Инфоурок География КонспектыРазработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс

Разработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс

Скачать материал

План-конспект урока географии и биологии  по теме

 «Природные зоны Африки». 

Класс: 7.

 Цель: создание условий для формирования  представления о природной зоне, как крупном ПТК.

Цель урока: дать целостное представление о ПЗ с точки зрения естественных наук    (биологии, географии).

Задачи:     

1)    образовательная:

·        способствовать формированию  представлений о единстве природы,

объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

·     развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и 

 общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2)    развивающая:

·        познание сущности и динамики основных природных, экологических  и других процессов, происходящих в географической среде;

·        развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные   описания и характеристики территории;

3)    воспитательная:

·        продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;

·        выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

·        профориентационная  работа

  Тип урока: интегрированный (биология, география)

  Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического мышления, метод стимулирования, словесный метод,  практический метод.
Форма организации учебной деятельности - конференция.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, работа по вариантам, исследовательская деятельность, обучение самостоятельной деятельности.

Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Интегрированные предметы: (биология, география).

 Оснащение урока: учебники, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.

Оформление доски: Эпиграф к уроку

Результаты обучения:

Метапредметные:

·        умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и   познавательной   деятельности;

·        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·         умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

·        умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

Предметные:

·        формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

·        формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

·        овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;                           

·          формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные:

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

·        формирование основ экологической культуры.

План урока

1. Организационный момент

  2. Определение целей

  3.Пресс-конференция « Волнуется планета неспроста»

  4  работа по карточкам - заданиям

  5. Выводы. Итоги.
  6. Д/з:  

  7. Рефлексия

Присутствуют уважаемые гости:  Географы и биологи района

 

                                                        

Природа – единственная  книга,

                                                                  каждая страница, которой  полна

                                                                  глубокого  содержания.

                                                                                                             И.В. Гёте

ХОД УРОКА

I. Организационно – мотивационный этап урока.  Создать положительную эмоциональную атмосферу в классе. Звучит песня об Африке и видеоролик.

Учитель географии. Здравствуйте! Вы догадались с чем мы будем знакомиться? Тема заседания: «Природные зоны Африки». Сегодня в нашей аудитории  будут  проведены исследования особенностей природы Африки (на первом уроке)  и сегодня (на втором уроке) на очередном пленарном заседании научного общества «Земля – наш дом» вашему вниманию представят  отчет   ученые разных направлений: физгеографы, климатологи, ботаники, зоологи, экологи  (Деловая игра распределение ролей.) Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, пусть вам сопутствует удача!

             Проверка подготовленности к уроку, организация внимания.  Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».

Приветствие. Учитель биологии. Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, и предлагаю вам принять участие в работе   заседания,  и уверена, что каждый из вас сегодня сделает еще одно открытие уникальности   природы южного континента.

Учитель географии . Вначале вспомним, что такое природная зона?

Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Наша задача: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный результат мы сможем в исследовательском журнале.

– Сегодня мы рассмотрим подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни.

План характеристики компонентов природы:

  • ГП,S (учащиеся заполняют исследовательский журнал).
  • Особенности рельефа по физической карте устно с места.
  • Климатические условия рассказывают учащиеся с места, климатологи уточняют и дополняют
  • Растительный и животный мир – презентация, затем вопросы к участникам заседания. Фрагмент фильма о цветении баобаба.
  • Почвы – определяются учащимися по карте, почвоведы объясняют почему почвы неплодородные, красно-желтые.
  • Население – хозяйственную деятельность, какие народы проживают определяют по атласу. Дополняют специалисты (презентация о народах, их жилище, образе жизни, показ костюма одного из народов, национальное блюдо). Далее вопросы участникам заседания.
  • Экологическая проблема – обсуждается участниками заседания.

Участники выполняют практические задания в исследовательском журнале с помощью учебников, карт, дополнительной литературы.  (Приложение 1).

Звучит музыка - африканские мотивы (приложение №2).

*      А мне сродни простой жираф,

*      И леопард изысканный и важный,

*      И в чаще трав таящийся удав,

*      И носорог свирепый и отважный.

*      Так писал о Африке и африканских животных Н. С. Гумилев. Итак тема сегодняшнего урока: «Природные зоны Африки».

*       

*      Ребята, давайте сегодня определимся с планом работы на уроке:

*      1.  Актуализация знаний;

*      2.  Изучение нового материала;

*      3.  Закрепление;

*      4.  Домашнее задание.

II. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.

*      Нам необходимо вспомнить то, что мы изучили на прошлом занятии.

*      Работа с карточками. ( 4 человека)

*      Карточка № 1.

*      1.  Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).

*      2.  Назовите имя английского ученого, открывшего водопад Виктория, реку Конго, озеро Ньяса. (Д. Ливингстон)

*      3.  Назовите высочайший вулкан Африки. (Килиманджаро).

*      Карточка № 2.

*      1.  Как Африку пересекает экватор и начальный меридиан? (Экватор пополам, меридиан на западе материка).

*      2.  Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).

*      3.  Назовите горы, которые лежат на северо –западе Африки. (Атлас).

*      Карточка № 3.

*      1.  Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).

*      2.  Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).

*      3.  Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).

*      Карточка №4.

*      1.  Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы. (Гибралтарский).

*      2.  Какое плоскогорье находится на востоке Африки. (Восточно – Африканское).

*      3.  В каком месте Африки температура воздуха поднимается до 70 °С? (Сахара).

 

III. Изучение н/м

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. На столах у каждого ученика лежат заранее подготовленные таблицы "Природные зоны Африки"(приложение №3). Во время лекции учащиеся заполняют таблицу самостоятельно.

 

Природная зона

почвы

климат

растения

животные

Влажные экваториальные леса

 

 

 

 

Саванны

 

 

 

 

Пустыни

 

 

 

 

 

*      Вывод о природных зонах Африки.

*      Влажные экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности, богатый животный мир.

*      Саванны Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для выращивания культурных растений.

*      Скудная растительность характерна для пустынь и полупустынь. Хотя много животных обитают в пустынях Африки.

Вопросы участникам конференции:

*                 Влажные экваториальные леса

*                 1. Почему жесткие листья, зачем нужна капельная верхушка, почему растения расположены ярусами, есть ли травяной покров, почему яркая окраска цветов, зачем нужны досковидные корни, новые понятия – каулифлория, эпифиты.
2. Почему нет крупных животных, какой образ жизни они ведут, оперение у птиц.
3. Почему у пигмеев маленький рост, практически нет одежды и изготовлена она из природного материала, жилище имеет округлую форму.

*                 Саванны и редколесья

*                 1. Какая растительность преобладает и почему;
2. Особенность животного мира, почему много крупных травоядных животных и хищников.
3. Почему у народов, проживающих в саваннах высокий рост, ведут полукочевой образ жизни и занимаются земледелием.

*                 Пустыни

*                 1. Почему в пустыне большие перепады суточных температур.
2. Почему у растений пустыни наземная часть невысокая, очень длинные корни, листья видоизменены в колючки, новые понятия – ксерофиты, суккуленты.
3. Почему преобладают пресмыкающиеся, очень мелкие животные и ведут ночной образ жизни.
4. Почему в пустынях неплодородные почвы.
5. Где в пустыне население занимается земледелием, почему закрытые одежды, ведь в пустыне жарко.
6. Почему пустыня Калахари показана на карте как саванна.
7. Назовите причины образования пустыни Намиб.

 

IV. Подведение итогов урока.

В завершении урока проводится игра "Самый, самый...". На основе полученных знаний нужно назвать самого большое и самое маленькое животное и растение, самую обширную природную зону и т.д. (за правильный ответ учащийся получает жетон. 3 жетона- оценка 5, 2 жетона - 4).

Оценка деятельности. Выставление оценок.  Спасибо за работу!

Рефлексия  деятельности.

V.  Домашнее задание: § 44; заполнить таблицу и указать в контурной карте национальные парки.

Творческое задание по выбору:

1. Изменение природы человеком

Компонент природы

Деятельность человека

Примеры изменения природы под влиянием человека

 

 

 

 

2. Составьте рекламный буклет для экскурсионного тура по природным зонам материка Африка.

 Примерная схема: «Предлагаем вам путешествие по маршруту ……………. ….

 Вы увидите… . ………………………………………………………………………..

 вы можете встретить такие природные объекты как ……………………………………………………………………………………..

Программа включает пешие,  автомобильные, конные маршруты … .

Наши гиды обеспечат вас необходимыми в этом районе предметами снаряжения …

Наилучший сезон для посещения этих мест - … , … [месяц], когда не бывает … , зато вам обеспечены …, и вы наверняка увидите … .

Однако будьте готовы, что этот район известен такими неблагоприятными и опасными природными явлениями, как … , поэтому обязательно возьмите с собой … , чтобы защититься от … .

Вы попробуете традиционную местную пищу, которая готовится из … , в том числе дары природы … . У вас будет возможность попробовать свои силы в … , что издавна является традиционным занятием местных жителей. 

Можно будет приобрести сувениры: …. 

 

*         Вывод: Очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

*      А в конце мне хочется закончить наш урок стихотворением русского поэта Н. С. Гумилева.

*      Как люблю я бродить по таким же дорогам,

*      Видеть вечером звезды, как крупный горох,

*      Выбегать на холмы за козлом длинноногим,

*      По ночам зарываться в седеющий мох.

*      И я вижу, как знойное солнце пылает,

*      Леопард, изогнувшись, ползет на врага,

*      И как в хижине дымной меня поджидает

*      Для веселой охоты мой старый слуга.

Учителя: « Наше заседание подошло к концу, вы хорошо подготовились к уроку и справились с поставленными задачами. Спасибо за работу, урок окончен, до свидания!»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка интегрированного урока "Природные зоны Африки" 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.Задача урока: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный результат в исследовательском журнале.Рассматирваются подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни.Участники выполняют практические задания в исследовательском журнале с помощью учебников, карт, дополнительной литературы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.10.2020 190
    • DOCX 32.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подсеваткина Юлия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Подсеваткина Юлия Николаевна
    Подсеваткина Юлия Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59879
    • Всего материалов: 208

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе