Инфоурок Литература Другие методич. материалыРазделительные Ъ и Ь. 5-класс

Разделительные Ъ и Ь. 5-класс

Скачать материал

                                                                                   Шарипова Эльза

                                                                       учительница русского языка и                  

                                                                    литературы средней школы №33

                                                                               Жалагашского района,

                                                                             Кызылординской области

 

 

Класс:  5

Тема урока: Разделительные Ъ и  Ь.

Цель урока:

1.     Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи;

2.     Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи;

3.     Привитие любви к животным, привитие самостоятельности;

Наглядности: схемы, плакаты,учебник

                                     Ход урока:

1. Организационный момент:

2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/.

3.Новая тема.

  - Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки?

А рано утром натощак

Пошли мы к букве «твердый знак».

Но не могли найти никак

Ни твердый знак,

Ни мыгкий знак.

Мы долго думали в пути,

Где эти знаки нам найти,

И после размышления

В печать

Решили мы послать

Такое объявление:

«Пропала

Не собака,

А два

Печатных знака.

Найти их рядом мудрено.

Но, может быть, однако,

Словцо отыщется одно,

Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет

Мы через день прочли ответ

От школьника Петрова

Из города Тамбова.

Илья Петров ответил так:

«И твердый знак , и мягкий знак

Найдешь в одно мгновенье.

Ты их найдешь,

Когда прочтешь

Свое же объявленье!»

Мы объявленье перечли

И оба знака в нем нашли.

И написали мы в Тамбов:

«Благодарим, Илья Петров!»

                                        !   ПРАВИЛО

   В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно.

  Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е,е,я: подъезд, съемка, объявление.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 2

             ! СОСТАВЬТЕ И ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВАМИ, ДАННЫМИ В РАМКАХ.

ОБЪЯВЛЕНИЕ                    СЪЕСТЬ                           ОБЪЯСНИТЬ

ПОДЪЕЗД                            ПОДЪЕХАТЬ

упражнение 3

Запишите слова с указанными приставками. Подберите к ним подходящие по смыслу существительные.

  Отъехать от дома, подъехать к школе, объехать машину, уехать в город, въехать в гараж.

Изъездить страну, съездить в район.

Ø Хорошо спрятанная котлета.  / устно/.

  Прочитайте рассказ Г.Остера. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.

Ø Развитие связной речи.  Серый козленок.

-         Прочитайте стихотворение А.Тажибаева.

-         Подумайте, какие рисунки можно нарисовать к этому стихотворению. Передайте их словами.

-         Какие стихотворения о птицах, домашних и диких животных вы знаете?

! ПРАВИЛО

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но вслово часто просится.

   Разделительный мягкий (ь) пишется в корне или перед окончанием слова между согласной и гласной е,е,и,ю,я: бьет, шьет, воробьи, льют, семья.

Функции ъ и ь знака.

-        В разделительном значении используются для обозначения звука [й], например,подъезд (под[йэ]ст),(ш[йу].

-        Ъ и Ь употребляются перед буквами е, е, ю, я а ь еще и перед и.

-        После приставок на согласные для изображения звука [й] перед буквами е,е,ю,я используется разделительный Ъ.

-        Перед теми же буквами, а также перед буквой и используется разделительный Ь.

Употребление Ъ

 Разделительный Ъ пишется перед буквами е, е, ю, я:

1.    После приставки, оканчивающейся на согласную букву, например: подъезд, съемка, объявление.

2.    В иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную: ад-,об-, суб-, интер-, контр-. Например: объект, субъект, адъютант.

3.    В сложных словах. Например: трехъязычный, двухъярусный.

 

Употребление Ь

Разделительный Ь пишется:

1.    Перед буквами е, е, ю, я внутри слова не полсе приставки. Например: вьюга, серьезный, соловьиный.

2.    В некоторых иноязычных словах перед о, например: медальон, почтальон, бульон.

4. Класс делится на две команды: «Твердый знак», «Мягкий знак».

- «Полиглот».

1. Лъсе /съел/, ятслиь /листья/, ддъеопз /подъезд/, отьалп /пальто/.

- Составьте слова из слогов.

  поль  то,  ки   конь,   ги   день,  мо пись

-        Как превратить:

Сел – в стихию?                           Сель

Галку  - в мелкие камешки?       Гальку

Мел –в мелководное место?     Мель

-        Мы можем писать диктант на «4» и «5»!

Пять, съел, осень, съела, варенье, отъехать, учитель, съехал, подъехал, деревья.

4.Закрепительные упражнения.

упражнение 6

Соловей-соловья-соловьи

Муравей - муравья – муравьи

Воробей – воробья – воробьи

Лист – листья

Колос – колосья

Перо – перья

Собачий – собачье – собачья

Заячий- заячье – заячья

Медвежий – медвежье – медвежья

Разбить – разобью – разобьет

Налить – налью – нальет

Зашить – зашью –зашьет

упражнение 7

Спишите,  вставляя пропущенные буквы. Подчеркните разделительные ъ и ь знаки.

 Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный.                                                                    (Е.Благинина)

 

Вьюга  хлешет  так и  сяк,

Бьёт  в  лице  крупой  сыпучей,

Очень  жёсткой  и колючей,

Несмотря  на  мягкий  знак.

                      ( Я.Аким)

упражнение 8

Подберите однокоренные слова с ъ. Выделите корень и приставку.

ехать-объехать                               езда - объездить

ясный – объяснить                         есть - съесть

единый- объединить

 упражнение 9

 Измените слово по образцу:

лить – льет, льют                                 пить – пьет, пьют

вить- вьет, вьют                                   шить – шьет, шьют

бить –бьет, бьют

Словарная работа:

ломаться (ломается)                                         подружиться (-жусь, -жишься)

сломаться (сломается)                                     подружиться с новыми ребятами

Карандаш сломался.                                            быстро подружиться

Машина сломалась.                                             Они подружились давно.

Часы сломались.

Сухие ветки сломались.

Не сломались бы копытца!

 

 

Домашнее задание: упражнение 4, упражнение 5

из  учебника стр. 156

 

Комментирование оценок

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разделительные Ъ и Ь. 5-класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1. Научить детей различать Ъ и Ь знаки, правописание и употребление их в речи; 2. Умение логически мыслить,выделять главное, доказывать, развитие устной речи; 3. Привитие любви к животным, привитие самостоятельности; Наглядности: схемы, плакаты,учебник Ход урока: 1. Организационный момент: 2. Опрос домашнего задания. / Тест из 9 вопросов/. 3.Новая тема. - Есть в алфавите 2 буквы, которые звука не обозначают. Назовите? - Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Маршака «Веселые стихи». В каком слове ребята нашли и твердый, и мягкий знаки? А рано утром натощак Пошли мы к букве «твердый знак». Но не могли найти никак Ни твердый знак, Ни мыгкий знак. Мы долго думали в пути, Где эти знаки нам найти, И после размышления В печать Решили мы послать Такое объявление: «Пропала Не собака, А два Печатных знака. Найти их рядом мудрено. Но, может быть, однако, Словцо отыщется одно, Где будут оба знака?» В одной из утренних газет Мы через день прочли ответ От школьника Петрова Из города Тамбова. Илья Петров ответил так: «И твердый знак , и мягкий знак Найдешь в одно мгновенье. Ты их найдешь, Когда прочтешь Свое же объявленье!» Мы объявленье перечли И оба знака в нем нашли. И написали мы в Тамбов: «Благодарим, Илья Петров!» ! ПРАВИЛО В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е,е,я: подъезд, съемка, объявление. 4.Закрепительные упражнения. упражнение 2

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 671 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.01.2020 1044
    • DOCX 52 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бруслик Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бруслик Людмила Анатольевна
    Бруслик Людмила Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86514
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов