Главная / Другое / Разнообразие растительного мира Земли

Разнообразие растительного мира Земли

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Районное управление образования ГО Богданович

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников








ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ:

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ТЕМА:

«Разнообразие растительного мира Земли».



hello_html_5c734ebc.png














Составитель: Долгая М.В.

Воспитатель








г. Богданович, 2014 г.

Тема. «Разнообразие растительного мира Земли»

Форма организации ОД: непосредственная образовательная деятельность.

Вид занятия. Развитие экологических представлений. Занятие №18.

Тип занятия: познавательное; знакомство с новым материалом.

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).

Форма организации детей: подгруппа (8 детей).

Место проведения: МУДОУ №18 «Солнышко», групповая комната старшей группы «Б».

Дата и время проведения: ______ г. 9.00 – 9.25.

Содержание образования:

  1. Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.

  2. Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.

  3. Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук, баобаб.

  4. Значение растений в природе

  5. Различие и сходство в растениях.

Словарная работа: древесные, кустарниковые и травянистые растения; корень, стебель, ствол, листья, цветы, плод, хвоя; крона дерева; хлебное дерево, бамбук, баобаб; первоцветы: мать-и мачеха, чистяк, одуванчик, хохлатка, мимоза, подснежник.

Уровень развития и подготовленности детей:

  • Знают растения нашего города: береза, тополь, дуб, клен, ель, акация, сирень, мать-и мачеха, подорожник, одуванчик, крапива.

  • Знают правила поведения в природе.

  • Знают условные знаки живой и неживой природы.

  • Знают условные обозначения: тепло, вода, почва, свет.

Цель занятия: Ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды.

Задачи


Предполагаемый результат

Критерии оценки

Образовательные

Дать представление детям о многообразии растительного мира Земли.

Познакомить детей с основными группами растений.



Познакомить детей со значением растений и их строением.




Развивать умение выделять сходство и различие в растениях.

-Обобщить представление детей о живой и неживой природе.



Дети имеют представление о многообразие растительного мира.



Дети знают основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые растения.


Дети имеют представление о значении растений.

Дети знают части растения: корень, ствол или стебель, листья, цветы, плод.


Дети могут выделить общее и различное в растениях.


Дети знают признаки живой и неживой природы.



Знание растительного мира.




Знание основных групп растений.




Знание значения растений и их частей.





Умение выделить общее и различное в растениях.

Знание живой и неживой природы.


Развивающие

- Закрепить знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло).


Формировать умение работать индивидуально и в группе.


Активизировать и обогатить словарный запас детей путем введение новых слов – названий растений и их частей.



Дети могут построить модель и объяснить взаимосвязь.




Дети умеют решать задачи (проблемы) как группой, так и индивидуально.



Расширение словарного запаса детей: Растения: травянистое, кустарниковое, древесное. Части растения: корень, ствол, стебель, листья, цветы, плоды. Хлебное дерево, бамбук, хвоя, баобаб.



Овладение действием моделирования.





Умение работать как в группе, так и индивидуально.



Использование в речи слов, обозначающих название растений.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к растениям; культуру поведения на природе.


Формировать умение выслушивать других детей при ответе на вопрос заданный воспитателем.



Дети проявляют бережное отношение к окружающему миру.




Проявляет уважительное отношение к другим детям.


Знание и соблюдение правил поведения на природе.




Знание правил культуры поведения.


Ожидаемый результат:

  • Любознательный, активный: проявляет интерес к растительному миру Земли.

  • Эмоциональный, отзывчивый: реагирует на изменения в растительном мире природы.

  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.


Образовательная деятельность вне занятий

  1. Запись музыки на диск.

  2. Заучивание с детьми стихотворения «Мы не будем рвать цветы».

  3. Разгадывание загадок о травах, деревьях

  4. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала.

  5. Запись видеофильма «Разнообразие растительного мира».


Ресурсное обеспечение.

Программно-методическое обеспечение:

- программа Развитие +(старшая группа). НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие +». Москва. 2012 г.

- планы занятий к программе «Развитие» для старшей группы детского сада.

- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Развитие экологических представлений.

Учебно-дидактический материал:

Демонстрационный: плакат с изображением строения растений. (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Раздаточный: карандаши по количеству детей, картинки с изображением разнообразных растений. Схематичное изображение: растения, вода, тепло, почва, свет. Живая и неживая природа. Раздаточный материал для индивидуальных и групповых заданий.

Кадровое обеспечение: консультирование по проведению занятия у наставников детского сада.

Интернет ресурсы: http://eknigi.org/dom_i_semja/19182-zanyatiya-po-teatralizovannoj-deyatelnosti-v.html

Технические средства оснащения: магнитофон, диск с музыкой.(1: детский сад, 2: музыка для релаксации, 3: волшебный цветок). Видефильм «Разнообразие растительного мира»; магниты, магнитная доска, телевизор;


Совместная деятельность

педагога с детьми

Совместная деятельность

детей с родителями

Чтение художественной литературы о растениях:

З. Крутинская - «Почему трава зеленая?»;

Л.П. Молодова – «Экологические сказки».;

А. Онегов – «На лугу»;

А. Онегов – «Первый цветок».

Заучивание стих.

В. Викторов «Цветок»;

Арсенова Л –«Цветочная поляна».

Домашнее задание:

«Сочини сказку о растении»

«Составь загадку о растениях»


Структура занятия


Организация занятия:

1 часть - вводная – 5 мин.

2 часть – основная

-познавательная часть– 5 мин.

-продуктивная часть – 12 мин.

3 часть - рефлексия –3 мин.

Длительность занятия 25 минут резерв- 5 минут


Вводная часть.

  • Приветствие. Организационный момент.

  • Активация знаний детей.

  • Работа с условными знаками.

  • Д/игра: «Живое-неживое».

Основная часть.

  • Сообщение темы. Знакомство с новым материалом.

  • Рассказ воспитателя. Обогащение знаний детей.

  • Наглядный материал: плакат со строением растения

  • Д/игра «Чей листок»

  • Физкультминутка «Мы листочки».

  • Расширение знаний детей.

  • Классификация растений по методике «Круги Эйлера».

  • Игра: «Растение, какое оно?»

  • Знакомство с новыми растениями.

  • Загадка о растении.

  • Домашнее задание.

  • Обсуждение сказки.

  • Работа со знаками.

  • Речь с движением.

  • Релаксация:

  • Д/ игра. «Собери знаки»

Заключительная часть.

  • Рефлексия.

  • Сюрпризный момент.

Длительность занятия 25 минут резерв- 5 минут. Занятие проводится с подгруппой детей.



Структура

Содержание

Вводная часть.

Приветствие:



Организационный момент.







Активация знаний детей.

Работа

с условными знаками.















Д/игра: «Живое-неживое».





Основная часть.

Сообщение темы.


Знакомство с новым материалом.

Рассказ воспитателя о растениях.












Обогащение знаний детей.









Наглядный материал: плакат со строением растения

























Д/игра «Чей листок».






















Физкультминутка

«Мы листочки».











Расширение знаний детей.










Классификация растений по методике «Круги Эйлера».




Игра

«Растение, какое оно?»


Знакомство с новыми растениями.
























Загадка о растении.


Повторение пройденного материала.


Домашнее задание.


Обсуждение сказки.



Работа со знаками.




Речь с движением.


















Релаксация:













Д/ игра.

«Собери знаки»

Стихотворение

«Если я сорву цветок»





Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.


Тему нашего занятия вы узнаете после того, как я прочту для вас высказывание знаменитого французского писателя Жан Жака Руссо: «Растения щедро рассыпаны на Земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у моих ног…». О чем говорится в этом высказывании… (О растениях). Растения – это часть природы.


Ребята, скажите, какая бывает природа.

Дети: Живая и неживая природа.

Воспитатель: Перед вами лежат карточки с условными обозначениями. А теперь поднимите карточки, которые обозначают живую; неживую природу. В чем разница между живой и неживой природой».

Воспитатель: А растения относятся к живой, или не живой природе?

Дети: К живой.

Воспитатель: А, что еще относится к живой природе?

Дети: животные.

Воспитатель: Итак, что относится к живой природе?

Дети: растения и животные.

Воспитатель: А теперь поднимите карточки, которые обозначают растения и животных.

Воспитатель: Дети, а что относится к неживой природе?

Дети: вода, песок, скалы.

Воспитатель: Если вы со мной согласны,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если не согласны

Знак мне покажите.


Воспитатель: Молодцы, Мы с вами повторили, что нас окружает живая и неживая природа и что живая природа делится на 2 группы, это: животные и растения.

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим о растениях.

Наша планета – это удивительный, чудесный мир. Есть здесь горы и моря, леса и степи, города и села. Все, что нас окружает, называется природой. Задолго до того как появились люди, на земле уже были растения.

Без растений не могло бы выжить ни одно существо. Люди, а также многие животные, птицы и насекомые употребляют растения в пищу. Летом если хочется отдохнуть или укрыться от жаркого солнца или дождя, можно спрятаться в тени раскидистой кроны деревьев. А в летний денек так приятно пробежаться босиком по траве. Но самое главное – растение выделяет кислород, который нужен человеку и животным для дыхания. Растения на Земле встречаются повсюду. Может кто-нибудь из вас слышал такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют луга, поля, леса. И именно зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

Растения можно разделить на три основные группы:

а) древесные, это деревья.

б) кустарниковые, это кусты.

в) травянистые, это травы.

Хотя растения выглядят по-разному, но они во многом похожи.

-Как вы думаете чем?

Почти у каждого растения есть корни, стебель листья, цветы и плоды (рассматриваем плакат со строением растения).

Воспитатель: Рассмотрите, пожалуйста, вот эту картинку.

- Вот это корень. Как вы думаете, для чего растению нужен корень?

Дети отвечают.

Рост растения начинается с корня. Корень – это подземная часть растения. С помощью корней деревья, кустарники и травы прочно держатся за почву и впитывают из земли влагу.

Воспитатель: - Это стебель или ствол. Для чего он нужен?

Дети отвечают.

Воспитатель: Стебли разных растений неодинаковы. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. Многие животные любят полакомиться свежей травкой. У деревьев – очень твёрдый, прочный, покрытый корой и называется стволом. В теплые время года в нем накапливаются влага и питательные вещества, и поэтому всю зиму дерево использует эти запасы. Кора – это «кожа» деревьев. Она защищает деревья от ветра и холода. Ветви есть у деревьев и кустарников, они прочные и крепкие. Самые толстые ветки куста – это стволы. И их у кустов обычно несколько.

Ребята как вы думаете, в чем разница между деревом и кустом?

Если дерево срубить, то, что останется? (пенек) и стать снова деревом оно уже не сможет. А у кустарников все по-другому – если обломится один из стволов, куст выживет и будет дальше расти и приносить плоды.

- Это листья. Для чего они нужны?

Дети отвечают.

Воспитатель: Разнообразны и листья растений.

_Ребята как узнать, что одно дерево береза, а другое ива или дуб? По форме листьев. У березы, они похожи на сердечки, у Ивы – длинные и узкие. А у таких деревьев как ель, сосна есть листва?

Есть, их листва похожа на иголочки, и называется - хвоя.

Хвойные деревья меняют зеленый наряд постепенно. Елке, чтобы полностью «переодеться» - сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.

Воспитатель: - Это цветок. Цветки украшают любое растение, но это не самая главная его задача.

- Ребята как вы думаете для чего растению цветок?

После того как цветок отцветет, на его месте образуется плод.…

(Составление цепочки, показывающей взаимосвязь всех частей растения)

-Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

-Для чего нужны листья? (листьями растение дышит)

-Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

Вывод: все части растения важны.

Воспитатель: Что-то мы засиделись, давайте встанем в круг.

Мы листочки, мы листочки.

Мы – ажурные листочки.

Мы на веточках сидели,

(Дети образуют круг)

Ветер дунул – полетели.

(Разбегаются по комнате)

Мы летали, мы летали

(Бегают, махают крыльями)

Все листочки так устали!

Что на землю все упали.

(Садятся на стульчики).


Воспитатель:

-Сколько разных растений окружает нас, и у каждого растения своё название.

Ребята, как называются растения, которые появляются весной, первыми? (первоцветы). Назовите их.

(первоцветы: мать-и мачеха, чистяк, одуванчик, хохлатка, мимоза, подснежник).


-Ребята, а какие растения живут в нашем городе?

(Ответы детей).

-Для чего нужны растения в городе?

(ответы детей)

Все растения и деревья, и кустарники и травянистые растения живые. Они «дышат»: «вдыхают» воздух, который загрязняют машины и заводы. А «выдыхают» чистый кислород, необходимый для жизни людям и животным.

Классификация растений по методике «Круги Эйлера».

Воспитатель: Ребята, сейчас я попрошу занять места за столами. Перед каждым из вас лежат конверты, в этих конвертах вы обнаружите картинки с изображением различных растений. Ваша задача, правильно распределить растения в круги. Деревья в красный круг, кустарники в желтый круг, травянистые растения в зеленый круг.


(Детям предлагается картинка с изображением растения и дети по очереди называют.)

Например: дуб, береза и т.д.


Воспитатель: На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

Одно из самых интересных плодовых деревьев – хлебное. Оно растет на далеких островах в тихом океане. Плоды этого дерева жители островов едят сырыми и вареными, а так же пекут из них хлеб. Из коры растений делают ткани и краску, из корней – лекарства, из листьев – бумагу и шляпы. Вот такое полезное дерево.

Бамбук – это самое высокое травянистое растение в мире. Стебель бамбука может вырасти с десятиэтажный дом.

Есть такое растение, которое называется – бешеный огурец: стоит до него дотронуться, он тут же отрывается от стебля и «выстреливает» своими семенами. Куда попадает семечко, там вырастает новое растение.

А еще я хочу вам задать такой вопрос, к какой группе растений относится банан? Банан – это трава, хотя часто стебель этого растения ошибочно принимают за ствол.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

На окне растут- людям радость несут   (комнатные цветы)

На прошлом занятии мы говорили с вами о комнатных растениях. Давай вспомним название комнатных растений. (Дети отвечают.)


Вам было предложено либо сочинить сказку, либо загадку о комнатном растении. Настя Петухова сочинила сказку. Давайте послушаем Настеньку.


- Ребята вам понравилась сказка? Как вы думаете, почему у Дианы завял цветок? Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва).


Сейчас я попрошу вас выложить карточки-схемы с изображением знаков необходимых для роста растений. (Выкладывают вода, почва, тепло, свет).


Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом

Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем.

(шагают)

Преодолеваем кочки,

(прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки,

(идут, высоко поднимая колени)

Все преграды мы прошли, на поляну мы пришли.

(ходьба на месте)

За природой наблюдаем. Любоваться не устанем.

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх)

И нас лучики согрели. (поднимают руки вверх)

Хорошо мы погуляли. И немножечко устали!


Воспитатель: Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать). Давайте вдохнем чистый, весенний воздух, послушаем звуки.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. (медленно поднимают руки, встают, выпрямляются). Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова потянулись к солнцу. Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (на носочки, руки вверх)

солнцу улыбнулись. (разводят руки, ладони вверх)

Рады солнышку цветочки, веселятся от души, (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Развернут они бутоны (соединить руки над головой)

Словно в солнышке утонут. (раскрывают ладошки-бутоны).

Ребята посмотрите на нашей поляне спрятаны знаки.

«Собери знаки напоминающие, как вести себя на природе»

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

-Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

О, том, что нужно беречь и охранять природу.


Давайте выразим свои пожелания природе.


Заключительная часть.

Рефлексия.




Сюрпризный момент.

- Ребята, давайте вспомним, о чем сегодня мы узнали на занятии.

-На какие группы делятся растения?

-Что нужно растениям для роста?

Что вам понравилось сегодня на занятии?

-Ребята, скажите, а какие плоды у яблони. Правильно, давайте с вами заглянем под нашу яблоню, и посмотрим ,какой сюрприз нам она приготовила.

- Помните ребята, чтобы природа нас всегда радовала, мы должны о ней заботиться.


Список использованной литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.

  2. Соболева О.Л. «Большая детская энциклопедия». 2006 г.

  3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

  4. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003


Разнообразие растительного мира Земли
  • Другое
Описание:

Содержание образования:

1.     Основные группы растений: древесные, кустарниковые и травянистые.

2.     Строение растений: корень, стебель или ствол, листья, цветы, плоды.

3.     Необычные растения земли: хлебное дерево, бамбук, баобаб.

4.     Значение растений в природе

5.     Различие и сходство в растениях.

Словарная работа: древесные, кустарниковые и травянистые растения; корень, стебель, ствол, листья, цветы, плод, хвоя; крона дерева; хлебное дерево, бамбук, баобаб; первоцветы: мать-и мачеха, чистяк, одуванчик, хохлатка, мимоза, подснежник.

Уровень развития и подготовленности детей:

ü     Знают растения нашего города: береза, тополь, дуб, клен, ель,  акация, сирень, мать-и мачеха, подорожник,  одуванчик, крапива.

ü     Знают правила поведения в природе.

ü     Знают условные знаки живой и неживой природы.

ü     Знают условные обозначения: тепло, вода, почва,  свет.

Цель занятия: Ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды.Ресурсное обеспечение.

Программно-методическое обеспечение:

- программа Развитие +(старшая группа). НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие +». Москва. 2012 г.

- планы занятий к программе «Развитие» для старшей группы детского сада.

- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Развитие экологических представлений.

Учебно-дидактический материал:

Демонстрационный: плакат с изображением строения растений. (корень, стебель, листья, цветок, плод).

 Раздаточный: карандаши по количеству детей, картинки с изображением разнообразных растений. Схематичное изображение: растения, вода,  тепло, почва, свет. Живая и неживая природа. Раздаточный материал для индивидуальных и  групповых заданий.Структура занятия

Организация занятия:

1 часть - вводная – 5 мин.

2 часть – основная

-познавательная  часть– 5 мин.

-продуктивная часть – 12 мин.

3 часть - рефлексия –3 мин.

Длительность занятия 25 минут резерв- 5 минут

Автор Долгая Марина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1111
Номер материала 28856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓