Родительское собрание
«Роль семьи в формировании
личности»
Ход
собрания
На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского
воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль
в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных
института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса
воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную
творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители
действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка
в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими
чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте,
ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь
иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет
конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в
формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются
ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение
хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка—чтобы его любили
таким, какой он есть.
Обратиться к словам
Есть много разновидностей любви:
- Любовь умиления
- Любовь
деспотическая
- Любовь откупа
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою
смысл каждого из этих выражений, хочу обратить внимание на мини-анкету на
доске.
Дайте ответы на вопросы.
Вернемся к недостаткам, которые встречаются
в воспитании.
Любовь умиления—самое
печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это
инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести?
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом
общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все
можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет
трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его
окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него
складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость
родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность—деспотическая любовь.
Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается
представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и
человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок,
постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения
родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять
волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть
хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и
помните, что ваш сын, ваша дочь—такой же человек, как и вы, его душа явно
протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность—любовь откупа.
Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех
материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то
совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если
в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то
их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не
знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка,
сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская
любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит
какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет
разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
когда заботятся не только о нем, но и он уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а
затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо
он—«квартирант».
Практическая
часть
Тест
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же
проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы,
предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может
быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети--свидетели. А может они учатся жить у жизни.
Игра «Закончи предложение».
Если:
1.
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2.
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3.
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4.
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать
других).
5.
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6.
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть
справедливым).
7.
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8.
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9.
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10. Живет
в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но
именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует,
но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует
поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.