Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости,
давайте поздороваемся с нашими гостями.
Тему нашего занятия вы узнаете после того, как я прочту для вас
высказывание знаменитого французского писателя Жан Жака Руссо: «Растения
щедро рассыпаны на Земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а
растения у моих ног…». О чем говорится в этом высказывании… (О растениях).
Растения – это часть природы.
Ребята, скажите, какая бывает природа.
Дети:
Живая и неживая природа.
Воспитатель: Перед вами лежат карточки с условными
обозначениями. А теперь поднимите карточки, которые обозначают живую; неживую
природу. В чем разница между живой и неживой природой».
Воспитатель: А растения относятся к живой, или не живой
природе?
Дети: К живой.
Воспитатель: А, что еще относится к живой природе?
Дети: животные.
Воспитатель: Итак, что относится к живой природе?
Дети: растения и животные.
Воспитатель: А теперь поднимите карточки, которые
обозначают растения и животных.
Воспитатель: Дети, а что относится к неживой природе?
Дети: вода, песок, скалы.
Воспитатель: Если вы со мной
согласны,
Не сидите, не молчите,
Хлопайте в ладоши.
Ну, а если не согласны
Знак мне покажите.
Воспитатель: Молодцы, Мы с вами повторили, что нас
окружает живая и неживая природа и что живая природа делится на 2 группы,
это: животные и растения.
Воспитатель:
Сегодня мы
поговорим о растениях.
Наша планета – это
удивительный, чудесный мир. Есть здесь горы и моря, леса и степи, города и
села. Все, что нас окружает, называется природой. Задолго до того как
появились люди, на земле уже были растения.
Без растений не
могло бы выжить ни одно существо. Люди, а также многие животные, птицы и
насекомые употребляют растения в пищу. Летом если хочется отдохнуть или
укрыться от жаркого солнца или дождя, можно спрятаться в тени раскидистой
кроны деревьев. А в летний денек так приятно пробежаться босиком по траве. Но
самое главное – растение выделяет кислород, который нужен человеку и животным
для дыхания. Растения на Земле встречаются повсюду. Может
кто-нибудь из вас слышал такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли».
Они образуют луга, поля, леса. И именно зелёный наряд делает нашу планету
удивительной.
Растения можно
разделить на три основные группы:
а) древесные, это деревья.
б) кустарниковые, это кусты.
в) травянистые, это травы.
Хотя растения выглядят по-разному, но они во
многом похожи.
-Как вы думаете чем?
Почти у каждого растения есть корни, стебель
листья, цветы и плоды (рассматриваем плакат со строением растения).
Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку.
- Вот это корень.
Как вы думаете, для чего растению нужен корень?
Дети отвечают.
Рост растения
начинается с корня. Корень – это подземная часть растения. С помощью
корней деревья, кустарники и травы прочно держатся за почву и впитывают из
земли влагу.
Воспитатель: - Это стебель или ствол. Для чего он
нужен?
Дети отвечают.
Воспитатель: Стебли разных растений неодинаковы. У
травянистых растений стебли мягкие, сочные. Многие животные любят
полакомиться свежей травкой. У деревьев – очень твёрдый, прочный, покрытый
корой и называется стволом. В теплые время года в нем накапливаются влага и
питательные вещества, и поэтому всю зиму дерево использует эти запасы. Кора
– это «кожа» деревьев. Она защищает деревья от ветра и холода. Ветви есть у
деревьев и кустарников, они прочные и крепкие. Самые толстые ветки куста –
это стволы. И их у кустов обычно несколько.
Ребята как вы
думаете, в чем разница между деревом и кустом?
Если дерево
срубить, то, что останется? (пенек) и стать снова деревом оно уже не
сможет. А у кустарников все по-другому – если обломится один из стволов,
куст выживет и будет дальше расти и приносить плоды.
- Это листья. Для
чего они нужны?
Дети отвечают.
Воспитатель: Разнообразны и листья растений.
_Ребята как узнать,
что одно дерево береза, а другое ива или дуб? По форме листьев. У березы, они
похожи на сердечки, у Ивы – длинные и узкие. А у таких деревьев как ель,
сосна есть листва?
Есть, их листва
похожа на иголочки, и называется - хвоя.
Хвойные деревья
меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» -
сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.
Воспитатель: - Это цветок. Цветки украшают любое
растение, но это не самая главная его задача.
- Ребята как вы
думаете для чего растению цветок?
После того как
цветок отцветет, на его месте образуется плод.…
(Составление
цепочки, показывающей взаимосвязь всех частей растения)
-Для чего нужен стебель?
(держит листья и цветок)
-Для чего нужны листья?
(листьями растение дышит)
-Для чего нужен цветок? (В нём
образуются семена и плоды)
-Как вы думаете, сможет ли
растение жить без какой-либо части?
Вывод: все части растения важны.
Воспитатель: Что-то мы засиделись, давайте встанем в
круг.
Мы листочки, мы
листочки.
Мы – ажурные
листочки.
Мы на веточках
сидели,
(Дети образуют
круг)
Ветер дунул –
полетели.
(Разбегаются по
комнате)
Мы летали, мы
летали
(Бегают, махают
крыльями)
Все листочки так
устали!
Что на землю все упали.
(Садятся на
стульчики).
Воспитатель:
-Сколько разных
растений окружает нас, и у каждого растения своё название.
Ребята, как называются растения, которые появляются весной, первыми?
(первоцветы). Назовите их.
(первоцветы: мать-и мачеха, чистяк, одуванчик, хохлатка, мимоза,
подснежник).
-Ребята, а какие растения живут в нашем
городе?
(Ответы детей).
-Для чего нужны растения в городе?
(ответы детей)
Все растения и деревья, и кустарники и
травянистые растения живые. Они «дышат»: «вдыхают» воздух, который загрязняют
машины и заводы. А «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и
животным.
Классификация
растений по методике «Круги Эйлера».
Воспитатель: Ребята, сейчас я попрошу занять места за
столами. Перед каждым из вас лежат конверты, в этих конвертах вы обнаружите
картинки с изображением различных растений. Ваша задача, правильно
распределить растения в круги. Деревья в красный круг, кустарники в желтый
круг, травянистые растения в зеленый круг.
(Детям предлагается картинка с изображением
растения и дети по очереди называют.)
Например: дуб, береза и т.д.
Воспитатель: На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи,
и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные,
потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.
Одно из самых интересных плодовых деревьев –
хлебное. Оно растет на далеких островах в тихом океане. Плоды этого дерева жители
островов едят сырыми и вареными, а так же пекут из них хлеб. Из коры растений
делают ткани и краску, из корней – лекарства, из листьев – бумагу и шляпы.
Вот такое полезное дерево.
Бамбук – это самое
высокое травянистое растение в мире. Стебель бамбука может вырасти с
десятиэтажный дом.
Есть такое
растение, которое называется – бешеный огурец: стоит до него дотронуться, он
тут же отрывается от стебля и «выстреливает» своими семенами. Куда попадает
семечко, там вырастает новое растение.
А еще я хочу вам
задать такой вопрос, к какой группе растений относится банан? Банан – это
трава, хотя часто стебель этого растения ошибочно принимают за ствол.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
На окне растут-
людям радость несут (комнатные цветы)
На прошлом занятии
мы говорили с вами о комнатных растениях. Давай вспомним название комнатных
растений. (Дети отвечают.)
Вам было предложено
либо сочинить сказку, либо загадку о комнатном растении. Настя Петухова
сочинила сказку. Давайте послушаем Настеньку.
- Ребята вам
понравилась сказка? Как вы думаете, почему у Дианы завял цветок? Что нужно
растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва).
Сейчас я попрошу
вас выложить карточки-схемы с изображением знаков необходимых для роста
растений. (Выкладывают вода, почва, тепло, свет).
Мы шагаем друг за
другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не
скучаем, все преграды преодолеваем.
(шагают)
Преодолеваем кочки,
(прыгают с кочки
на кочку)
Корявые пенечки,
(идут, высоко
поднимая колени)
Все преграды мы
прошли, на поляну мы пришли.
(ходьба на
месте)
За природой
наблюдаем. Любоваться не устанем.
Вверх на солнце
посмотрели (смотрят вверх)
И нас лучики
согрели. (поднимают руки вверх)
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!
Воспитатель: Как можно любоваться цветами, не срывая их?
(понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Давайте
вдохнем чистый, весенний воздух, послушаем звуки.
Я
превращаю вас в маленькие семена цветов. Тёплое солнышко пригревало семена,
дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. (медленно поднимают
руки, встают, выпрямляются). Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце,
завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела.
Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова потянулись к
солнцу. Поднялись цветочки. (медленно
встают)
К солнцу
потянулись, (на носочки, руки вверх)
солнцу улыбнулись.
(разводят руки, ладони вверх)
Рады солнышку
цветочки, веселятся от души, (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Развернут они бутоны
(соединить руки над головой)
Словно в солнышке
утонут. (раскрывают ладошки-бутоны).
Ребята посмотрите на нашей поляне спрятаны знаки.
«Собери знаки
напоминающие, как вести себя на природе»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь
цветок,
Если все: и я, и
ты,
Если мы сорвем
цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
-Ребята, как вы
думаете, о чем это стихотворение?
О, том, что нужно беречь и охранять природу.
Давайте выразим свои пожелания природе.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.