План-конспект
урока географии и биологии по теме
«Природные зоны Африки».
Класс:
7.
Цель:
создание условий для формирования представления о природной зоне, как крупном
ПТК.
Цель
урока: дать целостное представление о ПЗ с
точки зрения естественных наук (биологии, географии).
Задачи:
1)
образовательная:
·
способствовать
формированию представлений о единстве природы,
объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее
частей;
·
развитие понимания
главных особенностей взаимодействия природы и
общества,
значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) развивающая:
·
познание
сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих
в географической среде;
·
развитие практических
географических умений извлекать информацию из различных источников знаний,
составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
3)
воспитательная:
·
продолжить развитие умения самостоятельно
работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;
·
выработка
понимания общественной потребности в географических знаниях, а также
формирование отношения к географии как возможной области будущей практической
деятельности;
·
профориентационная
работа
Тип урока:
интегрированный (биология, география)
Методы организации
учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, метод критического
мышления, метод стимулирования, словесный метод, практический
метод.
Форма организации учебной деятельности - конференция.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
групповая, работа в парах, работа по вариантам, исследовательская деятельность,
обучение самостоятельной деятельности.
Технологии:
информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного
обучения.
Интегрированные
предметы: (биология, география).
Оснащение
урока: учебники, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный
материал.
Оформление доски: Эпиграф к уроку
Результаты обучения:
Метапредметные:
·
умение самостоятельно
определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
·
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
·
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально
и в группе;
·
умение осознанно
использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Предметные:
·
формирование
представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости
для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального природопользования;
·
формирование
первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
·
овладение основами
картографической грамотности и использование географической карты как одного из
«языков» международного общения;
·
формирование
представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях,
умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Личностные:
·
формирование
ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному
выбору с учетом познавательных интересов;
·
формирование основ
экологической культуры.
План урока
1. Организационный момент
2. Определение целей
3.Пресс-конференция « Волнуется
планета неспроста»
4 работа по карточкам - заданиям
5. Выводы. Итоги.
6. Д/з:
7. Рефлексия
Присутствуют уважаемые гости:
Географы
и биологи района
Природа
– единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания.
И.В. Гёте
ХОД
УРОКА
I. Организационно – мотивационный этап урока. Создать
положительную эмоциональную атмосферу в классе. Звучит песня об Африке и
видеоролик.
Учитель географии. Здравствуйте! Вы догадались с чем мы будем
знакомиться? Тема заседания:
«Природные зоны Африки». Сегодня
в нашей аудитории будут проведены исследования особенностей природы Африки (на
первом уроке) и сегодня (на втором уроке) на очередном пленарном
заседании научного общества «Земля – наш дом» вашему вниманию представят отчет
ученые разных направлений: физгеографы, климатологи, ботаники, зоологи,
экологи (Деловая игра распределение ролей.) Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу,
пусть вам сопутствует удача!
Проверка подготовленности к уроку,
организация внимания. Обучающиеся высказывают свои предположения о
необходимости правильной организации своего «рабочего места».
Приветствие. Учитель биологии. Здравствуйте! Я
рада приветствовать вас, и предлагаю вам принять участие в работе заседания,
и уверена, что каждый из вас сегодня сделает еще одно открытие уникальности
природы южного континента.
Учитель
географии
. Вначале вспомним, что такое природная зона?
Природная зона –
крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных
условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Наша
задача: рассмотреть особенности каждого компонента природы и установить
взаимосвязь между ними в каждой природной зоне, а также возникшие экологические
проблемы в результате хозяйственной деятельности человека. Обобщить полученный
результат мы сможем в исследовательском журнале.
–
Сегодня мы рассмотрим подробно три природные зоны: влажные экваториальные леса,
саванны и редколесья, пустыни.
План характеристики компонентов
природы:
- ГП,S (учащиеся заполняют
исследовательский журнал).
- Особенности рельефа по
физической карте устно с места.
- Климатические условия
рассказывают учащиеся с места, климатологи уточняют и дополняют
- Растительный и животный мир –
презентация, затем вопросы к участникам заседания. Фрагмент фильма о
цветении баобаба.
- Почвы – определяются учащимися
по карте, почвоведы объясняют почему почвы неплодородные, красно-желтые.
- Население – хозяйственную
деятельность, какие народы проживают определяют по атласу. Дополняют
специалисты (презентация о народах, их жилище, образе жизни, показ костюма
одного из народов, национальное блюдо). Далее вопросы участникам заседания.
- Экологическая проблема –
обсуждается участниками заседания.
Участники выполняют практические
задания в исследовательском журнале с помощью учебников, карт, дополнительной
литературы. (Приложение 1).
Звучит
музыка - африканские мотивы (приложение №2).
А
мне сродни простой жираф,
И
леопард изысканный и важный,
И
в чаще трав таящийся удав,
И
носорог свирепый и отважный.
Так
писал о Африке и африканских животных Н. С. Гумилев. Итак тема сегодняшнего
урока: «Природные зоны Африки».
Ребята,
давайте сегодня определимся с планом работы на уроке:
1.
Актуализация знаний;
2.
Изучение нового материала;
3.
Закрепление;
4.
Домашнее задание.
II. Актуализация
субъективных знаний обучающихся. Подготовка
к изучению нового материала.
Нам
необходимо вспомнить то, что мы изучили на прошлом занятии.
Работа
с карточками. ( 4 человека)
Карточка
№ 1.
1.
Назовите самый большой остров Африки. (Мадагаскар).
2.
Назовите имя английского ученого, открывшего водопад Виктория,
реку Конго, озеро Ньяса. (Д. Ливингстон)
3.
Назовите высочайший вулкан Африки. (Килиманджаро).
Карточка
№ 2.
1.
Как Африку пересекает экватор и начальный меридиан? (Экватор пополам, меридиан
на западе материка).
2.
Назовите океаны, омывающие берега Африки. (Атлантический и Индийский).
3.
Назовите горы, которые лежат на северо –западе Африки. (Атлас).
Карточка
№ 3.
1.
Назовите единственный залив Африки. (Гвинейский).
2.
Назовите самую длинную реку Африки. (Нил).
3.
Назовите самую полноводную реку Африки. (Конго).
Карточка
№4.
1.
Назовите пролив, отделяющий Африку от Европы. (Гибралтарский).
2.
Какое плоскогорье находится на востоке Африки. (Восточно – Африканское).
3.
В каком месте Африки температура воздуха поднимается до 70 °С? (Сахара).
III.
Изучение н/м
Учащиеся
записывают тему урока в тетрадь. На столах у каждого ученика лежат заранее
подготовленные таблицы "Природные зоны Африки"(приложение №3).
Во время лекции учащиеся заполняют таблицу самостоятельно.
Природная зона
|
почвы
|
климат
|
растения
|
животные
|
Влажные экваториальные леса
|
|
|
|
|
Саванны
|
|
|
|
|
Пустыни
|
|
|
|
|
Вывод
о природных зонах Африки.
Влажные
экваториальные леса – это вечное, царствующее лето. Множество растительности,
богатый животный мир.
Саванны
Африки оживают летом, после выпадения большого количества осадков. Африканская
саванна густо заселена животными. Это самая благоприятная природная зона для
выращивания культурных растений.
Скудная
растительность характерна для пустынь и полупустынь. Хотя много животных
обитают в пустынях Африки.
Вопросы участникам
конференции:
Влажные
экваториальные леса
1.
Почему жесткие листья, зачем нужна капельная верхушка, почему растения
расположены ярусами, есть ли травяной покров, почему яркая окраска цветов,
зачем нужны досковидные корни, новые понятия – каулифлория, эпифиты.
2. Почему нет крупных животных, какой образ жизни они ведут, оперение у птиц.
3. Почему у пигмеев маленький рост, практически нет одежды и изготовлена она из
природного материала, жилище имеет округлую форму.
Саванны
и редколесья
1.
Какая растительность преобладает и почему;
2. Особенность животного мира, почему много крупных травоядных животных и
хищников.
3. Почему у народов, проживающих в саваннах высокий рост, ведут полукочевой
образ жизни и занимаются земледелием.
Пустыни
1.
Почему в пустыне большие перепады суточных температур.
2. Почему у растений пустыни наземная часть невысокая, очень длинные корни,
листья видоизменены в колючки, новые понятия – ксерофиты, суккуленты.
3. Почему преобладают пресмыкающиеся, очень мелкие животные и ведут ночной
образ жизни.
4. Почему в пустынях неплодородные почвы.
5. Где в пустыне население занимается земледелием, почему закрытые одежды, ведь
в пустыне жарко.
6. Почему пустыня Калахари показана на карте как саванна.
7. Назовите причины образования пустыни Намиб.
IV. Подведение итогов урока.
В завершении урока проводится игра
"Самый, самый...". На основе полученных знаний нужно назвать самого
большое и самое маленькое животное и растение, самую обширную природную зону и
т.д. (за правильный ответ учащийся получает жетон. 3 жетона- оценка 5, 2 жетона
- 4).
Оценка
деятельности.
Выставление
оценок. Спасибо за работу!
Рефлексия деятельности.
V. Домашнее задание: § 44;
заполнить таблицу и указать в контурной карте национальные парки.
Творческое
задание по выбору:
1. Изменение природы человеком
Компонент
природы
|
Деятельность
человека
|
Примеры
изменения природы под влиянием человека
|
|
|
|
2. Составьте рекламный буклет для
экскурсионного тура по природным зонам материка Африка.
Примерная схема: «Предлагаем вам путешествие
по маршруту ……………. ….
Вы увидите… . ………………………………………………………………………..
вы можете встретить такие природные объекты
как ……………………………………………………………………………………..
Программа включает пешие, автомобильные,
конные маршруты … .
Наши гиды обеспечат вас необходимыми в этом
районе предметами снаряжения …
Наилучший сезон для посещения этих мест - … ,
… [месяц], когда не бывает … , зато вам обеспечены …, и вы наверняка увидите …
.
Однако будьте готовы, что этот район известен
такими неблагоприятными и опасными природными явлениями, как … , поэтому
обязательно возьмите с собой … , чтобы защититься от … .
Вы попробуете традиционную местную пищу,
которая готовится из … , в том числе дары природы … . У вас будет возможность
попробовать свои силы в … , что издавна является традиционным занятием местных
жителей.
Можно будет приобрести сувениры: ….
Вывод: Очень
разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные
экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с
богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки
материка. Но не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и
привлекательным материком.
А
в конце мне хочется закончить наш урок стихотворением русского поэта Н. С.
Гумилева.
Как
люблю я бродить по таким же дорогам,
Видеть
вечером звезды, как крупный горох,
Выбегать
на холмы за козлом длинноногим,
По
ночам зарываться в седеющий мох.
И
я вижу, как знойное солнце пылает,
Леопард,
изогнувшись, ползет на врага,
И
как в хижине дымной меня поджидает
Для
веселой охоты мой старый слуга.
Учителя: « Наше заседание подошло к концу,
вы хорошо подготовились к уроку и справились с поставленными задачами. Спасибо
за работу, урок окончен, до свидания!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.