Главная / Русский язык и литература / Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Гладышева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3...
Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смы...
Е.И.Замятин с родителями и сестрой Дом-музей в Лебедяни
революционер-большевик ярый антисоветчик писатель эмигрант инженер любит Роди...
Замятин-продолжатель традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского город ч...
Модель Единого Государства Благодетель Бюро хранителей нумера нумера нумера н...
 я мы Грамм обязанности Тонна права
Я МЫ Я – единица, а не слагаемое Я растворился, я – бесконечно малое, Я – то...
Д – 503 о себе «Я - микроб» «Я – вселенная» раньше всё вокруг солнца прежний ...
слежка пытки казни гимн единая наука государственная газета прямая линия разу...
Лозунги единого государства Единственное средство избавить человека от прест...
Д - 503 О-90 К-13 Д - 503 О-90 И-330
Каково место человека, личности в таком государстве? В чём видится «корень зл...
Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океано...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Гладышева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37»
Описание слайда:

Гладышева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула Урок литературы 11 класс

№ слайда 2 Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла
Описание слайда:

Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает. Б.Ауэрбах

№ слайда 3 Е.И.Замятин с родителями и сестрой Дом-музей в Лебедяни
Описание слайда:

Е.И.Замятин с родителями и сестрой Дом-музей в Лебедяни

№ слайда 4 революционер-большевик ярый антисоветчик писатель эмигрант инженер любит Родину
Описание слайда:

революционер-большевик ярый антисоветчик писатель эмигрант инженер любит Родину реализм символизм неореализм Замятин-анти

№ слайда 5 Замятин-продолжатель традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского город чело
Описание слайда:

Замятин-продолжатель традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского город человек город Роман «МЫ» - антиутопия 1921, 1924, 1952, 1988 государство библейские сюжеты миф о Прометее Иисус Вавилонская башня Адам и Ева античность

№ слайда 6 Модель Единого Государства Благодетель Бюро хранителей нумера нумера нумера нуме
Описание слайда:

Модель Единого Государства Благодетель Бюро хранителей нумера нумера нумера нумера

№ слайда 7  я мы Грамм обязанности Тонна права
Описание слайда:

я мы Грамм обязанности Тонна права

№ слайда 8 Я МЫ Я – единица, а не слагаемое Я растворился, я – бесконечно малое, Я – точка
Описание слайда:

Я МЫ Я – единица, а не слагаемое Я растворился, я – бесконечно малое, Я – точка Я – новое, невероятное, невиданное Я – пестрота красок и форм энтузиасты Единого Государства обезличенные, машиноравные, нумера, винтики, болтики, шестерёнки, функции, кирпичики в фундаменте Единого Государства «Мы» - от Бога, «Я» - от лукавого «Мы» - счастливейшее среднее арифметическое»

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Д – 503 о себе «Я - микроб» «Я – вселенная» раньше всё вокруг солнца прежний обя
Описание слайда:

Д – 503 о себе «Я - микроб» «Я – вселенная» раньше всё вокруг солнца прежний обязанность не хочется писать ясное небо логическая речь теперь всё вокруг меня другой не в состоянии выполнить хочется быть со всеми тяжёлое, чугунное сбивчивая Диагноз: по-видимому, у вас образовалась душа Способность любить, страдать Было два меня

№ слайда 11 слежка пытки казни гимн единая наука государственная газета прямая линия разум в
Описание слайда:

слежка пытки казни гимн единая наука государственная газета прямая линия разум восторг вдохновение любовь - самый страшный враг долг счастье душа АТРИБУТЫ враги Единого Государства

№ слайда 12 Лозунги единого государства Единственное средство избавить человека от преступл
Описание слайда:

Лозунги единого государства Единственное средство избавить человека от преступлений – избавить его от свободы Великая сила логики очищает всё чего бы она нее коснулась Быть оригинальным – это нарушить равенство Сны – это серьёзная психологическая болезнь Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть

№ слайда 13 Д - 503 О-90 К-13 Д - 503 О-90 И-330
Описание слайда:

Д - 503 О-90 К-13 Д - 503 О-90 И-330

№ слайда 14 Каково место человека, личности в таком государстве? В чём видится «корень зла»,
Описание слайда:

Каково место человека, личности в таком государстве? В чём видится «корень зла», препятствующего всеобщему счастью? Насколько актуальна проблема ответственности науки в наше время? Что противостоит обезличиванию человека в романе? Каков, по-вашему, смысл названия романа?

№ слайда 15 Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов,
Описание слайда:

Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов, суши… Все – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон. В.Кириллов «Единица! Кому она нужна?.. Единица – вздор, единица –ноль…» «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз» В.Маяковский «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольскою дикою ордою!» А.Блок

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

 

Учитель: Гладышева Т.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула

 

 

Цели урока:

образовательные:

содействовать формированию представлений учащихся о противоречиях в творческой судьбе писателя и романе «Мы»; создать условия для ознакомления с жанром произведения и путях его реализации в романе; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации;

развивающие:

способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетенции;

использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности;

воспитательные:

приобщить учащихся к нравственным ценностям, способствовать формированию гражданской ответственности.

Методические приёмы:

работа в малых группах;

выразительное чтение фрагментов из романа;

написание сочинения-размышления на тему: «Нельзя молчать»

Тип урока: урок-исследование

Метод урока: комбинированный (знакомство с биографией Е.Замятина, закрепление теоретических  знаний жанра утопии и антиутопии, работа с текстом художественного произведения)

Тип учебного занятия: изучение нового материала с использование опорных схем.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 

Ход урока

 

·     Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока

Учитель. Запишите тему урока, эпиграф, проблему: «Выстоит ли человек «нового мира перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой и волей?»   

(Слайд 1)

    К уроку вам было предложено подготовить сообщения на темы «Жизненный и творческий путь Евгения Ивановича Замятина»,  «Е.Замятин – продолжатель традиций Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыковв-Щедрина, Ф.М.Достоевского.», «Взаимоотношения личности и государства в романе Е.Замятина «Мы»

·        Сообщение 1-го учащегося.

Е.И.Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.

(Слайд 2)

Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: « в гимназии я получал пятёрки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привёл Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке». Вся жизнь Е.И.Замятина построена на противоречиях

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота. Однако в сентябре 1917 года он возвращается в революционную Россию. В 1922 году Замятин публикует рассказы «Пещера», «Дракон» и др., в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в оппозицию большевикам, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, её жертвами.

Судьба Е.И.Замятина – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. Печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения.  В октябре 1931 года Замятин выехал за границу, в Париж.

Е.И.Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарём. «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, быть католически – правомерным, должен быть сегодня полезным…тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло… » - писательское кредо Замятина ( статья «Я боюсь»).

После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Слайд 3)

·        Сообщение 2 учащегося.

М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: «В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы». М. Горький утверждал, что «невозможно понять историю России XIX века без помощи Щедрина». Россия же Салтыкова особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего внимательного читателя: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется...» Начиная работать над романом «История одного города», Салтыков-Щедрин признавался: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...» Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. «История одного города» - пророчество неизбежного краха самодержавной власти, основанной на угнетении народа, поругании его чести и несоблюдении его прав и свобод. «История одного города» — один из первых опытов антиутопии в русской литературе. Не случайно произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина послужило материалом для таких антиутопий XX в., как «Город Градов» Андрея Платонова и «Мы» Евгения Замятина.

Любимым писателем с детства был Н. В. Гоголь. Влияние Гоголя отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".

Восторженно отзывался о Замятине К. И. Чуковский: «новый Гоголь явился».

В своей автобиографии Замятин рассказывает, что он очень рано познакомился с Достоевским: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже». От него Евгений Иванович заимствует мотивы мучительства, мученичества.

                    

(Слайд 4 )

 

 Учитель. История романа Замятина «Мы» трагична. Роман был написан в 1921 году. Писатель мечтал опубликовать его в России, но цензура сказала: «Нет!». В 1924 году роман получил известность за границей, он тепло был встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Вопросы для выявления восприятия прочитанного произведения

1.       Что же столько лет мешало встрече романа «Мы » с русским читателем?

2.       Что является предметом изображения Замятиным в романе?

(Далёкое будущее, 31 век )

3.       Для чего изображается это далёкое будущее?

4.       О чём роман?

 (  о великом техническом прогрессе; о счастье, каким его представляли люди в31 –м веке; о бездуховном обществе; о любви и предательстве; о тоталитаризме, о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор).

5.       В литературе мы встречались с таким жанром, как утопия (роман Чернышевского «Что делать, 4-й сон Веры Павловны»).

Что это за жанр?

(Утопия – литературный жанр, описывающий искусственно созданное государственное и общественное устройство).

А как вы объясните, что такое антиутопия?

(Это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда . Нам знакомы его черты по «истории одного города » Салтыкова-Щедрина)

6.       Фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Кто вспомнит миф об изгнании из рая?

 (Р 13)

О распятии Иисуса?

( Благодетель)

Легенду о Прометее?

 (Д-503 и некий государственный поэт)

С кем сопоставима судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

 (С Адамом)

7.       Как вы поняли смысл названия романа?

(Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие, автор показывает трагедию одного человека)

 

(Слайд 4)

 

·        Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.

·        Выступление 3 учащегося.

         Роман назван необычно – «Мы». В нём представлена модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. (Зачитываются записи 3,4, 20-я)                                        

                                                

(Слайд 5)

 

     Замятин прибегает к пародии для разоблачения идей механизированного общества, которое обезличивает человека. Это описание – пародия на общество, которое не даёт возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса.

 

(Слайд  6, 7)

Все личные, родственные, семейные, товарищеские связи в этом обществе враждебны и деформировались в сознании нумеров.

 

(Слайд 8, 9,10 )

 Финал: подвергаются Великой операции – удаляется фантазия.

·        Учитель. Проблемный вопрос: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного?

(Стопроцентное счастье оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, изгнанием за пределы города, а главное – несвободой.)

·        Что же такое счастье для Единого государства7

( Это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это «идеальная» несвобода, это рабство, воспринимаемое как высшее счастье. Но без свободы нет счастья.)

·        Каковы же лозунги Единого Государства?

 

(Слайд 11)

·        Может ли человек быть счастливым в таком обществе?

·        Учитель. Проблемный вопрос.

Что побеждает в романе: разум или чувства?

 

Представление любовных треугольников.(Сообщение подготовленного учащегося.)

 

(Слайд  12)

Вывод.

Обезличиванию человека в романе противостоит любовь. Ребёнок О-9 и Д -503 оказывается за Зелёной Стеной и вырастет свободным

              Подведём итоги.

(Слайд 13)

·        Учитель.

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро

(Слайд 14)

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины. От потери собственного «я» предостерегает роман Е.И.Замятина.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Нельзя молчать!» (по роману Е.Замятина «Мы») или «Что бы взяли в будущее из нашего общества?»

 

Автор Гладышева Татьяна Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 736
Номер материала 49038
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓