Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазличные способы доказательства теоремы.

Различные способы доказательства теоремы.

Скачать материал

 

 

 

 

 

Раздел:

 

 

Преподавание математики

 

 

 

 

 

Название статьи:

 

 

Различные способы

доказательства теоремы

 

 

 

 

Автор:

 

 

Преподаватель математики

 ГБОУ лицей №1571

СЗАО города Москвы

 

Сазонова Татьяна Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Обучение учащихся доказательству теорем нередко оказывается недостаточно эффективным. Одна из причин этого, на мой взгляд, отсутствие возможности показа авторами учебников различных способов доказательств той или иной теоремы. Отсюда следует, что для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения  логического уровня их мышления,  учителю необходимо ставить перед учащимися проблему поиска различных способов доказательства одной и той же теоремы, учитель должен на примере показать, как это делается.

      Далее перед учителем возникает проблема побудить у учащихся желание самостоятельно искать различные способы доказательства теорем. Рассматриваемая деятельность будет эффективна в том случае, если учитель, перед тем, как предложить ребятам доказать теорему, досконально изучит её сам: отыщет способы доказательства и установит возможные связи её с другими теоремами. Только тогда он по-настоящему оценит познавательные возможности теоремы и организует соответствующую работу с учащимися в классе и на внеклассных занятиях. Особо это важно на начальном этапе изучения геометрии в 7 классе – заронить потребность в поиске новых доказательств на последующих этапах изучения геометрии.

     В данной статье ставится цель  поделиться опытом доказательства  некоторых теорем различными способами.

      Рассмотрим несколько теорем из курса геометрии 7-11 классов.

     Как доказываются эта теоремы в учебниках Л.С.Атанасяна и А.В.Погорелова всем известно, поэтому я приведу менее известные доказательства.

 

Теорема о сумме углов треугольника.

 Сумма углов в треугольнике равна 180º.  

Доказательство:

I  cпособ.

 

 

 

                        N                               C                                     M

                                                             

 

 

 

                                     

                                 В                                                               А

                                                              Рис.1

 

     Отложим углы, соответственно равные углам  А и В от сторон угла С: угол, равный А откладывается от луча СА в ту полуплоскость относительно прямой СА, которая не содержит точку В (рис.1). Нужно доказать, что угол С равен 180º, т.е. является развернутым.

      Из равенства внутренних накрест лежащих углов А и МСА следует параллельность прямых СМ и АВ. Аналогично убеждаемся, что CN║АВ. Ссылаясь на аксиому параллельных, приходим к выводу, что прямые СМ и СN cовпадают. Следовательно, ∟МСN = 180º.

 

II  способ

 

 

 

 

                                                                                               D

 

 

 

                                                 

                                                                                                                                F

                                                       С

                                                                        

 

 

 

                                                                                                        

                     

           А                                                                                                                    В

                                                         Рис.2

      Проведём луч АС и CF║АВ. ∟А = DCF как соответственные при параллельных прямых CF и АВ и секущей АС. В =

= ∟BCF  как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых CF и АВ и секущей ВС. ACD = 180º, т.к. этот угол развернутый, значит:

                                  А   +  ∟В  + ∟С  180º.    

 

III   способ                 

 

                         

 

                                                                                                                F

 

              D   

                 

 

 

 

                                                                 

                                                                  C                                                                                   M

                                                                 

 

 

 

 

 

                        А                                                                                                    В

                                                                    Рис.3

  Проведем лучи ВС и  АС и  проведем СМ ║АВ. DCF = ∟АСВ как вертикальные, ∟А = ∟FCM как соответственные при параллельных прямых CM и АВ и секущей АС. В = ∟MCF  как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых CF и АВ и секущей ВС. FCM = 180º, т.к. этот угол развернутый, значит:

                                                ∟А   +  ∟В  + ∟С  180º.    

 

 

IV  способ.

 

 

 

 

                                                          С                                                             М

 

 

 

 

 

 

 


                            В                                                                              А

                                                             Рис.4

      Проведем СМ║ВА. А = ∟MCА  как внутренние накрест лежащие при СМ║ВА и секущей АС. ВСМ = ∟А + ∟С. ВСМ + ∟В = 180º, т.к. эти углы внутренние односторонние при параллельных прямых CM и ВА и секущей ВС, значит:

                                                ∟А   +  ∟В  + ∟С  180º.    

 

Теорема о зависимости углов треугольника от его сторон.

В треугольнике против большей стороны лежит больший угол.

      Рассмотрим случай, когда в ∆ АВС  АС>АВ. Проведем АМ – биссектрису  ВАС. Если построить точку Е = S AМ (В) (рис.5), то окажется, что В = АЕМ, но АЕМ – внешний угол ∆ СЕМ. Поэтому  В =  АЕМ и  С <  В.

     Доказательство аналогично, если построить точку  D = S АМ (С).

 

 

                                                  А

 

 

 


                                                                                                Е

 


                                                                                                                   С

 

 


                В                                           М

                 

                                                        Рис.5

Есть и ряд других доказательств, использующих свойство биссектрисы.

 

 

 

 

                                                                                    А

 

 

 

 

 


                                                                                                                         B

                                                                                                                             D

                                      E                                             M                                     

                                 С                                  Рис.6

                                  

 

     Через точку М проведем прямую, перпендикулярную лучу АМ и пересекающую прямые АВ и АС соответственно в точках D и Е (рис.6). Тогда АD = AE и  ADM =  AEM; АВС >ADM и АЕМ >С как внешние углы  ∆ МВD и ∆ СЕМ. Значит В >С.

 

 

Можно опустить перпендикуляры BT и CI на луч АМ (рис.7).

 

                                                                   А

 

 

 


                                                                                                                       В

 

 

                                                                            Т

 

                                                                                     М

 

 

                                                                                          I

 

 

                                             

                    С

                       

 

                                                                             Рис.7

 

      Тогда выяснится, что  ABT = ACI, но угол С – часть угла АСI, а угол АВТ – часть угла АВС. Отсюда вытекает, что

В  >С.

 

Теорема о трех перпендикулярах.

Прямая теорема:

Если через основание наклонной провести прямую , перпендикулярную к ней, то эта прямая будет перпендикулярна и проекции наклонной.

Обратная теорема:

Если через основание наклонной провести прямую , перпендикулярную к проекции этой наклонной, то эта прямая будет перпендикулярна и самой наклонной.

 

 

 

 

 

                                            S 

 

 

 

 

 

 

                                          О                                                                                 В

                                                                                                                         

 

                                                                                                             

                                                                                               t          А

                                                                                         

                                                                                           С

                                                                      Рис.8

 

 

I  cпособ

(Доказательство обратной теоремы)

       Допустим, что SA не перпендикулярна прямой t. Проведем  SBt , тогда SA  > SB. Из прямоугольных треугольников  SOA  и  SOB:   OA2SA2 -   SO2OB2 =   SB2 SO2.  Получаем: OA > OB. Между тем  OA  OB, т.к.   OAt  по условию (рис.8).

 

 

II  cпособ.

(Доказательство обратной теоремы)

 

 

 

 


                                  S

 

 

 

 

                                      O

                                                                                   M

 

 

                                t                 A

 

                  N                            Рис.9

 

 

       Приведен в учебнике «Геометрия 9-10» А.Киселева.

       От точки А отложим равные отрезки: AM = AN (рис.9). Точки M и N cоединим с точками O и S. В ∆ MON  OA есть одновременно высота и медиана, т.е. этот треугольник равнобедренный: OM = ON. Прямоугольные треугольники OSM и  OSN равны (по двум катетам). Из их равенства следует, что SM = SN и SA – медиана равнобедренного треугольника MSN. Значит, SA – высота этого треугольника, т.е.  SAMN.

 

III  способ.

(Доказательство обратной теоремы)

      На прямой t  возьмем произвольную точку  B  (рис.8)  и соединим ее с точками O и S. Из прямоугольных треугольников SOB, SOA  и  AOB:

 

SB2 =  SO2 + OB2;  SA2 =  SO2  + OA2;  OB2 - OA2 = AB2

 

      Вычтя из первого равенства второе, получим: SB2SA2  OB2OA2. Приняв во внимание третье равенство, будем иметь: SB2SA2  AB2,  SB2  =  =SA2AB2. Согласно обратной теореме Пифагора SA  ┴ AB, т.е.  t  ┴ SA.

 

 

Теорема о сумме внутренних углов выпуклого n-угольника.

Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180º(n -2).

     Когда у ребят выработается навык поиска доказательств теорем, при  изучении темы «Теорема о сумме внутренних углов выпуклого n-угольника», можно провести следующую работу.

    Учащиеся класса в зависимости от способностей делятся на группы. Каждая группа «ищет своё доказательство» теоремы о сумме внутренних углов выпуклого n-угольника.

    Ученики класса, члены математического кружка, доказывают эту теорему методом математической индукции: при n = 3 формула 180º(n - 2) в силу теоремы о сумме углов треугольника; далее предполагается истинность данной формулы при n = k и доказывается ее справедливость для n = k + 1. А именно: 180º(k + 1 - 2) = 180º(k - 1) =  180º(n - 1 - 1) = 180º(n - 2). Вторая группа учащихся проводит доказательство теоремы с опорой на рис.10. Ребята замечают, что если n  -  количество сторон многоугольника, то n – 2 – количество образовавшихся треугольников. И т.к. сумма внутренних углов треугольника равна 180º, то сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180º(n -2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      А1

 


                                                                                                А2

 

 

                            Аn

 

 

                                                                                                                   А3

 

 

 

 

 


                                                                 Рис.10

     Третья группа ребят находит доказательство теоремы, исходя из рис.11 сумма внутренних углов выпуклого n-угольника 180ºn - 360º  = 180º(n -2)).

 

                                                             В

 

 

 

 

 


                                                                                                   С

 

 

                                                             1    2

                                                              O      3

                                                             5    4

                    А

 

                                                                                                             D

 

 

 

                                                          E

                                                          Рис.11

 

 

      И, наконец, четвертая группа учащихся, изучая рис.12 и выполняя дополнительный рис.13 (рисуем углы с соответственно параллельными сторонами для 1 - 6), приходит к выводу: сумма внутренних углов выпуклого n-угольника  равна 180ºn - 360º  = 180º(n -2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


               

               6                              1                                                   

                                                                                                         

                                                        2                                          1   2   3

    5                                                                                           6        

                                                                                                        5        4

 

                                                3

                       4

 

                          Рис.12                                                                                      Рис.13

 

      Каждая группа учащихся тратит на поиск доказательства около 10 минут. После этого представитель группы на доске демонстрирует классу найденное доказательство теоремы.

 

      Ограничиваясь приведенными примерами, надо отметить положительный опыт систематического использования этого методического подхода в преподавании геометрии. Приучая учащихся к самостоятельным поискам доказательства, поощряя их работу в этом направлении (даже если найденное доказательство сложнее известного), можно добиться более прочных и глубоких знаний, способствовать повышению математической культуры учащихся.

 

 

 

Литература:

 

 «Геометрия» учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ А.С.Атанасян и др., Москва, «Просвещение», 2000.

 

«Геометрия» учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Погорелов и др., «Просвещение», АО, «Московские учебники», Москва, 2003.

 

«Геометрия» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Погорелов и др., «Просвещение», АО, «Московские учебники», Москва, 2003.

 

 

 

                                                                                                                                

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Различные способы доказательства теоремы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Обучение учащихся доказательству теорем нередко оказывается недостаточно эффективным. Одна из причин этого, на мой взгляд, отсутствие возможности показа авторами учебников различных способов доказательств той или иной теоремы. Отсюда следует, что для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения  логического уровня их мышления,  учителю необходимо ставить перед учащимися проблему поиска различных способов доказательства одной и той же теоремы, учитель должен на примере показать, как это делается.

      Далее перед учителем возникает проблема побудить у учащихся желание самостоятельно искать различные способы доказательства теорем. Рассматриваемая деятельность будет эффективна в том случае, если учитель, перед тем, как предложить ребятам доказать теорему, досконально изучит её сам: отыщет способы доказательства и установит возможные связи её с другими теоремами. Только тогда он по-настоящему оценит познавательные возможности теоремы и организует соответствующую работу с учащимися в классе и на внеклассных занятиях. Особо это важно на начальном этапе изучения геометрии в 7 классе – заронить потребность в поиске новых доказательств на последующих этапах изучения геометрии.

 

     В данной статье ставится цель  поделиться опытом доказательства  некоторых теорем различными способами. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 960 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1002
    • DOCX 82.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сазонова Татьяна Фёдоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сазонова Татьяна Фёдоровна
    Сазонова Татьяна Фёдоровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 37400
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 734 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1260 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 802 человека

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе