Главная / Русский язык и литература / Разработка открытого урока по литературе на тему «А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой» (11 класс)

Разработка открытого урока по литературе на тему «А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой» (11 класс)

Разработка открытого урока литературы

11 класс


Тема: «А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой»

Цели урока:

Образовательные:

· помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;

· организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой;

Развивающие:

· формировать у учащихся умение целеполагания;

· развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

Воспитательные:

· развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

· развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

· воспитывать читательскую культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: эвристический семинар.

Доминирующая технология: технология проблемного обучения

Оборудование:

  1. Портреты А.А.Ахматовой

Анна Ахматова

hello_html_m116ddec5.jpghello_html_m4f7bc828.jpg




  1. Выставка книг

hello_html_m114c64e6.jpghello_html_1294db07.jpghello_html_12accf71.jpg

Ахматова А.А.



4. Компьютер

5. Интерактивная доска

6. Проектор


На экран выведен слайд 1

Эпиграф

Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел до святости непоправим.
И.Северянин

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).


Тема урока: «А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой»


Таблица 1.

Дата

Важное событие

 

 

Таблица 2.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

 

 

 











План урока

1. Вступительное слово. Формулировка целей урока самими учащимися.

Постановка проблемного вопроса всего урока.

2. Индивидуальные сообщения о личности и судьбе Ахматовой А.А.

3. Исследовательская работа в микрогруппах.

4. Обобщение и систематизация результатов урока.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.



Ход урока

I. Слово учителя, формулировка целей урока, постановка проблемного вопроса (слайд 2)

Учитель: Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово «поэтесса», ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия»- это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию «женской поэзии» А.А.Ахматовой.

«Вдумайтесь» в тему урока, «вчитайтесь» в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.

Цели урока: учащиеся формулируют цели, например

1 учащийся: Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.

2 учащийся: Совершенствовать навыки анализа стихотворения.

3 учащийся: Расширить свои представления о поэзии серебряного века.

4 учащийся: Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

5 учащийся: Получить «5».

Учитель: Хорошо, учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.

На нашем уроке-семинаре мы должны будем ответить на главный проблемный вопрос: В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии» А.А.Ахматовой?

Так же обращаю ваше внимание, что на каждом столе каждой группы лежит «Листок оценивания». Вы должны будете оценить выступление своих коллег от каждой группы по 5-ти бальной школе и в конце урока сдать их.

Листок оценивания I группы

группы

Эмоциональность и выразительность чтения стихотворений

Глубина раскрытия темы

Правильность определения слов из словаря уроков

Индивидуальные сообщения

2





3





4





5







Листок оценивания II группы

группы

Эмоциональность и выразительность чтения стихотворений

Глубина раскрытия темы

Правильность определения слов из словаря уроков

Индивидуальные сообщения

1





3





4





5







Листок оценивания III группы

группы

Эмоциональность и выразительность чтения стихотворений

Глубина раскрытия темы

Правильность определения слов из словаря уроков

Индивидуальные сообщения

1





2





4





5







Листок оценивания IV группы

группы

Эмоциональность и выразительность чтения стихотворений

Глубина раскрытия поставленных вопросов

Правильность определения слов из словаря уроков

Индивидуальные сообщения

1





2





3





5







Листок оценивания V группы

группы

Эмоциональность и выразительность чтения стихотворений

Глубина раскрытия темы

Правильность определения слов из словаря уроков

Индивидуальные сообщения

1





2





3





4






II. Индивидуальные сообщения учащихся

Учитель: А теперь перейдем к индивидуальным сообщениям о личности и судьбе А.А. Ахматовой.

Класс слушает сообщения 3-х учащихся (каждому было дано индивидуальное задание ранее) и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой?

Учащийся: А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906-1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908-1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г.

Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на «башне» Вячеслава Иванова. По свидетельству современников, «Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал». Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм...». В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в «Аполлоне». С момента основания «Цеха поэтов» стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина.

Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). В 1914 выходит второй сборник «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере.

Сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов.

Учащийся: Послереволюционные годы

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

Годы молчания. «Реквием»

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.


Учащийся: Война. Эвакуация

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.

Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года

В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946)» ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.

Последние годы. «Бег времени»

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая

сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. 

Учитель: Молодцы! Личность и судьбу Ахматовой Анны Андреевны мы рассмотрели и приступаем к следующему этапу нашей работы - исследовательская работа в микрогруппах.


III. Исследовательская работа в микрогруппах

Учитель: Ваши задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, необходимо подготовить ответ на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока.

Итак, структура ответов того этапа такова:

1. Выразительное чтение выбранного произведения.

2. Устный ответ.

3. Заполнение таблицы № 2

I группа

Учащийся: Мы взяли первый сборник «Вечер», вышедший в 1912г. в который входят стихи: «Любовь», «Сердце к сердцу не приковано…», «Музе», цикл « В Царском Селе…» и др.

Выразительное чтение стихов учащимися

Учащийся: стихотворение «Любовь»


То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.


Учащийся: стихотворение «Сердце к сердцу не приковано…»

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь – уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую, –

Смерть придет поцеловать.

Дни томлений острых прожиты

Вместе с белою зимой.

Отчего же, отчего же ты

Лучше, чем избранник мой?


Учитель: Замечательно, а теперь попытайтесь раскрыть сущность лирической героини, как видит «любовь» Ахматова? Что характерно для стихотворений этот периода?

Учащийся: Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как «поединок роковой», «любовная пытка» («Музе»). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: «Сердце к сердцу не приковано…».

Учащийся: Даже небольшой цикл стихотворений «В Царском Селе» - это побег из мира жестокой реальности в розовый мир игры. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит «от радости и от покоя», «покоряет обманно». Лирическая героиня охвачена болью недоумения.

Учащийся: Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой. На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих «вещный мир».

Учащийся: Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

  • ясный взгляд на жизнь;

  • стремление к простоте, естественности;

  • конкретно-чувственное восприятие «вещного мира»;

  • увлеченное любование мелочами;

  • близость стиха разговорному строю языка;

  • камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

Учитель: Хорошо. В ваших ответах прозвучали такие понятия как акмеиз, новелла, баллада. Помимо них в словаре урока присутствуют такие понятия как психологизм, лирический герой. Предлагаю вашей группе раскрыть одно из понятий.

Учащийся: Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Учитель: Совершенно верно. Теперь заслушаем следующую группу.


II группа

Учащийся: Мы взяли стихотворения из второго сборника «Четки», изданный в 1914г.: «Настоящую нежность не спутаешь…», «Проводила друга до передней…», «Сколько просьб у любимой всегда…»

Выразительное чтение стихов учащимися

Учащийся: стихотворение «Настоящую нежность не спутаешь ...»

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем. И она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха

И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные,
Несытые взгляды твои!

У
чащийся: стихотворение «Столько просьб у любимой всегда!»

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает...
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану — Христос, помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки.

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии словной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети...
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнуться лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.


Учащийся: «Проводила друга до передней…»

Проводила друга до передней.

Постояла в золотой пыли.

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.


Учитель: Попытайтесь раскрыть суть данного периода, как меняется лирическая героиня Ахматовой?

Учащийся: В сборнике «Четки» лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: «золотая пыль», «бесцветный ледок».

Учащийся: В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?

В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.

Учащийся: Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что «от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца». В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Учащийся: Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: «Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...»

Учитель: Первой группой было раскрыто понятие лирический герой, вам предлагаю раскрыть понятие баллада.

Учащийся: Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Учитель: Верно, третья группа.


III группа

Учащийся: Нами был выбран сборник «Белая стая», 1917 года и его стихи: «Я улыбаться перестала», «То пятое время года…», «Тот голос, с тишиной великой споря».

Выразительное чтение стихов учащимися

Учащийся: стихотворение «Я улыбаться перестала...»

Я улыбаться перестала,

Морозный ветер губы студит,

Одной надеждой меньше стало,

Одною песней больше будет.

И эту песню я невольно

Отдам на смех и поруганье,

Затем что нестерпимо больно

Душе любовное молчанье.


Учащийся: стихотворение «То пятое время года...»

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого что – это любовь.

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.


Учитель: Что теперь изменилось в лирической героине и что нового появилось?

Учащийся: Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой.

Учащийся: Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:

Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

Учащийся: Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: «Нестерпимо больно душе любовное молчанье…» Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь – «пятое время года».

Учитель: поясните слово психологизм.

Учащийся: Психологизм - углубленное изображение психических, душевных переживаний. В творчестве Ахматовой отчётливей слышится мотив смерти («Муза ушла по дороге…»):

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Учитель: Молодцы, третья группа завершила свое выступление, следующая группа.

IV группа

Учащийся: в 1921 году было написано 2 сборника «Подорожник» и « Anno Domini» . Мы взяли сборник «Подорожник» и стихотворения: «Это просто, это ясно…», «О нет, я не тебя любила…», «Не с теми я, кто бросил землю…».

Выразительное чтение стихов учащимися

Учащийся: стихотворение «Это просто, это ясно…»

Это просто, это ясно,

Это всякому понятно,

Ты меня совсем не любишь,

Не полюбишь никогда.

Для чего же так тянуться

Мне к чужому человеку,

Для чего же каждый вечер

Мне молиться за тебя?

Для чего же, бросив друга

И кудрявого ребенка,

Бросив город мой любимый

И родную сторону,

Черной нищенкой скитаюсь

По столице иноземной?

О, как весело мне думать,

Что тебя увижу я!


Учащийся: стихотворение «О нет, я не тебя любила...»

О нет, я не тебя любила,

Палима сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем.

Передо мною на колени

Ты стал, как будто ждал венца,

И смертные коснулись тени

Спокойно юного лица.

И ты ушел. Не за победой,

За смертью. Ночи глубоки!

О, ангел мой, не знай, не ведай

Моей теперешней тоски.

Но если белым солнцем рая

В лесу осветится тропа,

Но если птица полевая

Взлетит с колючего снопа,

Я знаю: это ты, убитый,

Мне хочешь рассказать о том,

И снова вижу холм изрытый

Над окровавленным Днестром.

Забуду дни любви и славы,

Забуду молодость мою,

Душа темна, пути лукавы,

Но образ твой, твой подвиг правый

До часа смерти сохраню.


Учитель: Что нового в стихотворениях этих лет, как меняется «любовь»?

Учащийся: Теперь любовь становится уже «испытанием железом и огнём». Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: «вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…».

Учащийся: Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного в памяти, как образ героя: «Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню». Такие переживания вызваны войной, революцией:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мой изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…

Учащийся: Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…». В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

Учитель: предлагаю вам раскрыть понятие акмеизма, оно упоминалось первой группой.

Учащийся: Акмеизм литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.


Учитель: Правильно, ваше выступление было четким и лаконичным. И последняя группа со сборником «Тростник»

V группа

Учащийся: Мы представляем стихи из сборника «Тростник»: «Одни глядятся в ласковые взоры…», «От тебя я сердце скрыла…», «Творчество». Данные стихотворения датируются 1936 годом.

Выразительное чтение стихов учащимися

Учащийся: стихотворение «Одни глядятся в ласковые взоры...»

Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.

Я говорю: «Твое несу я бремя
Тяжелое, ты знаешь, сколько лет».
Но для нее не существует время,
И для нее пространства в мире нет.

И снова черный масленичный вечер,
Зловещий парк, неспешный бег коня.
И полный счастья и веселья ветер,
С небесных круч слетевший на меня.

А надо мной спокойный и двурогий
Стоит свидетель... О, туда, туда,
По древней по Подкапризовой дороге,
Где лебеди и мертвая вода.


Учащийся: стихотворение «От тебя я сердце скрыла...»

От тебя я сердце скрыла,
Словно бросила в Неву...
Прирученной и бескрылой
Я в дому твоем живу.
Только... ночью слышу скрипы,
Что там - в сумраках чужих? -
Шереметевские липы...
Перекличка домовых...
Осторожно подступает,
Как журчание воды,
К уху жарко приникает
Черный шепоток беды -
И бормочет, словно дело
Ей всю ночь возиться тут:
«Ты уюта захотела.
Знаешь, где он - твой уют?»

Учащийся: стихотворение «Творчество»
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо.
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, -
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Учитель: Замечательно. Что нового в этом периоде творчества Ахматовой, каковы ее стихи?

Учащийся: В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: «Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу». Если в ранней лирике утрата «крылатости» вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: «Твоё несу я бремя…»

Учащийся: Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: «Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…», совести: «А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…»

Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: «Все на колени, все!»

Учитель: Хорошо. И ваше понятие новеллы.

Учащийся: Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Учитель: Отлично. Все ребята выступили очень хорошо, каждая группа постаралась в полной мере раскрыть суть каждого сборника, показать, как менялась лирическая героиня, как преобразовывалась любовь.

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Учитель: Теперь давайте обобщим и систематизируем результаты исследования, ответим на проблемный вопрос опираясь на таблицу № 2. В чем заключается своеобразие любовной лирики и поэтическое мастерство Ахматовой А.А.?

Учащиеся: Своеобразие любовной лирики заключается в:

1. Любви безнадёжной, несбывшейся.

2. Синтезе тем любви к Родине, к человеку.

3. Доверительности, интимности, нежности.

4. Сюжетности (баллада, новелла, кино).

5. Мотиве смерти, властности, величия, странничества.

6. Эволюции лирической героини.

7. Психологизме лирической героини.

8. Близости стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство в:

1. Лаконизме.

2. Малом объёме произведения.

3. Мастере «говорящей» детали, «овеществление» поэтических образов.

4. Афористичности речи.

V. Подведение итогов

Учитель: Таким образом, в результате наблюдений и обобщений мы только что озвучили ответ на проблемный вопрос. Напоминаю, что в начале урока вам были выданы «Листки оценивания», сейчас я прошу их сдать мне. Я учту ваши заметки при выставлении оценок, которые вы узнаете на следующем уроке. На этом наш урок закончен, всем большое спасибо за активную и плодотворную работу.


VI. Домашнее задание

Учитель: Ваше домашнее задание состоит в чтение поэмы А.А. Ахматовой «Реквием», так же попрошу подготовить ответ на вопросы: В чем идея произведения? Какой исторический и жизненный контекст положен в основу «Реквиема»?







Разработка открытого урока по литературе на тему «А.А.Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой» (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

Образовательные:

помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А.Ахматовой;

организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой;

Развивающие:

формировать у учащихся умение целеполагания;

развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;

Воспитательные:

развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

воспитывать читательскую культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: эвристический семинар.

Доминирующая технология: технология проблемного обучения
Автор Канина Ирина Ивановна
Дата добавления 24.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 568
Номер материала MA-065145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓