Главная / История / Размышления о проблемах применения методических приемов в обучении истории и обществознания в современной школе.

Размышления о проблемах применения методических приемов в обучении истории и обществознания в современной школе.

Размышления о проблемах применения методических приемов в обучении истории и обществознания в современной школе.

Т.В. Филенко, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1, город-курорт Анапа.

В последнее время методика преподавания истории – это активизация современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Несмотря на большие и серьезные перемены, происходящие сегодня в школе, проблема методов обучения существует, и она отодвинута на второй план.Перед учителями-практиками встает вопрос: как учить детей? Этот дидактический вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Методы обучения помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод является связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей.

В своей статье, хочется поделиться своим мнением о проблемах применения традиционных методических приемов. Возможно, мои размышления послужат для молодых, начинающих педагогов темой для решения определённых проблем, освежая устаревшие, но проверенные опытом многих поколений, методы преподавания истории и обществознания в современной школе.

Повседневная практика работы учителя содержит три пути познания - познание исторических явлений путем восприятия живого слова учителя, познание путем восприятия наглядного материала и путем чтения (по А.А. Вагину). Названные источники используются для эффективного решения задач формирования знаний учащихся, их воспитания и выработки умений и навыков работы с историческим материалом, в том числе и овладения приемами научного познания, а также применения знаний и умений в практической учебной деятельности. Работая над развитием исторического и обществоведческого мышления, необходимо опираться на активные методы познания.

Речь в обучении истории и обществознания играет особую роль. Устная и письменная речь - не только способ передачи информации, но и средство мышления. Познание сущности фактов, связей и отношений между ними, осознание их как закономерного процесса возможны только на основе речи. Она позволяет актуализировать, систематизировать, обобщать сохраняемые в памяти знания, применять их для объяснения сущности исторических явлений. Вместе с тем никакие учебники не могут заменить живое слово учителя. Оно организует, направляет получение знаний учащимися, определяет темп, чувства, отношение к тому или иному событию.

Важным остается личное общение учителя и ученика, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На уроке главная роль принадлежит живому слову учителя. От того, каким будет это слово, во многом зависит успех обучения истории. В методике существует понятие «словесные методы». В него входит не только устное изложение, беседа, но и чтение, и разбор различных исторических текстов: учебников, научной литературы, документов и т.д. Слово учителя может и должно будить мысль учащихся, побуждать их к напряженной умственной работе.

Лучше всего словесные методы разработаны А.А. Вагиным. Он подчеркивает, что живое слово на уроке выступает в монологической (изложение исторического материала учителем или учеником) и в диалогической (беседа) форме. Слово учителя на уроках истории, во-первых, выполняет информационную или повествовательно-описательную функцию: воссоздать историческое прошлое в целостной картине. Во-вторых, оно доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Изложение исторического материала является прекрасным средством научить школьников думать. Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам и оценкам, понятиям, давая образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации. Логическая функция дает возможность подвести учащихся к научному пониманию исторических явлений. В-третьих, слово воспитывает. В реализации этой функции устного слова особое значение имеет облик самого учителя, знание им предмета, общая культура, контакт с классом. Наконец, в-четвертых, нельзя забывать о прочности впечатления, оставляемого живым словом в сознании школьника. Ученики хорошо запоминают яркий рассказ учителя. Часто в их памяти на долгие годы сохраняется и звук голоса учителя, и убедительность его интонаций. Умение рассказывать и объяснять чрезвычайно важно для учителя истории.

В методике нередко употребляют выражение «живописующий рассказ». Действительно, можно писать исторические картины словами, но при условии, что за этими словами в сознании слушателя или читателя стоят конкретные образы-представления. В услышанные или прочитанные слова ученик вкладывает то содержание и тот смысл, которые с этими словами в его сознании связаны. Следуя за рассказом учителя, школьник из имеющихся у него частных представлений может создать своим воображением целостные исторические картины. Если же у школьника за услышанным или прочитанным словом нет конкретного содержания, он нередко теряется и перестает усваивать материал или вкладывает в слово совсем иной смысл или образ. Органическое сочетание слова и зрительного образа при непременной опоре на второй и при организующей, определяющей роли первого является необходимым условием сознательного и прочного усвоения исторического и обществоведческого материала.

Ни для кого не секрет, что речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От её состояния зависит уровень реализации личности. Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти, а также поведение в социуме. К большому сожалению, в каждом классе обязательно выявляется 3-4 ребенка, имеющие проблемы со звукопроизношением, логоневрозом, когда устная речь вообще затруднена. Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу. Порой слушаю устные ответы учащихся: речь аграмматична, мысли путаются, целостную картину ответа на поставленный вопрос сложить невозможно, у ребенка формируются комплекс, боязнь публичного выступления. Для таких детей использую метод, который даёт возможность использовать письменную речь, но в ней наблюдается вторичное отставание: множество ошибок. Считаю, что только своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация коррекционного обучения позволят предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, не допустят отставания в усвоении программного материала по всем дисциплинам, в том числе по истории и обществознания.

Наряду с речью и образами средством передачи информации в обучении истории служат условные знаки. Условные знаки - носители обобщенных и выраженных в слове знаний о природе и обществе. Особенно широкое применение они находят в картографических пособиях. Условными знаками являются также линии, прямоугольники и другие фигуры в педагогических рисунках, диаграммах, схемах. Условные знаки могут очень доходчиво и экономно по времени передать учащимся содержательную информацию об исторических фактах, их взаимоотношениях и связях между ними, так как информация, передаваемая условными знаками, освобождена от всех частных подробностей. Теоретически этот метод очень эффективен, но задаю выполнить задания по контурным картам, составить схему, таблицу - особой активности и высокой работоспобности, повышенного интереса учащихся к этим заданиям нахожу лишь в среднем или старшем звене. Для отдельной возрастной категории учащихся определяется свой интерес по методам изучения и закрепления материала.

Это и понятно, так как известны три формы мышления, которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательности: наглядно- действенная, наглядно-образная и словесно-логическая. Первая часть названия фиксирует ту форму, в которой представлены условия ситуации (задачи): наглядно, словесно- ситуация дана в своей материальности и конкретности;- ситуация представлена на рисунке, схеме, чертеже;ситуация, описана в той или иной знаковой системе.Вторая часть названия фиксирует то средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: действенная, образная, логическая- через практическое действие;- с помощью образных представлений, на основе логических понятий.

Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Это повышает эмоциональность отношения к истории, усиливает чувство сопереживания с действовавшими в ней людьми. Устойчивость зрительных представлений в памяти учащихся и особенно изобразительные пособия перед их глазами, создают благоприятные условия для анализа, сопоставления, синтеза их содержания.

В обучении истории целесообразно привлекать только те образные пособия, которые эффективно служат решению основных образовательно-воспитательных задач. Перегрузка преподавания образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чем положительных последствий. Наглядный образ содержит не только существенные черты исторических фактов, но и признаки второстепенные, случайные. Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащихся какими-то бросающимися в глаза деталями.

Привлечение наглядного пособия целесообразно:а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства);б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах;в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет) или типических представителей общественных слоев населения;г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти учащихся (роль играют фотографии, картины, портреты);д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры).

Роль образной наглядности в формировании исторических и обществоведческих знаний особенно велика в первом концентре. Здесь изучаются эпохи, в которых материальная и духовная жизнь общества резко отличаются от современной. У школьников этих классов еще беден запас представлений и понятий о природе и обществе, а имеющимся представлениям недостает четкости и содержательности. Учащиеся средних классов очень живо, с большим интересом относятся к наглядности и переносят это отношение на связанное с ней устное изложение материала.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием. Учащихся старших классов мы учим рассуждать логически, а это сложно делать тем детям, у которых мышление сформировано на стадии наглядно-образной, а возможно еще и наглядно-действенной. В этом случае умственный, образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понял его однозначно. Причем различные виды логики дают нам и разные виды мышления. Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качества мышления ученика учитель оценивает не по этим категориям, а по качествам.
Есть в мышлении нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это личностный аспект ученика, различия в смысловой стороне мышления – «зачем мыслю?», «зачем делаю?».Таким образом, учитель формирует критическое мышление, которое выявляет недостатки в суждениях других людей. Ученик с преобладанием этого типа мышления видит только недостатки и не предлагает своих конструктивных идей. Он ищет недостатки и в своих идеях. Если у ученика преобладает творческое мышление, и он стремится к разработке конструктивных идей, он не уделяет внимания их недостаткам, что также отрицательно сказывается на разработке оригинальных идей.

Традиционный источник знаний – учебник, является связующей нитью между знаниями, полученными на уроке и закреплением материала дома. К новому единому учебнику истории можно относиться по-разному: одобренная в нем сверху идеология уже была в советское время, и она, как известно, не спасла государство от развала. Если нет конкуренции учебников, то нас ждет застой, поскольку отберут право выбора книги. Но расстраиваться не приходится: у учителя есть многообразие исторических документов и источников для анализа, нужно только правильно отобрать их на урок и организовать методически грамотную работу учеников. Многие документы стали  доступны школе благодаря интернету, их можно анализировать в процессе проектной деятельности. О подготовке и  реализации проектов написано много. Следует обращать внимание не только на обучающую, но и на воспитательную сторону проектов. В педагогическом плане важно не только тщательно проанализировать содержание проекта, но и реализовать воспитательные задачи.

Историческое содержание урока позволяет ненавязчиво оказывать положительное воспитательное воздействие на ученика. Нам бывает трудно преодолеть то отрицательное воздействие, которое ученик получает в неблагополучной семье, или когда бесконтрольно путешествует по жестоким сайтам интернета. Иногда такое воздействие приводит к самому трагичному – суициду среди подростков. Это значит, что ребенку не с кем было поговорить по душам ни в школе, ни дома. Это значит, из уроков истории, обществознания и других дисциплин он не смог понять, что самое дорогое, что есть у человека – это жизнь, что надо беречь свою жизнь и жизнь родных и близких, знакомых и незнакомых людей. В течение всего учебного дня у ребенка не должно быть места апатии и безразличию. Конечно, психологический комфорт в семье тоже нельзя сбрасывать со счетов. Во многом с проблемой воспитания связана проблема качества нашего повседневного быта. Ежедневно, к глубокому сожалению, наблюдаю за внешней, казалось бы воспитанностью, отсутствие у детей аккуратности и трудолюбия. Особенно заметно среди учащихся среднего звена: не выработали еще из начальной школы прилежание, ответственность за свое дело и многие другие свойства личности, необходимые для качественного труда. Сложно корректировать то, что изначально не было заложено или было настолько искажено, что ученику приходиться в корне менять свои взгляды на уже вполне сформированную личность.

Провожу анализ выполненных работ учащихся в классе, и первые замечания всегда сводятся к следующим вопросам: «Почему так не аккуратно выполнена работа, много орфографических ошибок, название государства или имена записаны с маленькой буквы? Получаю ужасающий ответ: «Мы же пишем по истории, а не по русскому языку...», «Зачем иметь хороший почерк, если есть клавиатура компьютера...», «Зачем аккуратно работать на школьной доске, если есть электронная доска...», «Зачем тщательно вести записи в рабочей тетради, если ее потом можно просто выбросить...». После таких ответов начинаю проводить разъяснительную беседу. А в голове стучит в висках: «От этого ученика через 10-15 лет будет зависеть будущее нашей страны. Отсутствие воспитания и самовоспитания приведёт к безразличию, безответственности, взрастимработника никчёмного, ничего не умеющего».

Естественно, мы не захотим покупать вещи от такого производителя, не захотим пользоваться услугами безответственных и даже преступных сограждан. Да и что говорить о будущем, сегодня не проходит и дня, когда он проходит без страшных катастроф - это «человеческий фактор» (такое объяснение дает нам СМИ) приложил свои руки к падающим ракетам и разбивающимся самолетам, автомобильным авариям и ошибкам врачей. Всё спишем на ошибки, которые допускали всегда, начиная со школы. Уроки истории о прошлых трагедиях человечества так и не становятся Уроком жизни для будущего поколения. На совести таких «человеческих факторов» тысячи погибших, возможно светлых, достойных людей сделать лучше нашу жизнь. Борьбу с халатностью, безответственностью надо вести на протяжении всех лет пребывания детей в школе при изучении всех школьных дисциплин, в том числе истории и обществознания. На сегодняшний деньэто одна из важнейших проблем, требующая безотлагательного решения.

Наверное, по иному следует оценивать результаты деятельности учебного заведения. Можно проводить итоговый и единый экзамены, писать контрольные работы, выполнять тестовые задания. Все это хорошо, но это еще не окончательный итог. По мнению М.Т. Студеникина – кандидата исторических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания истории МПГУ, свою точку над « i » должна поставить дальнейшая жизнь выпускника. Считаем, что всё лучшее мы можем брать из прошлого, а там действительно есть, чему поучится.

Когда-то в дореволюционных гимназиях к их 50-летию или столетию выпускали юбилейные сборники, в которых показывали достижения учебного заведения за прошлые годы. В конце таких сборников помещали приложения с именами учеников, добившихся особых достижений в карьерной лестнице и в своей жизни. По количеству таких учеников и судили о результативности работы данного учебного заведения. Правда, из гимназий нещадно исключали двоечников и всех тех, кто совершил безнравственные поступки. Тогда не могло быть и речи о переводе неуспевающего ученика в следующий класс. Выпускник гимназии знал несколько иностранных языков, включая древнегреческий, отлично разбирался в событиях истории, помнил множество дат и имен, по многим позициям имел свою точку зрения. Именно такой выпускник мог поступить в университет, а не по рейтингу абитуриентов по среднему баллу результатов ЕГЭ.

По большому счету в приёмной комиссии принимают документы студенты старших курсов, а своих студентов преподаватели начнут узнавать в лицо только после устных экзаменов во время зимней сессии. М.Т. Студеникин предлагает, что если идентичный подход применить к нашей действительности, то для учебного заведения будет крайне важно собрать сведения о своих выпускниках хотя бы за 5 лет. Тогда станет ясно, кого выпускает школа или ВУЗ: или это достойные граждане нашего общества, или контингент, пополняющий исправительные учреждения, не нашедший своего места в жизни. Думаем, что наряду с аттестатом об окончании общеобразовательной школы, сертификата ЕГЭ, ученический портфолио будет одним из приоритетов при зачислении талантливого ученика в ВУЗ.

Современный урок истории. Каким ему быть? На основе разработанной государственной доктрины образования и программы модернизации выработка концепции образования исторически нового типа - главная задача педагогов- ученых и практиков. Педагог- это профессия, которая будет жить вечно! Работа учителя- это не ремесло, а искусство. Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - застывшее и нерушимое. Идея кодирования знаний. Поиски новых: методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов - учителями-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени. Считаем, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конкретной системе обучения. Изменение этапов урока, последовательности звеньев обучения, форм работы может не дать того результата, который получают учителя-новаторы. Поэтому сбрасывать со счетов традиционные методы обучения невозможно, так как крепкий, проверенный фундамент временем также является основой качества образования учащихся.

Таким образом, среди обширного круга методических приёмов и определённых проблем по их применению приходим к определённым выводам. Обучение призвано вести за собой развитие, предъявляя новые возрастающие требования в области овладения историческим содержанием и адекватными методическими способами действия. Мыслительная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Доказано, что без достаточного уровня сложности мышление не получает важных условий для достижения более высоких ступеней самостоятельности. Оптимальная трудность деятельности учащихся может конкретно определяться лишь учителем с учетом педагогических условий в каждом классе. Чем лучше усвоен метод обучения, способ деятельности, тем целенаправленнее он применяется, тем полноценнее (при прочих равных условиях) усвоение образов, понятий и воспитательный результат обучения. Поскольку урок, живое слово - это основной кирпич в здании образования, учителю необходимо заниматься развитием своей личности, творчества, постоянным самообразованием и просто необходимо овладеть новой методикой ведения урока в современных условиях, а также постоянным диагностированием проведенного урока. Несмотря на все проблемы применения методических приёмов в процессе преподавания - -история и обществоведческие знания органически входят в жизнь современного человека. На протяжении XX века историческое и обществоведческое образование сделало огромный скачок в своем развитии. Было создано множество нового, неизвестного ранее, которое имело огромный успех в России и за ее пределами, составляя подлинную славу нашей страны.



Литература.

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"// standart.edu.ru

3.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968

4.Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1999

5.Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся// Преподавание истории в школе. - 2002. - №7

6.Динерштеин Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе.// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 8

7.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения в схемах, таб-лицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС , 1999

8.Несмелова М.Л. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории// Преподавание истории в школе. - 2002. -№ 9

Размышления о проблемах применения методических приемов в обучении истории и обществознания в современной школе.
  • История
Описание:

В последнее время методика преподавания истории – это активизация  современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных   информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Несмотря на большие и серьезные перемены, происходящие сегодня в школе, проблема методов обучения существует, и она отодвинута на второй план.Перед учителями-практиками встает вопрос: как учить детей? Этот дидактический вопрос выводит нас на категорию методов обучения. Методы обучения помогают достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод является связующим звеном между запроектированной целью и конечным результатом. Под методами следует понимать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его целей.

В своей статье, хочется поделиться своим мнением  о проблемах применения традиционных методических приемов. Возможно, мои размышления  послужат для молодых, начинающих  педагогов темой для решения определённых проблем, освежая устаревшие, но проверенные опытом многих поколений, методы преподавания истории и обществознания в современной школе.

Повседневная практика работы учителя содержит три пути познания - познание исторических явлений путем восприятия живого слова учителя, познание путем восприятия наглядного материала и путем чтения (по А.А. Вагину). Названные источники используются для эффективного решения задач формирования знаний учащихся, их воспитания и выработки умений и навыков работы с историческим материалом, в том числе и овладения приемами научного познания, а также применения знаний и умений в практической учебной деятельности. Работая над развитием исторического и обществоведческого мышления, необходимо опираться на активные методы познания.

Речь в обучении истории и обществознания играет особую роль. Устная и письменная речь - не только способ передачи информации, но и средство мышления. Познание сущности фактов, связей и отношений между ними, осознание их как закономерного процесса возможны только на основе речи. Она позволяет актуализировать, систематизировать, обобщать сохраняемые в памяти знания, применять их для объяснения сущности исторических явлений. Вместе с тем никакие учебники не могут заменить живое слово учителя. Оно организует, направляет получение знаний учащимися, определяет темп, чувства, отношение к тому или иному событию.

Важным остается личное общение учителя и ученика, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На уроке главная роль принадлежит живому слову учителя. От того, каким будет это слово, во многом зависит успех обучения истории. В методике существует понятие «словесные методы». В него входит не только устное изложение, беседа, но и чтение, и разбор различных исторических текстов: учебников, научной литературы, документов и т.д. Слово учителя может и должно будить мысль учащихся, побуждать их к напряженной умственной работе.

Лучше всего словесные методы разработаны А.А. Вагиным. Он подчеркивает, что живое слово на уроке выступает в монологической (изложение исторического материала учителем или учеником) и в диалогической (беседа) форме. Слово учителя на уроках истории, во-первых, выполняет информационную или повествовательно-описательную функцию: воссоздать историческое прошлое в целостной картине. Во-вторых, оно доносит до сознания учащихся доказательную силу человеческой мысли (логическая функция). Изложение исторического материала является прекрасным средством научить школьников думать. Устное слово учителя ведет учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам и оценкам, понятиям, давая образцы анализа и обобщения исторического материала, критического разбора и научной аргументации. Логическая функция дает возможность подвести учащихся к научному пониманию исторических явлений. В-третьих, слово воспитывает. В реализации этой функции устного слова особое значение имеет облик самого учителя, знание им предмета, общая культура, контакт с классом. Наконец, в-четвертых, нельзя забывать о прочности впечатления, оставляемого живым словом в сознании школьника. Ученики хорошо запоминают яркий рассказ учителя. Часто в их памяти на долгие годы сохраняется и звук голоса учителя, и убедительность его интонаций. Умение рассказывать и объяснять чрезвычайно важно для учителя истории.

В методике нередко употребляют выражение «живописующий рассказ». Действительно, можно писать исторические картины словами, но при условии, что за этими словами в сознании слушателя или читателя стоят конкретные образы-представления. В услышанные или прочитанные слова ученик вкладывает то содержание и тот смысл, которые с этими словами в его сознании связаны. Следуя за рассказом учителя, школьник из имеющихся у него частных представлений может создать своим воображением целостные исторические картины. Если же у школьника за услышанным или прочитанным словом нет конкретного содержания, он нередко теряется и перестает усваивать материал или вкладывает в слово совсем иной смысл или образ. Органическое сочетание слова и зрительного образа при непременной опоре на второй и при организующей, определяющей роли первого является необходимым условием сознательного и прочного усвоения исторического и обществоведческого материала.

Ни для кого не секрет, что речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации. От её состояния зависит уровень реализации  личности.  Вне речи не возможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления,  памяти, а также поведение  в социуме. К большому сожалению, в каждом классе обязательно выявляется 3-4 ребенка, имеющие проблемы со звукопроизношением, логоневрозом, когда устная речь вообще затруднена. Дети с выраженными нарушениями речи  и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу. Порой слушаю устные ответы учащихся: речь аграмматична, мысли путаются, целостную картину ответа на поставленный вопрос сложить невозможно, у ребенка формируются комплекс, боязнь публичного выступления.  Для таких детей использую метод, который даёт возможность использовать письменную речь, но в ней наблюдается вторичное отставание: множество ошибок. Считаю, что только своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация коррекционного обучения позволят предупредить появления у этих детей нарушений письма и чтения, не допустят отставания в усвоении программного материала по всем дисциплинам, в том числе по истории и обществознания.

Наряду с речью и образами средством передачи информации в обучении истории служат условные знаки. Условные знаки - носители обобщенных и выраженных в слове знаний о природе и обществе. Особенно широкое применение они находят в картографических пособиях. Условными знаками являются также линии, прямоугольники и другие фигуры в педагогических рисунках, диаграммах, схемах. Условные знаки могут очень доходчиво и экономно по времени передать учащимся содержательную информацию об исторических фактах, их взаимоотношениях и связях между ними, так как информация, передаваемая условными знаками, освобождена от всех частных подробностей. Теоретически этот метод очень эффективен, но задаю выполнить задания по контурным картам, составить схему, таблицу - особой активности и высокой работоспобности, повышенного интереса учащихся к этим заданиям нахожу лишь в среднем или старшем звене. Для отдельной возрастной категории учащихся определяется свой интерес по методам изучения и закрепления материала.

 Это и понятно, так как известны три формы мышления, которые в истории развития человечества и каждого человека в отдельности появляются в следующей последовательности: наглядно- действенная, наглядно-образная и словесно-логическая. Первая часть названия фиксирует ту форму, в которой представлены условия ситуации (задачи): наглядно, словесно- ситуация дана в своей материальности и конкретности;- ситуация представлена на рисунке, схеме, чертеже;ситуация, описана в той или иной знаковой системе.Вторая часть названия фиксирует то средство (способ), с помощью которого человек познает окружающий мир и решает возникшие перед ним проблемные ситуации: действенная, образная, логическая- через практическое действие;- с помощью образных представлений, на основе логических понятий.

Зрительные образы приближают учащихся к положению свидетелей исторической действительности. Это повышает эмоциональность отношения к истории, усиливает чувство сопереживания с действовавшими в ней людьми. Устойчивость зрительных представлений в памяти учащихся и особенно изобразительные пособия перед их глазами, создают благоприятные условия для анализа, сопоставления, синтеза их содержания.

В обучении истории целесообразно привлекать только те образные пособия, которые эффективно служат решению основных образовательно-воспитательных задач. Перегрузка преподавания образной наглядностью может иметь больше отрицательных, чем положительных последствий. Наглядный образ содержит не только существенные черты исторических фактов, но и признаки второстепенные, случайные. Недопустимо, чтобы сущность фактов заслонялась в сознании учащихся какими-то бросающимися в глаза деталями.

Привлечение наглядного пособия целесообразно:а) при изучении новых для учащихся материальных объектов (орудий труда, произведений искусства);б) при отсутствии или недостатке в памяти учащихся образов, необходимых для создания целостного представления об излагаемых фактах;в) при характеристике выдающихся исторических деятелей (потрет) или типических представителей общественных слоев населения;г) при необходимости поднять, выделить исторический факт, повысить его эмоционально-воспитательное воздействие, особо прочно закрепить его в памяти учащихся (роль играют фотографии, картины, портреты);д) в целях создания условий для анализа изучаемых общественных явлений, их сравнения, прослеживания их развития (для сопоставления ремесленной мастерской и мануфактуры).

Роль образной наглядности в формировании исторических и обществоведческих знаний особенно велика в первом концентре. Здесь изучаются эпохи, в которых материальная и духовная жизнь общества резко отличаются от современной. У школьников этих классов еще беден запас представлений и понятий о природе и обществе, а имеющимся представлениям недостает четкости и содержательности. Учащиеся средних классов очень живо, с большим интересом относятся к наглядности и переносят это отношение на связанное с ней устное изложение материала.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и логических приемов, которые различаются степенью сложности, структурой и содержанием.  Учащихся старших классов мы учим рассуждать логически, а это сложно делать тем детям, у которых мышление сформировано на стадии наглядно-образной, а возможно еще и  наглядно-действенной. В этом случае умственный, образ воплощается в речь, вербализуется. Слова имеют множество значений, а высказывание необходимо построить так, чтобы любой человек понял его однозначно. Причем различные виды логики дают нам и разные виды мышления. Все это относится к операционально-технической стороне мышления и отвечает на вопрос «как мыслю?», «как делаю?». Но качества мышления ученика учитель оценивает не по этим категориям, а по качествам.
            Есть в мышлении нечто большее, чем владение различными приемами, умениями и правилами. Это личностный аспект ученика, различия в смысловой стороне мышления – «зачем мыслю?», «зачем делаю?».Таким образом, учитель формирует критическое мышление, которое выявляет недостатки в суждениях других людей. Ученик с преобладанием этого типа мышления видит только недостатки и не предлагает своих конструктивных идей. Он ищет недостатки и в своих идеях. Если у ученика преобладает творческое мышление, и он стремится к разработке конструктивных идей, он не уделяет внимания их недостаткам, что также отрицательно сказывается на разработке оригинальных идей.

Традиционный источник знаний – учебник, является связующей нитью между знаниями, полученными на уроке и закреплением материала дома. К новому единому учебнику истории можно относиться по-разному: одобренная в нем сверху идеология уже была в советское время, и она, как известно, не спасла государство от развала. Если нет конкуренции учебников, то нас ждет застой, поскольку отберут право выбора книги.  Но расстраиваться не приходится: у учителя есть многообразие исторических документов и источников для анализа, нужно только правильно отобрать их на урок и организовать методически грамотную работу учеников. Многие документы стали  доступны школе благодаря интернету, их можно анализировать в процессе проектной деятельности. О подготовке и  реализации проектов написано много. Следует обращать внимание не только на обучающую, но и на воспитательную сторону проектов. В педагогическом плане важно не только тщательно проанализировать содержание проекта, но и реализовать воспитательные задачи.

Историческое содержание урока позволяет ненавязчиво оказывать положительное воспитательное воздействие на ученика. Нам бывает трудно преодолеть то отрицательное воздействие, которое ученик получает в неблагополучной семье, или когда бесконтрольно путешествует по жестоким сайтам интернета. Иногда такое воздействие приводит к самому трагичному – суициду среди подростков. Это значит, что ребенку не с кем было поговорить по душам ни в школе, ни дома. Это значит, из уроков истории, обществознания и других дисциплин он не смог понять, что самое дорогое, что есть у человека – это жизнь, что надо беречь свою жизнь и жизнь родных и близких, знакомых и незнакомых людей. В течение всего учебного дня у  ребенка не должно быть места апатии и безразличию. Конечно, психологический комфорт в семье  тоже нельзя сбрасывать со счетов. Во многом с проблемой воспитания связана проблема качества нашего повседневного быта. Ежедневно, к глубокому сожалению, наблюдаю за  внешней, казалось бы воспитанностью, отсутствие у детей аккуратности и трудолюбия. Особенно заметно среди учащихся среднего звена: не выработали еще из начальной школы прилежание, ответственность за свое дело и многие другие свойства личности, необходимые для качественного труда. Сложно корректировать то, что изначально не было заложено или было настолько искажено, что ученику приходиться в корне менять свои взгляды на уже  вполне сформированную личность.

            Провожу анализ выполненных работ учащихся в классе, и первые замечания всегда сводятся к следующим вопросам: «Почему так не аккуратно выполнена работа,  много орфографических ошибок, название государства или имена записаны с маленькой буквы? Получаю ужасающий ответ: «Мы же пишем по истории, а не по русскому языку...», «Зачем иметь хороший почерк, если есть клавиатура компьютера...», «Зачем аккуратно работать на школьной доске, если есть электронная доска...», «Зачем тщательно вести записи в рабочей тетради, если ее потом можно просто выбросить...».  После таких ответов начинаю проводить разъяснительную беседу. А в голове стучит в висках: «От этого ученика через 10-15 лет будет зависеть будущее нашей страны. Отсутствие воспитания и самовоспитания приведёт к безразличию, безответственности, взрастимработника никчёмного, ничего не умеющего».

             Естественно, мы не захотим покупать вещи от такого производителя, не захотим пользоваться услугами безответственных и даже преступных сограждан. Да и что говорить о будущем, сегодня не проходит и дня, когда он проходит без страшных катастроф - это  «человеческий фактор» (такое объяснение дает нам СМИ) приложил свои руки к падающим ракетам и разбивающимся самолетам, автомобильным авариям и ошибкам врачей. Всё спишем на  ошибки, которые допускали всегда, начиная со школы. Уроки истории о прошлых трагедиях человечества так и не становятся Уроком жизни для будущего поколения.  На совести таких «человеческих факторов» тысячи погибших, возможно светлых, достойных людей сделать лучше нашу жизнь. Борьбу с халатностью, безответственностью надо вести на протяжении всех лет пребывания детей в школе при изучении всех школьных дисциплин, в том числе истории и обществознания. На сегодняшний деньэто одна из важнейших проблем, требующая безотлагательного решения.

            Наверное, по иному следует оценивать результаты деятельности учебного заведения. Можно проводить итоговый и единый экзамены, писать контрольные работы, выполнять тестовые задания. Все это хорошо, но это еще не окончательный итог. По мнению М.Т. Студеникина – кандидата исторических наук, профессора, заведующего кафедрой методики преподавания истории МПГУ, свою точку над « i » должна поставить дальнейшая жизнь выпускника. Считаем, что всё лучшее мы можем брать из прошлого, а там действительно есть, чему поучится.

            Когда-то в дореволюционных гимназиях к их 50-летию или столетию выпускали юбилейные сборники, в которых показывали достижения учебного заведения за прошлые годы. В конце таких сборников помещали приложения с именами учеников, добившихся особых достижений в карьерной лестнице и в своей жизни. По количеству таких учеников и судили о результативности работы данного учебного заведения. Правда, из гимназий нещадно исключали двоечников и всех тех, кто совершил безнравственные поступки. Тогда не могло быть и речи о переводе неуспевающего ученика в следующий класс. Выпускник гимназии знал несколько иностранных языков, включая древнегреческий, отлично разбирался в событиях истории, помнил множество дат и имен, по многим позициям имел свою точку зрения. Именно такой выпускник мог поступить в университет, а не по рейтингу абитуриентов по среднему баллу результатов ЕГЭ.

             По большому счету в приёмной комиссии принимают документы студенты старших курсов, а своих студентов преподаватели начнут узнавать в лицо только после устных экзаменов во время  зимней сессии. М.Т. Студеникин предлагает, что если идентичный подход применить к нашей действительности, то для учебного заведения будет крайне важно собрать сведения о своих выпускниках хотя бы за 5 лет. Тогда станет ясно, кого выпускает школа или ВУЗ: или это достойные граждане нашего общества, или контингент, пополняющий исправительные учреждения, не нашедший своего места в жизни. Думаем, что наряду с аттестатом об окончании общеобразовательной школы, сертификата ЕГЭ, ученический портфолио будет одним из приоритетов при зачислении талантливого ученика в ВУЗ.

Современный урок истории. Каким ему быть? На основе разработанной государственной доктрины образования и программы модернизации выработка концепции образования исторически нового типа - главная задача педагогов- ученых и практиков. Педагог- это профессия, которая будет жить вечно! Работа учителя- это не ремесло, а искусство. Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - застывшее и нерушимое. Идея кодирования знаний. Поиски новых: методов обучения в последнее время называют инновациями, а их авторов - учителями-новаторами. Творчески работающие учителя предлагают свои методики и системы обучения истории Их уроки отражают индивидуальные особенности и возможности учителя и во многом зависят от самой личности. Подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени. Считаем, прежде чем браться за работу по-новому, следует взвесить свои силы и возможности, изучить опыт работы в конкретной системе обучения. Изменение этапов урока, последовательности звеньев обучения, форм работы может не дать того результата, который получают учителя-новаторы. Поэтому сбрасывать со счетов традиционные методы обучения невозможно, так как крепкий, проверенный фундамент временем также является основой качества образования учащихся.

            Таким образом, среди обширного круга методических приёмов и определённых проблем по их применению приходим к определённым выводам. Обучение призвано вести за собой развитие, предъявляя новые возрастающие требования в области овладения историческим содержанием и адекватными методическими способами действия. Мыслительная деятельность учащихся должна быть достаточно трудной, но доступной. Доказано, что без достаточного уровня сложности мышление не получает важных условий для достижения более высоких ступеней самостоятельности. Оптимальная трудность деятельности учащихся может конкретно определяться лишь учителем с учетом педагогических условий в каждом классе. Чем лучше усвоен метод обучения, способ деятельности, тем целенаправленнее он применяется, тем полноценнее (при прочих равных условиях) усвоение образов, понятий и воспитательный результат обучения. Поскольку урок, живое слово - это основной кирпич в здании образования, учителю необходимо заниматься развитием своей личности, творчества, постоянным самообразованием и просто необходимо овладеть новой методикой ведения урока в современных условиях, а также постоянным диагностированием проведенного урока. Несмотря на все проблемы применения методических приёмов в процессе преподавания - -история и обществоведческие знания органически входят в жизнь современного человека. На протяжении XX века историческое и обществоведческое образование сделало огромный скачок в своем развитии. Было создано множество нового, неизвестного ранее, которое имело огромный успех в России и за ее пределами, составляя подлинную славу нашей страны.

 

 

Автор Филенко Татьяна Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 21626
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓