Главная / География / Размещение и миграции населения.

Размещение и миграции населения.


Технологическая карта урока по географии

Преподаватели


Класс, дата

Тема

Размещение и миграции населения.

Цели

Организовать изучение особенностей размещения населения РФ, формы расселения, миграционные процессы.

Задачи

  • продолжить формирование у школьников представлений о населении России;

  • рассмотреть миграции населения;

  • изучить причины миграции населения;

  • познакомиться с показателями, изучающими, процессы размещения населения;

  • продолжить формирование у учащихся работать с основным источником географической информации – картой;

  • продолжить формирование умений работать с контурной картой.

Тип занятия

Комбинированный

Применяемая технология

Частично-поисковый, проектно-исследовательский.

Образовательный продукт урока

записи в тетради

Оборудование, средства обучения

политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», атласы, статистические материалы.

Источники информации

1)атлас,

2) Домогатских Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира: в 2ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 232с.: ил.,

3)интернет – ресурсы.










Этап занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность кадет


Время этапа

Организацион-ный момент


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.



3

Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи.


Актуализировать знания о религиозном составе населения.

Ребята! Прежде чем приступить к изучению новой темы, ответьте мне следующие вопросы по предыдущей теме.

При затруднениях преподаватель помогает и корректирует ответы

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

1 .Крупнейшие народы мира


2. Какие языки являются наиболее распространенными на планете?


3.Перечислите мировые религии: христианство, ислам , буддизм.


4. какие языки являются официальными или рабочими языками ООН? (шесть языков: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).


5.Какие страны являются однонациональными? (страны, в которых основной этнос составляет более 90% населения).


6. Какие страны являются многонациональными? (страны, в которых один этнос не составляет такого подавляющего большинства).


Учащиеся готовятся к ответу. Отвечают.





























10

Проектно-исследовательский; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный






























































Ребята записываем тему сегодняшнего урока.

Тема урока «Размещение населения и его миграции ».


1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей Запишите понятие «Размещение»

Размещение – это пространственный рисунок распределения населения на определенной территории

2. Влияние окружающей среды на размещение населения.

- природные факторы,

- экономические факторы







3. Плотность населения

Преподаватель предлагает ученикам заполнить таблицу «Плотность населения».




Учащиеся записывают определение понятия «Миграция».

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.





4. Миграции населения подразделяются:

- По продолжительности: временные, постоянные.

- По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

- По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.






Заполнение таблицы «Причины перемещения населения»




6. Запишите понятие «Урбанизация».

Урбанизация – это увеличение числа городов и городских жителей, возрастание значения город в жизни страны, распространение городского образа жизни на все большее число людей.


Как влияет урбанизация на состояние природы?

Какие преимущества имеет жизнь в сельской местности?



Учащиеся записывают тему урока.


Учащиеся слушают преподавателя и делают конспекты в тетрадь.









Учащиеся совместно с преподавателем обсуждают и записывают факторы, влияющие на размещение населения.








Учащиеся вместе с Преподавателем заполняют таблицу «Плотность населения».







Учащиеся совместно с Преподавателем работают с учебником на стр.57 рис. 23.

Записывают понятие «Миграции».







Учащиеся совместно с Преподавателем записывают какие бывают миграции населения.















Учащиеся совместно с Преподавателем заполняют таблицу «Причины перемещения населения».



Учащиеся записывают понятие «Урбанизация», отвечают на вопросы.

20









 Применение полученных знаний в новой ситуации.


Закрепить на практике полученные знания о размещении и миграции населения.

Преподаватель предлагает выполнить задания, используя новые знания и правила. Наблюдает за выполнением заданий, корректирует выполнение задания.






Учащиеся выполняют проверочную работу по теме «Население».







7

Подведение итогов



Подводит итог урока.

Проводит рефлексию.


Учащиеся делают выводы о достижении поставленных целей

Рефлексия.


3

Домашнее задание


Домашнее задание параграф: повторить раздел «Население»,задания в контурных картах стр. 34-35, рабочая тетрадь стр. 5

Записывают домашнее задание

2














Размещение и миграции населения.
  • География
Описание:

 

Миграция населения-это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция).

 

Причины миграции

Причин миграция населения может быть несколько:

неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица, экономический кризис и др. ;

гражданские войны,

экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д..

 

1.   Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.

Размещение – это пространственный рисунок распределения населения на определенной территории

На земном шаре население размещается крайне неравномерно. Около 70 % всего человечества проживает на 7% территории. В восточном полушарии проживает больше людей, чем в западном полушарии. В северном полушарии больше, чем в южном.

15% суши - совершенно не освоено людьми. Это районы с экстремальными природными условиями.

2. Влияние окружающей среды на размещение населения.

На размещение населения влияют различные факторы, причем изначально главным фактором были природные условия. Подсчитано, что половина населения мира проживает на низменностях, а 1.3 - на прибрежных территориях. Большинство населения внутренних территорий материков селится вдоль берегов рек.

Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были « речные цивилизации» - Египет (вдоль Нила), Китайская- вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская - в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье - между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились « морскими –империи Средиземноморья. Сейчас время « океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.

3. Влияние экономических факторов на размещение населения.

Второй фактор, от которого зависит размещение населения - это экономический. Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким- либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.

На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения составляет 200 человек на км кв. А в некоторых районах и вовсе достигает 2000 человек на км. кв.

В Европе и Северной Америке, в промышленных районах выше плотность населения, чем в сельскохозяйственных. Также наблюдается тяготение мест проживания людей к транспортным путям, в частности, к морским, речным, железнодорожным и автомобильным.

Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.

4. Плотность населения.

Практическое задание. Проанализируйте карту «Плотность населения мира» в атласе и заполните таблицу.

Группы стран с различной плотностью населения

Примеры стран

Причины, объясняющие картину плотности населения

Страны с равномерно низкой плотностью населения

Нигер, Австралия, Монголия.

Страны, находящиеся в аридном климате, кроме Австралии, не имеют выхода к морю и т.д.

Страны с равномерно высокой плотностью

Индия, ФРГ, Италия, Греция

Благоприятные условия проживания на всей территории стран

Страны, имеющие районы с высокой и низкой плотностью

Канада, Россия, Бразилия, Китай

Различные условия: природные, социальные, экономические сильно различаются в разных районах страны.

Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 45 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные, есть практически не освоенные, такие как Гренландия, Антарктида, Высокогорья планеты, пустыни, тундры и арктические пустыни. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.

В Индии средняя плотность равна 326 чел/км; Китае - 131, Индонезии - 116, США - 30, Бразилии - 20.

5. Миграция населения.

Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы исправляют ошибки и недочеты.

Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.

А. По продолжительности: временные, постоянные.

Б По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

В. По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.

Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века - прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.

Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начало эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек.

Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.

После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций - экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни.

Трудовая миграция.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

·         Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) - рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.

·         Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.

·         Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине 20 века появилась новая форма внешних миграций – «утечка умов» из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

·         из села в город;

·         между большими и малыми городами;

·         освоение новых земель;

·         отток людей из разного рода « горячих точек» и т.д.

Вопрос: Что такое «утечка мозгов»? Что послужило развитию данного вида миграции? Какие последствия приносит она стране эмиграции?

Вынужденные мигранты.

Задание: Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.

Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Судане, Уганде, ЮАР, Гондурасе и т.д.

Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.

Задание: Заполните таблицу.

Виды миграции

Причины миграций

Откуда? Куда?

 Трудовые

Социально-экономические

 Из развивающихся в экономически развитые страны

 « Утечка умов»

Переманивание высококвалифицированных специалистов

 В развитые страны

 Освоение новых земель

Колонизация и освоение новых территорий

Характерен для больших по площади территорий с разной плотностью населения.

 Село- город

Социально-экономические

Из села в город

 Беженцы

Политические конфликты, военные конфликты

Из районов бедствия в наиболее благополучные.

 
Вывод: Главные причины перемещения населения: экономические, политические, религиозные, военные конфликты.

Исследования причин перемещения жителей из регионов России в другие регионы показали, что 100% опрошенных были подвигнуты к перемещению именно первичными потребностями. При этом на первом месте - 89 % ставят потребности в стабильном заработке, 11% - из-за экологических проблем района, 2% - возможность получения жилья.

Понятие урбанизация – это увеличение числа городов и городских жителей, возрастание значения город в жизни страны, распространение городского образа жизни на все бОльшее число людей.

 

 

Автор Винькова Ирина Андреевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1757
Номер материала 29031
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓