Инфоурок Литература КонспектыРазработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)

Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Имя существительное.pptx

Скачать материал "Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • Графический диктант1. В..сна
2. К..пель
3. По..снежник
4. Со..нце
5. Прик..са...

    2 слайд

    Графический диктант
    1. В..сна
    2. К..пель
    3. По..снежник
    4. Со..нце
    5. Прик..сание
    6. Р..сток
    7. Праз..ник
    8. Акац..я
    9. Р..стительность
    10. Цв..ты
    11. Уд..вление

  • проверка1. ВЕсна
2. КАпель
3. ПоДснежник                     «5»-0 ошибок
4....

    3 слайд

    проверка
    1. ВЕсна
    2. КАпель
    3. ПоДснежник «5»-0 ошибок
    4. СоЛнце «4»-1-2 ошибки
    5. ПрикАсание «3»-3-5 ошибок
    6. Росток «2»- 6 и более
    7. ПразДник
    8. АкацИя
    9. РАстительность
    10. ЦвЕты
    11. УдИвление

  • А.А. Фет.
 Шепот, робкое дыханье,
 Трели соловья,
 Серебро и колыханье
 Сонно...

    4 слайд

    А.А. Фет.

    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…

  • Тема:
Имя существительное
 как часть речи

    5 слайд

    Тема:

    Имя существительное
    как часть речи

  • Цель:
  Узнать существительное как часть речи:
грамматическое   значение;
мор...

    6 слайд

    Цель:

    Узнать существительное как часть речи:
    грамматическое значение;
    морфологические признаки;
    синтаксическую роль.

  • Синтаксический разбор1 ряд.    Кленовый листочек скользит в         быстром п...

    7 слайд

    Синтаксический разбор
    1 ряд. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.

    2 ряд. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.

    3 ряд. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.

    4 ряд. Март – первый месяц долгожданной весны.

  • Подведем итоги.Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая...

    8 слайд

    Подведем итоги.
    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
    Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, изменяются по временам, родам, числам и падежам.
    Имена существительные в предложении являются только подлежащими.

  • 
Я понял, что…
Теперь я могу…
Сегодня я узнал…

    9 слайд


    Я понял, что…
    Теперь я могу…
    Сегодня я узнал…

  • Весеннее настроение  Март, цветы, восторг, душа.
  Мама, милая моя!
  В сердц...

    10 слайд

    Весеннее настроение
    Март, цветы, восторг, душа.
    Мама, милая моя!
    В сердце пламени весна.
    Поздравляю я тебя!

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели урока:

1.     Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.

2.     Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.

Ход урока:

Слайд «Подснежник»

-  Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас. Садитесь. Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.     Графический диктант. Внимание на экран. Внимательно читаем слова. В столбик пишем пропущенные буквы. Время 30 секунд ( в презентации).

2.     Проверка. Оцените себя. Поднимите, у кого «5», «4», «3» …Спасибо.

Слова: весна, капель, подснежник, солнце, прикасание, росток, праздник, акация, растительность, цветы, удивление.

3.     Баллы:  «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3-4 ош., «2» -5 и более ошибок (в презентации).

4.     На школьной доске заранее прикреплены выполненные учениками «Портреты частей речи» : Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение, Глагол.

 - С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи). А кто правит этой страной? (Морфология). Почему ей дано такое право, что такое морфология? ( Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи).

      - Ребята, а что изображено на ваших портретах? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение). К каким частям речи они относятся? (Самостоятельным). А что их объединяет. Что объединяет все самостоятельные части речи? Какие общие морфологические признаки? (общее грамматическое значение, морфологические признаки: постоянные и непостоянные; синтаксическая роль).

- И сегодня мы обратим свое внимание только на один портрет. Чей же столь живописный портрет удостоит нашего внимания?

5.     Слайд «А.А. Фет»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

 - Какая часть речи преобладает в этом отрывке? (Имя сущ.)

 - Верно. Назовите тему урока (Имя существительное как часть речи).

 - Запишите в тетрадь тему урока.

7. Слайд « Тема: Имя существительное как часть речи»

 - Дети, помогите мне поставить цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке? (Выяснить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).

8. Слайд «Цель урока».

 - Что мы знаем об имени существительном? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?...)

 - А для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам).

 - Следовательно, общее грамматическое значение имени существительного это… (Предмет). (На доску крепится табличка с надписью ПРЕДМЕТ)

9.  -А чтобы узнать лучше значение имени существительного, предлагаю игру «Спрятанное слово».

Задание №1:  - Узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (Таблички с названиями крепятся на доску).

 

1)     Атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией? (гроза)

Что называет это существительное?

1)     Общее грамматическое значение имени существительного – предмет.

Явление природы - Гроза

1)     К слову спокойствие назовите антоним с приставкой.

2)     Состояние человека - Беспокойство

3)     Синоним к слову работа, занятие.

3)Действие как предмет - Труд

4)     Синий цвет, синеватая окраска.

4) Признак как предмет - Синева

 

- Другие значения имен существительных предлагаю найти самостоятельно в учебнике – параграф 53 (Отвлеченные понятия – радость; вещества – нефть; совокупность предметов, лиц – листва, родня).

 - Итак, назовите значения имен существительных? (Явление природы; состояние человека; действие; признак и т.д.). Общее грамматическое значение имени существительного в широком смысле слова… (Предмет)

 - О существительном можно сказать словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

10. - Рассмотрим Морфологические признаки имени существительного.

- задача: в учебнике найдите морфологические признаки и составьте в тетради план-схему (7-8 минут; с.57). ( ученик работает у доски, дети оценивают работу, дополняют примерами).

(Ответ:  Морфологические признаки: Постоянные – собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные; род; склонение. Непостоянные – число; падеж).

 - Почему их называют непостоянные признаки? (изменяются). А постоянные (не изменяются).

11. – Ребята, назовите следующий этап урока? (Синтаксическая роль имени существительного).

12. Слайд «Синтаксический разбор»

( Задания по рядам. Каждый ряд записывает свое предложение и выполняет синтаксический разбор предложения. На задание -  5-6 минут; дети оценивают работы учащихся).

Предложения:

1.     Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.

2.     Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.

3.     По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.

4.     Март – первый месяц долгожданной весны.

Вывод:

- Каким членом предложения может быть имя существительное? (Любым).

13. Физкультминутка. – Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и скажите комплимент, используя имена существительные.

- Ребята, давайте обобщим, что мы узнали об имени существительном?

14. Работа по учебнику - №526 стр58.

15. Подведение итогов. Слайд «Итоги» (высказывание с ошибками)

 - Что узнали нового об этой части речи?

 - Почему эта часть речи получила такое название?  (называют существующие лица, предметы, вещи, явления).

 - Довольны ли вы своей работой?

16. Слайд «Рефлексия». (ученики на карточках отвечают на вопросы:

1. Я понял, что…

2. Теперь я могу…

3. Сегодня я узнал…)

17. Домашнее задание:

1. Создать поздравительную открытку в преддверии весеннего праздника с условием – в тексте должны быть только имена существительные.

2. Сочинение-миниатюра на тему: «Имя существительное как часть речи».

3. Упр 527

(Задания выполняются на выбор).

18. Сбор карточек, выставление оценок.

 - Всем спасибо. Все свободны.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока содержит план-конспект и презентацию.Цели урока (для учителя): 1.Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.2.Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.Цели урока (для ученика): Узнать имя существительное как часть речи:Грамматическое значение.Морфологические признаки.Синтаксическая роль.На уроке учащиеся получат возможность выработать умение опознавать имена существительные с отвлеченным понятием.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.06.2020 220
    • RAR 114.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аверкина Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аверкина Светлана Алексеевна
    Аверкина Светлана Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82872
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции