Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

Скачать материал
Скачать материал "Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Гладышева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ...

    1 слайд

    Гладышева
    Татьяна Алексеевна,
    учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула
    Урок литературы
    11 класс

  • Только тот свободен,
 кто самостоятельно мыслит
и не повторяет чужих слов, 
с...

    2 слайд

    Только тот свободен,
    кто самостоятельно мыслит
    и не повторяет чужих слов,
    смысла которых не понимает.
    Б.Ауэрбах
    Разоблачение
    идей
    механизированного
    будущего в романе
    Е.Замятина "Мы"

  • Е.И.Замятин с родителями и  сестройДом-музей в Лебедяни

    3 слайд

    Е.И.Замятин с родителями и сестрой
    Дом-музей в Лебедяни

  • революционер-большевикярый антисоветчикписательэмигрантинженерлюбит Родинуреа...

    4 слайд

    революционер-большевик
    ярый антисоветчик
    писатель
    эмигрант
    инженер
    любит Родину
    реализм
    символизм
    неореализм
    Замятин-анти

  • Замятин-продолжатель традиции Гоголя,
 Салтыкова-Щедрина, Достоевскогогородче...

    5 слайд

    Замятин-продолжатель традиции Гоголя,
    Салтыкова-Щедрина, Достоевского
    город
    человек
    город
    Роман «МЫ» -
    антиутопия
    1921, 1924, 1952, 1988
    государство
    библейские сюжеты
    миф о Прометее
    Иисус
    Вавилонская башня
    Адам и Ева
    античность

  • Модель Единого ГосударстваБлагодетельБюро хранителейнумеранумеранумеранумера

    6 слайд

    Модель Единого Государства
    Благодетель
    Бюро хранителей
    нумера
    нумера
    нумера
    нумера

  •               я                           мыГрамм 
обязанностиТонна права

    7 слайд

    я мы
    Грамм
    обязанности
    Тонна права

  • Я                       МЫЯ – единица, а не 
    слагаемое
Я раствор...

    8 слайд

    Я МЫ
    Я – единица, а не
    слагаемое
    Я растворился, я –
    бесконечно малое,
    Я – точка
    Я – новое, невероятное,
    невиданное
    Я – пестрота красок и
    форм
    энтузиасты Единого Государства
    обезличенные,
    машиноравные,
    нумера,
    винтики,
    болтики,
    шестерёнки,
    функции,
    кирпичики в фундаменте Единого Государства

    «Мы» - от Бога,
    «Я» - от лукавого
    «Мы» - счастливейшее
    среднее арифметическое»

  • 9 слайд

  • Д – 503 о себе«Я - микроб»«Я – вселенная» раньше всё вокруг солнца 
 прежний...

    10 слайд

    Д – 503 о себе
    «Я - микроб»
    «Я – вселенная»
    раньше всё вокруг солнца
    прежний
    обязанность
    не хочется писать
    ясное небо
    логическая речь
    теперь всё вокруг меня
    другой
    не в состоянии выполнить
    хочется быть со всеми
    тяжёлое, чугунное
    сбивчивая
    Диагноз: по-видимому, у вас образовалась душа
    Способность любить, страдать

    Было два меня

  • слежка
пытки
казнигимн 
единая наука
государственная газета
прямая линияразум...

    11 слайд

    слежка
    пытки
    казни
    гимн
    единая наука
    государственная газета
    прямая линия
    разум
    восторг
    вдохновение
    любовь - самый
    страшный враг
    долг
    счастье
    душа
    АТРИБУТЫ
    враги Единого Государства

  • Лозунги единого государства

Единственное средство избавить человека от пре...

    12 слайд


    Лозунги единого государства

    Единственное средство избавить человека от преступлений – избавить его от свободы
    Великая сила логики очищает всё чего бы она нее коснулась
    Быть оригинальным – это нарушить равенство
    Сны – это серьёзная психологическая болезнь
    Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть

  • Д - 503О-90К-13Д - 503О-90И-330Тема любви в романе

    13 слайд

    Д - 503
    О-90
    К-13
    Д - 503
    О-90
    И-330
    Тема любви в романе

  • подведём итогиКаково место человека, личности в таком...

    14 слайд

    подведём итоги
    Каково место человека, личности в таком
    государстве?
    В чём видится «корень зла», препятствующего
    всеобщему счастью?
    Насколько актуальна проблема ответственности
    науки в наше время?
    Что противостоит обезличиванию человека
    в романе?
    Каков, по-вашему, смысл названия романа?

  • Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океано...

    15 слайд

    Мы несметные, грозные легионы Труда.
    Мы победители пространства морей, океанов, суши…
    Все – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий,
    Сами себе Божество, и Судья, и Закон.
    В.Кириллов
    «Единица! Кому она нужна?.. Единица – вздор,
    единица –ноль…»
    «Я счастлив, что я этой силы частица, что общие
    даже слёзы из глаз»
    В.Маяковский
    «Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит
    интеграл, с монгольскою дикою ордою!»
    А.Блок
    "Мы" в литературном контексте

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.Замятина «Мы»

 

Учитель: Гладышева Т.А.,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №37» г.Барнаула

 

 

Цели урока:

образовательные:

содействовать формированию представлений учащихся о противоречиях в творческой судьбе писателя и романе «Мы»; создать условия для ознакомления с жанром произведения и путях его реализации в романе; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации;

развивающие:

способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетенции;

использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности;

воспитательные:

приобщить учащихся к нравственным ценностям, способствовать формированию гражданской ответственности.

Методические приёмы:

работа в малых группах;

выразительное чтение фрагментов из романа;

написание сочинения-размышления на тему: «Нельзя молчать»

Тип урока: урок-исследование

Метод урока: комбинированный (знакомство с биографией Е.Замятина, закрепление теоретических  знаний жанра утопии и антиутопии, работа с текстом художественного произведения)

Тип учебного занятия: изучение нового материала с использование опорных схем.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация.

 

Ход урока

 

·     Организационный момент. Знакомство с темой и целями урока

Учитель. Запишите тему урока, эпиграф, проблему: «Выстоит ли человек «нового мира перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой и волей?»   

(Слайд 1)

    К уроку вам было предложено подготовить сообщения на темы «Жизненный и творческий путь Евгения Ивановича Замятина»,  «Е.Замятин – продолжатель традиций Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыковв-Щедрина, Ф.М.Достоевского.», «Взаимоотношения личности и государства в романе Е.Замятина «Мы»

·        Сообщение 1-го учащегося.

Е.И.Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в семье священника.

(Слайд 2)

Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: « в гимназии я получал пятёрки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума». Дух противоречия привёл Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту и проводит несколько месяцев в «одиночке». Вся жизнь Е.И.Замятина построена на противоречиях

В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота. Однако в сентябре 1917 года он возвращается в революционную Россию. В 1922 году Замятин публикует рассказы «Пещера», «Дракон» и др., в которых революционные события предстают как разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.

Замятин не встал в оппозицию большевикам, но спорил с большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, её жертвами.

Судьба Е.И.Замятина – одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. Печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения.  В октябре 1931 года Замятин выехал за границу, в Париж.

Е.И.Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарём. «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, быть католически – правомерным, должен быть сегодня полезным…тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло… » - писательское кредо Замятина ( статья «Я боюсь»).

После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Слайд 3)

·        Сообщение 2 учащегося.

М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: «В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит одно из первых мест в истории русской литературы». М. Горький утверждал, что «невозможно понять историю России XIX века без помощи Щедрина». Россия же Салтыкова особенная, ее можно понять, только глубоко задумавшись и проникнув в ее тайны, приблизив ее к себе, и тогда слова сатирика найдут своего внимательного читателя: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. Вот этот-то культ, в основании которого лежит сердечная боль, и есть истинно русский культ. Болит сердце, болит, но и за всем тем всеминутно к источнику своей боли устремляется...» Начиная работать над романом «История одного города», Салтыков-Щедрин признавался: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение...» Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. «История одного города» - пророчество неизбежного краха самодержавной власти, основанной на угнетении народа, поругании его чести и несоблюдении его прав и свобод. «История одного города» — один из первых опытов антиутопии в русской литературе. Не случайно произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина послужило материалом для таких антиутопий XX в., как «Город Градов» Андрея Платонова и «Мы» Евгения Замятина.

Любимым писателем с детства был Н. В. Гоголь. Влияние Гоголя отчетливо проявилось впоследствии в ответе Замятина на анкету: "Явилась у меня склонность к шаржу, гротеску, к синтезу фантастики и реальности".

Восторженно отзывался о Замятине К. И. Чуковский: «новый Гоголь явился».

В своей автобиографии Замятин рассказывает, что он очень рано познакомился с Достоевским: «Достоевский долго оставался – старший и страшный даже». От него Евгений Иванович заимствует мотивы мучительства, мученичества.

                    

(Слайд 4 )

 

 Учитель. История романа Замятина «Мы» трагична. Роман был написан в 1921 году. Писатель мечтал опубликовать его в России, но цензура сказала: «Нет!». В 1924 году роман получил известность за границей, он тепло был встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. И лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.

Вопросы для выявления восприятия прочитанного произведения

1.       Что же столько лет мешало встрече романа «Мы » с русским читателем?

2.       Что является предметом изображения Замятиным в романе?

(Далёкое будущее, 31 век )

3.       Для чего изображается это далёкое будущее?

4.       О чём роман?

 (  о великом техническом прогрессе; о счастье, каким его представляли люди в31 –м веке; о бездуховном обществе; о любви и предательстве; о тоталитаризме, о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор).

5.       В литературе мы встречались с таким жанром, как утопия (роман Чернышевского «Что делать, 4-й сон Веры Павловны»).

Что это за жанр?

(Утопия – литературный жанр, описывающий искусственно созданное государственное и общественное устройство).

А как вы объясните, что такое антиутопия?

(Это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда . Нам знакомы его черты по «истории одного города » Салтыкова-Щедрина)

6.       Фантастический сюжет обретает достоверность, поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Кто вспомнит миф об изгнании из рая?

 (Р 13)

О распятии Иисуса?

( Благодетель)

Легенду о Прометее?

 (Д-503 и некий государственный поэт)

С кем сопоставима судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

 (С Адамом)

7.       Как вы поняли смысл названия романа?

(Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие, автор показывает трагедию одного человека)

 

(Слайд 4)

 

·        Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я – МЫ.

·        Выступление 3 учащегося.

         Роман назван необычно – «Мы». В нём представлена модель идеального государства. Взаимоотношения личности и государства. (Зачитываются записи 3,4, 20-я)                                        

                                                

(Слайд 5)

 

     Замятин прибегает к пародии для разоблачения идей механизированного общества, которое обезличивает человека. Это описание – пародия на общество, которое не даёт возможности для индивидуального мышления, подчиняет общему режиму психологию целого класса.

 

(Слайд  6, 7)

Все личные, родственные, семейные, товарищеские связи в этом обществе враждебны и деформировались в сознании нумеров.

 

(Слайд 8, 9,10 )

 Финал: подвергаются Великой операции – удаляется фантазия.

·        Учитель. Проблемный вопрос: найдена ли долгожданная гармония общественного и личного?

(Стопроцентное счастье оплачено утратой личности, отказом от отцовства и материнства, изгнанием за пределы города, а главное – несвободой.)

·        Что же такое счастье для Единого государства7

( Это избавление от мучений выбора между возможностью поступать так или иначе, это «идеальная» несвобода, это рабство, воспринимаемое как высшее счастье. Но без свободы нет счастья.)

·        Каковы же лозунги Единого Государства?

 

(Слайд 11)

·        Может ли человек быть счастливым в таком обществе?

·        Учитель. Проблемный вопрос.

Что побеждает в романе: разум или чувства?

 

Представление любовных треугольников.(Сообщение подготовленного учащегося.)

 

(Слайд  12)

Вывод.

Обезличиванию человека в романе противостоит любовь. Ребёнок О-9 и Д -503 оказывается за Зелёной Стеной и вырастет свободным

              Подведём итоги.

(Слайд 13)

·        Учитель.

В годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро

(Слайд 14)

Одна из главных у Замятина мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они добровольно отказываются от свободы и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины. От потери собственного «я» предостерегает роман Е.И.Замятина.

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Нельзя молчать!» (по роману Е.Замятина «Мы») или «Что бы взяли в будущее из нашего общества?»

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1146
    • PPTX 439.5 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гладышева Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гладышева Татьяна Алексеевна
    Гладышева Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29226
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе