Главная / Русский язык и литература / Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)

Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)

Название документа Документ Microsoft Office Word.docx

Открытый урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цели урока:

  1. Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.

  2. Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.

Ход урока:

Слайд «Подснежник»

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас. Садитесь. Пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Графический диктант. Внимание на экран. Внимательно читаем слова. В столбик пишем пропущенные буквы. Время 30 секунд ( в презентации).

  2. Проверка. Оцените себя. Поднимите, у кого «5», «4», «3» …Спасибо.

Слова: весна, капель, подснежник, солнце, прикасание, росток, праздник, акация, растительность, цветы, удивление.

  1. Баллы: «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3-4 ош., «2» -5 и более ошибок (в презентации).

  2. На школьной доске заранее прикреплены выполненные учениками «Портреты частей речи» : Имя существительное, Имя прилагательное, Местоимение, Глагол.

- С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое название. Что это за части? (Части речи). А кто правит этой страной? (Морфология). Почему ей дано такое право, что такое морфология? ( Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи).

- Ребята, а что изображено на ваших портретах? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение). К каким частям речи они относятся? (Самостоятельным). А что их объединяет. Что объединяет все самостоятельные части речи? Какие общие морфологические признаки? (общее грамматическое значение, морфологические признаки: постоянные и непостоянные; синтаксическая роль).

- И сегодня мы обратим свое внимание только на один портрет. Чей же столь живописный портрет удостоит нашего внимания?

  1. Слайд «А.А. Фет»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

- Какая часть речи преобладает в этом отрывке? (Имя сущ.)

- Верно. Назовите тему урока (Имя существительное как часть речи).

- Запишите в тетрадь тему урока.

7. Слайд « Тема: Имя существительное как часть речи»

- Дети, помогите мне поставить цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке? (Выяснить грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль).

8. Слайд «Цель урока».

- Что мы знаем об имени существительном? (Обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?...)

- А для чего необходимы имена существительные? (Дают названия различным предметам).

- Следовательно, общее грамматическое значение имени существительного это… (Предмет). (На доску крепится табличка с надписью ПРЕДМЕТ)

9. -А чтобы узнать лучше значение имени существительного, предлагаю игру «Спрятанное слово».

Задание №1: - Узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести. (Таблички с названиями крепятся на доску).



  1. Атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией? (гроза)

Что называет это существительное?

  1. Общее грамматическое значение имени существительного – предмет.

Явление природы - Гроза

  1. К слову спокойствие назовите антоним с приставкой.

  1. Состояние человека - Беспокойство

  1. Синоним к слову работа, занятие.

3)Действие как предмет - Труд

  1. Синий цвет, синеватая окраска.

4) Признак как предмет - Синева



- Другие значения имен существительных предлагаю найти самостоятельно в учебнике – параграф 53 (Отвлеченные понятия – радость; вещества – нефть; совокупность предметов, лиц – листва, родня).

- Итак, назовите значения имен существительных? (Явление природы; состояние человека; действие; признак и т.д.). Общее грамматическое значение имени существительного в широком смысле слова… (Предмет)

- О существительном можно сказать словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

10. - Рассмотрим Морфологические признаки имени существительного.

- задача: в учебнике найдите морфологические признаки и составьте в тетради план-схему (7-8 минут; с.57). ( ученик работает у доски, дети оценивают работу, дополняют примерами).

(Ответ: Морфологические признаки: Постоянные – собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные; род; склонение. Непостоянные – число; падеж).

- Почему их называют непостоянные признаки? (изменяются). А постоянные (не изменяются).

11. – Ребята, назовите следующий этап урока? (Синтаксическая роль имени существительного).

12. Слайд «Синтаксический разбор»

( Задания по рядам. Каждый ряд записывает свое предложение и выполняет синтаксический разбор предложения. На задание - 5-6 минут; дети оценивают работы учащихся).

Предложения:

  1. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка.

  2. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки.

  3. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник.

  4. Март – первый месяц долгожданной весны.

Вывод:

- Каким членом предложения может быть имя существительное? (Любым).

13. Физкультминутка. – Встали, руки в замок, нарисовали в воздухе восьмерку, руки от себя, к себе, а теперь встряхните руками, повернитесь друг к другу и скажите комплимент, используя имена существительные.

- Ребята, давайте обобщим, что мы узнали об имени существительном?

14. Работа по учебнику - №526 стр58.

15. Подведение итогов. Слайд «Итоги» (высказывание с ошибками)

- Что узнали нового об этой части речи?

- Почему эта часть речи получила такое название? (называют существующие лица, предметы, вещи, явления).

- Довольны ли вы своей работой?

16. Слайд «Рефлексия». (ученики на карточках отвечают на вопросы:

1. Я понял, что…

2. Теперь я могу…

3. Сегодня я узнал…)

17. Домашнее задание:

1. Создать поздравительную открытку в преддверии весеннего праздника с условием – в тексте должны быть только имена существительные.

2. Сочинение-миниатюра на тему: «Имя существительное как часть речи».

3. Упр 527

(Задания выполняются на выбор).

18. Сбор карточек, выставление оценок.

- Всем спасибо. Все свободны.



Название документа Имя существительное.pptx

Графический диктант 1. В..сна 2. К..пель 3. По..снежник 4. Со..нце 5. Прик..с...
проверка 1. ВЕсна 2. КАпель 3. ПоДснежник «5»-0 ошибок 4. СоЛнце «4»-1-2 ошиб...
А.А. Фет. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного р...
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: Узнать существительное как часть речи: грамматическое значение; морфоло...
Синтаксический разбор 1 ряд. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весе...
Подведем итоги. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая...
Я понял, что… Теперь я могу… Сегодня я узнал…
Весеннее настроение Март, цветы, восторг, душа. Мама, милая моя! В сердце пла...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Графический диктант 1. В..сна 2. К..пель 3. По..снежник 4. Со..нце 5. Прик..сани
Описание слайда:

Графический диктант 1. В..сна 2. К..пель 3. По..снежник 4. Со..нце 5. Прик..сание 6. Р..сток 7. Праз..ник 8. Акац..я 9. Р..стительность 10. Цв..ты 11. Уд..вление

№ слайда 3 проверка 1. ВЕсна 2. КАпель 3. ПоДснежник «5»-0 ошибок 4. СоЛнце «4»-1-2 ошибки
Описание слайда:

проверка 1. ВЕсна 2. КАпель 3. ПоДснежник «5»-0 ошибок 4. СоЛнце «4»-1-2 ошибки 5. ПрикАсание «3»-3-5 ошибок 6. Росток «2»- 6 и более 7. ПразДник 8. АкацИя 9. РАстительность 10. ЦвЕты 11. УдИвление

№ слайда 4 А.А. Фет. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручь
Описание слайда:

А.А. Фет. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья…

№ слайда 5 Тема: Имя существительное как часть речи
Описание слайда:

Тема: Имя существительное как часть речи

№ слайда 6 Цель: Узнать существительное как часть речи: грамматическое значение; морфологич
Описание слайда:

Цель: Узнать существительное как часть речи: грамматическое значение; морфологические признаки; синтаксическую роль.

№ слайда 7 Синтаксический разбор 1 ряд. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весенне
Описание слайда:

Синтаксический разбор 1 ряд. Кленовый листочек скользит в быстром потоке весеннего ручейка. 2 ряд. Звонко поют птицы, и звенят под деревьями весенние ручейки. 3 ряд. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник. 4 ряд. Март – первый месяц долгожданной весны.

№ слайда 8 Подведем итоги. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая об
Описание слайда:

Подведем итоги. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, изменяются по временам, родам, числам и падежам. Имена существительные в предложении являются только подлежащими.

№ слайда 9 Я понял, что… Теперь я могу… Сегодня я узнал…
Описание слайда:

Я понял, что… Теперь я могу… Сегодня я узнал…

№ слайда 10 Весеннее настроение Март, цветы, восторг, душа. Мама, милая моя! В сердце пламен
Описание слайда:

Весеннее настроение Март, цветы, восторг, душа. Мама, милая моя! В сердце пламени весна. Поздравляю я тебя!

Разработка открытого урока на тему "Имя существительное как часть речи" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока содержит план-конспект и презентацию.

Цели урока (для учителя):

1.Добиваться от учащихся знания основных грамматических признаков имени существительного.

2.Формировать навык соотнесения грамматических признаков имени существительного с планом морфологического разбора.

Цели урока (для ученика):

Узнать имя существительное как часть речи:

  1. Грамматическое значение.
  2. Морфологические признаки.
  3. Синтаксическая роль.

На уроке учащиеся получат возможность выработать умение опознавать имена существительные с отвлеченным понятием.

Автор Истомина Елена Николаевна
Дата добавления 07.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2953
Номер материала MA-060601
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓