Главная / Русский язык и литература / Разноуровневые задания и тесты по русскому языку в классах с государственным языком обучения на тему "Морфология" (5 класс)

Разноуровневые задания и тесты по русскому языку в классах с государственным языком обучения на тему "Морфология" (5 класс)








Разноуровневые задания и тесты

по русскому языку в классах с государственным языком обучения.

Раздел «Морфология», 5 класс.





Учитель русского языка и литературы СШ № 2 г.Кокшетау Жарова Маржан Орынбековна











Разноуровневые задания по теме «Имя существительное»

1-й уровень

Спишите текст.

Грамматическое задание. Подчеркните существительные, которые обозначают имена собственные.

География.

Когда наш учитель географии Антон Петрович поставил нам с Юркой двойки, мы стали думать, что делать дальше. И решили выучить географию лучше самого Антона Петровича. А потом пойти к директору школы и сказать, что мы можем преподавать географию вместо Антона Петровича.



2-й уровень

Спишите текст.Грамматические задания.

1. Подчеркните в тексте существительные, которые обозначают имена собственные.

2. Выберите среди перечисленных слов имена существительные и запишите их: учитель, выучить, двойки, преподавать, география, школа, прочитали, директор, книги, последнее, знания, плохой.

География.

Когда наш учитель географии Антон Петрович поставил нам с Юркой двойки, мы стали думать, что делать дальше. И решили выучить географию лучше самого Антона Петровича. А потом пойти к директору школы и сказать, что мы можем преподавать географию вместо Антона Петровича.

Мы начали серьезно заниматься географией и прочитали много книг. Однажды мы решили, что уже готовы преподавать в нашем классе. Мы попросили Антона Петровича проверить наши знания. Мы получили пятерки! Не такой уж плохой Антон Петрович.

А вот учительница истории нам в последнее время не нравится. Любит двойки ставить.

(По Л.Сергееву)



3-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Выберите среди перечисленных слов имена существительные. Запишите, определите их число, род: учитель, выучить, двойки, преподавать, география, школа, прочитали, директор, книги, последнее, знания, плохой.





4-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Выберите из перечисленных слов имена существительные, запишите их: учитель, выучить, двойки, преподавать, география, школа, прочитали, директор, книги, последнее, знания, плохой.

2. Выпишите из текста пять имён существительных, определите их число, род.

3. Запишите словосочетания. Определите падеж имён существительных, обозначьте их окончания.

Пойти к директору, заниматься географией, проверить знания, учительница историипреподавать географию.

5-й уровень

Диктант (текст тот же). Грамматические задания.

1. Выпишите из текста пять имён существительных, определите их число, род, склонение.

2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён существительных.

Пойти к директор…, заниматься географи…, проверить знани…, учительница истор…, преподавать географ… .

3. Просклоняйте существительные «директор», «пятёрка».



Разноуровневые задания по теме «Имя прилагательное»

1-й уровень

Спишите текст.

Грамматическое задание. Спишите текст. В первом предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какая

Кошка.

Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие уши. Всё тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым когтем.

2-й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

1. Во втором предложении подчеркните слова, которые отвечают на вопросы «какие

2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным.

Голова (...?) круглая, уши (...?) небольшие чуткие, ноги (...?) короткие, но сильные, когтем (...?) острым.

Кошка.

Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие уши. Всё тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым когтем.

Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит грязи. Очень привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.

(По К.Ушинскому)

3-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.

Голова, торчат, небольшие, чуткие, ноги, прыгает, привязана, аккуратная, привыкает, сильные, детям, острым.

2. В третьем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией.

3. Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных.

Небольш… уши, вооружен остр… когтем, она аккуратн…, тело мягк…,хвост пушист… .



4-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Выпишите из текста пять имён прилагательных, определите их число, род.

2. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Запишите полученное предложение.

Кошка прыгает и лазает по деревьям.

3. Запишите словосочетания, дописывая окончания. Определите падеж имён прилагательных.

Небольш… уши, вооружен остр… когтем, она аккуратн…, тело мягк…,хвост пушист… .



5-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Выпишите из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных.

2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

Небольш… уши, вооружен остр… когтем, она аккуратн…, тело мягк…,хвост пушист… .

3. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Полученное предложение запишите.

Кошка высокопрыгает и лазает по деревьям.

4. Образуйте от предложенных слов однокоренные прилагательные, запишите их парами.

Образец: уют - уютный

Круг - ... сила - …

Длина - ... пух - ...

















Задания по теме «Глагол»

1-й уровень

Спишите текст.

Грамматическое задания. В первом предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зеленому морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам ее пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

2-й уровень

Спишите текст.

Грамматические задания.

1. В третьем предложении подчеркните глагол.

2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.

Солнце (...?) светит, ветер (...?) гонит, речка (...?) сверкает, отары овец (…?) пасутся, камыш (…?) шумит, лай собак (…?) доносится, лягушки (…?) пробуют, звуки (…?) сливаются.

Весна в степи.

Степь. В голубом небе ярко светит солнце. Взглянешь – кругом всё поля. Ветер гонит волны по зеленому морю пшеницы.

Вот речка сверкает на солнце. По обоим берегам ее пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбища весной в степи покрываются свежей зеленью трав. Шумит камыш на берегу.

В тишине слышны разные звуки. Доносится лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. Пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

3-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глагол в последнем предложении.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число.

Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.

3. Определите лицо глаголов, выделите их окончания.

Взглянешь, гоним, сверкаете, пасу, покрываем, доносит, пробуют.



4-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глагол в третьем предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число.

Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.

3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.

Свеч…,взглян…шь,гон…м, сверка…т, п…крываются, донос…тся.

4. Спишите, в глаголах выделите суффикс и окончание.

Солнце светило, ветер гнал, речка сверкала, шумел камыш.



5-й уровень

Диктант (текст тот же).

Грамматические задания.

1. Подчеркните глаголы в третьем предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.

2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число, лицо и род.

Степь, голубом, светит, поля, гонит, пшеницы, сверкает, берегам, покрываются, зеленью, шумит, жалобный, степной, доносится.

3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.

Образец: жили - жить

Смотрели - …

Гнали - …

Сверкает - …

Пасутся - …

Шумит - …

Слышны - …

Сливаются - …



4. Спишите, в глаголах выделите суффикс и окончание. Определите род. Поставьте ударение.

Солнце светило, ветер гнал, речка сверкала, шум

















Тест по теме «Имя существительное»

Вариант 1.

  1. Имя существительное - это

  1. Член предложения;

  2. Часть речи;

  3. Сказуемое.

  1. Укажите нарицательное существительное:

  1. Абай;

  2. Кокшетау;

  3. Город.

  1. Имена существительные отвечают на вопросы:

  1. Кто? Что?

  2. Где? Откуда?

  3. Какая? Какое? Какие? Какой?

  1. Найдите группу имен существительных:

  1. Поезд, угрюмый, толстый;

  2. Красота, ночь, чудо;

  3. Прекрасный, гулять, язык.

  1. Найдите группу одушевленных существительных:

  1. Крем, собака, ласточка;

  2. Пёс, конь, кот;

  3. Лягушка, болото, лес.

  1. Дополните тематическую группу неодушевленных существительных: вишня, береза, сосна, дуб.

  1. Воробей, соловей, грач;

  2. Дверь, окно, комната;

  3. Яблоня, ель, черёмуха.

  1. Как изменяются имен существительные:

  1. По родам, числам, падежам;

  2. По родам, собственные и нарицательные;

  3. По числам и падежам.

  1. Найдите имена собственные:

  1. Караганда, собака, Костанай;

  2. Муратхан, Павлодар, Мурка;

  3. газета «Любимый город», гора.

  1. Имя существительное обозначает:

  1. Признак предмета;

  2. Предмет;

  3. Количество предметов.

  1. Укажите собственное существительное:

  1. Город;

  2. Река;

  3. Семипалатинск.

  1. Существительные, которые обозначают предметы, растения неживой природы:

  1. Собственное;

  2. Нарицательное;

  3. Неодушевленное.

  1. Что изучает морфология?

  1. Части речи;

  2. Словарный состав слова;

  3. Словосочетания и предложения.

  1. Найдите существительное мужского рода:

  1. Полотенце;

  2. Тюль;

  3. Вещь.

  1. На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется:

  1. -ь;

  2. -ъ;

  3. а, -я.

  1. Чтобы узнать род имени существительного, который стоит во множественном числе необходимо:

  1. Задать вопрос;

  2. Просклонять по падежам;

  3. Поставить в единственное число.

  1. Найдите группу слов мужского рода с нулевым окончанием:

  1. Врач, солнце, песня;

  2. Автобус, рожь, форма.

  3. Учебник, плащ, день.

  1. Что мы называем склонением?

  1. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам;

  2. Изменение имен существительных по падежам;

  3. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам.

  1. Охарактеризуйте выделенное имя существительное в следующем предложении: Все, кто учился в нашей школе, не забудут ее никогда.

  1. Предложный падеж, единственное число;

  2. Творительный падеж, единственное число;

  3. Предложный падеж, множественное число.

  1. Укажите, в каком падеже употреблены выделенные имена существительные: Апрель с водой - май с травой.

  1. В творительном падеже;

  2. В родительном падеже;

  3. В предложном падеже.

  1. В слове этого предложения надо писать мягкий знак (-ь):

  1. Вплоть до плеч (…?) лежат кудри черные.

  2. Извозчики на клич (…?) бегут.

  3. Глубокаяноч (…?) застала нас.





Вариант 2.

  1. Укажите неодушевленные существительные в следующем предложении: Я хотел бы подарить своей маме такой букет, в котором были бы скромные ромашки, нежные тюльпаны, кудрявые пионы и свежие розы.

  1. Мама, букет, ромашки, тюльпаны;

  2. Букет, ромашки, тюльпаны, пионы, розы;

  3. Кудрявые, скромные, нежные, свежие.

  1. Укажите группу существительных среднего рода:

  1. Море, солнце, небо, поле;

  2. Чаша, голосок, нитка, окно;

  3. Сумерки, луг, маяк, рубашка.

  1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует вставить букву – е:

  1. к опушк…;

  2. в полын…;

  3. в зелен… .

  1. Определите род существительного табель:

  1. Средний род;

  2. Женский род;

  3. Мужской род.

  1. Определите род существительного: Мы купили бел… рояль.

  1. Средний род;

  2. Мужской род;

  3. Средний род.

  1. Сколько падежей в русском языке:

  1. 6 падежей;

  2. 7 падежей;

  3. 5 падежей.

  1. Поставьте существительное в том падеже, какого требует предлог: по (русский язык)

  1. Родительный падеж;

  2. Винительный падеж;

  3. Дательный падеж.

  1. Зат есім в переводе с казахского языка на русский язык означает:

  1. Имя числительное;

  2. Имя прилагательное;

  3. Имя существительное.

  1. Существительные в дательном падеже употребляются с предлогами:

  1. в, -на, -за, -через, -про;

  2. к, -по;

  3. о, -об, -в, -во, - на, -при.

  1. Подлежащее чаще всего может быть выражено:

  1. Именем существительным;

  2. Глаголом;

  3. Именем прилагательным.

  1. Отгадайте загадку. Определите, какого рода отгадка:

На шесте стоит дворец

Во дворце живет певец.

  1. Мужской род;

  2. Женский род;

  3. Средний род.

  1. Назовите имя собственное:

  1. Назерке;

  2. организации;

  3. деревья.

  1. Если к имени существительному можно поставить слова она, моя, то к какому роду относится существительное:

  1. К среднему роду;

  2. К женскому роду;

  3. К среднему роду.

  1. Мадина, Байтурсынұлы, Даурен, Батырханович, Аяпова. Эти слова пишутся с большой буквы, потому что они являются:

  1. Кличками животных;

  2. Названиями городов, рек, озёр;

  3. Именами, отчествами, фамилиями людей.

  1. В какой строке только имена существительные:

  1. Весна, весенний, прохладный;

  2. Прохлада, вечер, солнышко;

  3. Тишина, уют, отдыхать.

  1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует вставить букву –и:

  1. у избушк…;

  2. от границ…;

  3. в деревн… .

  1. В слове этого предложения надо писать мягкий знак (-ь):

  1. Желаем успехов, желаем удач (…?);

  2. Днем с крыш (…?) капают капели;

  3. Ноч (…?) прошла.

  1. Охарактеризуйте имя существительное: Играть с малышами.

  1. Мужского рода, единственного числа, в Дательном падеже;

  2. Мужского рода, множественного числа, в Творительном падеже.

  3. Женского рода, множественного числа, в Предложном падеже.

  1. Укажите существительное с нулевым окончанием:

  1. Малышка;

  2. Герой;

  3. Оконце.

  1. Что изучает морфология?

  1. Состав слова;

  2. Звуки речи;

  3. Части речи.



















3 вариант.

  1. Найдите пропущенные в правиле слова: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы …? …? и обозначает предмет.

  1. Какой? Какая? Какие?

  2. Когда? как? Откуда? Зачем?

  3. Кто? Что?

  1. Укажите собственное существительное:

  1. Алматы;

  2. Газета;

  3. Стол.

  1. Укажите нарицательное существительное:

  1. Арман;

  2. Фрукт;

  3. Даулет.

  1. Среди слов укажите имя существительное:

  1. Прыгал, плясал, хохотал;

  2. Будильник, часы, художник;

  3. Чудеснейший, заботливый, прекрасный.

  1. Если имена существительные женского рода имеют на конце –а, -я, -ь, то в какой группе слов они находятся?

  1. Вратарь, плечо, расставание;

  2. Сигнал, маяк, песня;

  3. Метель, молния, парочка.

  1. Выберите повествовательное предложение с существительным среднего рода.

  1. Мы купили ведро.

  2. Сегодня пасмурная погода.

  3. Приблизился корабль.

  1. Переведите на русский язык имена существительные: аяз, балабақша, мекенжай, адам, қарындаш.

  1. Совет, школа, улица, люди, ребенок;

  2. Мороз, детский сад, адрес, человек, карандаш;

  3. Дети, дождь, снег, улица, карандаш.

  1. Охарактеризуйте выделенное существительное в предложении: Снег лежит на каждой тропинке.

  1. Единственное число, предложный падеж;

  2. Единственное число, творительный падеж;

  3. Множественное число, родительный падеж.

  1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного:

  1. Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род;

  2. Падеж, число;

  3. Начальная форма, число.

  1. Найдите имена существительные в стихотворении:

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты.

  1. Седой, один, в, он, привык, есть;

  2. Седой, конфеты, бабушку, превращаться;

  3. Старик, шляпу, бабушку, котлеты, тапочки, слона, конфеты.

  1. В суффиксе существительного (-чик, -щик) буква – ч пишется:

  1. После –н, -р, -л;

  2. После д-т, з-с, ж;

  3. После в-ф.

  1. Отгадайте загадку. Определите, какого рода отгадка.

Он всегда в работе,

Когда мы говорим.

Тогда лишь отдыхает,

Когда мы замолчим.

  1. Мужской род;

  2. Женский род;

  3. Средний род.

  1. Исключите «четвертое лишнее»:

  1. Сады, огни, края, стулья;

  2. Огороды, марафоны, кабинеты, город;

  3. Астрономы, приказы, дожди, разведчики.

  1. Назовите морфологические признаки слова по улице:

  1. Существительное собственное, неодушевленное, женский род, в творительном падеже, во множественном числе;

  2. Существительное нарицательное, неодушевленное, женский род, в предложном падеже, в единственном числе;

  3. Существительное нарицательное, неодушевленное, мужской род, в предложном падеже, в единственном числе.

  1. Какое из данных существительных имеет только множественное число:

  1. Оттепели;

  2. Бураны;

  3. Заморозки.

  1. Укажите группу имен существительных, имеющих окончание -ом.

  1. Марш…, солнц…, нож…;

  2. Кольц…, ковш…, свинц…;

  3. Глянц…, пляж…, пейзаж… .

  1. Укажите вопросительное предложение с именем существительным женского рода?

  1. Вы купили белый рояль?

  2. Вам привезли сумку?

  3. Вы спасли бедных животных?

  1. В слове медвеж…нок пишется буква:

  1. о;

  2. е;

  3. е.

  1. Найдите тематическую группу неодушевленных имен существительных:

  1. Тайынша, Петропавловск, Тянь-Шань, гора;

  2. Дидар,Русланұлы,Оспанов, георгины;

  3. Ромашка, василёк, астра, бегония, роза.

  1. В какой пословице подлежащее выражено именем существительным?

  1. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

  2. Одно хорошее слово и в хороший мороз согревает.

  3. Вокруг да около.



























Тест по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1.

  1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает

  1. Предмет;

  2. Признак предмета;

  3. Действие предмета.

  1. В какой строке только имена прилагательные:

  1. Красный, желтый, новизна;

  2. Белеть, гонять, шуметь;

  3. Превосходный, чудесный, горький.

  1. Продолжите правило: Имя прилагательное стоит в том же числе и падеже, что и …

  1. Имя существительное, к которому оно относится;

  2. Предлог, с которым он связан;

  3. Глагол.

  1. У прилагательного нет следующего признака:

  1. Времени;

  2. Числа;

  3. Рода.

  1. Этот маленьк… зверек живёт в лесу. В прилагательном вставьте нужное окончание:

  1. ый;

  2. ой;

  3. ий.

  1. Имена прилагательные изменяются по:

  1. Родам, числам;

  2. Родам, числам, падежам;

  3. Падежным вопросам.

  1. Укажите прилагательное женского рода:

  1. Разноцветный кораблик;

  2. Широкая стена;

  3. Цветущее растение.

  1. Найдите прилагательное в винительном падеже:

  1. О молодом поколении;

  2. Юношескими библиотеками;

  3. Красные перья.

  1. Укажите род, число и падеж прилагательного в словосочетании рыжей шубкой:

  1. Женский род, единственное число, предложный падеж;

  2. Женский род, единственное число, творительный падеж;

  3. Средний род, множественное число, предложный падеж.

  1. Какая буква пишется в окончаниях прилагательных после шипящих: чуж…й человек, больш…е значение

  1. е;

  2. о;

  3. ё.

  1. Для чего служат имена прилагательные?

  1. Делают нашу речь точной и выразительной;

  2. Делают нашу речь грубой и безграмотной;

  3. Нет правильного ответа.

  1. Прочитайте пословицу. Определите род прилагательных: Добрая слава лежит, а худая бежит.

  1. Средний род;

  2. Мужской род;

  3. Женский род.

  1. Какой частью речи выражено слово яркий в словосочетании: ярким огнём, яркий огонь

  1. Глаголом;

  2. Прилагательным;

  3. Существительным.

  1. Впишите окончания прилагательных: звонк… песня, золот… браслет, недоступн… место, художествен… школа.

  1. ая, -ой, -ое, -ая;

  2. ая, -ые, -ая, -ое.

  3. ий, -ой, -ая, -ая.

  1. Укажите прилагательное с окончанием –ая:

  1. Добр… конь;

  2. Глубок… блюдце;

  3. Сладк… вата.

  1. В предложении прилагательное чаще всего является:

  1. Обстоятельством;

  2. Подлежащим;

  3. Определением.

  1. Укажите прилагательные, которые имеют окончание с твердой основой:

  1. Народные танцы;

  2. Весенние паводки;

  3. Яркие краски.

  1. Прилагательное в словосочетании фиолетовый шарф стоит в форме:

  1. И.п., мужского рода, единственного числа;

  2. Д.п., женского рода, единственного числа;

  3. И.п., среднего рода.

  1. Найдите в стихотворении «Узник» А.С.Пушкинаимена прилагательные:

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,…

  1. Решёткой, темнице, сырой, товарищ, махая;

  2. Сырой, вскормленный, молодой, грустный, кровавую;

  3. В неволе, крылом, клюёт, под окном.

  1. Найдите правильное словосочетание по форме единственное число, средний род, Родительный падеж:

  1. Раннего утра;

  2. Тугих узлов;

  3. Тяжёлого портфеля













Вариант 2.

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы…? …? …?

  1. Что делает? Что сделает?

  2. Где? Когда? Откуда? Куда?

  3. Какая? Какое? Какой? Какие? Чей?

  1. Укажите строку с прилагательными:

  1. Сухие листья, соленые орешки, храбрый воин;

  2. Поставить оценку, удобная обувь, на крыльце;

  3. Свежие овощи, завязать отношения, с друзьями.

  1. Определите нужный вопрос к имени прилагательному в словосочетании мамины очки:

  1. Какой? (какая?, какое? какие?);

  2. Кто? Что?

  3. Чей? (чья? чьё?Чьи?)

  1. Укажите прилагательное, которое имеет окончание с мягкой основой:

  1. Огромный торт;

  2. Плохие отметки;

  3. Необыкновенный человек.

  1. В каком словосочетании прилагательное употреблено в переносном значении?

  1. Шелковая травка;

  2. Кожаная обувь;

  3. Пожилая дама.

  1. Найдите прилагательное с орфографической ошибкой:

  1. Хорошого дня;

  2. Чужого имущества;

  3. Колючему кусту.

  1. Прочитайте пословицу. Определите род прилагательного: Горючими слезами обливаемся.

  1. Средний род;

  2. Женский род;

  3. Мужской род.

  1. Укажите синоним к слову сердечный:

  1. Добрый;

  2. Крепкий;

  3. Жестокий.

  1. Напишите падеж имени прилагательного: Палитра – это специальная (…) дощечка, на которой художник разводит краски.

  1. Именительный падеж;

  2. Творительный падеж;

  3. Родительный падеж.

  1. Какое утверждение относится к прилагательному:

  1. изменяется только по падежам;

  2. зависит от наречия;

  3. в предложении бывает определением или сказуемым.

  1. В каком словосочетании главным словом является имя прилагательное:

  1. Читать книгу;

  2. Верный другу;

  3. Летний вечер.

  1. В каком ряду в обоих прилагательных пропущена одна и та же буква:

  1. На свеж…й сметане, на дремуч…й дороге;

  2. Разноцветн…й бумагой, интересн…й материал;

  3. Бел…го снега, лучш…й ученицей.

  1. Дополните предложение: Лось – огромное животное с … рогами.

  1. Угрюмыми;

  2. Веселыми;

  3. Развесистыми.

  1. Впишите окончания прилагательных: драгоценн… хвост, свеж… ветер, близк… подруга, малахитов… шкатулка.

  1. ий,-ый, -ое,- ая;

  2. ый, -ий, -ая, -ая;

  3. ый, -ий, -ое, -ее.

  1. Прилагательное горячий в Родительном падеже имеет окончание:

  1. ему;

  2. его;

  3. им.

  1. Словосочетанию умные глаза соответствует схема:

х

  1. Сущ. + сущ.

х

  1. Сущ. + прил.

х

  1. Прил. + сущ.


  1. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание:

  1. ом, -ем;

  2. им, -ом;

  3. ым, -ем.

  1. Найдите прилагательные-антонимы:

  1. Сильный папа - храбрый воин;

  2. Мокрый асфальт – сухая одежда;

  3. Прошлый четверг – прошедшее время.

  1. Сколько прилагательных в данном предложении: Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста.

  1. Три слова;

  2. Два слова;

  3. Четыре слова.

  1. Выберите правильно падежные окончания прилагательного:

И.п. мохнат… лапа

Р.п. мохнат… лапы

Д.п. мохнат… лапе

В.п. мохнат… лапу

Т.п. мохнат… лапой

П.п. о мохнат… лапе

  1. ая, -ой, -ой, -ую, -ой, -ой;

  2. ая, -ей, -ому, -ой, -ей;

  3. ая, -ых, -ом, -ым, -ой, -ую,







Вариант 3.

  1. Как определить род, число и падеж имени прилагательного:

  1. По вопросу;

  2. По окончанию;

  3. По существительному.

  1. В каком словосочетании есть имя прилагательное женского рода:

  1. Тихий голос;

  2. Доклад подробный;

  3. Воздушная сирень.

  1. С какой частью речи связано имя прилагательное:

  1. С именем числительным;

  2. С именем существительным;

  3. С предлогом.

  1. Дополните пословицу: Умный себя винит, … своего товарища.

  1. Грубый;

  2. Глупый;

  3. Находчивый.

  1. Определите падеж имени прилагательного: Если мама достанет из кладовки мои резиновые сапоги и поставит их в коридоре, это и значит, что весна началась". 

  1. Творительный падеж;

  2. Родительный падеж;

  3. Именительный падеж.

  1. Продолжи: «Чтобы определить род имени прилагательного, надо

  1. Определить его падеж;

  2. Найти в предложении существительное, связанное с прилагательным, определить род;

  3. К прилагательному подставить слова он (мой), она (моя), оно (моё).

  1. Определитевариант с прилагательным употребленным в переносном значении:

  1. Желтые лучи;

  2. Листва золотая;

  3. Страна далёкая.

  1. Исправьте ошибки в окончаниях имен прилагательных:

  1. Французские язык;

  2. Мягкие игрушки;

  3. Нарядное платье.

  1. Укажите прилагательное с мягкой основой:

  1. Зимние дни;

  2. Телевизионный канал;

  3. Хвойные ели.

  1. Словосочетанию дождливая осень соответствует схема:

х

  1. Сущ. + сущ.

х

  1. Сущ. + прил.

х

  1. Прил. + сущ.

  1. В каком падеже имена прилагательные женского рода имеют окончание –ую, -юю:

  1. В именительном падеже;

  2. В винительном падеже;

  3. В дательном падеже.

  1. Определите род имен прилагательных в пословице: Маленькая ложь за собой большую ведет.

  1. Женский род;

  2. Средний род;

  3. Мужской род.

  1. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Дательном падеже:

  1. Какому?

  2. Каким?

  3. о каком?

  1. Выберите правильный ответ окончаний прилагательных: Январь – месяц больш… молчалив… снегов.

  1. ого, - ых;

  2. их, -ых;

  3. ых, -их.

  1. Найдите прилагательные-синонимы:

  1. Дикий кабан – домашняя утка;

  2. Грач чёрный – белый халат;

  3. Хитрый поступок – лукавая лиса.

  1. Выберите вопрос имени прилагательного множественного числа:

  1. Какая?

  2. Какое?

  3. Какие?

  1. Сколько прилагательных в данном стихотворении:

Отчизна –твой очаг и дом единый 
Живут друзья друг другу помогая 
В любой беде, как завещал Абай 
Под мирным небом дружбу прославляя, 
Мой Казахстан, расти и процветай!

  1. Два;

  2. Три;

  3. Четыре.

  1. Найдите правильные падежные окончания прилагательного:

И.п. кашатнов… косы

Р.п. каштанов… кос

Д.п. каштанов… косам

В.п. каштанов… косы

Т.п. каштанов… косами

П.п. окаштанов… косах

  1. ые, -ых, -ым, -ые, -ыми, -ых;

  2. ые, -их, -им, -ые, -ими, -их;

  3. ые, -ых, -ыми, -ие, -ими, -ых.

  1. Найдите прилагательные-антонимы:

  1. Вечная пора – бессмертный человек

  2. Трусливый зайчишка – боязливый ребенок

  3. Шарик лёгкий – тяжёлое ведро.

  1. Отгадайте загадку:

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? 

  1. Имя числительное;

  2. Имя прилагательное;

  3. Имя существительное.




Тест по теме: «Глагол»

Вариант 1.

  1. Отгадай загадку:

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется...

  1. Предлог;

  2. Глагол;

  3. Союз.

  1. Неопределенная форма глагола – это …

  1. Начальная форма глагола;

  2. Нулевое окончание;

  3. Время глагола.

  1. Какое время имеет глагол:

  1. Настоящее, прошедшее, будущее простое, будущее сложное;

  2. Настоящее, прошедшее, будущее сложное;

  3. Настоящее, прошлое, будущее простое.

  1. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

  1. Пищал;

  2. Говорит;

  3. Будет играть.

  1. Глагол в предложении чаще всего бывает

  1. Подлежащим;

  2. Определением;

  3. Сказуемым.

  1. Укажите, в каком времени употреблены глаголы: Солнце  пробило дырку в туче и разбросало лучи.

  1. В настоящем времени;

  2. В прошедшем времени;

  3. В будущем сложном времени.

  1. Глагол – это часть речи, обозначает …

  1. Признак предмета;

  2. Действие глагола;

  3. Предмет.

  1. Изменение глагола по лицам и числам называется:

  1. Спряжением;

  2. Склонением;

  3. Изменением по падежам.

  1. В каком случае мягкий знак (-ь) не нужен:

  1. Кричиш…;

  2. Крутит…ся

  3. Освещает…ся

  1. Найдите глагол в форме будущего времени:

  1. Прокричу;

  2. Смеялся;

  3. Решает.

  1. Найдите личные местоимения 1-го лица:

  1. Он, она, они;

  2. Я, мы;

  3. Ты, вы.

  1. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в прошедшем времени:

  1. Играл, плясал, поиграл;

  2. Смотрел, глядел, идти;

  3. Пойдет, сказать, дышал.

  1. Глагол отвечает на вопросы …? …?

  1. Как? Куда?

  2. Что будет делать? Когда?

  3. Что делать? Что сделать?

  1. Отгадай загадку. О чем идет речь?

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. 

  1. Время;

  2. Род;

  3. Число.

  1. В глаголах во 2-ом лице единственного числа на конце пишется:

  1. ъ;

  2. е;

  3. ь.

  1. Найдите глагол, стоящий в 3-ем лице:

  1. Болеешь, обидите;

  2. Выйдет, дышат;

  3. Болею, выйду.

  1. На глагол прошедшего времени указывает:

  1. Суффикс –л;

  2. Окончание – ите;

  3. Вопрос что делать? Что сделать?

  1. Прочитайте пословицу. Укажите, в какой форме употреблены глаголы: Самого себя лечить, только портить.

  1. В форме будущего сложного времени;

  2. В форме прошедшего времени;

  3. А

  4. В неопределенной форме глагола.

  1. Укажите ряд, в котором глаголы имеют форму будущего сложного времени:

  1. Буду продавать, буду бегать, буду тянуть;

  2. Плачу, бегаешь, кричишь;

  3. Рисует, покупает, рубить.

  1. Прочтите стихотворение. Определите, сколько в предложение глаголов:

Люблю тебя, мой Казахстан!
Твои бескрайние просторы,
И гор твоих прекрасный стан
И быстрых рек люблю узоры!

  1. Два;

  2. Три;

  3. Нет правильного ответа.





















Вариант 2.

  1. Глагол – это

  1. Часть слова;

  2. Часть речи;

  3. Частица.

  1. Укажите глаголы:

  1. Страшный, честный, прямой;

  2. Яблоко, поёт, ключ;

  3. Растёт, плывёт, бьёт.

  1. Назовите морфологические признаки глагола:

  1. Время, число, род, лицо, спряжение.

  2. Число, члены предложения, лицо;

  3. Лицо, род.

  1. Найдите глаголы, стоящие в неопределенной форме:

  1. Мыть, решать, пилить;

  2. Свистим, играл, будет танцевать;

  3. Построили, сходил, поинтересовался.

  1. Выберите падежные окончания глаголов настоящего времени:

Ты путешеству… мы путешеству…

Он путешеству… вы путешеству …

  1. ешь, -ит, -ете, -ют;

  2. ешь, -ет, -ем, -ете;

  3. ишь, --ит, -им, -ите.

  1. Поставьте глаголы во 2-е лицо единственного числа: кидать, шагать:

  1. Кидают, шагают;

  2. Кидаешь, шагаешь;

  3. Кидаете, шагаете.

  1. В каких глаголах пишется –ь:

  1. Снимаеш…;

  2. Останет…ся;

  3. Признает…ся.

  1. Определите время глаголов:

Раушанвесь день сидел… дома и ждал… телефонного звонка.

  1. Настоящее время;

  2. Прошедшее время;

  3. Будущее простое время.

  1. Подставьте соответствующее существительное к глаголу рисуй:

  1. образ;

  2. вблизи;

  3. медленно.

  1. Прочтите стихотворение. Определите, сколько в предложение глаголов:

Народ Казахстана должен вверх лишь шагать,
Год за годом трудиться, чтоб жить-процветать!
Дружно здесь проживают сотни народов,
Никто не отнимет наш Мир и Свободу!

  1. Семь;

  2. Шесть;

  3. Пять.

  1. Определите время глаголов

Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

  1. Настоящее время;

  2. Будущее время;

  3. Прошедшее время

  1. Какое слово здесь «лишнее»?

  1. Приступали

  2. Прощал;

  3. Орошал.

  1. Чем выражено сказуемое в стишке:

Мой сосед-незнайка стонет –

Телефон его не звонит.

Аппарат-хитрец молчит,

Ждет, когда кто позвонит.

  1. Прилагательным;

  2. Глаголом;

  3. Существительным.

  1. Найдите глаголы-синонимы:

  1. Потушить-погасить;

  2. Начать-закончить;

  3. Кидать-принесет.

  1. Что обозначает будущее время?

  1. Действие, которое совершается сейчас;

  2. Действие, которое свершилось ранее;

  3. Действие, которое произойдет в будущем.

  1. Укажите форму глагола во множественном числе:

  1. Взрослые веселились;

  2. Ребенок веселился;

  3. Подруга веселилась.

  1. Укажите окончания глаголов I спряжения:

  1. ешь, --ет, -им, -ите, -ут (-ют);

  2. ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);

  3. ешь, -ит, - им, -ите, -ят.

  1. Определите род глагола в вопросительном предложении: А что если ты меня обманула?

  1. Средний род;

  2. Мужской род;

  3. Женский род.

  1. Глаголы имеют … лица и … числа:

  1. Два лица, четыре числа;

  2. Два лица, три числа;

  3. Три лица, два числа.

  1. Поставьте к глаголам вопросы: костюмы (…?) народные, ужин (…?) праздничный, песня (…?) заводная, солнце (…?) яркое.

  1. Какие? Какой? Какая? Какое?

  2. Какие? Какая? Какое? Какой?

  3. Какие? Какая? Какой? Какой?





















Вариант 3.

  1. Найдите правильное определение:

  1. Глагол – это часть слова, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета;

  2. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и обозначает действие предмета;

  3. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? и обозначает признак предмета;

  1. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:

  1. Се…м

  2. Шага…те;

  3. Слыш…шь

  1. Укажите глаголы, стоящие в 3-ем лице:

  1. Тянет, звенит, сводит;

  2. Тянешь, звеним, сводите;

  3. Тяну, звенишь, свожу.

  1. Укажите строку глаголов-синонимов:

  1. Смотреть-взирать;

  2. Злой-свирепый;

  3. Славный-хороший.

  1. Определите время глагола в предложении: Весенний ветер расправляет крылья.

  1. Будущее сложное;

  2. Прошедшее время;

  3. Настоящее время.

  1. Какие слова называют действия предметов:

  1. Пришел, увидел, победил;

  2. Коричневый, синий, краснота;

  3. Белеть, розоватый, лампа.

  1. Задайте вопросы к глаголам в пословице: Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

  1. Что делать?

  2. Что делает?

  3. Что будет делать?

  1. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву у(ю):

  1. Довод…т

  2. Танцу…т

  3. Дыш…т

  1. Какие признаки глагола имеет неопределенная форма:

  1. Время;

  2. Род;

  3. Называет действие.

  1. Укажите глаголы во множественном числе:

  1. Ругается;

  2. Ругаются;

  3. Ругаемся.

  1. Найдите глаголы 1 лица:

  1. Разговариваю;

  2. Темнеет;

  3. отрицаешь

  1. Какой из глаголов в стихотворении И.Бунина обозначает цвет:

Стыдливо белая береза зеленеет

Проходят облака всё выше и нежней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней…

  1. Сушит;

  2. Веет;

  3. Зеленеет.

  1. Глаголы изменяются по лицам и числам:

  1. В настоящем и будущем времени;

  2. В настоящем и прошедшем времени;

  3. В настоящем, прошедшем и будущем времени.

  1. Найти глаголы будущего сложного времени:

  1. Буду гнать, буду мыть, буду держать;

  2. Гнали, мыли, держали;

  3. Гонят, моют, держат.

  1. Пишется ли –Ь в глаголе: Дело мастера боит…ся.

  1. Да;

  2. Нет;

  1. При изменении глагола будущего сложного времени по лицам и числам первый глагол:

  1. Первый глагол будет изменяться по лицам и числам, а второй будет стоять в неопределенной форме;

  2. Первый глагол будет стоять в неопределенной форме, второй будет изменяться по лицам и числам;

  3. Оба глагола будут изменяться по лицам и числам.

  1. Подбери однокоренные глаголы к словам игра, свист.

  1. свистулька, играть;

  2. играть, свистеть;

  3. игрушка, свистеть.

  1. Род глагола определяется:

  1. По числу и падежу;

  2. По неопределенной форме;

  3. По роду имени существительного, с которым глагол связан.

  1. Назови количество глаголов:

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки песком я в саду посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

  1. Двенадцать;

  2. Одиннадцать;

  3. Тринадцать.

  1. Укажите лицо глаголов:

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.

  1. 1 лицо, 3 лицо;

  2. 1 лицо, 2 лицо;

  3. 2 лицо, 3 лицо







КЛЮЧ К ТЕСТАМ

Имя существительное

Имя

прилагательное

Глагол

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1B

1B

1C

1B

1C

1C

1B

1B

1B

2C

2A

2 A

2C

2A

2C

2A

2C

2C

3A

3A

3B

3A

3C

3B

3A

3A

3A

4B

4C

4B

4A

4B

4B

4B

4A

4A

5B

5B

5C

5C

5A

5C

5C

5B

5C

6C

6A

6A

6B

6A

6B

6B

6B

6A

7A

7C

7B

7B

7B

7B

7B

7A

7B

8B

8C

8A

8C

8A

8A

8A

8B

8B

9B

9B

9A

9A

9A

9A

9C

9A

9C

10C

10A

10C

10B

10C

10C

10A

10B

10B

11C

11A

11B

11A

11B

11B

11B

11C

11A

12A

12 A

12A

12C

12A

12A

12A

12A

12C

13B

13B

13B

13B

13C

13A

13C

13B

13A

14A

14C

14B

14A

14B

14B

14A

14A

14A

15C

15B

15C

15C

15B

15C

15C

15C

15B

16C

16A

16B

16C

16C

16C

16B

16A

16A

17B

17C

17B

17A

17A

17A

17A

17B

17B

18A

18B

18A

18A

18B

18A

18C

18C

18C

19A

19B

19C

19B

19A

19C

19A

19C

19A

20C

20C

20B

20A

20A

20B

20A

20A

20A



15


Разноуровневые задания и тесты по русскому языку в классах с государственным языком обучения на тему "Морфология" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный авторский сборник предназначен учителям русского языка и литературы в школах с государственным языком обучения. Он призван помочь учителям при подготовке и проведении диагностики знаний учащихся с правом выбора разноуровневых заданий и теста. Является обобщающим материалом по морфологии, тестовые задания соответствуют всем требованиям предъявляемым к работам такого рода. Учтены все аспекты изучения языка как неродного.

Разноуровневые задания предлагаю использовать при закреплении учебного материала на уроке, выполнении домашнего задания. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей.

При решении теста следует предупредить учащихся о том, что при решении тестовых заданий пытаться угадать верные ответы, не зная материала, почти невозможно и невозможно получить положительную оценку.

Тестовая диагностика знаний позволяет проверить запоминание учебного материала, его понимание, умение делать обобщения.

Неправильные ответы составлены на основе типичных ошибок обучаемых. В одном задании предлагаются три ответа.

На основании вышеизложенного определяю цели:

  • развитие смысловой точности, выразительности и логичности речи;
  • повышение речевой культуры и грамотности, овладение нормами культуры речи;
  • приобщение учащихся к образцам художественной речи; воспитания бережного отношения к родному языку.

Данный сборник рассчитан решить следующие задачи:

  • помочь учителю качественно осуществить в классе проверку усвоенных учениками грамматических знаний;
  • дать возможность учащимся работать индивидуально и самостоятельно.
Автор Жарова Маржан Орынбековна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Тесты
Просмотров 1976
Номер материала 58523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓