Главная / Классному руководителю / Разработка классного часа "Российская армия во все времена"

Разработка классного часа "Российская армия во все времена"

Классный час Российская армия во все времена

Цели: Познакомить учащихся со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать любовь к Родине, уважение к её защитникам, стремление служить Отечеству.

Материалы: флаг, государственный герб, гимн РФ, песня Агутина «Граница», листы для ответов. Презентация

Ход мероприятия:

Звучит песня «Граница» Агутина

Учитель- 23 февраля …. Более 80 лет сильная половина человечества отмечает праздник силы, выносливости, патриотизма и добра. В ознаменование победы над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом 23 февраля 1918 года был издан декрет о праздновании Дня Красной армии, впоследствии он был переименован в День Советской армии и Военно-морского флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День защитника Отечества. Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины.

- Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требуют наличия армиии флота. Так было и с Россией.

-- Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государств, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.

Учитель–В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное сражение монгольского ига произошло при Иване IIIв 1480 году. Причем ИванIII внёс ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.

- В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IV. В результате военных реформ Ивана IV было отменено местничество на время походов, определён единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).

-- До XVIIвека перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

Учитель – Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать,не жалея жизни, своё Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г. Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др.

- Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвящённую истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.

-- А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира – это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, ее замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах. Совершенных во славу русского оружия.

Учитель – Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

- Необыкновенную смелость, самоотверженность проявляли древние русские воины при защите западных, восточных, северных и южных границ Русского государства от нежданных пришельцев – печенегов и половцев, татаро-монголов, немецких рыцарей.

-- В сегодняшней викторине будут участвовать все мальчики нашего класса. Сейчас мы раздадим вам листы для ответов – вы их подпишите и ответьте на наши вопросы. Победитель получит приз.

Учитель- 1) Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам – ее носили с X до XVII века, а потом онастала бесполезной. Что за рубашка? (Это кольчуга – рубашка из множества железных колец)

- В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространённой одеждой. Её носили как воины так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки диаметром не более 2 мм. Чтобы сделать ее, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске. В кузнеце устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверстие кусок раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал ее, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.

Учитель – 2) Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу- «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это? (Шлем)

-Русские шлемы существовали в военном снаряжении в 13-17 веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале 13 века. История его такова: в1216 году бились князья Константин и Георгий, сыновья князя Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении был Мстислав Удалой, а союзником Георгия- Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав своё боевое вооружение, бежали с поля битвы… И на этом месте спустя почти 600 лет найден был лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.

Учитель – 3) В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду – кафтан,камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс шарф? (В эпоху Петра I)

- Носить эту одежду полагалось и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ – епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому – насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в Русской армии. Хорошо хоть, что в отличие от европейского, русский мундир был более свободным, и солдат не боялся лишний раз вдохнуть полной грудью.

-- В петровские времена мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) – синего, артиллеристы – красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом- золоченые пуговицы и золотой галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош был офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского флага и носился через правое плечо.

-- Гусары появились в русской армии при Елизавете Петровне, а так как родиной этого видалегкой кавалерии была Венгрия, то и форму заимствовали оттуда. Гусары носили рейтузы, называемые чикчирами, короткую куртку (доломан) и суконную, отороченную мехом куртку (ментик), которая обычно носилась на левом плече, закрепленная (чтобы на скаку не свалилась) специальным шнуром. И вся эта амуниция была сплошь расшита золотым или серебряным шнуром и украшена многочисленными золочеными пуговицами.

- Гусары прославились своим героизмом в Отечественную войну 1812 года. И отличить на поле боя, в дыму, на большом расстоянии один полк от другого можно было по разным цветам доломанов и ментиков.

Учитель –4) Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте? (Погоны и эполеты)

-- Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более от генералов.

-- До конца 17 века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу и, как следствие, были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу 17 века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирался из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.

--- Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведётся подготовка через гардемаринскую школу.

-- Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств 18 века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины 18 века (семилетняя война 1755-1762 годов, Русско-турецкая война 1768-1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потёмкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

-- Вообще слова «армия» происходит от латинского слова armo – вооружаю. Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около 60 лет назад наша Советская армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

-- Ф в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России. И всегда руководствуется лучшими военными традициями наших предков.

-- Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокосовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме «Офицеры» один из главных героев говорит: «Есть такая профессия – Родину защищать»

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья –разбойника

Он служить заставил,

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

Учитель - 5) Как зовут трёх богатыре, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

6) Что означает звание гардемарин? (В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», т.е. гардемарин это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено ПетромI в1716 году.)

7) Кто такие гренадеры? (Гренадеры – это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны)

8) «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы)

9) как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблём? (Штурвал)

А теперь сдайте свои ответы для подведения итогов.

Итог. Зачитываются итоги викторины, награждаются победители.







Разработка классного часа "Российская армия во все времена"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час Российская армия во все времена

Классный час можно проводить в рамках военно патриотического месячника или в преддверии праздника 23 февраля

Цели: Познакомить учащихся со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать любовь к Родине, уважение к её защитникам, стремление служить Отечеству.


Автор Дедкова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 30.04.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 883
Номер материала 58699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓