Главная / Русский язык и литература / Размышляя над лирической строкой

Размышляя над лирической строкой

Размышляя над лирической строкой

Фрагмент заключительного урока по творчеству Н.А.Некрасова

Цель урока: учить видеть образ, заключённый в лирической строке, глубоко проникать в сущность замысла автора; формировать умение убедительно, эмоционально, точно выражать свои мысли.

Эпиграф:

Ты к нам приходишь через бездну лет,

По-прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.

Мне уже известны строки, над которыми учащиеся будут размышлять, и я их записала на закрытой половине доски.

После вступительного слова учителя предлагаю девятиклассникам прочитать выбранные ими стихи. Впечатляющим был ответ ученицы Б. Она обратилась к творению Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…» и вот как прокомментировала его содержание:

Вы когда-нибудь видели портрет мадонны с ребёнком на руках? Этот образ прекрасен, мудр и... вечен.

Царства гибли, моря высыхали, цитадели

сгорали дотла,

А она в материнской печали из былого в

грядущее шла.

Мадонна с ребёнком на руках – это символ материнства; перед ней преклоняются, в честь её слагают стихи...

Но мне понятней и ближе другой портрет.

Мне ближе та мать, чьё сердце упало у ног неблагодарного сына и спросило: «Не ушибся, сынок?» ...Мне ближе и дороже маленькая старушка, что ходит на дорогу « в старомодном ветхом шушуне» ...Мне ближе тоска матерей, оплакивающих в одиноких квартирах своих не вернувшихся с войны сыновей – этих земных матерей, лишённых божественного ореола мадонны.

Это выступление вызвало отклик у других учеников, тоже пожелавших высказаться:

Жаль и друга, и жену, жаль самого героя... Но более всего жаль Мать, от неё пошли все мы. Жаль и мать-родину, теряющую своих детей, и потому вот уже который век выступающую против ужасов войны, против продуманного безумия. Так я понимаю это стихотворение. Его хоть сейчас на стол военного министра, пентагоновских стратегов. Оно, это стихотворение, пронзительно во все времена.

Итак, эмоциональная, нравственная сторона урока видна в этих отзывах ребят, но заметно и напряжение мысли. Ученик П. Процитировал строчки: Ты и убогая, ты и обильная. Ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

И вот как он их понял:

Читаю и думаю: ведь в этом противоречии и кроется весь трагизм положения моего народа. С одной стороны – великие преобразования

Петра 1 и Ломоносова, Куликово поле и Бородино, с другой – нищета и голод, болезни и эпидемии, позорная для царского правительства Крымская война, затянувшееся рабство крепостного крестьянина. Да, это он, простой русский мужик, совершал бессмертные подвиги на ратных полях во имя матушки-Росссии. Это он открыл атмосферу на Венере и создал уникальные мозаики. И в то же время это он умирал от нужды и голода, гнил заживо в тюрьмах и на каторжных работах, строил на собственных костях железную дорогу, чтобы потом роскошные дамы катались в шикарных вагонах и восхищались местным пейзажем…

Стараюсь связать творчество Некрасова с современной поэзией.

Читаю: «А что такое гражданин? – Отечества достойный сын». Задаю вопрос: Какие строки из стихотворений современных поэтов созвучны с этим утверждением Некрасова? Ребята находятся сразу. Звучат стихи:

Что значит Родину любить?

Во-первых, отовсюду к ней тянуться,

Не прерывать связующую нить.

А во-вторых, так делать, чтобы всем

на ней живущим было жить привольно,

не холодно, не голодно, не больно.

И в третьих, надо говорить о ней

как можно меньше слов, звучащих

громко…

Ну и в последних, чтоб в последний бой

шагнуть, если потребуется это,

как в то незабываемое лето,

без разговора жертвуя собой.

(А.Межиров)

Что есть гражданственность?

Не надо вопрошать, а надо ею жить,

Как воздухом дышать.

Гражданственно всё то,

В чём разум века светит,

Чем совесть зову времени ответит,

Чему даётся власть и в бедах возвышать.

Что есть гражданственность?

Не надо вопрошать.

(Н.Рыленков)


В завершение урока учащиеся обсудили статью Т.Служевской «Без шаблона!» Подробно остановились на заявлении автора «Некрасова школьники ненавидят особенно страстно и непримиримо…» - и не согласились с ним. Однако более подробный анализ публикации пришлось перенести на факультативное занятие, так как на уроке времени не хватило. Состоялся интересный разговор. Подводя итоги, делаю вывод, что нам с ребятами и дальше нужно учиться видеть за строкой поэта созданный им образ, понимать его смысл.

Размышляя над лирической строкой
  • Русский язык и литература
Описание:

Не секрет, что выпускник средней школы ещё недостаточно хорошо владеет устной и письменной речью. И вина за это, в первую очередь, лежит на нас, учителях. Развитие речи учащихся должно занять ведущее место в процессе формирования культуры школьника. Грамотный человек обязательно должен уметь тонко, кратко, убедительно и образно выражать свои мысли.И вполне согласна с утверждением о том, что именно на уроках литературы должно происходить постижение тайн языка. При подготовке к занятиям стараюсь использовать такие формы, которые побуждали бы учащихся к работе души и мысли. Предлагаю ребятам продумать и оформить средствами языка видение запомнившихся строк.

Автор Малтазин Алпысбай Заильдинович
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 481
Номер материала 23158
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓