

 

 

 

Реклама концерта рок-группы

 

 

 

Статья в журнал «Информатика и образование»

 

 

 




Записывают в дневники домашнее задание

16 слайд

VI. Итог

15



3 мин

Оценивание детских работ и выставление отметок






Название документа Файл и файловая система.pptx

Файл и файловая система. Практика Автор: учитель информатики МАОУ «МСОШ №16» ...
Файл и файловая система Шкаф Библиотека Полка Книга Название книги Диск Папка...
Что такое файл? - Какие символы нельзя использовать при создании имени файла?...
- Какие действия можно выполнять над файлом? - Дайте определение файловой сис...
Прохождение станций темы «Файлы и файловая система» 1 станция «Имя файла» 2 с...
1 станция «Имя файла» - Какие имена файлов составлены верно, а какие не верно...
Выберете допустимые имена файлов их перечисленных ниже: 1 станция «Имя файла»...
Какие файлы отвечают шаблону *df.d?c 1 станция «Имя файла» dbf.exe, dbf.doc, ...
Какие файлы отвечают шаблону ми*.?ехе 1 станция «Имя файла» миr.exe, мира.хе,...
Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы» 3 станция «Пути к файлам»
Постройте дерево каталогов по путям к файлам 3 станция «Пути к файлам» C:\Рис...
 3 станция «Пути к файлам»
4 станция «Финиш» Самостоятельное выполнение зданий
 4 станция «Финиш» Практическая работа
Домашнее задание Выполнить задание на карточках
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Файл и файловая система. Практика Автор: учитель информатики МАОУ «МСОШ №16» Шав
Описание слайда:

Файл и файловая система. Практика Автор: учитель информатики МАОУ «МСОШ №16» Шавалеева Светлана Алексеевна г.Миасс, 2013г.

№ слайда 2 Файл и файловая система Шкаф Библиотека Полка Книга Название книги Диск Папка Вл
Описание слайда:

Файл и файловая система Шкаф Библиотека Полка Книга Название книги Диск Папка Вложенная папка Файл Имя файла

№ слайда 3 Что такое файл? - Какие символы нельзя использовать при создании имени файла? -Д
Описание слайда:

Что такое файл? - Какие символы нельзя использовать при создании имени файла? -Для чего нужно знать расширение файла? Файл - Программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти Для того, чтобы определить что содержится в файле (текст, рисунок.? Музыка и т.п.) \ / : * ? “ < > |

№ слайда 4 - Какие действия можно выполнять над файлом? - Дайте определение файловой систем
Описание слайда:

- Какие действия можно выполнять над файлом? - Дайте определение файловой системе -Какую информацию несет строка? Создавать, сохранять, закрывать, открывать, переименовывать, перемещать, копировать, удалять. L1.TXT         1 Кбайт        Текстовый документ     02.03.2005  18:00 Файловая система – это система хранения файлов и организация каталогов. Текстовый файл, созданный в «Блокнот» 2 марта в 18:00

№ слайда 5 Прохождение станций темы «Файлы и файловая система» 1 станция «Имя файла» 2 стан
Описание слайда:

Прохождение станций темы «Файлы и файловая система» 1 станция «Имя файла» 2 станция «Расширение файла» 3 станция «Пути к файлам» 4 станция «Финиш»

№ слайда 6 1 станция «Имя файла» - Какие имена файлов составлены верно, а какие не верно? 1
Описание слайда:

1 станция «Имя файла» - Какие имена файлов составлены верно, а какие не верно? 123.123 ф45 123+123=246 120/19.12 Дорогой друг.txt Маленький/большой Пишу письмо.bmp

№ слайда 7 Выберете допустимые имена файлов их перечисленных ниже: 1 станция «Имя файла» IV
Описание слайда:

Выберете допустимые имена файлов их перечисленных ниже: 1 станция «Имя файла» IVAN*.DOC LIN?EXE КУКУ.BMP A.B.TXT

№ слайда 8 Какие файлы отвечают шаблону *df.d?c 1 станция «Имя файла» dbf.exe, dbf.doc, arb
Описание слайда:

Какие файлы отвечают шаблону *df.d?c 1 станция «Имя файла» dbf.exe, dbf.doc, arbf.doc, abaf.dsc, fbf.dof, rrrbf.dic

№ слайда 9 Какие файлы отвечают шаблону ми*.?ехе 1 станция «Имя файла» миr.exe, мира.хе, ам
Описание слайда:

Какие файлы отвечают шаблону ми*.?ехе 1 станция «Имя файла» миr.exe, мира.хе, ами.8хе, ами.ехе, миа.рхе, миа.ехе

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы» 3 станция «Пути к файлам»
Описание слайда:

Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы» 3 станция «Пути к файлам»

№ слайда 12 Постройте дерево каталогов по путям к файлам 3 станция «Пути к файлам» C:\Рисунк
Описание слайда:

Постройте дерево каталогов по путям к файлам 3 станция «Пути к файлам» C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp C:\Мои документы\Доклад.doc

№ слайда 13  3 станция «Пути к файлам»
Описание слайда:

3 станция «Пути к файлам»

№ слайда 14 4 станция «Финиш» Самостоятельное выполнение зданий
Описание слайда:

4 станция «Финиш» Самостоятельное выполнение зданий

№ слайда 15  4 станция «Финиш» Практическая работа
Описание слайда:

4 станция «Финиш» Практическая работа

№ слайда 16 Домашнее задание Выполнить задание на карточках
Описание слайда:

Домашнее задание Выполнить задание на карточках

Разработка практического урока по информатике 8 класс на тему "Файл.Файловая система"
  • Информатика
Описание:

Разработка практического занятия в 8 классе на тему "Файл.Файловая система."

Данный материал включает в себя авторский конспект урока, приложение к конспекту (карточки для работы на уроке и дома), презентация к уроку.

Данная разработка предназначена для повторения и обобщения знаний по теме «Файл и файловая система», в которую входят задания различных типов, а именно логические задачи, практические на ПК, самостоятельная работа учащихся, коллективные задания.

Автор Шавалеева Светлана Алексеевна
Дата добавления 27.09.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 1204
Номер материала MA-060910
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓