Главная / Русский язык и литература / «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .
Мягкий знак перед суффиксом –ск-
Суффикс –ск- стоит после буквы л ?
Работа в группах :
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .
Описание слайда:

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Мягкий знак перед суффиксом –ск-
Суффикс –ск- стоит после буквы л ?
Описание слайда:

Мягкий знак перед суффиксом –ск- Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

№ слайда 11 Работа в группах :
Описание слайда:

Работа в группах :

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока:

«Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Цели урока:

развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;

развить умение формулировать определение понятий;

развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Задачи:

1) обучающая:обучать умению различать на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-, уметь правильно употреблять на письме и в речи;

2) развивающая:развивать навыки аргументированно и связно формулировать ответы, развивать речь учащихся;

3)воспитательная:воспитывать интерес к русскому языку, умело пользоваться им.

Методы:

беседа, наблюдения, объяснение, составление алгоритма, практические работы и т.д.

Оборудование:

учебники, мультимедийная презентация, таблица, сигнальные карточки, тесты.

Ход урока:

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  • 2Орфоэпическая пятиминутка.

( Слайд № 3)

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

3. Проверка домашнего задания.

Н и НН (слайд 4)

Учитель: Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Учитель: Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных. (Сообщение темы урока).

4.Работа с текстом. (слайд 5)

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Учитель. Определите тему данного текста, главную мысль.

(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за народное декоративное творчество России.)

- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.

- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?

5. Объяснение нового материала. (слайд 6)

Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.

Палехской

федоскинской

хохломской

дымковской

богородской

гжельского

тобольской

вологодского

ростовской

городецкой

Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.( Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. ( Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия. (слайд 7)

1. В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

  • 2.А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3. И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

VI. Закрепление изученной темы.

  • 1.–Перед вами слова, нужно образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Затем распределить их в 2 столбика. ( слайд 8)

-к-

-ск-

  • Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

2. Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки: ( слайд9)

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

3. - Вставьте, где необходимо мягкий знак. Назовите слова, в которых мягкий знак нее пишется. ( слайд10)

а) июн__ский; г) сентябр__ский;

б) январ__ский; д) сибир__ский;

в) рязан__ский; е) октябр__ский.

V. Проверка полученных знаний.

  • 1. Найди определение ( раздать карточки).
  • Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

флаг

жук

ковер

сталь

орех

снаряжение

кружева

праздники

дамас..ая

альпинист..ое

пират..ий

колорад..ий

январские

персид..ий

вологод..ие

грец..ий

1 в.

2 в. парк ткац..ий

болото одес..ий

язык декабр...кий

пейзаж вяз..ий

мороз город..ой

станок дерз..ий

ответ француз..ий

порт сель..ий

Учитель. Какие слова - исключения надо запомнить? ( Узбекский, таджикский, угличский)

2. Работа в группах :

А) Первая (сильная) группа (слайд 11-12)

Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь;

3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест . . (слайд 7) тестовая работа:

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Деревенс..ий пейзаж
2. Дерз..ий ответ
3. Казанс..ая сирота
4. Рус..ий рубль

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Немец..ий станок
2. Плотниц ..ий инструмент
3. Француз..ий язык
4. Близ..ий друг

III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –

1. Рез..ий ветер
2. Рыцар..ий турнир
3. Голланд..ий тюльпан
4. Черкесс..ий танец

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

VI. Итог урока ( рефлексия). ( слайд 13)

Вывод : ( слайд 14)

ИТАК, суффикс –К- пишется:

в прилагательных, имеющих краткую форму;

в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л

( сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ ( июньский, октябрьский, исключение январский).

VII. Домашнее задание. П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему : « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.

Автор Коноплёва Елена Александровна
Дата добавления 28.07.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 668
Номер материала 60307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓