Главная / География / Разработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс

Разработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс

План-конспект урока географии и биологии по теме

«Природные зоны Африки».

Класс: 7.

Цель: создание условий для формирования представления о природной зоне, как крупном ПТК.

Цель урока: дать целостное представление о ПЗ с точки зрения естественных наук (биологии, географии).

Задачи:

  1. образовательная:

  • способствовать формированию представлений о единстве природы,

объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и

общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  1. развивающая:

  • познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;

  • развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;

  1. воспитательная:

  • продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;

  • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • профориентационная работа

Тип урока: интегрированный (биология, география)

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического мышления, метод стимулирования, словесный метод, практический метод.
Форма организации учебной деятельности - конференция.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, работа по вариантам, исследовательская деятельность, обучение самостоятельной деятельности.

Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Интегрированные предметы: (биология, география).

Оснащение урока: учебники, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.

Оформление доски: Эпиграф к уроку

Результаты обучения:

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и   познавательной   деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

Предметные:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование основ экологической культуры.

План урока

1. Организационный момент

2. Определение целей

3.Пресс-конференция « Волнуется планета неспроста»

4 работа по карточкам - заданиям

5. Выводы. Итоги.
6. Д/з:

7. Рефлексия

Присутствуют уважаемые гости: Географы и биологи района



Природа – единственная книга,

каждая страница, которой полна

глубокого содержания.

И.В. Гёте

ХОД УРОКА

I. Организационно – мотивационный этап урока. Создать положительную эмоциональную атмосферу в классе. Звучит песня об Африке и видеоролик.

Учитель географии. Здравствуйте! Вы догадались с чем мы будем знакомиться? Тема заседания: «Природные зоны Африки». Сегодня в нашей аудитории будут проведены исследования особенностей природы Африки (на первом уроке) и сегодня (на втором уроке) на очередном пленарном заседании научного общества «Земля – наш дом» вашему вниманию представят отчет ученые разных направлений: физгеографы, климатологи, ботаники, зоологи, экологи (Деловая игра распределение ролей.) Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, пусть вам сопутствует удача!

Проверка подготовленности к уроку, организация внимания. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

Приветствие. Учитель биологии. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, и предлагаю вам принять участие в работе заседания, и уверена, что каждый из вас сегодня сделает еще одно открытие уникальности природы южного континента.

Учитель географии . Вначале вспомним, что такое природная зона?

Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Наша задача: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный результат мы сможем в исследовательском журнале.

Сегодня мы рассмотрим подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни.

План характеристики компонентов природы:

  • ГП,S (учащиеся заполняют исследовательский журнал).

  • Особенности рельефа по физической карте устно с места.

  • Климатические условия рассказывают учащиеся с места, климатологи уточняют и дополняют

  • Растительный и животный мир – презентация, затем вопросы к участникам заседания. Фрагмент фильма о цветении баобаба.

  • Почвы – определяются учащимися по карте, почвоведы объясняют почему почвы неплодородные, красно-желтые.

  • Население – хозяйственную деятельность, какие народы проживают определяют по атласу. Дополняют специалисты (презентация о народах, их жилище, образе жизни, показ костюма одного из народов, национальное блюдо). Далее вопросы участникам заседания.

  • Экологическая проблема – обсуждается участниками заседания.

Участники выполняют практические задания в исследовательском журнале с помощью учебников, карт, дополнительной литературы. (Приложение 1).

Звучит музыка - африканские мотивы (приложение №2).

  • А мне сродни простой жираф,

  • И леопард изысканный и важный,

  • И в чаще трав таящийся удав,

  • И носорог свирепый и отважный.

  • Так писал о Африке и африканских животных Н. С. Гумилев. Итак тема сегодняшнего урока: «Природные зоны Африки».

  • Ребята, давайте сегодня определимся с планом работы на уроке:

  • 1.  Актуализация знаний;

  • 2.  Изучение нового материала;

  • 3.  Закрепление;

  • 4.  Домашнее задание.

II. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.

  • Нам необходимо вспомнить то, что мы изучили на прошлом занятии.

  • Работа с карточками. ( 4 человека)

  • Карточка № 1.

  • 1.  Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).

  • 2.  Назовите имя английского ученого, открывшего водопад Виктория, реку Конго, озеро Ньяса. (Д. Ливингстон)

  • 3.  Назовите высочайший вулкан Африки. (Килиманджаро).

  • Карточка № 2.

  • 1.  Как Африку пересекает экватор и начальный меридиан? (Экватор пополам, меридиан на западе материка).

  • 2.  Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).

  • 3.  Назовите горы, которые лежат на северо –западе Африки. (Атлас).

  • Карточка № 3.

  • 1.  Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).

  • 2.  Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).

  • 3.  Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).

  • Карточка №4.

  • 1.  Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы. (Гибралтарский).

  • 2.  Какое плоскогорье находится на востоке Африки. (Восточно – Африканское).

  • 3.  В каком месте Африки температура воздуха поднимается до 70 °С? (Сахара).



III. Изучение н/м

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. На столах у каждого ученика лежат заранее подготовленные таблицы "Природные зоны Африки"(приложение №3). Во время лекции учащиеся заполняют таблицу самостоятельно.


Природная зона

почвы

климат

растения

животные

Влажные экваториальные леса





Саванны





Пустыни







  • Вывод о природных зонах Африки.

  • Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

  • Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

  • Скудная растительность характерна для пустынь и полупустынь. Хотя много животных обитают в пустынях Африки.

Вопросы участникам конференции:

  • Влажные экваториальные леса

  • 1. Почему жесткие листья, зачем нужна капельная верхушка, почему растения расположены ярусами, есть ли травяной покров, почему яркая окраска цветов, зачем нужны досковидные корни, новые понятия – каулифлория, эпифиты.
    2. Почему нет крупных животных, какой образ жизни они ведут, оперение у птиц.
    3. Почему у пигмеев маленький рост, практически нет одежды и изготовлена она из природного материала, жилище имеет округлую форму.

  • Саванны и редколесья

  • 1. Какая растительность преобладает и почему;
    2. Особенность животного мира, почему много крупных травоядных животных и хищников.
    3. Почему у народов, проживающих в саваннах высокий рост, ведут полукочевой образ жизни и занимаются земледелием.

  • Пустыни

  • 1. Почему в пустыне большие перепады суточных температур.
    2. Почему у растений пустыни наземная часть невысокая, очень длинные корни, листья видоизменены в колючки, новые понятия – ксерофиты, суккуленты.
    3. Почему преобладают пресмыкающиеся, очень мелкие животные и ведут ночной образ жизни.
    4. Почему в пустынях неплодородные почвы.
    5. Где в пустыне население занимается земледелием, почему закрытые одежды, ведь в пустыне жарко.
    6. Почему пустыня Калахари показана на карте как саванна.
    7. Назовите причины образования пустыни Намиб.


IV. Подведение итогов урока.

В завершении урока проводится игра "Самый, самый...". На основе полученных знаний нужно назвать самого большое и самое маленькое животное и растение, самую обширную природную зону и т.д. (за правильный ответ учащийся получает жетон. 3 жетона- оценка 5, 2 жетона - 4).

Оценка деятельности. Выставление оценок. Спасибо за работу!

Рефлексия деятельности.

V. Домашнее задание: § 44; заполнить таблицу и указать в контурной карте национальные парки.

Творческое задание по выбору:

1. Изменение природы человеком

Компонент природы

Деятельность человека

Примеры изменения природы под влиянием человека





2. Составьте рекламный буклет для экскурсионного тура по природным зонам материка Африка.

Примерная схема: «Предлагаем вам путешествие по маршруту ……………. ….

Вы увидите… . ………………………………………………………………………..

вы можете встретить такие природные объекты как ……………………………………………………………………………………..

Программа включает пешие, автомобильные, конные маршруты … .

Наши гиды обеспечат вас необходимыми в этом районе предметами снаряжения …

Наилучший сезон для посещения этих мест - … , … [месяц], когда не бывает … , зато вам обеспечены …, и вы наверняка увидите … .

Однако будьте готовы, что этот район известен такими неблагоприятными и опасными природными явлениями, как … , поэтому обязательно возьмите с собой … , чтобы защититься от … .

Вы попробуете традиционную местную пищу, которая готовится из … , в том числе дары природы … . У вас будет возможность попробовать свои силы в … , что издавна является традиционным занятием местных жителей.

Можно будет приобрести сувениры: ….


  • Вывод: Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

  • А в конце мне хочется закончить наш урок стихотворением русского поэта Н. С. Гумилева.

  • Как люблю я бродить по таким же дорогам,

  • Видеть вечером звезды, как крупный горох,

  • Выбегать на холмы за козлом длинноногим,

  • По ночам зарываться в седеющий мох.

  • И я вижу, как знойное солнце пылает,

  • Леопард, изогнувшись, ползет на врага,

  • И как в хижине дымной меня поджидает

  • Для веселой охоты мой старый слуга.

Учителя: « Наше заседание подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с поставленными задачами. Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!»



Разработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс
  • География
Описание:

Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Задача урока: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный результат в исследовательском журнале.

Рассматирваются подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни.

Участники выполняют практические задания в исследовательском журнале с помощью учебников, карт, дополнительной литературы.

Автор Носкова Светлана Аркадьенва
Дата добавления 09.03.2016
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 508
Номер материала MA-065453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓