Размышляя над
лирической строкой
Фрагмент заключительного урока по
творчеству Н.А.Некрасова
Цель урока: учить видеть образ,
заключённый в лирической строке, глубоко проникать в сущность замысла автора;
формировать умение убедительно, эмоционально, точно выражать свои мысли.
Эпиграф:
Ты
к нам приходишь через бездну лет,
По-прежнему
язвительный и нежный,
Мятежный
и трагический поэт.
Мне уже
известны строки, над которыми учащиеся будут размышлять, и я их записала на
закрытой половине доски.
После
вступительного слова учителя предлагаю девятиклассникам прочитать выбранные ими
стихи. Впечатляющим был ответ ученицы Б. Она обратилась к творению
Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…» и вот как прокомментировала его
содержание:
Вы
когда-нибудь видели портрет мадонны с ребёнком на руках?
Этот образ прекрасен, мудр и... вечен.
Царства гибли, моря высыхали, цитадели
сгорали дотла,
А
она в материнской печали из былого в
грядущее шла.
Мадонна
с ребёнком на руках – это символ материнства; перед ней преклоняются, в честь
её слагают стихи...
Но мне понятней и ближе другой портрет.
Мне
ближе та мать, чьё сердце упало у ног неблагодарного сына и спросило: «Не ушибся,
сынок?» ...Мне ближе и дороже маленькая старушка, что ходит на дорогу « в
старомодном ветхом шушуне» ...Мне ближе тоска матерей, оплакивающих в одиноких
квартирах своих не вернувшихся с войны сыновей – этих земных матерей, лишённых
божественного ореола мадонны.
Это выступление
вызвало отклик у других учеников, тоже пожелавших высказаться:
Жаль и друга, и жену, жаль самого героя... Но более всего жаль Мать, от неё
пошли все мы. Жаль и мать-родину, теряющую своих детей, и потому вот уже
который век выступающую против ужасов войны, против продуманного безумия. Так
я понимаю это стихотворение. Его хоть сейчас на стол военного министра,
пентагоновских стратегов. Оно, это стихотворение, пронзительно во все времена.
Итак,
эмоциональная, нравственная сторона урока видна в этих отзывах ребят, но
заметно и напряжение мысли. Ученик П. Процитировал строчки: Ты и убогая, ты
и обильная. Ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.
И вот как он их
понял:
Читаю
и думаю: ведь в этом противоречии и кроется весь трагизм положения моего
народа. С одной стороны – великие преобразования
Петра
1 и Ломоносова, Куликово поле и Бородино, с другой – нищета и голод, болезни и
эпидемии, позорная для царского правительства Крымская война, затянувшееся
рабство крепостного крестьянина. Да, это он, простой русский мужик, совершал
бессмертные подвиги на ратных полях во имя матушки-Росссии. Это он открыл
атмосферу на Венере и создал уникальные мозаики. И в то же время это он умирал
от нужды и голода, гнил заживо в тюрьмах и на каторжных работах, строил на
собственных костях железную дорогу, чтобы потом роскошные дамы катались в
шикарных вагонах и восхищались местным пейзажем…
Стараюсь связать творчество Некрасова с современной
поэзией.
Читаю: «А что
такое гражданин? – Отечества достойный сын». Задаю
вопрос: Какие строки из стихотворений современных поэтов созвучны с этим
утверждением Некрасова? Ребята находятся сразу. Звучат стихи:
Что значит
Родину любить?
Во-первых,
отовсюду к ней тянуться,
Не прерывать
связующую нить.
А
во-вторых, так делать, чтобы всем
на ней
живущим было жить привольно,
не холодно,
не голодно, не больно.
И в третьих,
надо говорить о ней
как можно
меньше слов, звучащих
громко…
Ну и в
последних, чтоб в последний бой
шагнуть,
если потребуется это,
как в то
незабываемое лето,
без разговора
жертвуя собой.
(А.Межиров)
Что есть
гражданственность?
Не надо
вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом
дышать.
Гражданственно
всё то,
В чём разум века
светит,
Чем совесть зову
времени ответит,
Чему даётся
власть и в бедах возвышать.
Что есть
гражданственность?
Не надо
вопрошать.
(Н.Рыленков)
В завершение
урока учащиеся обсудили статью Т.Служевской «Без шаблона!» Подробно
остановились на заявлении автора «Некрасова школьники ненавидят особенно
страстно и непримиримо…» - и не согласились с ним. Однако более подробный
анализ публикации пришлось перенести на факультативное занятие, так как на
уроке времени не хватило. Состоялся интересный разговор. Подводя итоги, делаю
вывод, что нам с ребятами и дальше нужно учиться видеть за строкой поэта
созданный им образ, понимать его смысл.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.