Классный час "Урок милосердия и
доброты"
Цель : воспитание чувства милосердия и
сострадания
Задачи:
Воспитывать гуманное отношение к человеку
на примерах художественных произведений и произведений живописи
Развивать нравственные качества настоящего
человека
Ход занятия:
1. Формулирование темы
- Начнём классный час с высказывания
великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Жалость – драгоценность наша…
Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому
станет плохо: оно зачерствеет, засохнет, станет развратно и бесплодно»
- Попробуйте сами сформулировать тему
нашего занятия.
- Милосердие. Сострадание.
- Подберите синонимы к слову милосердный.
- Милостивый, добродушный,
чувствительный, участливый, сострадательный, благодушный, благосклонный,
снисходительный,
добрый, гуманный, человечный,
великодушный, благородный
2. Чтение притчи о самарянине:
Один иудей шёл из Иерусалима и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва
живым. Случайно той дорогой шёл священник, посмотрел на него и прошёл мимо.
Также и левит был на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. За ними тем
же путём проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним:
перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привёз
в гостиницу и там заботился о нём. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину
гостиницы два динария и сказал: «Позаботься о нём, и, если издержишь что более,
я, когда возвращусь, отдам тебе»
- Объясните смысл этой притчи
- Помощь ближнему, милость людям,
попавшим в беду.
- Проблема милосердия поднимается во
многих произведениях искусства, в художественной литературе.
3. Работа в группах.
Задание первой и второй группам: назвать известные
художественные произведения, которые учат нас великодушию и состраданию.
(Прокомментировать ответ)
Задание третьей и четвёртой группам:
назвать произведения искусства, проникнутые гуманизмом. (Прокомментировать
ответ)
Ответ первой группы:
- В. Г. Распутин «Уроки французского» -
уроки доброты. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой», О. Генри. «Дары волхвов»
Ответ второй группы:
- У М. А. Шолохова есть замечательный
рассказ «Судьба человека». В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который
во время войны потерял своих родных. Однажды он встретил мальчика - сироту и
решил назваться его отцом. Этот поступок говорит том, что любовь и желание
делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять
судьбе.
- Виктор Гюго в романе «Отверженные»
рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у
него серебряную посуду, но через час полиция задержала преступника и доставила
его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не
воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным,
в одну минуту пережил подлинное перождение, и после этого он стал честным
человеком.
Ответ третьей группы:
Известный кинорежиссёр С. Ростоцкий
говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие…» как дань благодарности женщине –
санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной
войны.
Ответ четвёртой группы:
- Глубиной и гуманизмом проникнуто
искусство великого итальянского живописца Рафаэля Санти. В своих Мадоннах он
вдохновенно выразил удивительный мир тишины, покоя, сердечной щедрости.
(«Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Донна Велата»)
( Самооценка ответов)
(Ответ первой группы неполный:
произведения названы, но нет комментария. Ответ второй и четвёртой групп
полный: произведения названы и прокомментированы. Третьей группой отмечен
только мотив, побудивший к созданию фильма)
4. Чтение учителем стихотворения Дмитрия
Кедрина «Сердце матери»
- О безграничной любви материнского
сердца написано стихотворение Д. Кедрина «Сердце матери»:
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей –
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел;
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике коханой
приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
- Какие чувства вызвало у вас это
стихотворение?
Сформулируйте основную тему стихотворения
(Безграничная любовь материнского сердца)
5. Дары Божии
Рассказывают, что в самом начале времён,
когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с
корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну
и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь –
запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.
А последнему, как это обычно и бывает,
ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел
отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:
- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
И мы наполняем свои корзинки. Вот только
содержимое у каждого в них –разное. Загляните в свою корзинку: что там у вас
хранится?
( ВЕРА, НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ,
ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ)
6. Подведём итоги
Сегодня на классном часе я → узнал, открыл
для себя…
( Притчу «Дары Божии», удивительный мир
Рафаэля)
Сегодня на классном часе я → могу
похвалить себя и своих одноклассников за…
( Знание художественных произведений, в
которых поднимается проблема гуманного отношения к человеку, умение оценивать
ответы товарищей; умение проявлять чувства милосердия и сострадания, любовь к
ближнему)
- Будьте терпимее друг к другу. Добро
сильнее злобы и грубости.
Каждый человек нуждается в понимании,
сочувствии, душевной теплоте.
Помоги, утешь и поддержи - и мир станет
чуточку добрее.
В заключение классного часа я хочу
предложить вам
Рецепт счастья
Возьмите чашу терпения. Налейте туда
полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора.
Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте.
Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите
на своем пути!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.