Главная / Русский язык и литература / Разносклоняемые существительные 6 класс ЗПР

Разносклоняемые существительные 6 класс ЗПР



Разносклоняемые существительные.

Цель:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, особенностью их склонения.

Задачи:

  • Сформировать умения: находить разносклоняемые существительные в тексте, изменять их по падежам (склонять); аргументировать выбор окончаний (суффиксов).

  • Совершенствовать навыки безошибочного написания падежных окончаний разносклоняемых существительных.

  • Корригировать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Развивать монологическую речь обучающихся через применение различных форм деятельности.

  • Воспитывать интерес к русскому языку, доброжелательное отношение к сверстникам.

Тип урока: урок-исследование

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы почувствуете себя настоящими исследователями русского языка!  

II. Актуализация опорных знаний

1. На прошлом уроке мы повторили то, что изучили об имени существительном в 5-м классе. Но… Эта часть речи имеет тайны, которые предстоит раскрыть именно вам, исследователям! Для начала ответьте на вопросы: 

- К знаменательной или служебной части речи отнесем имя существительное?
- Какие постоянные признаки существительных
вы знаете?
– Что такое склонение? Сколько типов склонения у существительного?


2. А теперь закрепим ваши знания на практике.

  1. Перед вами существительные. Как вы думаете, что нужно с ними сделать? (Распределить по склонениям в 3 столбика) Правильно!

Бокал, ручка, молодежь, интернет, луч, доверие, ягода, путь, власть, белизна, знамя, радость, улыбка.

Самопроверка (слайд)



III.  Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

- Молодцы! Теперь, пожалуйста, скажите, какие слова вызвали у вас сомнения? Почему?

- Чтобы узнать, просклоняем Путь и Знамя ( работа у доски и в тетрадях).

- Можем ли мы их отнести к какому-либо склонению? Почему? Раз, эти существительные имеют падежные окончания разных склонений, как можно их назвать?

Закрепление: самостоятельная работа со сравнительной таблицей

Падеж

Склонение


1

2

3

И. п.

Ручк__

Контакт_

Власть_

Путь_

Знам_

Р.п.

Ручк__

Контакт_

Власт_

Пут_

Знам_

Д.п.

Ручк__

Контакт_

Власт_

Пут_

Знамен_

В.п.

Ручк__

Контакт_

Власть_

Путь_

Знам_

Т.п.

Ручк__

Контакт_

Власть_

Пут_

Знам_

П.п.

О ручк__

О контакт_

О власт_

О пут_

О знам_

- Скажите, пожалуйста, в чем сходство и различие данных окончаний?

- Итак, мы открыли разносклоняемые существительные!

IV.  Существительные Путь и Знамя не одиноки в русском языке. Всего разносклоняемых слов - 11. С двумя вы уже познакомились, и еще имеется 9, которые заканчиваются на МЯ. Но я не стану их перечислять, ведь у нас урок-исследование, вы найдёте и выпишите их из стихотворения, которое лежит на парте перед каждым из вас, в тетрадь.

Есть история про племя, Прилепив перо на темя,
Лишь весной наступит время, Над собою поднял знамя,
Племя мирно сеет семя, Раздувает распри пламя:
Хоть пахать и сеять - бремя. Призывает все опять
У коровы полно вымя. Не работать - воевать.
Папуаске нужно имя, Но не хочет племя вновь.
для сынишки сочинить, проливать напрасно кровь.
И корову подоить. Всем милее мирный путь.
Но вожак их - ногу в стремя. Сказку нашу не забудь!

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, все ли слова вы выписали?

V. Физкультминутка

Сколько открытий мы совершили, естественно, что устали, поэтому немного отдохнём, а помогут в этом разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь, поцеловать в темечко).

VI. Закрепление изученного.

Работа с учебником стр. 89, § 38, упр. 240 – списать, выделить суффиксы разносклоняемых существительных.

VII. Редактирование текста.

В следующих предложениях допущена ошибка при образовании форм Родительного падежа существительного время. Запишите предложения в исправленном виде.

Время было в обрез. У тебя нет время потолковать со мной. Сколько время прошло?

VIII. Работа по карточкам. Выделить суффиксы в разносклоняемых существительных. (взаимопроверка)

Ж...леть о потраченном врем..ни, язык плам..ни к..стра, к..саться знам..ни, прик..саться к стрем..ни, вождь плем..ни, сколько врем..ни, свежие сем..н_.

IX. Исследования продолжаются!!!

Работа в парах.

Гореть синим пламе__, со врем__н царя Гороха, под брем_нем забот.

Как называются эти выражения? (фразеологизмы…)

Чем интересны для нас эти фразеологизмы? (В них есть разносклоняемые существительные.) 
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? 
(«Фразеологический словарь») 
_ Составьте с каждым фразеологизмом одно предложение.

X. Рефлексия

Мы сегодня славно потрудились и можем подвести итог исследованиям!

  • Понравилось вам быть исследователями? Что помогало быть ими?

  • Какие существительные называются разносклоняемыми?

  • Какие задания вызвали затруднения?

  • Как вы думаете, наши открытия закончились?

XI. Домашнее задание (на выбор)

  1. Найти пословицы, в которых имеются разносклоняемые существительные.

  2. Составить кроссворд, используя разносклоняемые существительные.

  3. Упражнение 244 стр. 89.

Одну из пословиц я могу вам назвать уже сейчас. От доброго семени – добрый всход. От того как вы работали на уроке будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!





Разносклоняемые существительные 6 класс ЗПР
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, особенностью их  склонения.

Задачи:

ü  Сформировать умения: находить разносклоняемые существительные в тексте, изменять их по падежам (склонять); аргументировать выбор окончаний (суффиксов).

ü  Совершенствовать навыки безошибочного написания падежных окончаний разносклоняемых существительных.

ü  Корригировать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать.

ü  Развивать монологическую речь обучающихся через применение различных форм деятельности.

ü  Воспитывать интерес к русскому языку, доброжелательное отношение к сверстникам.

Тип урока: урок-исследование

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический

Автор Муртазина Катира Багитовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 18506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓