Главная / Русский язык и литература / Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание приставок пре- и при-"

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание приставок пре- и при-"

Открытый урок русского языка в 6 классе на тему: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Автор: учитель русского языка и литературы Канина Ирина Ивановна

 Цели урока:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

  • повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

  • усвоить зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их значения;

  • различать на письме приставки пре- и при-;

  • развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Задачи:

Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

  2. Формировать навык написания приставок пре- и при-;

  3. Повторить морфемный разбор слов;

  4. Развить умение формулировать определение понятий;

  5. Обогащать словарный запас учащихся;

  6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;

  2. Развитие внимания;

  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;

  2. Воспитание ценностного отношения к слову;

  3. Развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 
Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;

  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. Пополнение словарного запаса;

  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Методы и приемы: беседа.

Оборудование:

  1. карточки для учащихся;

  1. компьютер;

  1. интерактивная доска;

  1. проектор

План урока

  1. Организационный момент (пояснение и запись темы, постановка цели урока).

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание приставок пре- и при-».

  2. Домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока.


Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, насколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу.
Откройте тетради и запишите тему урока: «Правописание приставок пре- и при-». Цель нашего урока - вспомнить эти приставки и условия написания в них гласных (слайд 1).

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание приставок пре- и при-».

Учитель: Давайте вспомним для начала, что вообще такое ПРИСТАВКА? (ученики отвечают) Для чего она служит? (для образования новых слов).

На экран выведены глаголы (слайд 2). Образуйте, от этих глаголов новые с помощью приставки. 

Бежал, скакал, думать, летит, плывет, делать, тащил, бить, вязать, шить, клеить, открыть, тормозить (учащиеся отвечают).

Учитель: Молодцы. Вот и приставки ПРЕ-и ПРИ- образуют новые слова, придавая им новый смысл, а иногда и полностью меняя его. Чтобы разобраться в этих двух приставках, давайте я вам расскажу сказку. А вы поможете мне.

Сварливые сестрички (склонный к ссорам, ворчливый)

Жили-были в стране Грамматики две сестрички – приставки близнецы ПРЕ- и ПРИ-. Приставка ПРЕ- была прекрасна лицом, умная-преумная, добрая-предобрая, а приставка ПРИ-, не менее привлекательная, была настоящей рукодельницей: могла и пуговицу пришить, и обед приготовить и обои приклеить. Многолетняя дружба связывала их с глаголами и именами прилагательными, которых их уважали за готовность всегда прийти на помощь.

Но однажды они поспорили между собой, кто из них милее.

Ученик 1: «Я самая точная приставка, - утверждала приставка ПРИ-. Я люблю конкретность и потому всегда называю действия и признаки своими именами. Вот поэтому кому-то придётся ПРИкусить свой язычок»

Ученик 2: «А я, - отвечала приставка ПРЕ-, - самая мягкая и добрая, но есть захочу, то могу тотчас же ПРЕкратить эти разговоры и тогда никому не поздоровится!»

После той ссоры настали в стране Грамматики самые пасмурные дни. Чуть до драки не дошло. Обратились тогда самостоятельные части речи к Правописанию с просьбой примирить приставки ПРЕ и ПРИ. Ну, мудрое правописание рассудило так:

Ученик 3: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ- придаёт словам значение Присоединения, ПРИближение и неполного действия. А приставка ПРЕ- пусть придаёт словам значения высокой степени качества или действия, так же значение «через».

Когда приставки узнали, что поводов для ссор нет, они помирились. Только осторожная приставка ПРЕ- всякий раз, когда ей надо было куда-то отлучиться просила постоять за себя приставку ПЕРЕ- или наречие ОЧЕНЬ.

Учитель: Почему сказка имеет такое название? В чём её смысл? (учащиеся отвечают). А теперь посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение (слайд 3). На столах каждого из вас лежат карточки. Вы берете карточку 1 и заполняете таблицу. Информацию ищете в стихотворении.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

Карточка № 1. Знакомство с орфограммой «Гласные в приставках пре- и при-»


Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры


ПРИбежать


ПРЕлестный


ПРИклеить


ПРЕрвать


ПРИморский

 

 


ПРИгореть

 

 



Учитель: Проверьте свою работу: посоветуйся с соседом, если возникли затруднения, сомнения, то посмотри на экран (слайд 4).

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 



Учитель: Время на выполнение задания закончилось. Теперь возьмите карточку 2. С помощью этой карточки учимся применять правило.

Карточка № 2. Учимся применять правило.

1. Вставь буквы и найди «Четвертое лишнее», подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • пр…возносить, пр…восходить, пр…надлежать, пр…вратить;

  • пр … бавить, пр … лечь, пр … морский (парк), пр … подаватель;

  • пр…одолеть, пр…целиться, пр…кратить, пр…небречь;

  • пр … болел, пр … вязчивый, пр … езд (домой), пр … пятствовать.

Ответы:

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • прибавить, прилечь, приморский (парк), преподаватель;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь;

  • приболел, привязчивый, приезд (домой), препятствовать.

2. Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-



















Учитель: Время на выполнение задания закончилось. Теперь проверьте свою работу: посоветуйся с соседом, если возникли затруднения, сомнения, то посмотри на экран (слайд 5).

Ответы:

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

Учитель: Хорошо, с этим заданием мы закончили и сейчас сыграем в игру «Одно словечко». Посмотрите на экран – на нем вы видите словосочетания (слайд 6). Ваша задача выразить словосочетания одним словом с помощью приставок пре- и при-

1) Сверх добрый (Предобрый)

2)Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 

3)Участок около школы. (Пришкольный).

4)Очень старательный. (Прилежный).

5)Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

6)Город при море. (Приморский)

7)Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 

8)Вызывающая восхищение, красивая. (Прекрасная).

9) Немного открыть окно. (Приоткрыть).

10) Человек, который обманул наше доверие. (Предатель)

Учитель: Молодцы. А сейчас вы выполните самостоятельную работу. У каждого карточка своего цвета (синяя, зеленая, желтая). Эти карточки вы сдадите в конце урока, я их проверю и оценки скажу на следующем уроке. Приступаем.

Карточка № 3. Проверяем свои знания

Творческий диктант. Задание дифференцированное.

Синяя карточка – трудная.

Зеленая карточка – средней трудности.

Желтая карточка – простая.

1 группа (сложные, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зеленого цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста.
(Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (простые, карточки желтого цвета)

1.   Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Учитель: Ваше время вышло. Прошу отложить ваши карточки. И теперь вспомним, о чем говорили на уроке. Кратко все представлено на экране (слайд 7).

Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.


Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

 

 

 2. если ее можно заменить приставкой пере-

 

прекрасный – очень красивый

пребольшой – очень большой

 

 

прервать – перервать,

преломить – переломить

 

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

 

приблизиться, прибытие, приехавший

приклеенный, придавить, присоединение

пришкольный, приморье, прибрежный

присесть, приподняться

3. Домашнее задание

Учитель: Попрошу сдать карточки с ответами и предлагаю записать домашнее задание.

4. Подведение итогов урока

Учитель: Замечательно! Ребята, сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме «Правописание приставок пре- и при-». Вы неплохо потрудились. Всем большое спасибо за проделанную работу!


Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание приставок пре- и при-"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;

повторить ранее изученный материал о правописании приставок;

усвоить зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их значения;

различать на письме приставки пре- и при-;

развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.

Задачи:

1.Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

2.Формировать навык написания приставок пре- и при-;

3.Повторить морфемный разбор слов;

4.Развить умение формулировать определение понятий;

5.Осуществление системно-деятельностного подхода;

6. Развитие внимания;

7.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

8.Воспитание интереса и уважения к родному языку;

9.Воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

Методы и приемы: беседа.


Автор Канина Ирина Ивановна
Дата добавления 10.04.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 654
Номер материала MA-066304
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы